Во время беседы с ребенком организуется та деятельность, которую он выбирает. По прошествии 10-15 минут малышу предлагают другой вид деятельности. Если ребенок не может выбрать, то сами предлагаем сначала поиграть, почитать или поговорить, о чем он хочет. Если испытуемый выбирает разные виды деятельности, то выделяется ведущий, то есть та форма общения, по которой ребенок набирает наибольшее количество баллов. На каждый вид деятельности заводится протокол. Анализ результатов проводится по следующим параметрам:
1. Порядок выбора:
• игры — 1 (балл);
• чтение книг — 2;
• беседа — 3.
2. Активность:
• не смотрит — 0;
• беглым взглядом — 1;
• приблизился к ней — 2;
• прикоснулся — 3;
• сказал о ней что-то — 4.
Реакции:
• напряжен, скован — 0;
• озабочен — 1;
• смущен — 2;
• спокоен — 3;
• свободен, раскован — 4;
• активен, весел — 5.
Продолжительность:
• до 3-х минут — 1;
• до 5-ти минут — 2;
• до 10-ти минут — 3.
Полученные данные заносятся в протокол.
Протокол № (образец)
Ситуации | Порядок выбора | Активность к объекту | Реакция на объект | Продолжительность | Общее кол-во баллов |
1. Игровая | |||||
2. Познавательная | |||||
3. Личностная |
Затем данные анализируются и делается вывод об особенностях развития деловых (познавательных) личностных и игровых мотивов общения детей группы.
Основные формы и приемы работы психолога, воспитателя и родителя в рамках реализации данного подхода связаны с дифференциацией оценок, касающихся процесса и результата игровой и познавательной деятельности детей.
Объектом оценки взрослого может становиться и сам процесс осуществления и регулирования взаимоотношений детей. Можно выделить следующие типы таких оценок:
|
• оценки-правила (например, «девочкам надо уступать»);
• оценки личностных свойств сверстника (например, «он всегда всем помогает — нужно и ему помочь»);
• оценки-состояния (например, «ей обидно, что всех угостили
конфетами, а ее нет»);
• оценки-предвосхищения (например, «надо помочь ему одеться, а то он заплачет, думая, что у него ничего не получается»);
• оценка свойств ребенка (ему «авансом» приписываются положительные качества или подчеркивается малейшее проявление доброжелательности к сверстнику).
Таким образом, выполняются оба условия, отвечающие за социализацию потребностей ребенка: изменение требований со стороны взрослого и усвоение новых форм поведения и деятельности.
В продуктивных видах деятельности, согласно В. В. Рубцову, этому способствует особенные формы организации совместной деятельности (ФОСД):
• все дети используют общие средства ее реализации (при их ограниченности) и вынуждены договариваться независимо от того, какие мотивы ими движут;
• используется «поточный» способ выполнения деятельности, при котором все ее участники выполняют свой «участок» деятельности и осуществляют свой «вклад» в ее реализацию;
• для группы детей задается общая, единая цель их деятельности (создание панно, коллажа, совместной постройки и т. д.).
Топологический подход состоит в том, что педагог формирует не только операциональные действия, связанные с деятельностью детей, в процессе которой фрустрируются их потребности, но и мотивационные действия, к которым относятся стремление преодолевать возникающие трудности и положительное отношение к процессу, как к результату осуществления деятельности.
|
К основным средствам осуществления топологического подхода относятся:
• игровой характер проведения занятий с детьми;
• проблемный метод подачи материала, подлежащего усвоению;
• использование предвосхищающей положительной оценки
действий детей и сопереживающей критики в их адрес;
• творческий характер детской деятельности;
• использование соревновательных ситуаций в обучении детей;
• проведение занятий в нетрадиционной форме (интегрированные, комплексные, комбинированные, театрализованные занятия и т. д.);
• привлечение сверстников и родителей в целях коррекции
неадекватной позиции ребенка и нежелания действовать в
ситуациях, связанных с преодолением трудностей.
Следующим этапом работы по психологической профилактике будет разработка стратегии «вправления» того «социального вывиха» (по словам А. С. Выготского), который произошел у ребенка.
Она должна быть направлена на изменение его социальной позиции в семье и группе сверстников и установок поведения, определяющих возникновение конфликтных ситуаций.
С этими целями можно использовать такие программы, как:. «я — человек» С. А. Козловой;. «Основы коммуникации», или «Азбука общения» Л. М. Шипицыной и др.;
• «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой;
• «Я учусь владеть собой» Н. П. Слободяник;
• «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной и др.
|
При организации данной работы психологу важно уметь учитывать факторы, охлаждающие общение детей со взрослыми и в целом снижающие эффективность образовательного процесса в семье и детском саду.
Саботажники общения детей и взрослых
Саботажник общения | Пример | Кто делает это? | |
Воспитатель | Родители | ||
Приказ, команда | «Сейчас же перестань ныть!» | ||
Предупреждение, предостережение, угроза | «Смотри, как бы не стало еще хуже...», «У тебя ничего не получится...» | ||
Нравоучение, проповеди | «Ты должен хорошо себя вести...» | ||
Советы, готовые решения тогда, когда уже все произошло | «Я бы на твоем месте...» | ||
Доказательство, доводы | «Сколько раз я тебе говорила...» | ||
Негативная критика, обвинения | «Все из-за тебя...»; «Ты все время...»; «Ты во всем виноват...» | ||
Неискренняя похвала | «Ты же и так самая красивая! Отдай ленточку...» | ||
Догадка, интерпретация | «Я знаю, что все из-за того, что...»; «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь» | ||
Выспрашивание, расследование | «Что случилось? Я все равно узнаю...» | ||
Обзывание, высмеивание | «Плакса-вакса...» и т.д. |
Содержание работы по психокоррекции | |||
Сочувствие на словах, успокаивание отрицанием | «Не волнуйся, все равно пройдет...»; «Не расстраивайся...» | ||
Обобщение по негативному признаку | «Вечно все у тебя из рук валится! Ничего никогда нельзя поручить!» | ||
Эмоциональный шантаж | «Если ты этого не сделаешь, я тебя не буду любить...» | ||
Проявление внешнего эмоционального расположения к ребенку | Улыбка на лице взрослого, слегка наклоненная поза в сторону ребенка, «открытая» система жестов | ||
Речевое комментирование действий ребенка с признаками заинтересованности взрослого | «Рисуешь домик. Сверху — солнышко. Интересно, там тепло или жарко?» | ||
Отсутствие вопросов по поводу очевидных событий | Замена вопросов на утверждение и констатацию чувств ребенка | ||
Использование стратегии на стимуляцию чувства удивления | «Интересно, что сейчас будет...» | ||
Использование стратегии на стимуляцию чувства юмора | «Кто лучше улыбнется, тот...» |
В противоположность саботажникам общения воспитатель и родители могут использовать фасилитаторы общения с ребенком.
Фасилитаторы общения с ребенком
Фасилитатор общения | Пример | Кто делает это? | |
Воспитатель | Родители | ||
Уменьшение физической дистанции общения | От 15-20 до 50см | ||
Тактильный контакт с ребенком | Поглаживание по голове, прикосновение к руке и др. | ||
Увеличение доли зрительного контакта «глаза в глаза» с ребенком | До 70% и выше | ||
Идентификация с ребенком | «Отзеркаливание» поз ребенка. Частное называние в речи имени ребенка | ||
Элепатия | «Вчувствование» в состояние ребенка, умение посмотреть на ситуацию его глазами | ||
Использование стратегии на положительное подкрепление | «Я загадаю про тебя хорошее слово — отгадай, какое» | ||
Отражение в речи чувств ребенка и его эмоций | «Ты обиделась. Тебе стало обидно, потому что...» |
Эмоциональное предвосхищение в речи успехов ребенка | «Мама так обрадуется, когда увидит, что это ты нарисовал! » | ; | ||
Отсутствие в речи слов «должников» | Замена на вопросительные фразы: «Ты хочешь...?» | |||
Отсутствие в речи фраз, начинающихся с «Ты не можешь», «У тебя не получается» | Замена утвердительной вопросительной фразой: «Ты не хочешь...?» + Обобщение позиций ребенка и взрослого: «Давай сделаем...» | |||
Предоставление альтернативы действий | «Ты хотел бы так или иначе?» | |||
Рационализация неприятностей | «Даже если... (проблема), все равно...»; «...(проблема), но...» | |||
Использование слов самоподдержки | «Мы сможем!»; «У нас все получится!»; «Мы справимся!»; «Все будет хорошо!» | |||
Использование «Я-высказыва-ний» | Высказывания, которые содержат 4 основных компонента: 1) констатацию чувств взрослого («Мне не нравится...»); 2) описание ситуации в безличной форме («...когда в меня бросают мячом»); | |||
3) описание послед- | ||||
ствий ситуации; | ||||
4) предоставление | ||||
альтернативы пове- | ||||
дения ребенку: «по- | ||||
этому выбирай: или | ||||
ты будешь бросать | ||||
мяч. в корзину, или | ||||
я заберу у тебя его» | ||||
Проведение ана- | «Карабас-Барабас | |||
логии поведения | очень обрадовался | |||
ребенка со | и захотел бы с то- | |||
Сказочным | бой дружить, если | |||
персонажем | бы ты толкнул сей- | |||
час Марину» | ||||
Естественно, что использование в общении как с детьми, так и со взрослыми факторов, затрудняющих или облегчающих его, напрямую коррелирует с наличием проблем в осуществлении профессиональной деятельности воспитателей.
Профилактика конфликтов в коллективе ДОУ
Психолог (в силу особенностей своей профессии) должен первым сделать шаг навстречу педагогу: помочь разобраться, проанализировать и найти пути решения проблем в сферах профессиональной деятельности воспитателя1.
• «Воспитатель — ДОУ» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе);
• «Воспитатель — группа» (общение со всей группой детей, малой группой);
1 Использованы материалы из раздела «Сопровождение сопровождающих» в кн.: Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПБ., 2003.
• «Воспитатель — ребенок» (диалоговое общение с ребенком и его родителями);
• «Я — воспитатель» (профессиональная саморегуляция и
личная психотехника).
В каждой из этих областей, составляющих профессиональную деятельность педагога, психолог может помочь воспитателю в решении его проблем:
• поддержать педагога в раскрытии его индивидуальности, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для него нервными срывами;
• раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой
детей-дошкольников разного возраста; найти свой стиль
общения с детьми, соответствующий индивидуально-психологическим особенностям педагога, чтобы постоянный контроль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталости, частым головным болям и другим проблемам со здоровьем;
• помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в общении с ребенком и его родителями; чувствовать ритмику разговора, владеть приемами «Я-сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др.
Ориентируясь на представленную типологию проблем, характерных для профессионального общения педагогов ДОУ, можно все конфликты, которые возникают в детском саду, классифицировать следующим образом (по М. А. Араловой).
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, заведующей, ощущение собственной нереализованности.
2. Методист (старший воспитатель) — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность методиста в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений методиста, новых разработок.
Отсутствие конструктивной модели взаимодействия методист — воспитатель.
3. Заведующий — методист
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Заведующий — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям заведующей, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Воспитатель — родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе.
6. Родитель — заведующий
Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.
Работающий в ДОУ психолог, составив психологические портреты воспитателей, может рекомендовать заведующей грамотную расстановку кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разработать методические рекомендации для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников стиля педагогической деятельности. Для администрации детского сада это облегчит работу по
координации действий сотрудников, контролю и делегированию полномочий.
Обсуждая конструктивное разрешение конфликтов1 в ДОУ (если все же они возникли), можно рекомендовать участникам конфликта, не вступая в полемику, в кабинете психолога заведующей определить:
1) Что вы решили сделать, чтобы разрешить конфликт?
2) Каковы ваши ожидания относительно ответа другого человека?
3) Что вы сделаете, если он не будет вести себя предполагаемым образом?
4) Как будут восстановлены дружеские, сотруднические отношения после вашей реакции, связанной с нарушением ожиданий?
Психологу необходимо выслушать, понять конфликтующие стороны и найти пути ослабления напряжения и урегулирования конфликта.
Несколько упражнений, способствующих профилактике и разрешению конфликтов.
Выберите какую-нибудь интересную проблему, о которой члены коллектива имеют разные мнения (или создайте такую ситуацию искусственно). Разделитесь на две подгруппы, каждая из которых займет противоположную позицию.
Каждая подгруппа в течение 15 минут готовится представлять свое мнение по проблеме.
Каждый человек из подгруппы образует пару с членом другой подгруппы (А и Б), они представляют противоположные точки зрения (А и Б). На представление своей позиции дается 5 минут каждому. Затем они меняются ролями: в течение 5 минут Б представляет позицию А, а А представляет позицию Б.
Затем паре дается 15 минут, чтобы достичь взаимного соглашения по обсуждаемому вопросу, при этом оба участника подчиняются правилу: перед тем, как ответить на высказывание, нужно правильно и с теплотой передать своими словами утверждение другой стороны.
1 Рекомендации М. А. Ураловой из статьи «Управление конфликтами» / Управление ДОУ. № 2, 2002.
Следующие упражнения можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями для профилактики конфликтов и снятия напряжения.
1. «Толкание». Два участника должны поднять руки над
головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг
друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене.
2. «Хлопнуть руками». Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении
ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.
3. Человека просят свернуться в «упругий мяч»; кто-то из группы, кого он выберет, «разворачивает» его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие «развернуть» его.
Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.
4. Использование метода игрового моделирования проблемных ситуаций. При этом воспитателям чаще всего предлагается конкретная ситуация из практики работы с детьми, в которой педагог должен принять педагогически правильное решение. Данный метод помогает выбрать наиболее обоснованный
выход из множества предложенных моделей развития событий. А это возможно только в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить различные варианты, обосновать выбранное решение.
Такие методы и приемы педагог-психолог может использовать, подключаясь к проведению родительских собраний и педсоветов детского сада. Они особенно эффектны, если в ДОУ используются нестандартные формы методической работы: круглый стол, КВН, конкурс профессионального мастерства, игра «Что? Где? Зачем?», психологический ринг, «мозговой штурм», деловая игра и др. Они повышают интерес, позволяют проявить творческую активность, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей в семье и детском саду и взаимодействия в коллективе.
Об успешности работы психолога по данному направлению свидетельствует гармонизация психологического климата1 в педагогическом коллективе ДОУ.
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Оцените уровень социально-психологического климата в коллективе по степени приближения к полярным профилям.
Положительная | -1 | -2 | -3 | Негативная | ||||
оценка | оценка | |||||||
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон | Преобладает подавленное | |||||||
настроения | настроение | |||||||
Доброжелательность | Конфликтность | |||||||
в отношениях, | в отношениях | |||||||
взаимные симпатии | и антипатии | |||||||
В отношениях между группировками, внутри коллектива | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
существует взаимное | ||||||||
расположение, | ||||||||
взаимопонимание | ||||||||
Членам коллектива нравится вместе проводить время, | Проявляют безразличие к более тесному общению, | |||||||
участвовать в совместной | выражают отрицательное | |||||||
деятельности | отношение к совместной | |||||||
деятельности |
Оценка психологического климата приводится по методике Е. И. Ро-
гова.
Положительная оценка | _ -1 | _ п | -3 | Негативная оценка | ||||
Успех или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива | Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают злорадство, зависть | |||||||
С уважением относятся к мнению друг друга | Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей | |||||||
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные | Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива | |||||||
В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного» | В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность взаимного обвинения | |||||||
Чувство гордости за коллектив, если его отличают руководители | К похвалам, поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно | |||||||
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив инертен и пассивен | |||||||
Участливо- и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе | Новички чувствуют себя чужими, к ним часть проявляет враждебность |
Положительная оценка | -1 | -2 | -3 | Негативная оценка | ||||
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и нет; пренебрежительное отношение к слабым |
Оценка данных параметров производится следующим образом: 3 — свойство проявляется в коллективе всегда; 2 — в большинстве случаев; 1 — свойство проявляется нередко;
0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
1 этап: отдельно складывается все отрицательные и положительные величины, затем из большего вычитается меньшее.
Так обрабатываются ответы всех сотрудников ДОУ.
// этап: все полученные цифры складываются и делятся на количество отвечающих. Затем результат сравнивают с «ключом» методики:
+22 и более — высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
от +8 до +22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от О до +8 — низкая степень социально-психологического климата;
от О до —8 — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от —8 до —10 — средняя неблагоприятность; от —10 и ниже — сильная неблагоприятность.
Законодательные основы работы практического психолога. Цели создания психологической службы в ДОУ. Права и обязанности педагога-психолога. Профессионально значимые качества педагога-психолога. Факторы, охлаждающие общение с ребенком. Направления деятельности педагога-психолога. Отличие педагога-психолога от психолога-исследователя. Формы отчетности педагога-психолога. Модель кабинета практического психолога. Модель психологической службы в ДОУ. Схема этапов работы практического психолога. Уровня адекватности родительского запроса по отношению к ребенку.
Условия проведения психотерапии.
Понятие социально-психологической адаптированности. Причины социальной дезадаптации ребенка-дошкольника. Признаки нарушения социальной адаптации в младенческом, раннем и старшем дошкольном возрасте. Этапы адаптации ребенка к новым условиям среды. Основные направления профилактики социальной дезадаптации. Методические рекомендации по профилактике нарушений адаптации ребенка к детскому саду. Признаки отклоняющегося поведения. Типы невротической защиты.
Методика формирования эффективных навыков общения. Проявления стрессового состояния у детей. Виды психологической защиты.
Методические рекомендации по оказанию психологической помощи ребенку в стрессовом состоянии. Использование комбинированной психотерапии при работе с дошкольниками с проблемами в развитии. Положительные и отрицательные стороны психотерапевтических методик, применяемых в работе с дошкольниками. Гештальт-терапия. Психотерапевтические приемы в работе с детьми.
Метод конгруэнтной психотерапии. Техника конструирования «Я» — высказываний и «Ты» — высказываний.
25. Истоки поведенческой терапии. Значение разработок Дж. Уотсона.
26. Этапы формирования позитивного поведения. Виды психологического подкрепления.
27. Метод статусной терапии Т. В. Сенько.
28. Метод арттерапии.
29. Стадии проведения арттерапии. Роль психолога-консультанта.
30. Работа с водой и песком. Роль психолога-консультанта.
31. Виды игровой терапии. Особенности проведения направленной и ненаправленной игротерапии.
32. Методика А. И. Захарова по коррекции страхов.
33. Основные стратегии коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста.
34. Значение идей Дж. Морено для создания психодрамы и
драматической психоэлевации.
35. Методика психотерапии детских неврозов И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.
36. Методика нейролингвистического программирования:
«плюсы» и «минусы».
37. Основные черты терапевтической метафоры.
38. Программа Н. П. Слободяник и С. В. Крюковой по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.
39. Основные задачи работы психолога ДОУ с родителями.
Условия успешного сотрудничества.
40. Стили «неправильного» семейного воспитания. Наиболее
типичные ошибки родителей.
41. Формы работы практического психолога с родителями.
42. Интегральная телесная терапия (ИТТ) для родителей и детей
В. Н. Позднякова.
43. Роль психологического климата педагогического коллектива. Методика оценки психологического климата.
44. Виды работы педагога-психолога с персоналом ДОУ. Психотерапевтические приемы и методы в работе с педагогами ДОУ.
45. Психологические рекомендации педагогам по работе с ребенком с нарушениями в поведении.
Литература
1. Агафонова И. Н. Социально-психологическое обучение детей
6-7 лет. СПб., 2001.
2. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа
с детьми, имеющими нарушение психического развития. М.,
1992.
3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
4. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.-Минск, 1997.
5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990.
6. Анисимова Н.Л., Солнцева Л. и". Модель кабинета практического психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. // Дефектология. 1996, № 6.
7. Анохина Т. Педсоветы в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. 1996, № 10.
8. Ануфриев А. Ф., Костпромина С. Н. Как преодолеть трудности
в обучении детей. М., 2000.
9. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской пси
хологии. М., 1995.
10. Ахмедзянова Л. М. Педагогическое призвание и динамика его
развития у студентов. Л., 1972.
11. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
12. Балабанова В. П., Богданова Л. Г., Бенедиктова Л.В.и др.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. СПб., 2001.
13. Баряева Л. Б., Зарин А. Я. Обучение сюжетно-ролевой игре
дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.
СПб., 1996.
14. Белополъская Я. Половозрастная идентификация. Методики
исследования детского самосознания // Школьный психолог.
1999, № 20.
15. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
16. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М., 1984.
17. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения
у дошкольников // Вопросы психологии. 1984, № 3.
18. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
19. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М.,
2001.
20. Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной
деятельности. М., 1972.
21. Венгер Л. А., Мухина Б. С. Психология: Учебное пособие для
учащихся пед. училищ. М., 1988.
22. Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения
детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1986,
№3.
23. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии. М., 1986.
24. Водоватова Ф.Ф., Бумагина Л. В. Организация деятельности
коррекционных образовательных учреждений. Сборник документов. М., 2000.
25.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973.
26.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1980.
27.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.,
1995.
28. Воронова А. П., Защиринская О. В. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). М., 1998.
29. Вулъфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
30. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ро-левым играм. М., 1975.
31. Гаврилушкина О. Я. Обучение конструированию в дошколь
ных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991.
32. Гаврилушкина О. П., Соколова Я. Д. Воспитание и обучение
умственно отсталых дошкольников. М., 1985.
33. Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
34. Гарбузов В. Я. Воспитание ребенка. СПб., 1997.
35. Гарбузов Б. Я. Нервные дети: Советы врача. Л., 1990.
36. Гарбузов В. Я. Практическая психотерапия. СПб., 1993.
37. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983.
38. Головей Л. А., Грищенко Н.А. Первичная психологическая консультация. Л., 1988.
39. Гоноболин Ф.Н.О педагогических способностях учителя. М., 1964.
40.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Бугименко, Е. А., Венгер Л. А. и др. М., 1992.
41. Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств
общения у дошкольников с нарушениями зрения. // Дефектология. 1996, № 4.
42.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм./
К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. М.,
1989.
43.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск,
1997.
44.Дошкольное воспитание аномальных дошкольников. / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1993.
45.Дошкольное образование России в документах и материалах.
Сборник действующих нормативно-правовых документов и
программно-методических материалов. / Ред.-сост. Р. Б. Стер-кина. М., 2001.
46.Дошкольное образование России в документах и материалах:
Сб. действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов/ Ред.-сост. Т. И. Оверчук. М., 1991.
47. Дробинская А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. // Дефектология. 1996, № 3.
48. Егошкин Ю. В. Психологические рекомендации по работе нервными и психопатизированными детьми. / Под ред. Д. В. Колесова. Рязань, 1995.
49. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1981.
50. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
51. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
52. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
Л., 1992.