муниципальной психологической службы 1 глава




Форма № 11 (рекомендована)

1. Анализ состояния психологической службы (структура,
кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т. д.).

Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствий с планом профилак­тической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработан­ный материал по всем проведенным обследованиям в учреж­дениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществля­емого педагогами-психологами муниципальной психологиче­ской службы.

4. Анализ результатов мониторинга ведения курса «Основы жизненного самоопределения» в рамках регионального ком­понента, «Здоровый образ жизни», «Основы самопознания», «Половое просвещение» и других курсов, направленных на раз­витие личностной и эмоционально-волевой сферы.

5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей ра­боты в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их воз­никновения, задачи и методы их решения.

7. План работы на следующий учебный год.

В качестве приложения к итоговой отчетности можно со­ставлять статистическую справку.

Формы отчетности педагога-психолога
Проведено индивидуальных обследований   Первичных   Повторных  
Проведено индивидуальных консультаций   Детей     Взрослых  
Проведено групповых консультаций Для детей Для педагогов/ родителей  
Проведено групповых диагностик Г детей взрослых Количество детей на групповой диагностике Количество взрослых на групповой диагностике
Проведено индивидуальных коррекционных занятий   С детьми   Со взрослыми  
Проведено групповых коррекционных занятий   С детьми   Со взрослыми  
Количество посещений детьми групповой коррекции Количество посещений взрослыми групповой коррекции  
Участие в проведении консилиума   Плановых   Внеплановых  
Проведение семинаров   Для педагогов /др. специалистов Для родителей
Другие виды работ   -
                     

 

 

Задания для самоконтроля

1. Назовите основные формы отчетности педагога-психолога
ДОУ.

2. С какой целью создается журнал учета видов работы педа­гога-психолога? Из каких разделов он состоит?

3. В чем заключается разница между программой работы пе­дагога-психолога с группой и индивидуально-ориентирован­ной коррекционно-развивающей образовательной програм­мой?

4. Перечислите виды итоговых заключений по видам работ
педагога-психолога. К какому виду документации специа­листа они относятся?

5. В чем заключаются особенности составления аналитиче­ского годового отчета педагога-психолога ДОУ?

Содержание работы педагога-психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Под психологическим просвещением понимается повыше­ние психологической культуры педагогов и родителей, форми­рование запроса на психологические услуги и обеспечение ин­формацией по психологическим проблемам.

В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители долж­ны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б. 3. Вульфова, «педагогика без психологии -это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных язы­ках».

Педагоги порой проявляют психологическую «безграмот­ность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и груп­пой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они не находят ответа на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность пе­дагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.

Таким образом, «психологическая некомпетентность» пе­дагогов и «педагогическая малограмотность» психологов час­то служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогиче­ского коллектива. Соответственно, первым объектом внима­ния психолога, который только пришел устраиваться на рабо­ту в детский сад, должно стать формирование адекватной со­циальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности. Это возможно через:

• повышение психологической компетентности педагогов;

• расширение знаний основ педагогики у психологов.
Формы работы по психологическому просвещению разно­
образны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивиду­альные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педа­гогической литературы, организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просвещению позволяет:

• отработать содержание и методы психологического сопро­вождения развития детей, родителей и педагогов ДОУ;

• овладеть проектной деятельностью по моделированию и кор­ректированию
процесса комплексного сопровождения раз­вития ребенка;

• отработать приемы, направленные на сплочение педагоги­ческого коллектива, и сформировать у воспитателей лично­стные установки, связанные с совместным решением проб­лемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и
специалистами ДОУ.

Психологическое просвещение воспитателей

Естественно, что оптимальный подход к организации дан­ного направления работы психолога требует учета индивиду­ального подхода к молодым и опытным специалистам ДОУ. В рамках данного подхода можно использовать традиции форми­рования культуры наставничества в детском саду и представ­ления педагогической психологии о путях формирования про­фессиональной деятельности.

В современной психологии выделяется 3 стадии формиро­вания профессиональной деятельности, на которые мы опира­емся в процессе организации наставничества опытных педаго­гов ДОУ над молодыми.

 

 

I СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность выполняется как последовательность опера­ций, задаваемых наставником. При этом успешность их вы­полнения определяется уровнем развития отдельных профес­сионально важных качеств (умение мобилизовать себя, навыки произвольного внимания, умение грамотно и логично излагать свои мысли, навыки эффективной коммуникации и др.).

К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональ­ной деятельности на данном этапе, относятся: боязнь группы де­тей и педагогической ошибки, которые преодолеваются в процес­се получения позитивного опыта общения с другими сотрудника­ми и детьми, повышения профессионализма молодого педагога.

К основным средствам, применяемым в процессе осуще­ствления наставничества на данном этапе, относится обеспече­ние условий для «вхождения» молодого воспитателя в педаго­гический коллектив детского сада. В частности, это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива.

К ним относятся:

• внимание заведующего детского сада, методиста и психоло­га ДОУ к поддержанию организационной культуры, реак­ция на критические ситуации и организационные кризисы;

• моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;

• определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;

• использование организационных символов, обрядов и их си­стем, усиливающих самоопределение молодых сотрудников
ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллек­тива.

К обрядам, в которых молодой воспитатель принимает уча­стие наравне с опытными членами педагогического коллекти­ва, относятся:

обряд «посвящения» в организационной культуре коллек­тива — один из типов обрядов коллектива, который формирует чувство причастности нового сотрудника к коллекти­ву, приобщает к его ценностям. Например, после представ­ления нового сотрудника на педагогическом совете ДОУ его сотрудниками организуется чаепитие в методическом кабинете с просмотром фотографий, посвященных значи­мым событиям из жизни детского сада.

обряд «исторический» — один из типов обрядов коллек­тива, который обеспечивает преемственность организаци­онной культуры, формирует чувство причастности к ней. Например, торжества, связанные с юбилейными датами и
другими эпохальными событиями в деятельности детско­го сада.

обряд единения — один из типов обрядов коллектива, кото­рый способствует «смягчению» статусных различий сотруд­ников ДОУ, символизирует общность всех звеньев управле­ния. Например, торжество, связанное с концом учебного или
календарного года.

В процессе подобного общения молодых и опытных воспи­тателей, логопедов, дефектологов создаются условия для «при­своения» ими ценностей и традиций ДОУ, сплочению педагоги­ческого коллектива. С этими целями на одном из педагогиче­ских советов ДОУ можно обсудить материалы, связанные с проблемами адаптации молодых сотрудников ДОУ и налажи­вания их взаимодействия с педагогическим коллективом.

Задачей психолога при этом будет психологическое про­свещение сотрудников, касающееся формирования у них меха­низмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке. Например, психолог может дать шуточный тест для воспитателей, а потом провести беседу по поводу сформированности у молодых специалистов «Образов себя» как идеального и реального педагога.

Тест «молодого» воспитателя ДОУ

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, кото­рые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жиз­ни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

Б) Ехал к вам, да заехал к нам.

В) Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б) Летать летаю, а сесть не дают.

В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт работы:
А) Прежде веку не помрёшь.

Б) Его пошли, да и сам за ним иди. В) Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:
А) Наука учит только умного.

Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.

5. Проведение занятий с детьми:
А) Не бьет стрела татарина.
Б) Учи других и сам поймешь.
В) Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в пень.

Б) Жив, жив Курилка...

В) Что ни хватъ, то ерш да еж.

7. Родительские собрания:

А) Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б) Первый блин комом.

В) Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живет и эта песня для почину.

Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля. В) Фасон дороже приклада.

Конец учебного года:

А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. В) Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту:

Если у Вас преобладают ответы:

типа А— у Вас сформированы устойчивые представле­ния о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хоте­ли стать), «потенциальном педагоге» (каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оценивае­те). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опыт­ных педагогов и успешно работать по выбранной специ­альности;

типа Б— у Вас недостаточно дифференцированы представ­ления о себе как о реальном и потенциальном педагоге.
Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмот­реть на себя со стороны — и Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности;

типа В— у Вас занижена самооценка как самообразова­тельной, так и профессиональной деятельности. Это приво­дит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попро­буйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и
Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Оценить эффективность работы педагогов-наставников по-; Может следующий шуточный тест.

Тест «опытного» воспитателя

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд,

• наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада — это...
А) Добрая лошадка все свезет.

Б) Без матки пчелки пропащие детки.

В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив — это ...
А) В мире, что в море.

Б) У одной овечки да семь пастухов. В) Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей — значит ...

А) Что посеешь то и пожнешь.

Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В) В дорогу идти пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей — значит ...

А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.Щ Б) Перемелется все мука будет. В) Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей — значит ...
А) Сей день не без завтра.

Б) Высоко летаешь, да низко садишься. В) Палка о двух концах.

6. Работа с родителями — это...

А) Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б) В добрый час молвить, в худой промолчать.

В) По способу пешего хожденья.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

• типа А — Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже облада­ете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;

Типа Б — у Вас преобладает мотивация личностного обще­ния с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-мето­дической и воспитательной функций педагога. Значит, имен­но Мы сейчас больше всего нужны современному дошколь­ному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;

типа В — приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педаго­гическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли Интим призванием стать заведующим детским садом.

Если говорить серьезно, то опытных воспитателей от молодых отличает, в первую очередь, не столько профессиональная компетентность, сколько сформированность диспозиционно-установочных структур личности, которые «отвечают» за умения:

• усматривать проблему в разных ее проявлениях;

• упрощать ее (в сложной ситуации выделять 1-2 ключевые (оставляющие проблемы);

• вырабатывать методологию ее решения на основе синтеза, ин­теграции знаний из разных областей науки, теории и практики.
Это возможно благодаря развитию 2 видов способностей воспитателей в процессе осуществления педагогической деятельности:

проектировочно-гностических способностей, к которым от­носятся педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;

рефлексивно-перцептивных способностей, в которые вхо­дят педагогическая рефлексия, педагогический такт и педагогическая направленность.

Для каждого типа личности могут быть намечены свои направления саморазвития.

Разработать индивидуальную программу саморазвития педагогов ДОУ помогает письменный опрос по темам (по Т. И. Дубровцевой):

 

• направления педагогической работы, по которым существу­ют затруднения и необходима помощь;

• направления педагогической работы, по которым нарабо­тан интересный опыт и им можно поделиться с коллегами.
Результаты опроса соотносятся с данными по определению

самооценки и уровня притязаний воспитателей с помощью сле­дующей шкалы:

Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ1

 

Показатели Баллы
С — самооценки
УП — уровня притязаний С УП С УП С УП С УП
Аналитические умения:
1.1 Наблюдать, анализировать,                
  диагностировать уровень раз-                
  вития, воспитанности и обу-                
  ченности каждого ребенка                
1.2 Анализировать конкретные                
  педагогические ситуации,                
  оценивать их и учитывать                
  при организации активного                
  педагогического воздействия                
1.3 Анализировать, оценивать                
  реально существующие пе-                
  дагогические явления, при-                
  чины, условия и характер                
  их возникновения и разви-                
  тия (например, агрессив-                
  ность, враждебность у опре-                
  деленной части детей)                
 
1.4 Анализировать педагоги­ческую деятельность дру­гих педагогов (на основе на­блюдения), выделять поло­жительный опыт, замечать недостатки в их работе                  
1.5 Анализировать свою соб­ственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с це­лью дальнейшего совершен­ствования своей педагоги­ческой деятельности                  
Итого:                  
2 Проектировочные умения:  
2.1 Проектировать результаты педагогической деятельно­сти и воздействия, плани­ровать пути осуществления педагогических воздей­ствий (проектировать раз­витие личности каждого ребенка и коллектива в це­лом)                  
2.2 Прогнозировать результа­ты обучения и воспитания, возможные трудности в вос­питании и обучении отдель­ных детей                  
2.3 Выделять и точно формули­ровать конкретные педаго­гические задачи, определять условия их решения                  
                                 

1 Таблица разработана на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме ст. преп. МГПИ Л. П. Гладких.

 
2.4 Планировать свою работу по руководству разными ви­дами деятельности детей                  
2.5 Теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы вое питательно -образова­тельной работы                  
Конструктивные умения:  
3.1 Анализировать и отбирать учебно-воспитательный ма­териал в соответствии с це­лями обучения и воспита­ния, с учетом уровня обу-ченности и воспитанности детей                  
3.2 Осуществлять дидактиче­скую переработку материа­ла, превратить его в доступ­ный детям, отвечающий кон­кретным дидактическим или воспитательным целям                  
3.3 Находить наиболее рацио­нальное решение, связанное с размещением детей во время разных видов дея­тельности                  
Итого:                  
Организаторские умения:  
4.1 Управлять поведением и активностью детей, увле­кать ребят играми, заняти­ями и другими перспекти­вами                  
4.2 Группировать воспитанни­ков в процессе деятельнос­ти с учетом их взаимоот­ношений и индивидуаль­ных особенностей                
4.3 Быстро принимать опти­мальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия                
4.4 Применять целесообразную для данной ситуации фор­му требований, варьировать их в зависимости от инди­видуальных особенностей детей и конкретных педа­гогических условий                
4.5 Четко, лаконично и доступ­но объяснять детям зада­ния, требования правила                
Итого:                
Коммуникативные умения:
5.1 Устанавливать педагогичес­кие целесообразные взаи­моотношения с детьми, а также с их родителями                
5.2 Находить контакт и пра­вильный тон общения с раз­ными людьми, в разных об­стоятельствах                
5.3 Располагать к себе, при не­обходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям                
Итого:                
                           

Ответы оцениваются в баллах следующим образом:





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!