ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕПАРХИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ




По вопросам сотрудничества Церкви и государства в сфере образования можно обозначить следующие ключевые моменты: Церковь действует в системе образования собственно церковных (принадлежащих Церкви) учебных заведений, а также – в государственных, муниципальных и негосударственных (внецерковного подчинения) образовательных организациях всех уровней и типов, если они изъявляют такое желание. В этом случае церковная образовательная деятельность должна осуществляться на началах церковно-государственного и церковно-общественного партнерства. В рамках такого партнерства Церковь выступает гарантом аутентичности связанных с Православием мировоззренческой, предметной (профессиональной) и воспитательной составляющих национальной системы образования.

Государство отвечает на готовность Церкви к диалогу передачей определенных социальных сфер под ее ответственность (религиозное образование) или разделением компетенций государства и Церкви в практике преподавания православной культуры (ОПК и др.) в светской школе.

Сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь участвует в нормативном, научном, учебно-методическом, кадровом, организационном и информационном обеспечении образования. Именно такое широкое сотрудничество Церкви, общества и государства может создать почву для воспитания полноценной высоконравственной, культурной, обладающей необходимыми компетенциями личности.

В контексте церковно-государственных отношений в сфере образования нельзя не коснутьсявопроса взаимо­действия епархии с региональными (государственными) органами управления образования, в частности, в сфере преподавания православной культурыв светских (государственных и муниципальных) общеобразовательных организациях.

Основой такого взаимодействия епархии с государственной властью является подписание с оглашения (договора) о сотрудничестве в сфере образования междуадминистрацией региона (администрациями ряда районов, располагающихся на канонической территории епархии,и епархией Русской Православной Церкви). При наличии подобного соглашения, договора, подписанного ранее, необходимо доработать его с учетом преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ, с тем чтобы в него были внесены пункты, регламентирующие участие епархии в организации преподавания ОПК – участии в разработке программ подготовки учителей к преподаванию ОПК и самой подготовке учителей, а также (по возможности) аттестации учителей ОПК в епархии, разработке учебно-методического обеспечения предмета.

Ориентиром может служить Примерное соглашение о сотрудничествеоргана управления образованиясубъекта Российской Федерации иепархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).[10] При разработке конкретного договора необходимо сохранить все значимые положения Примерного соглашения относительно участия рекомендованных Церковью специалистов в преподавании ОПК, подготовке педагогов и др.

Для епархии, возглавляющей митрополию, следующим шагом является созданиеКоординационного советаприадминистрации региона по развитию духовно-нравствен­ного образования, где епархиальный архиерей должен быть представлен в качестве сопредседателя (одного из сопред­седателей). По опыту апробации курса ОРКСЭ деятельность Координационного совета будет результативной, если:

· заседания Совета проходят не реже двух раз в год;

· повестка дня каждого заседания заранее готовится и рассылается всем членам Совета;

· проекты решений Совета готовятся с участием компетентного представителя епархии, по согласованию сепархиальным архиереем.

Будет полезным составить отдельный договор о сотрудничестве в области духовно-нравственного образования, преподавания православной культуры между органом управления образования региона и ЕОРОиК. Договор должен содержать гарантии участия епархии в лице ее сотрудников и рекомендованных епархией светских специалистов в разработке и реализации программ подготовки учителей ОПК.

Крайне редкие случаи идеологической неприязни к Православной Церкви отдельных работников и руководителей образования могут быть предметом корректного обсуждения в рамках координационных структур. Часто упорное нежелание сотрудничества с церковными образовательными структурами или отсутствие заинтересованности в развитии государственно-церковных отношений в сфере образования со стороны представителей государственных и муниципальных структур связано с рядом достаточно шаблонных отрицательных стереотипов, наследием атеистического воспитания. В исключительных случаях возможно обращение к правовым институтам для обеспечения соблюдения общепризнанных прав граждан на образование в светской школе в соответствии с их религиозными убеждениями[11].

За прошедшие годы положительно зарекомендовал себя опыт ряда епархий, касающийся деятельности помощников благочинных по религиозному образованию или церковных «общественных методистов», прежде всего из числа прихожан, имеющих опыт работы в системе образования. По согласованию с руководством органа управления образования региона, муниципального образования, директорами школ такие церковные представители могут на системной основе взаимодействовать с учителями, преподающими предметы по православной культуре как в рамках ОРКСЭ, так и по другим годам обучения, осуществляя их методическую поддержку, участвовать в родительских собраниях по выбору модулей ОРКСЭ (подробнее о взаимодействии с родительским сообществом и методической поддержке учителей ОПК см. разделы 1.4. и 1.5.), Еще одной важной задачей помощников благочинных по религиозному образованию является сбор информации о проблемных ситуациях и лицах, препятствующих добровольному распространению практики преподавания ОПК с ее дальнейшим представлением в епархиальный ОРОиК.

В целом необходимо обеспечить ситуацию, когда все школы на территории епархии курируются конкретными приходами или церковными специалистами, на всех родительских собраниях по выбору модулей ОРКСЭ всегда присутствуют и квалифицированно выступают официальные представители епархии.

Важно провести общее совещание духовенства и сформулировать задачи епархии по взаимодействию с органами управления образования и образовательными учреждениями, находящимися на территории епархии, с целью обеспечения преподавания ОПК в основной, обязательной части школьной программы. В частности, должно быть дано поручение епархиальному ОРОиК разработать план мероприятий по выполнению обязательств епархии по соглашению (договору) о сотрудничестве между администрацией региона и епархией, содействию успешному введению преподавания ОПК в регионе, а также сформирована рабочая группа духовенства, обладающего высшим педагогическим образованием, для взаимодействия с местными органами управления образования и региональным учреждением повышения квалификации учителей. Также на таком собрании могут быть решены вопросы:

– участия духовенства епархии в родительских собраниях в школах перед осуществлением выбора предмета (модуля) с целью разъяснения содержания образования и воспитательных целей изучения ОПК;

– порядка участия духовенства епархии (прежде всего лиц, имеющих педагогическое образование) и светских специалистов, рекомендованных епархией, в разработке и реализации программ повышении квалификации учителей по ОРКСЭ, ОПК в регионе во взаимодействии с органами управления образования, учреждениями повышения квалификации учителей;

– выступления духовенства в СМИ по вопросам изучения ОПК, государственно-церковного взаимодействия в сфере образования и воспитания детей и молодежи;

– участия духовенства в деятельности методических объединений учителей по ОРКСЭ, ОПК;

– организации тематических книжных выставок в школьных библиотеках по православной культуре, участия в школьных воспитательных мероприятиях и т.п.;

– определения роли духовных учебных заведений, православных общеобразовательных учреждений в реализации повышения квалификации учителей для преподавания ОПК в ОРКСЭ, других курсов православной культуры, методической поддержки учителей по ОПК.

 

1.4.КОНСУЛЬТАТИВНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ
«ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

Руководством системы образования региона могут быть организованы областной и районные методические центры, объединения учителей по ОРКСЭ, духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников. Их главной задачей является методическое сопровождение преподавания ОРКСЭ, в том числе ОПК в школах, оказание методической помощи учителям.

Епархия со своей стороны призвана принять активное участие в работе методических центров. Кроме этого, непосредственно при епархии (на базе семинарии, духовного училища или ЕОРОиК) в обязательном порядке должен быть организован консультационный методический центр по преподаванию ОПК с тем, чтобы учителя могли получать там необходимую консультацию у епархиальных специалистов. Другой задачей такого методического центра станет аккумуляция лучших методических разработок православных педагогов в епархии. Центр должен быть открыт для учителей не реже двух раз в неделю. В перспективе на его основе в епархии должен быть составлен реестр учителей православной культуры, получивших (имеющих) аккредитацию от епархии на преподавание православной культуры. Таким образом, постепенно будет сформировано сообщество православных педагогов, осуществляющих просветительную миссию в школе.

Необходимо обеспечить участие представителей Русской Православной Церкви в подготовке учителей ОПК в региональных учреждениях повышения квалификации педагогов, в том числе в подготовке программ повышения квалификации, чтении лекций по содержательным разделам учебного плана курсов. На начальном этапе это могут быть 72-часовые курсы повышения квалификации. В дальнейшем епархии необходимо приложить усилия к тому, чтобы подготовка учителей продолжила совершенствоваться и углубляться, в том числе в форме профильных курсов для подготовки к преподаванию предмета ОПК, или предметов ОПК и «Основ светской этики».

Указания об участии представителей религиозных организаций в разработке и реализации программ подготовки учителей в регионах содержатся в официальных методических материалах, направленных в 2010–2012 гг. в регионы федеральным Министерством образования и науки Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: