муниципальной психологической службы 5 глава




3. Эмоциональная реакции и характер общения
со взрослым в процессе обследования

Маша легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организо­вать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуа­ции, доброжелательна, однако на протяжении всего времени обследования постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами.

1 Фамилия и имя ребенка даны вымышленные.

Считает, что поведение у нее всегда хоро­шее, результаты своей деятельности оценивает высоко.

4. Состояние эмоционально-волевой сферы

Активная, общительная девочка. Может занять себя, но на| непродолжительное время. Если что-то не нравится, то она мо­жет проявлять упрямство, плакать, кричать, но быстро успокаи­вается, если ее внимание переключить на другой предмет или деятельность.

Маша демонстративна. У девочки отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, просит­ся на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе, взрослый в этом случае вы­нужден вывести ее из группы, чтобы иметь возможность про­должить занятие.

5. Моторика

Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений.

При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложнос­ти в переключении от одного движения к другому, в одновре­менном действии обеими руками. Координация движений паль­цев нарушена.

Ведущая рука — правая.

Артикуляционная моторика развита в соответствии с воз­растной нормой.

6. Познавательное развитие

А. Внимание

Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.

 

Объем произвольного внимания также существенно сии жен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.

В. Восприятие

Цвет: ребенок четко опознает и называет все предъявлен­ные цвета и оттенки (черный, белый, красный, синий, зеле­ный, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый).
Серый опознает, но не называет. Находит заданный цвет в окружающем пространстве.

Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник).
При опознании путает ромб и многоугольник. При называ­нии воспроизводит все предъявляемые формы (в том чис­ле ромб и прямоугольник), кроме многоугольника. Самосто­ятельно находит предметы в окружающей действительно­сти в соответствии с заданной плоскостной формой (кругквадрат, прямоугольник).

Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятель­ном назывании обозначает лишь самые элементарные фор­мы (шар, куб).

Восприятие пространства:

 

—макропространство — может самостоятельно (без помо­щи воспитателя) дойти до столовой. Свободно ориенти­руется в физкультурном зале, кабинете ритмики, акто­вом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется;

—микропространство — верно сличает, опознает и называ­ет все стороны и части листа, выделяет центр.

Восприятие схемы тела, его частей и сторон:

— ориентировка на себе — показывает и верно называет следующие части тела: голову, нос, рот, лоб, волосы, левые и правые симметричные части тела (уши, «реснички», коленки, пятки). Подбородок обозначь как «бороду»; не может назвать брови, шею обозначая как «горло». Дифференцирует правую и левую стороны;

— Ориентировка на другом человеке — при назывании левосторонних и правосторонних допускает ошибки, связанные с зеркальностью этих отношений.

Восприятие последовательности частей суток. Предстление о последовательности частей суток сформированы. Воспроизводит с опорой на картинки.

Последовательность времен года. Нет противопоставлений осени и весны. Путает смежные времена года (весна — лето — осень, осень — зима, зима — весна). Девочка не дифференцирует их признаки, забывает словесное название
некоторых времен года («весна»).

Последовательность месяцев и наполняемость ими вре­мен года. Самостоятельно называет лишь следующие меся­цы: июнь, октябрь, сентябрь, декабрь. Таким образом, у ре­бенка не сформировано представление о последовательнос­ти расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года.

Дни недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные и будние дни. Таким образом, данные представления сфор­мированы фрагментарно и неустойчивы. Тем более не сфор­мировано представление о порядке следования дней неде­ли друг за другом.

В. Память

Смысловая память превалирует над механической. Объел механической памяти значительно ограничен. Увеличение ко­личества предъявлений (слов, картинок, предметов) увеличива­ет количество верно воспроизводимых вариантов. Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 6 повто­рений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.

Г. Мышление

Наглядно-действенное мышление сформировано. Наглядно-образное мышление — отмечен достаточно высо­кий уровень сформированности данного вида мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конст­руирует из 7 палочек по образцу.

Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации только «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий, отработанных с дефектоло-гом за осень. «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие» и «до­машние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения.'

Вызывают затруднения работа с серией сюжетных карти­нок: картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, даже если серия состо­ит из 3 картинок.

Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в преде­лах 5 на наглядной основе.

I,. Речевое развитие

Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-мед­ленно.

Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нор­мы. С помощью педагога справляется с заданиями, направ­ленными на выделение звука в слове, например выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к». Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Почти всегда правиль­но согласует существительные с прилагательными и су­ществительные и глаголы во времени, иногда сама ис­правляет свои ошибки. Девочка понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затруд­няется в использовании сложных предлогов (из-под, из-за).

- Лексическая сторона речи. Девочка выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элиментарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Маши отме­чаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.)

- Связная речь. Передает своими словами впечатления из личного опыта, любит рассказывать о том, что с ней про« изошло за день.

Маша может пересказать прочитанную ей сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчинает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов.

Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.

Е.

Воображение

Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

7. Сформированность ведущих видов деятельности

А. Общение

Маша — общительная девочка, ей нравится разговаривать со взрослыми. Она любит помогать воспитателю организовывать детей. Маше очень нравится, когда взрослые дают ей какое-нибудь поручение — с удовольствием их выполняет. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы.

По отношению ко всем детям в группе Маша проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать или бегать, то девочка начинает делать то же самое.

В, Сформированность элементной трудовой деятельности и навыки самообслуживания

Девочка умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но при контроле воспитателя все же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи.

И Игровая деятельность

Продолжительность пребывания в роли невелика (не более 7 мин), применяет предметы-заместители. Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно оха-рактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжет-•о-ролевого поведения.

Г Изобразительная деятельность

У Маши отмечено негативное отношение к изобразительной деятельности (у девочки не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками).

В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали лица (брови, ресницы). В рисунке использует всего 3 цвета.

Таким образом, психолого-педагогическая характеристика каждого ребенка включает в себя:

• анамнестические данные с указанием первичного диагноза; I описание внешнего вида ребенка;с указанием на особенности эмоциональных реакций1 на об­следование, характер общения со взрослым в процессе об­следования;

' Отмечается устойчивость настроения, склонность к аффективным
(М'ш.ппкам, умение регулировать проявление эмоциональных реакций; ре-
|Ицпи на инструкции, замечания, поощрения, их адекватность и интенсив-
.. 11.; реакция на успех и неуспех.

• состояние эмоционально-волевой1 сферы и уровень самосоз­нания;

• результаты изучения общей и мелкой моторики (уровня
развития физических функций);

• особенности познавательного развития;

• сформированность ведущих видов деятельности.

По результатам проведения психолого-педагогического об­следования психолог ДОУ пишет заключение. В него входят:

• анкетные данные ребенка;

• первичный диагноз;

• запрос со стороны родителей, воспитателей или админист­рации ДОУ (цель проведения обследования);

• характеристика ребенка, полученная с помощью конкрет-:ных методик (при этом каждый тезис должен найти подтверждение);

• выводы (без упоминания диагноза);

• рекомендации (с указанием сферы предполагаемого воздей­ствия, приоритетного типа деятельности, в рамках которого рекомендуется осуществлять коррекционно-развивающее или психотерапевтическое воздействие, характеристики со­циально-психологических условий развития ребенка).
Пример.

Выводы и рекомендации

из заключения на Машу М. (6 лет 1 мес.)

Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности, творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к де­зорганизации деятельности ребенка. Отмечаются невротичес­кие реакции.

Рекомендации

Рекомендуется посещение детского сада для детей с задер­жкой психического развития, где будет оказываться комплекс­ное воздействие на ребенка.

Необходимо:

1) формировать Пространственно-временные представления и
совершенствовать координацию движений. В процесс про­ведения подобных занятий включать упражнения по раз­витию произвольного внимания;

2) способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружа­ющими и основ безопасности жизнедеятельности в детс­ком саду и на улице. В процессе игровой терапии — прово­дить работу по снятию невротических реакций;

.4) продолжать работу над развивающимися в дошкольном воз­расте психическими процессами, особенное внимание уде­лить развитию словесно-логического мышления, речи и во­ображения. Необходимо организовывать работу, направлен­ную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;

4) формировать мотивацию к учебной деятельности и продол­жать работу по формированию произвольности поведения.

