Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики на основе достоверной информации с оценкой его возможной ошибки.
Следует отличать научное предвидение (прогноз) от предвидения, основанного на субъективном ощущении. Принцип в первом случае «хотите – верьте, хотите – проверьте». Принцип во втором случае – «хотите – верьте, хотите – нет».
Этапы разработки прогноза рынка:
1. Установление объекта прогнозирования.
Следует точно определить, какой показатель будет прогнозироваться, так как на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации и т.д. Если все-таки приходится на это идти (например, при недоступности информации), то следует сделать соответствующие оговорки и последующую корректировку.
2. Выбор метода прогнозирования.
Зависит от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации, наличия исходной информации и др. Например, для определения перспектив развития розничной торговли в целом могут быть использованы более грубые, дающие примерную картину методики, для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц необходимо применение более точных методик; при наличии исходных данных за достаточно длительный период возможно использование более надежных методик, при недостаточной информации – менее надежных.
3. Процесс разработки прогноза.
Заключается в непосредственном проведении расчетов, выполняемых либо вручную, либо с использованием технических средств.
4. Оценка точности прогноза.
Производится путем расчета его возможной ошибки. Результаты прогнозов практически всегда приводятся в интервальном виде с учетом ошибки. Например: «Завтра в Чебоксарах ожидается 16-20 градусов выше нуля», т.е прогноз – +18º, возможная ошибка – ±2º.
|
Классификация прогнозов рынка:
1) по времени упреждения:
- краткосрочные (от нескольких дней до двух лет);
- среднесрочные (от двух до семи лет);
- долгосрочные (более семи лет);
2) по товарному признаку:
- по конкретному товару;
- по виду товара;
- по товарным группам;
- по комплексу товаров;
- по всем товарам;
3) по территориальному охвату:
- по конкретным потребителям;
- по районам;
- по отраслям;
- в рамках всего мира;
4) в зависимости от применяемых методов:
- экстраполяция динамических рядов;
- интерполяция динамических рядов;
- коэффициенты эластичности спроса цен и предложения;
- экономико-математическое моделирование;
- структурное моделирование;
- экспертные оценки;
- метод аналогии.
Экстраполяция динамических рядов
Экстраполяция – это перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее. Основное условие для применения денного метода – наличие достаточно значительного динамического ряда.
При данном методе предполагается, что факторы, определяющие изменения того или иного элемента рынка (спроса, предложения, цен), нивелируются во времени (рис. 3.1).
Однако чем больше период упреждения, тем больше ошибка прогноза, поэтому использование данного метода оправдано лишь при краткосрочных прогнозах.
Точность метода снижается также при резком изменении тех или иных факторов, оказывающих влияние на исследуемое явление.
|
Рис. 3.1. Экстраполяция динамического ряда
Интерполяция динамических рядов
Под интерполяцией понимают нахождение недостающих членов динамического ряда внутри него. Например, известны фактическое потребление товара в базовом году (уф) и его прогнозное потребление (ун) в году t. Тогда прогноз можно составить по годам, используя средний коэффициент роста (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Интерполяция динамического ряда
Точность метода невелика. Обычно данный метод используют при долгосрочном прогнозировании. Например, когда необходимо завоевать определенную долю рынка, при планировании продаж с целью обеспечения погашения кредита и др.
Коэффициенты эластичности спроса, цен и предложения
Если методы экстраполяции и интерполяция динамических рядов исходят из того, что показатели элементов рынка являются лишь функцией времени, которое нивелирует влияние других факторов развития, то данный метод предполагает измерение влияния различных факторов на тот или иной элемент рынка (например, спрос).
Эластичность – это способность спроса изменяться под влиянием изменения какого-либо фактора (например, дохода потребителей, цены на товар). Чем больше зависимость спроса от дохода, тем выше эластичность.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении конкретного фактора на 1% и определяется по следующей формуле:
,
где Δ у % – прирост спроса; Δ x % – прирост фактора.
Различают статические и динамические коэффициенты эластичности спроса.
Статические рассчитываются по данным двух соседних периодов. Их обычно при прогнозных расчетах не применяют.
При использовании коэффициента эластичности для прогнозирования необходимо учесть, что его значение может изменяться год от года. В связи с этим сначала следует проанализировать динамический ряд коэффициента эластичности и экстраполировать его на период прогноза (т.е. перевести в динамическую форму), а лишь потом воспользоваться полученными значениями в прогнозных расчетах.