Товар (с т.з. эконом. теории) - это продукт труда, произведенный для обмена.
Товар (с т.з. маркетинга) - это комплекс полезных свойств, с помощью которых можно удовлетворить определенную потребность.
Классификация товара:
1) по назначению:
- потребительские
- производственные
2) по характеру потребления:
- длительного пользования - материальные изделия, выдерживающие многократное использование.
- кратковременного пользования - материальные изделия полностью потребляемые за один или несколько циклов пользования.
- услуги - не имеют материальной формы, проявляются в виде действий или выгод.
3) по характеру покупательского поведения:
- товары повседневного спроса - приобретаются часто, без раздумий и с минимальными усилиями на сравнения с другими:
а) основные товары постоянного спроса;
б) товары импульсной покупки (без предварит.планир-я, на кассе);
в) товары для экстренных случаев.
- товары предварит.выбора - покупке предшествует сравнение товара по различным признакам:
а) схожие(критерием выступает цена);
б) несхожие(выбор осуществляется не по ценовым признакам- цвет, размер, фасон).
- товары особого спроса - обладают уникальными характеристиками(на заказ)
- товары пассивного спроса - покупатели не задумываются о покупке
4) по участию в производстве:
- Основное оборудование
- Вспомогательное оборудование(лифты)
- Узлы, агрегаты
- Основные материалы
- Вспомогательные материалы
- Сырье
- Производственные услуги
- Интеллектуальные товары
5. по способу изготовления:
- Стандартная
- Уникальная
6. от класса товара:
- Единичный
- Товар-группа
- Товар-объект
Факторы, определяющие формирование товара:
|
Существует 4 уровня восприятия товара:
Iур. Ядро товара - основной выгодой товара, то для чего он создается(80% затрат на этом уровне)
IIур. Оформ-е товара – совок.физич.характеристик товара - качество, дизайн, марка, упаковка (обеспеч. 80% успеха)
IIIур. Подкрепление товара – предоставл.доп.услуг - послепродаж.сервис, гарантия, возможность приобрести в кредит.
IVур. Признание товара - личностное восприятие потреб-лем товара - общест.признание, преимущ.перед конкурентами.
Жизненный цикл товара
ЖЦТ – это концепция, описывающая динамику сбыта продукции, прибыли, потребителей, конкурентов, цены, стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.
Концепция ЖЦТ может применяться в отношении товарного класса, разновидности товара, товарной марки.
Самый длинный ЖЦТ у товарного класса:
Основные факторы, определяющие длит.ЖЦТ:
- Научно-тех.прогресс
- Успех у портебителей
- Колич-во конкурентов
- Специфические особенности самого товара
Различают следующие разновидности ЖЦТ:
1. Традиционный
2. Классический
3. Увеличение
4. Длительное увеличение
5. Сезонность
6. Ностальгия
7. Провал