Заключение хранится у психолога, по требованию других лиц может выдаваться для ознакомления, но не в полном объе­ме. Когда речь идет о функциональной норме, психолог делает вывод о том, насколько ребенок «вписывается» в группу «сред­нестатистической» нормы, насколько он адаптирован к ней, от­носительно хорошо приспособлен или, напротив, выделяется среди коллектива нормально развивающихся сверстников, на­сколько владеет навыками личностной саморегуляции.

Личностный уровень регуляции и саморегуляции как уровень, отражающий взаимоотношения между актуальным ближайшим развитием ребенка, между тем, что он хочет Я может, и тем, что от него требует социум, может быть оценен через уровень сформированности базиса личностной культуры1

или возрастных психологических новообразований.

Опишем его компоненты подробнее.

Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывая желания других людей. Может сдерживать себя, доказывать просьбы, предложения, несогласие в социально-приемлемой форме.

Коммуникативная компетенция проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимиче­ских) средств.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью логическим операциям! речевому планированию, к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природный явлениях и их закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок владеет своим телом, различными видан ми движений. Имеет адекватные представления о своем физи­ческом облике и здоровье. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.. Семилетнего ребенка характеризует любопытство, способности

1 Использованы базисные характеристики личности из программы «Истоки».

к речевому комментированию процесса и оценки результата собственной деятельности, активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, развитое воображение.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью.

Самостоятельность и ответственность. Ребенок вла­деет навыками самообслуживания, замечает нарушения поряд­ка в быту и природном окружении. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», | «хочу» и «должен». Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и умеющий понять, исправить и избежать ее в дальнейшем.

Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных жела­ний, на основе собственных побуждений (данного слова, обеща­ния) и установленных правил. Появляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения у семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, Знает, как себя вести в экстремальных ситуациях, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми. Ребенок понимает необходимость при­держивания социально-детерминированных запретов (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком и т. д.) и правил (нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, понимать непредсказуемость поведения животных и т. д.).

Самосознание и самооценка. Ребенок осознает свое поло­жение в системе отношений со взрослыми и сверстниками.

Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого I и окружающих. Ребенок семи лет способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, что яв­ляется своеобразным защитным механизмом, направленным на сохранение положительного самоуважения.

К семи годам у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать извест­ную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство выступает как ценное качество личности, которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.

Как результат становления базиса личностной культур! психологом оценивается освоение детьми социальных позиций:

• «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей);

• «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений (
между людьми и самоутверждение).

В связи с этим особенно важно исследовать особенности; формирования внутренней позиции личности удетей, имеющих риск возникновения отклонений в ее формировании.

В детской психологии для диагностики возможных отклонений в формировании личности дошкольников принято использовать такие методики, как наблюдение, беседа и проектив­ные методики (Метод цветовых выборов, рисуночные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи» и др.).

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик.

• Диагностика межличностных отношений на основе субъек­тивных предпочтений (различные модификации социомет­рического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломин-ского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми

Методики косвенной оценки межличностных отношений. Делятся на 3 категории:

а) наблюдение реальной ситуации;

б) символическое моделирование реальной ситуации;

в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая
комната», Цветовой тест отношений и др.).

Для изучения состояния первичных социальных эмоций пред­ставляется необходимым использовать следующие методы:

1. Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями
детей.

2. Социометрический эксперимент, в основу которого положен
«выбор в действии» Я. Л. Коломинского.

3. Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг»,
Метод цветовых выборов, Цветовой тест отношений, адап­тированные методика эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина и тест на выявление«социального Я»).

Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий.

1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения. При­меняются методы наблюдения и проективные методики.

Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания). О наличии потребности в общении со сверст­ником свидетельствуют следующие признаки:

• проявление внимания и интереса к другому ребенку;

• эмоциональное отношение к нему;

• инициативные действия, направленные на установление со­циального контакта с ровесником;

• чувствительность к отношению и обращению другого ребенка.

 

 

О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей.

Проективные техники включают рисуночную методику и мой друг» и Цветовой тест отношений.

Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).] Выбор карандашей не ограничивается.

Рисунок анализируется со следующих позиций:

1) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеле­ный — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;

2) старательность рисования;

3) отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любить и т. п.);

выражение отношения к сверстнику с помощью содержа­ния рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.).
Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, | фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого («Покажи самый хороший»).] Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов. На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее —| 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по име­нам (в случае необходимости — с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).

Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональ­ной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результа­там анализа можно разделить на 4 группы:

• 1-2 балла— низкая эмоциональная привлекательность
(ЭП);

• 3-4 балла — средняя ЭП;

• 5-6 баллов — высокая ЭП;

• 7-8 баллов — очень высокая ЭП.

Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на актив­ность, импульсивность, иногда — агрессивность сверстника, с зеленым — на отношения опеки или диктата со стороны ровес­ника, с серым — на непонимание, отгороженность или безразли­чие к нему и т. д.

2 серияэксперимента может быть направлена на опреде­ление наличия эмоциональной децентрации. Она предполагает существование эмоционального образа Другого в структуре со­знания индивида. Эмоциональными называют образы, состав­ляющие которых имеют особую значимость для субъекта и отмечены ярко выраженным личностным отношением.

Используются методики: периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком (8-16 наблюде­ний по 15 минут), Цветовой тест отношений, тест на выявление «социального Я»

В наблюдении представляется возможность проанализиро­вать оперирование образом сверстника в процессе фазы на­правленности на партнера, фазы психического отражения, ин­формирования и приема ответной информации и фазы отклю­чения от контакта.

Методика проведения Цветового теста отношений отличается тем, что ребенку уже не зачитывается список членов! группы, а предлагается вспомнить их самому.

Объектом анализа является, во-первых, соотношение цветового самообозначения ребенка и цвета, с которым ассоциируется сверстник, во-вторых, совпадения цвета самообозначения и цвета обозначения другого ребенка.

По первому параметру всю группу испытуемых можно разделить на 3 подгруппы

: 1) «Я + Он — » («Я лучше»): когда ранг цвета самообозначения превышает ранг цвета сверстника (больше, чем на 2 балла)

«Я = Он» («Я как он»): когда ранг цвета самообозначения!

тот же, что и у ровесника ( ± 1 балл);

«Я — Он +» («Я хуже»): когда ранг цвета самообозначения ниже ранга цвета, присвоенного другому (ниже, чем на 2 балла).

Второй параметр — сходство цвета самообозначения — указывает на эмоционально значимый признак, по которому про-] исходит идентификация (например, красный: «Я тоже де русъ»).

Адаптированная методика позволяет соотнести эмоциональный образ значимого сверстника с реальным поведением того или иного ребенка из наблюдений).

Испытуемому предлагается «поселить» себя и предпочитаемых сверстников в красивый дом (9 комнат, 3 этажа). Центральное окно (комната) «принадлежит» самому ребенку. Игровое задание дается в следующем виде: «Это твой дом. Посмотри, какой красивый! Ты будешь жить здесь (указательный жест) на центральное окошко). Кого из группы ты хочешь поселить в свой дом? Покажи, где он будет жить» .

Принцип анализа методики основан на том, что физическая] дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других (испытуемый накладывал их на окошки дома), может быть интерпретирована как психологическая дистанция:

 

 

• движение относительно ребенка по горизонтали — как пе­реживаемая ценность Другого;

• движение по вертикали — как переживаемая «сила» Дру­гого;

• один уровень по горизонтали с ребенком — идентификация
по занимаемым позициям в контакте (по равной «силе»
себя и Другого);

• один уровень по вертикали — идентификация по равной
«ценности» себя и Другого.

3-я серияэксперимента может быть направлена на опреде­ление степени сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение ребенка.

Анализ результатов наблюдения проводится по следующей схеме.

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно,
отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по соб­ственному желанию, по просьбе сверстника, по предложе­нию взрослого); как он это делает (охотно, помощь действен­ная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиаз­мом, но это быстро надоедает и т. д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам,
в чем это выражается и в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких си­туациях и как на это реагирует.

б. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побужда­ет заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, ре­агирует адекватно или неадекватно, т. е. завидует успеху другого, радуется его неудаче и т. д.).

Социометрический эксперимент проводится по методике Т. А. Репиной «Секрет», в основу которой положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского. Ребенку предлагается одарить 3-х наиболее предпочитаемых сверстников и высказать пред­положение, от кого он ждет подарок. Последнее необходимо для выяснения осознанности ребенком своего положения в группе и отношения товарищей.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!