муниципальной психологической службы 8 глава




3. Раскрась по образцу

Педагог поочередно предлагает ребенку раскрасить полос­ки на шарфике и кнопки на телефоне разными цветами, но чтобы получилось так, как на демонстрируемой картинке. За­тем педагог спрашивает: «Где у тебя зеленая кнопка?.. А где зеленая кнопка на моем рисунке?.. Они одинаково расположе­ны?» и т. д.

4. Физкультурная минутка

Она направлена на формирование пространственных пред­ставлений (ориентировка на своем теле.) Ребенок выходит из-за стола. Педагог поочередно демонстрирует картинки, на кото­рых изображен мальчик в различных статических позах (под­нята правая рука, согнута левая нога и т. д.) Ребенок должен

попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает,] какая именно рука поднята или какая нога согнута.

5. Карандашом укажи путь

Взрослый говорит: «Помоги машинке доехать до дома. Где] машинка?.. А где домик?.. Как машинке доехать до домика?Я По какой дороге? »

Педагог предлагает ребенку взять маленькую игрушечную! машинку и довести ее до домика. Затем ребенок берет карат даш и, не отрывая руки, выполняет это задание (по аналогии проводится задание с самолетом.)

6. Соедини точки по порядку

Перед началом работы педагог задает вопросы: «Как ты думаешь, что это?.. Что нужно сделать, чтобы получилась картинка?»

Педагог поясняет, что нужно поставить пальчик на точку № 1, затем глазками найти точку № 2 и довести до нее пальчик и т. д. Затем вместо пальчика ребенок действует карандашом.

Итоговый вопрос: «Что у тебя получилось?»

7. Итоги занятия

В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше] всего понравилось? В свободное время детям предлагается рас-] красить получившиеся рисунки.

Приведем другой пример с более старшим ребенком.

План индивидуального психокоррекционного занятия1

с ребенком (девочка) 3-го года обучения в специальном детском ] саду (подготовительная к школе группа), имеющим диагноз: ЗПР |

Цеди:

• развитие кратковременной памяти и ориентировки в прс странстве («Сделай, как было»);

1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефектоло гии МПГУ Е. Буковкина, Т. Сироткина, А. Смирнова.

• развитие кратковременной памяти («Мячики в клет­
ках»);

• развитие целостности восприятия («Заплатки»);

• развитие осмысленности и избирательности восприятия
(«Наложение контуров»);

• развитие пространственной ориентировки («Танграмм»);

• развитие логического мышления («Серия сюжетных кар­
тинок»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сделай, как было

Оборудование: 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4.

Инструкция: посмотри внимательно и запомни все кар­тинки. Положи так, как было.

Помощь: повторный показ в случае затруднения.

2. Мячики в клетках

Оборудование: 5 полей клеток (3 х 3), на одном из них — 2 мяча, на двух — 3 мяча, на одном — 4 мяча, одно пустое; 2 поля клеток (4x4) — на одном из них 4 мяча, другое пустое; 4 выре­занных мячика.

Инструкция: посмотри и запомни, где мячики. Положи, как было.

Помощь: повторный показ. При необходимости — действие по образцу.

3. Заплатки (иллюстрации сказок)

Оборудование: две иллюстрации к сказкам с вырезанными из них квадратами (3 на каждой иллюстрации), одинакового размера.

Инструкция: найди нужный кусочек.

Помощь: показ.

Усложненный вариант: коврики с различными узорами и вырезанным на каждом из них прямоугольником.

4. Наложение контуров

Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами:

• 4 наложенных контура животных;

• 6 — транспорт;

• 7 — овощи-фрукты;

• 7 — игрушки.

Инструкция: посмотри и назови, что ты видишь. Помощь: обвести изображения по контуру. Упрощенный вариант: найди один знакомый предмет и закрась его.

5. Физкультурная минутка

Стихотворение, построенное по принципу: «Расскажи сти-1 хи руками».

6. Танграмм

Оборудование: образец контурных изображений геометри-1 ческих фигур, образующих:

• зайца;

• собаку;

• и необходимые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Инструкция: сделай рядом такого же зайчика. Помощь: возвращение к способу наложения.

7. Серия сюжетных картинок

Оборудование: 2 серии картинок:

• от бабушки до внучки;

• от дедушки до внука.

Инструкция: давай разложим по порядку, кто старше (совместное выполнение с серией «от бабушки до внучки»). Теперь! ты сама разложи (серия «от дедушки до внука»).

Помощь: приложение картинок к уже выложенному ряду! первой серии.

8. Подведение итогов занятия

Самооценка ребенка с помощи методика «Лесенка». Поощ рение психологом за старание: «Сегодня у тебя получилось луч­ше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!»

Если детей можно объединить, ориентируясь на сходство нарушения и структуры дефекта, определяющих примерно оди­наковый уровень обучаемости, то психокоррекционные заня­тия проводятся в подгрупповой или групповой форме.

Подгрупповая психокоррекционная работа

Программа работы психолога в этой форме составляется следующим образом:

ПРОГРАММА РАБОТЫПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

с группой №

ГОУ детского сада № _

/. Составлена психологом1:_________________

2. Описание группы:

психологическая характеристика детей;

общая характеристика работы педагога в этой группе.

 

3. Цели программы (конкретные цели и задачи работы с
детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и
родителями, то описываются и эти задачи).

4. Этапы реализации программы по месяцам.

5. Планируемые результаты психологической работы в груп­пе в виде, допускающем их экспертную проверку:

Дата составления_________________________

Подпись психолога

Программа должна включать основные виды занятий с детьми: ориентировочные занятия, терапевтические и обучающие.

Требования к составлению занятий:

• должен учитываться возраст детей и индивидуальные осебенности воспитанников;

• необходимо учитывать этап психо-коррекционной работы
основную направленность всех занятий.

Отработка необходимых умений и навыков должна прохсдить в 3 этапа: получение информации о содержании того: иного навыка, применение его в конкретной ситуации, пере? навыка, усвоенного на занятии, в повседневную жизнь.

При организации занятия учитывается принцип постепенного погружения и выхода из игровой ситуации; начало и конец занятия должны быть «ритуальными», чтобы сохранить • ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Исходя из сложности и продолжительности занятия, в нем могут быть до 2 физкультурных минуток. При этом одна и них является динамической, активной (элементы дыхательная гимнастики Стрельниковой, упражнения на динамическую орга­низацию двигательного акта и т. д.), вторая — направлена на релаксацию и обучение правильному типу дыхания.

При работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, занятия психолога чаще всего носят комплексный характер, хоти приоритетными считаются направления работы, связанные формированием умений и навыков:

• адаптации (в младшей и средней группах);

• эффективной коммуникации (в средней и старшей группах)

• произвольного поведения (в старшей и подготовительной:
школе группе).

Формирование навыков коммуникации и произвольного поведения

Исходя из того, что фазы социального развития ребенка,. том числе адаптации, связаны с формированием механизмов личностного роста, перспективный план психокоррекционнои работы целесообразно строить, опираясь на последовательность возникновения последних.

Каждый механизм личностного роста формируется в про­цессе определенного типа взаимоотношений ребенка с социаль­ной средой — соответственно, психокоррекционные мероприя­тия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить естественную последовательность их возникновения и смоде­лировать тип отношений, характерный для появления меха­низмов:

• эмоциональной синтонии;

• децентрации (эмоциональной и интеллектуальной);

• пространственно-временного смещения.

По мере того как потребность в общении становится более выраженной и появляется эмоциональная децентрация, особое ннимание уделяется формированию «эмпатической цепочки» (по Л. П. Стрелковой):

сопереживание —» сочувствие —>

содействие (прямое заимствование чувств) —>

(переживание иных по сравнению с объектом

восприятия чувств) —> (предложение помощи)

Формирование эмоциональной отзывчивости предлагается проводить в процессе режимных моментов, в свободной дея­тельности детей, в семье и на специальных занятиях воспита­теля и дефектолога, во время физкультурного и музыкального занятий, общих досугов. Со своей стороны, психолог проводит подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительной самооценки и благоприятного психологического климата в группе, умений распознавать соб­ственное эмоциональное состояние и настроение сверстника, видеть в нем причину собственного и чужого поведения, овла­дение навыками произвольной регуляции поведения и станов­ление внутренней позиции личности.

