Федеральный закон предусматривает возможность реализации курсов, предметов, модулей религиозной культуры в рамках основных образовательных программ, к которым относятся и программы дошкольного образования.
Образовательная программа разрабатывается и утверждается детским садом самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом Примерных программ.
ФГОС предусматривает «возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей», при этом «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования» заявлено одной из основных задач ФГОС.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (40% общего объема), «должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования[1] предусматривает при реализации программы «сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и (или) культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей…»
|
Более того, п. 3.2. данной примерной программы предусматривает «создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, р елигиозным общностям и социальным слоям».
При этом п. 2.2.ФГОС дошкольного образования предусматривает, что «структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы ». На этом основана практика создания православных групп в обычных муниципальных детских садах, что можно расценить как удачный опыт, т.к. родители имеют возможность альтернативного выбора, предусмотренного законом.
Полагаем, что вышеизложенная нормативная база позволяет реализовывать программы с направленностью ОПК в предусмотренных законодательством организационных формах дошкольного образования в муниципальных садах, группах, в том числе в партнерстве с традиционными религиозными организациями, при соблюдении всех условий (выбор родителей и т.д.).
Особенностями образовательной программы дошкольного образования является отсутствие таких видов учебной деятельности, как учебные курсы, дисциплины, предметы, модули.
В данном случае детский сад разрабатывает программы, направленные на религиозно-культурологическое, духовно-нравственное развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
|
Для методической поддержки введения духовно-нравственного компонента в практику православных дошкольных образовательных учреждений Синодальным отделом религиозного образования и катехизации разработан Православный компонент дошкольного образования с учетом требований ФГОС дошкольного образования. К нему разработано Примерное содержание Программы православного воспитания детей дошкольного возраста и Примерная программа реализации Православного компонента, которая должна стать основой для детского сада при разработке собственной рабочей программы. Со всеми этими документами можно ознакомиться на сайте Синодального ОРОиК в разделе «Направления/Дошкольное образование/ Документы»[2].
Православный компонент дошкольного образования регламентирует разработку, содержание и реализацию образовательной программы православного детского сада, может быть использован государственным или муниципальным детским садом в качестве основы для создания учебно-методической базы по духовно-нравственному воспитанию, в целях осуществления преемственности с начальным общим образованием по направлению ОПК. Его главной задачей является формирование у детей основ православного мировоззрения.
Кроме примерной программы реализации Православного компонента в помощь детским садам создан реестр Программ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, получивших гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации и рекомендуемых к использованию. Все документы размещены на сайте Синодального ОРОиК.
Таким образом, законодательство на сегодня позволяет реализовывать программы с православно-культурологической направленностью в той или иной форме в муниципальных детских садах. Церковные документы методической поддержки разработаны и доступны, постоянно совершенствуются по итогам применения и дополняются. Требуется кропотливая и адресная работа епархиальных ОРОиК с детскими садами, родителями, педсообществом региона.