Форма № 11 (рекомендована)
1. Анализ состояния психологической службы (структура,
кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т. д.).
Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствий с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса «Основы жизненного самоопределения» в рамках регионального компонента, «Здоровый образ жизни», «Основы самопознания», «Половое просвещение» и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
В качестве приложения к итоговой отчетности можно составлять статистическую справку.
Формы отчетности педагога-психолога | ||||||||||
Проведено индивидуальных обследований | Первичных | Повторных | ||||||||
Проведено индивидуальных консультаций | Детей | Взрослых | ||||||||
Проведено групповых консультаций | Для детей | Для педагогов/ родителей | ||||||||
Проведено групповых диагностик Г | детей взрослых | Количество детей на групповой диагностике | Количество взрослых на групповой диагностике | |||||||
Проведено индивидуальных коррекционных занятий | С детьми | Со взрослыми | ||||||||
Проведено групповых коррекционных занятий | С детьми | Со взрослыми | ||||||||
Количество посещений детьми групповой коррекции | Количество посещений взрослыми групповой коррекции | |||||||||
Участие в проведении консилиума | Плановых | Внеплановых | ||||||||
Проведение семинаров | Для педагогов /др. специалистов | Для родителей | ||||||||
Другие виды работ | - | |||||||||
Задания для самоконтроля
1. Назовите основные формы отчетности педагога-психолога
ДОУ.
2. С какой целью создается журнал учета видов работы педагога-психолога? Из каких разделов он состоит?
3. В чем заключается разница между программой работы педагога-психолога с группой и индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей образовательной программой?
4. Перечислите виды итоговых заключений по видам работ
педагога-психолога. К какому виду документации специалиста они относятся?
5. В чем заключаются особенности составления аналитического годового отчета педагога-психолога ДОУ?
Содержание работы педагога-психолога
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б. 3. Вульфова, «педагогика без психологии -это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных языках».
Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они не находят ответа на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.
Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Соответственно, первым объектом внимания психолога, который только пришел устраиваться на работу в детский сад, должно стать формирование адекватной социальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности. Это возможно через:
• повышение психологической компетентности педагогов;
• расширение знаний основ педагогики у психологов.
Формы работы по психологическому просвещению разно
образны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просвещению позволяет:
• отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, родителей и педагогов ДОУ;
• овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию
процесса комплексного сопровождения развития ребенка;
• отработать приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива, и сформировать у воспитателей личностные установки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и
специалистами ДОУ.
Психологическое просвещение воспитателей
Естественно, что оптимальный подход к организации данного направления работы психолога требует учета индивидуального подхода к молодым и опытным специалистам ДОУ. В рамках данного подхода можно использовать традиции формирования культуры наставничества в детском саду и представления педагогической психологии о путях формирования профессиональной деятельности.
В современной психологии выделяется 3 стадии формирования профессиональной деятельности, на которые мы опираемся в процессе организации наставничества опытных педагогов ДОУ над молодыми.
I СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность выполняется как последовательность операций, задаваемых наставником. При этом успешность их выполнения определяется уровнем развития отдельных профессионально важных качеств (умение мобилизовать себя, навыки произвольного внимания, умение грамотно и логично излагать свои мысли, навыки эффективной коммуникации и др.).
К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на данном этапе, относятся: боязнь группы детей и педагогической ошибки, которые преодолеваются в процессе получения позитивного опыта общения с другими сотрудниками и детьми, повышения профессионализма молодого педагога.
К основным средствам, применяемым в процессе осуществления наставничества на данном этапе, относится обеспечение условий для «вхождения» молодого воспитателя в педагогический коллектив детского сада. В частности, это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива.
К ним относятся:
• внимание заведующего детского сада, методиста и психолога ДОУ к поддержанию организационной культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы;
• моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;
• определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;
• использование организационных символов, обрядов и их систем, усиливающих самоопределение молодых сотрудников
ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллектива.
К обрядам, в которых молодой воспитатель принимает участие наравне с опытными членами педагогического коллектива, относятся:
• обряд «посвящения» в организационной культуре коллектива — один из типов обрядов коллектива, который формирует чувство причастности нового сотрудника к коллективу, приобщает к его ценностям. Например, после представления нового сотрудника на педагогическом совете ДОУ его сотрудниками организуется чаепитие в методическом кабинете с просмотром фотографий, посвященных значимым событиям из жизни детского сада.
• обряд «исторический» — один из типов обрядов коллектива, который обеспечивает преемственность организационной культуры, формирует чувство причастности к ней. Например, торжества, связанные с юбилейными датами и
другими эпохальными событиями в деятельности детского сада.
• обряд единения — один из типов обрядов коллектива, который способствует «смягчению» статусных различий сотрудников ДОУ, символизирует общность всех звеньев управления. Например, торжество, связанное с концом учебного или
календарного года.
В процессе подобного общения молодых и опытных воспитателей, логопедов, дефектологов создаются условия для «присвоения» ими ценностей и традиций ДОУ, сплочению педагогического коллектива. С этими целями на одном из педагогических советов ДОУ можно обсудить материалы, связанные с проблемами адаптации молодых сотрудников ДОУ и налаживания их взаимодействия с педагогическим коллективом.
Задачей психолога при этом будет психологическое просвещение сотрудников, касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке. Например, психолог может дать шуточный тест для воспитателей, а потом провести беседу по поводу сформированности у молодых специалистов «Образов себя» как идеального и реального педагога.
Тест «молодого» воспитателя ДОУ
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Б) Ехал к вам, да заехал к нам.
В) Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б) Летать летаю, а сесть не дают.
В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт работы:
А) Прежде веку не помрёшь.
Б) Его пошли, да и сам за ним иди. В) Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:
А) Наука учит только умного.
Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.
5. Проведение занятий с детьми:
А) Не бьет стрела татарина.
Б) Учи других — и сам поймешь.
В) Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в пень.
Б) Жив, жив Курилка...
В) Что ни хватъ, то ерш да еж.
7. Родительские собрания:
А) Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б) Первый блин комом.
В) Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живет и эта песня для почину.
Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля. В) Фасон дороже приклада.
Конец учебного года:
А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. В) Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту:
Если у Вас преобладают ответы:
типа А — у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности;
• типа Б — у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге.
Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны — и Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности;
• типа В — у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и
Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Оценить эффективность работы педагогов-наставников по-; Может следующий шуточный тест.
Тест «опытного» воспитателя
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд,
• наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:
1. Воспитатель детского сада — это...
А) Добрая лошадка все свезет.
Б) Без матки пчелки — пропащие детки.
В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив — это...
А) В мире, что в море.
Б) У одной овечки да семь пастухов. В) Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей — значит...
А) Что посеешь — то и пожнешь.
Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В) В дорогу идти — пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей — значит...
А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.Щ Б) Перемелется — все мука будет. В) Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей — значит...
А) Сей день не без завтра.
Б) Высоко летаешь, да низко садишься. В) Палка о двух концах.
6. Работа с родителями — это...
А) Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б) В добрый час молвить, в худой промолчать.
В) По способу пешего хожденья.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
• типа А — Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;
Типа Б — у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно Мы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;
типа В — приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли Интим призванием стать заведующим детским садом.
Если говорить серьезно, то опытных воспитателей от молодых отличает, в первую очередь, не столько профессиональная компетентность, сколько сформированность диспозиционно-установочных структур личности, которые «отвечают» за умения:
• усматривать проблему в разных ее проявлениях;
• упрощать ее (в сложной ситуации выделять 1-2 ключевые (оставляющие проблемы);
• вырабатывать методологию ее решения на основе синтеза, интеграции знаний из разных областей науки, теории и практики.
Это возможно благодаря развитию 2 видов способностей воспитателей в процессе осуществления педагогической деятельности:
• проектировочно-гностических способностей, к которым относятся педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;
• рефлексивно-перцептивных способностей, в которые входят педагогическая рефлексия, педагогический такт и педагогическая направленность.
Для каждого типа личности могут быть намечены свои направления саморазвития.
Разработать индивидуальную программу саморазвития педагогов ДОУ помогает письменный опрос по темам (по Т. И. Дубровцевой):
• направления педагогической работы, по которым существуют затруднения и необходима помощь;
• направления педагогической работы, по которым наработан интересный опыт и им можно поделиться с коллегами.
Результаты опроса соотносятся с данными по определению
самооценки и уровня притязаний воспитателей с помощью следующей шкалы:
Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ1
Показатели | Баллы | |||||||||||||||
С — самооценки | ||||||||||||||||
УП — уровня притязаний | С | УП | С | УП | С | УП | С | УП | ||||||||
Аналитические умения: | ||||||||||||||||
1.1 | Наблюдать, анализировать, | |||||||||||||||
диагностировать уровень раз- | ||||||||||||||||
вития, воспитанности и обу- | ||||||||||||||||
ченности каждого ребенка | ||||||||||||||||
1.2 | Анализировать конкретные | |||||||||||||||
педагогические ситуации, | ||||||||||||||||
оценивать их и учитывать | ||||||||||||||||
при организации активного | ||||||||||||||||
педагогического воздействия | ||||||||||||||||
1.3 | Анализировать, оценивать | |||||||||||||||
реально существующие пе- | ||||||||||||||||
дагогические явления, при- | ||||||||||||||||
чины, условия и характер | ||||||||||||||||
их возникновения и разви- | ||||||||||||||||
тия (например, агрессив- | ||||||||||||||||
ность, враждебность у опре- | ||||||||||||||||
деленной части детей) | ||||||||||||||||
1.4 | Анализировать педагогическую деятельность других педагогов (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе | |||||||||||||||
1.5 | Анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности | |||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||||
2 | Проектировочные умения: | |||||||||||||||
2.1 | Проектировать результаты педагогической деятельности и воздействия, планировать пути осуществления педагогических воздействий (проектировать развитие личности каждого ребенка и коллектива в целом) | |||||||||||||||
2.2 | Прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей | |||||||||||||||
2.3 | Выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения | |||||||||||||||
1 Таблица разработана на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме ст. преп. МГПИ Л. П. Гладких.
2.4 | Планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей | ||||||||||||
2.5 | Теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы вое питательно -образовательной работы | ||||||||||||
Конструктивные умения: | |||||||||||||
3.1 | Анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обу-ченности и воспитанности детей | ||||||||||||
3.2 | Осуществлять дидактическую переработку материала, превратить его в доступный детям, отвечающий конкретным дидактическим или воспитательным целям | ||||||||||||
3.3 | Находить наиболее рациональное решение, связанное с размещением детей во время разных видов деятельности | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Организаторские умения: | |||||||||||||
4.1 | Управлять поведением и активностью детей, увлекать ребят играми, занятиями и другими перспективами | ||||||||||||
4.2 | Группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей | ||||||||||||
4.3 | Быстро принимать оптимальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия | ||||||||||||
4.4 | Применять целесообразную для данной ситуации форму требований, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и конкретных педагогических условий | ||||||||||||
4.5 | Четко, лаконично и доступно объяснять детям задания, требования правила | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Коммуникативные умения: | |||||||||||||
5.1 | Устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с детьми, а также с их родителями | ||||||||||||
5.2 | Находить контакт и правильный тон общения с разными людьми, в разных обстоятельствах | ||||||||||||
5.3 | Располагать к себе, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Ответы оцениваются в баллах следующим образом: