3. Эмоциональная реакции и характер общения
со взрослым в процессе обследования
Маша легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелательна, однако на протяжении всего времени обследования постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами.
1 Фамилия и имя ребенка даны вымышленные.
Считает, что поведение у нее всегда хорошее, результаты своей деятельности оценивает высоко.
4. Состояние эмоционально-волевой сферы
Активная, общительная девочка. Может занять себя, но на| непродолжительное время. Если что-то не нравится, то она может проявлять упрямство, плакать, кричать, но быстро успокаивается, если ее внимание переключить на другой предмет или деятельность.
Маша демонстративна. У девочки отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, просится на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе, взрослый в этом случае вынужден вывести ее из группы, чтобы иметь возможность продолжить занятие.
5. Моторика
Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений.
При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии обеими руками. Координация движений пальцев нарушена.
Ведущая рука — правая.
Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой.
6. Познавательное развитие
А. Внимание
• Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.
Объем произвольного внимания также существенно сии жен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
В. Восприятие
• Цвет: ребенок четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый).
Серый опознает, но не называет. Находит заданный цвет в окружающем пространстве.
• Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник).
При опознании путает ромб и многоугольник. При назывании воспроизводит все предъявляемые формы (в том числе ромб и прямоугольник), кроме многоугольника. Самостоятельно находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной плоскостной формой (кругквадрат, прямоугольник).
• Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятельном назывании обозначает лишь самые элементарные формы (шар, куб).
• Восприятие пространства:
—макропространство — может самостоятельно (без помощи воспитателя) дойти до столовой. Свободно ориентируется в физкультурном зале, кабинете ритмики, актовом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется;
—микропространство — верно сличает, опознает и называет все стороны и части листа, выделяет центр.
• Восприятие схемы тела, его частей и сторон:
— ориентировка на себе — показывает и верно называет следующие части тела: голову, нос, рот, лоб, волосы, левые и правые симметричные части тела (уши, «реснички», коленки, пятки). Подбородок обозначь как «бороду»; не может назвать брови, шею обозначая как «горло». Дифференцирует правую и левую стороны;
— Ориентировка на другом человеке — при назывании левосторонних и правосторонних допускает ошибки, связанные с зеркальностью этих отношений.
• Восприятие последовательности частей суток. Предстление о последовательности частей суток сформированы. Воспроизводит с опорой на картинки.
• Последовательность времен года. Нет противопоставлений осени и весны. Путает смежные времена года (весна — лето — осень, осень — зима, зима — весна). Девочка не дифференцирует их признаки, забывает словесное название
некоторых времен года («весна»).
• Последовательность месяцев и наполняемость ими времен года. Самостоятельно называет лишь следующие месяцы: июнь, октябрь, сентябрь, декабрь. Таким образом, у ребенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года.
• Дни недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные и будние дни. Таким образом, данные представления сформированы фрагментарно и неустойчивы. Тем более не сформировано представление о порядке следования дней недели друг за другом.
В. Память
Смысловая память превалирует над механической. Объел механической памяти значительно ограничен. Увеличение количества предъявлений (слов, картинок, предметов) увеличивает количество верно воспроизводимых вариантов. Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 6 повторений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.
Г. Мышление
Наглядно-действенное мышление сформировано. Наглядно-образное мышление — отмечен достаточно высокий уровень сформированности данного вида мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации только «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий, отработанных с дефектоло-гом за осень. «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие» и «домашние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения.'
Вызывают затруднения работа с серией сюжетных картинок: картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, даже если серия состоит из 3 картинок.
Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 5 на наглядной основе.
I,. Речевое развитие
Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-медленно.
Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы. С помощью педагога справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к». Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Почти всегда правильно согласует существительные с прилагательными и существительные и глаголы во времени, иногда сама исправляет свои ошибки. Девочка понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затрудняется в использовании сложных предлогов (из-под, из-за).
- Лексическая сторона речи. Девочка выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элиментарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Маши отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.)
- Связная речь. Передает своими словами впечатления из личного опыта, любит рассказывать о том, что с ней про«изошло за день.
Маша может пересказать прочитанную ей сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчинает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов.
Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.
Е.
Воображение
Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.
7. Сформированность ведущих видов деятельности
А. Общение
Маша — общительная девочка, ей нравится разговаривать со взрослыми. Она любит помогать воспитателю организовывать детей. Маше очень нравится, когда взрослые дают ей какое-нибудь поручение — с удовольствием их выполняет. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы.
По отношению ко всем детям в группе Маша проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать или бегать, то девочка начинает делать то же самое.
В, Сформированность элементной трудовой деятельности и навыки самообслуживания
Девочка умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но при контроле воспитателя все же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи.
И Игровая деятельность
Продолжительность пребывания в роли невелика (не более 7 мин), применяет предметы-заместители. Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно оха-рактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжет-•о-ролевого поведения.
Г Изобразительная деятельность
У Маши отмечено негативное отношение к изобразительной деятельности (у девочки не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками).
В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали лица (брови, ресницы). В рисунке использует всего 3 цвета.
Таким образом, психолого-педагогическая характеристика каждого ребенка включает в себя:
• анамнестические данные с указанием первичного диагноза; I описание внешнего вида ребенка;с указанием на особенности эмоциональных реакций1 на обследование, характер общения со взрослым в процессе обследования;
' Отмечается устойчивость настроения, склонность к аффективным
(М'ш.ппкам, умение регулировать проявление эмоциональных реакций; ре-
|Ицпи на инструкции, замечания, поощрения, их адекватность и интенсив-
.. 11.; реакция на успех и неуспех.
• состояние эмоционально-волевой1 сферы и уровень самосознания;
• результаты изучения общей и мелкой моторики (уровня
развития физических функций);
• особенности познавательного развития;
• сформированность ведущих видов деятельности.
По результатам проведения психолого-педагогического обследования психолог ДОУ пишет заключение. В него входят:
• анкетные данные ребенка;
• первичный диагноз;
• запрос со стороны родителей, воспитателей или администрации ДОУ (цель проведения обследования);
• характеристика ребенка, полученная с помощью конкрет-:ных методик (при этом каждый тезис должен найти подтверждение);
• выводы (без упоминания диагноза);
• рекомендации (с указанием сферы предполагаемого воздействия, приоритетного типа деятельности, в рамках которого рекомендуется осуществлять коррекционно-развивающее или психотерапевтическое воздействие, характеристики социально-психологических условий развития ребенка).
Пример.
Выводы и рекомендации
из заключения на Машу М. (6 лет 1 мес.)
Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности, творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к дезорганизации деятельности ребенка. Отмечаются невротические реакции.
Рекомендации
Рекомендуется посещение детского сада для детей с задержкой психического развития, где будет оказываться комплексное воздействие на ребенка.
Необходимо:
1) формировать Пространственно-временные представления и
совершенствовать координацию движений. В процесс проведения подобных занятий включать упражнения по развитию произвольного внимания;
2) способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружающими и основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и на улице. В процессе игровой терапии — проводить работу по снятию невротических реакций;
.4) продолжать работу над развивающимися в дошкольном возрасте психическими процессами, особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображения. Необходимо организовывать работу, направленную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;
4) формировать мотивацию к учебной деятельности и продолжать работу по формированию произвольности поведения.
Заключение хранится у психолога, по требованию других лиц может выдаваться для ознакомления, но не в полном объеме. Когда речь идет о функциональной норме, психолог делает вывод о том, насколько ребенок «вписывается» в группу «среднестатистической» нормы, насколько он адаптирован к ней, относительно хорошо приспособлен или, напротив, выделяется среди коллектива нормально развивающихся сверстников, насколько владеет навыками личностной саморегуляции.
Личностный уровень регуляции и саморегуляции как уровень, отражающий взаимоотношения между актуальным ближайшим развитием ребенка, между тем, что он хочет Я может, и тем, что от него требует социум, может быть оценен через уровень сформированности базиса личностной культуры1
или возрастных психологических новообразований.
Опишем его компоненты подробнее.
Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывая желания других людей. Может сдерживать себя, доказывать просьбы, предложения, несогласие в социально-приемлемой форме.
Коммуникативная компетенция проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью логическим операциям! речевому планированию, к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природный явлениях и их закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок владеет своим телом, различными видан ми движений. Имеет адекватные представления о своем физическом облике и здоровье. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.. Семилетнего ребенка характеризует любопытство, способности
1 Использованы базисные характеристики личности из программы «Истоки».
к речевому комментированию процесса и оценки результата собственной деятельности, активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, развитое воображение.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью.
Самостоятельность и ответственность. Ребенок владеет навыками самообслуживания, замечает нарушения порядка в быту и природном окружении. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», | «хочу» и «должен». Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и умеющий понять, исправить и избежать ее в дальнейшем.
Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний, на основе собственных побуждений (данного слова, обещания) и установленных правил. Появляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения у семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, Знает, как себя вести в экстремальных ситуациях, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми. Ребенок понимает необходимость придерживания социально-детерминированных запретов (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком и т. д.) и правил (нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, понимать непредсказуемость поведения животных и т. д.).
Самосознание и самооценка. Ребенок осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками.
Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого I и окружающих. Ребенок семи лет способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, что является своеобразным защитным механизмом, направленным на сохранение положительного самоуважения.
К семи годам у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство выступает как ценное качество личности, которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.
Как результат становления базиса личностной культур! психологом оценивается освоение детьми социальных позиций:
• «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей);
• «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений (
между людьми и самоутверждение).
В связи с этим особенно важно исследовать особенности; формирования внутренней позиции личности у детей, имеющих риск возникновения отклонений в ее формировании.
В детской психологии для диагностики возможных отклонений в формировании личности дошкольников принято использовать такие методики, как наблюдение, беседа и проективные методики (Метод цветовых выборов, рисуночные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи» и др.).
ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик.
• Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломин-ского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми
Методики косвенной оценки межличностных отношений. Делятся на 3 категории:
а) наблюдение реальной ситуации;
б) символическое моделирование реальной ситуации;
в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая
комната», Цветовой тест отношений и др.).
Для изучения состояния первичных социальных эмоций представляется необходимым использовать следующие методы:
1. Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями
детей.
2. Социометрический эксперимент, в основу которого положен
«выбор в действии» Я. Л. Коломинского.
3. Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг»,
Метод цветовых выборов, Цветовой тест отношений, адаптированные методика эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина и тест на выявление«социального Я»).
Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий.
1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения. Применяются методы наблюдения и проективные методики.
Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания). О наличии потребности в общении со сверстником свидетельствуют следующие признаки:
• проявление внимания и интереса к другому ребенку;
• эмоциональное отношение к нему;
• инициативные действия, направленные на установление социального контакта с ровесником;
• чувствительность к отношению и обращению другого ребенка.
О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей.
Проективные техники включают рисуночную методику и мой друг» и Цветовой тест отношений.
Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).] Выбор карандашей не ограничивается.
Рисунок анализируется со следующих позиций:
1) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;
2) старательность рисования;
3) отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любить и т. п.);
выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.).
Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, | фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого («Покажи самый хороший»).] Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов. На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее —| 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости — с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).
Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы:
• 1-2 балла— низкая эмоциональная привлекательность
(ЭП);
• 3-4 балла — средняя ЭП;
• 5-6 баллов — высокая ЭП;
• 7-8 баллов — очень высокая ЭП.
Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда — агрессивность сверстника, с зеленым — на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым — на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д.
2 серия эксперимента может быть направлена на определение наличия эмоциональной децентрации. Она предполагает существование эмоционального образа Другого в структуре сознания индивида. Эмоциональными называют образы, составляющие которых имеют особую значимость для субъекта и отмечены ярко выраженным личностным отношением.
Используются методики: периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком (8-16 наблюдений по 15 минут), Цветовой тест отношений, тест на выявление «социального Я»
В наблюдении представляется возможность проанализировать оперирование образом сверстника в процессе фазы направленности на партнера, фазы психического отражения, информирования и приема ответной информации и фазы отключения от контакта.
Методика проведения Цветового теста отношений отличается тем, что ребенку уже не зачитывается список членов! группы, а предлагается вспомнить их самому.
Объектом анализа является, во-первых, соотношение цветового самообозначения ребенка и цвета, с которым ассоциируется сверстник, во-вторых, совпадения цвета самообозначения и цвета обозначения другого ребенка.
По первому параметру всю группу испытуемых можно разделить на 3 подгруппы
: 1) «Я + Он — » («Я лучше»): когда ранг цвета самообозначения превышает ранг цвета сверстника (больше, чем на 2 балла)
«Я = Он» («Я как он»): когда ранг цвета самообозначения!
тот же, что и у ровесника (± 1 балл);
«Я — Он +» («Я хуже»): когда ранг цвета самообозначения ниже ранга цвета, присвоенного другому (ниже, чем на 2 балла).
Второй параметр — сходство цвета самообозначения — указывает на эмоционально значимый признак, по которому про-] исходит идентификация (например, красный: «Я тоже де русъ»).
Адаптированная методика позволяет соотнести эмоциональный образ значимого сверстника с реальным поведением того или иного ребенка из наблюдений).
Испытуемому предлагается «поселить» себя и предпочитаемых сверстников в красивый дом (9 комнат, 3 этажа). Центральное окно (комната) «принадлежит» самому ребенку. Игровое задание дается в следующем виде: «Это твой дом. Посмотри, какой красивый! Ты будешь жить здесь (указательный жест) на центральное окошко). Кого из группы ты хочешь поселить в свой дом? Покажи, где он будет жить».
Принцип анализа методики основан на том, что физическая] дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других (испытуемый накладывал их на окошки дома), может быть интерпретирована как психологическая дистанция:
• движение относительно ребенка по горизонтали — как переживаемая ценность Другого;
• движение по вертикали — как переживаемая «сила» Другого;
• один уровень по горизонтали с ребенком — идентификация
по занимаемым позициям в контакте (по равной «силе»
себя и Другого);
• один уровень по вертикали — идентификация по равной
«ценности» себя и Другого.
3-я серия эксперимента может быть направлена на определение степени сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение ребенка.
Анализ результатов наблюдения проводится по следующей схеме.
1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно,
отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.).
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам,
в чем это выражается и в каких ситуациях.
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях и как на это реагирует.
б. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно или неадекватно, т. е. завидует успеху другого, радуется его неудаче и т. д.).
Социометрический эксперимент проводится по методике Т. А. Репиной «Секрет», в основу которой положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского. Ребенку предлагается одарить 3-х наиболее предпочитаемых сверстников и высказать предположение, от кого он ждет подарок. Последнее необходимо для выяснения осознанности ребенком своего положения в группе и отношения товарищей.