Рассмотрим подробнее методику работы на каждом этапе.

I ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ВНИМАНИЯ К СВЕРСТНИКУ

Механизмом личностного развития является эмоциональная синтония, которая возникает в процессе эмоционально-практического общения со сверстниками.

Задачи этапа:

• осознание границы между собой и внешним миром;

• ощущение своей значимости для других;

• формирование общей позиции ребенка и сверстника по отношению к внешнему миру;

• обеспечение интереса и эмоциональной направленности на!
партнера.

Главным условием педагогического воздействия являет-! ся обеспечение эмоционального единства группы. Общность] эмоционального состояния удовлетворяет потребность детей • аффилиации — принадлежности к общему кругу общения, -* которая является базовой социальной потребностью и присущ ствует у всех детей с нарушениями в развитии. В процессе! складывания эмоциональных отношений, привыкания к свер-1 стнику он должен стать «своим», т. е. войти в ось личности «Я имею» (К. Блага, М. Шебек).

С детьми проводятся игры, направленные на достижение! общего эмоционального состояния, созвучности переживаний] каждого члена группы, т. е. на появление эмоциональной сип тонии (такие игры, как «Паровоз», «Я принес тебе подарок», «ВоЛ ны» и др.). Естественно, что при организации подобных игр особенное внимание уделяется преодолению отчужденности и за! щитных барьеров по отношению к сверстникам. В этих целях рекомендуется включать негромкую музыку, которая обеспечивала бы положительный фон настроения и общий ритм совместных движений (например, записи оркестра под управлением ПолИ Мориа, композиции Эдварда Симони, «Золотая флейта» Стефана! Николаи, «Романтическая гитара» Фрэнсиса Гойи и др.).

Психолог в это время проводит тематические занятия, направленные на создание благоприятного психологического климата в группе детей и облегчение процесса адаптации ребят в группе. Приведем пример занятия.

Конспект психокоррекционного занятия1

| (средняя группа, первый год обучения, дети с ЗПР)

Тема: «Какой я, какие другие? Давайте познакомимся».

Цели и задачи: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и эмоциональ­ного комфорта.

ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вступление

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем много разговаривать, играть, общаться и, самое главное, отправимся в путешествие в «Страну добра». Мы узнаем, чем можно помочь людям, когда у них плохое настроение, и что нуж­но сделать, чтобы в пасмурный день стало весело и радостно.

Дети встают в кружок. Психолог просит поздороваться друг с другом.

Поиграем в игру «Знакомство». Для этого расскажем всем, кто здесь присутствует, о себе и начнем со слов: «Здравствуйте, меня зовут...» Нам поможет поиграть мячик (педагог показы­вает желтый поролоновый мячик). Мы будем его передавать по кругу, и тот, к кому попадет в руки мяч, громко себя назовет и поздоровается.

Психолог передает мячик сидящему слева ребенку, дети включаются в игру. После каждого приветствия, взрослый называет ребенка по имени и благодарит.

Молодцы, ребята! Я услышала в ваших голосах доброту, вы действительно пожелали всем здоровья, очень хорошо друг с другом поздоровались!

1 Конспект частично составлен студенткой V курса дефектологиче­ского факультета МПГУ Корольковой Н. В.

2. Создание положительного эмоционального
состояния у участников группы

А теперь пусть каждый, у кого в руках будет мячик, скажет! о себе что-то хорошее: о том, что он любит, умеет, что ему нравится. Я опять начну первая. Я люблю... слушать интересные! сказки, люблю гулять, люблю купаться в реке, люблю заниматься с детьми...

Высказывания детей. Если ребенок молчит, то можно использовать следующие приемы.

Ребята, а кто из вас догадается, что любит Дима? Дима, если! дети не догадаются,, то ты нам подскажешь.

Если ребенок не хочет вступать в общение с ребятами группы и реагирует негативно на их внимание, то психолог поддерживает его:

Наверное, ты подумал это про себя. Скажешь в следующий раз.

3. Оказание психологической помощи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: