ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИИ




Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности.

Содержание

Введение Глава 1. Основные направления образовательной деятельности епархии 1.1. Система дошкольного образования 1.2. Общее образование 1.3. Взаимодействие епархии с региональными государственными органами 1.4. Консультативная и методическая поддержка учителей «Основ православной культуры» 1.5. Взаимодействие с родительским сообществом 1.6. Научно-методическое сопровождение деятельности епархиального ОРОиК Глава 2. Катехизация и деятельность воскресных школ для взрослых 2.1. Организация катехизической деятельности на епархиальном уровне 2.2. Координация катехизической деятельности в благочинии 2.3. Катехизация на приходах Глава 3. Деятельность воскресных школ для детей Глава 4. Участие епархий в общецерковных образовательных конкурсах 4.1. «За нравственный подвиг учителя» 4.2. «Красота Божьего мира» 4.3. Организация регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений  

ВВЕДЕНИЕ

 

Благодаря совместным усилиям Церкви и православного научно-педагогического сообщества сформирована российская модель непрерывного православного образования от детского сада до вуза.

Для успешной работы религиозных организаций в образовательной сфере необходимо хотя бы в общих чертах представлять основные принципы и правила, по которым сегодня функционирует образование в России; права и обязанности субъектов образовательной деятельности, закрепленные в федеральных законах, а также задачи, которые ставит Священноначалие в данной сфере деятельности Церкви.

В самом общем виде основные правила, из которых нужно исходить, следующие:

1. Религиозные организации, к которым относятся епархии, монастыри, приходы, имеют право создавать (учреждать) образовательные организации – не только духовные (семинарии, училища), но и дошкольные образовательные организации, общеобразовательные школы, организации среднего профессионального и высшего образования, организации дополнительного образования.

2. Все образовательные организации в зависимости от учредителя подразделяются на государственные, муниципальные и частные. Таким образом, по своей организационно-правовой форме учрежденная епархией образовательная организация будет являться частной образовательной организацией. В настоящее время, в соответствии с законодательством, государственные и муниципальные органы не могут являться соучредителями частных образовательных организаций совместно с религиозными организациями, иными физическими и юридическими лицами.

3. Любая образовательная деятельность в РФ может законно осуществляться только на основании соответствующей государственной лицензии, включая и реализацию образовательных программ религиозного образования. Т.е. не только созданные религиозными организациями детские сады, школы и вузы должны иметь государственную лицензию, но и семинарии, и духовные училища. Лицензия подтверждает наличие необходимых условий для ведения образовательной деятельности и ее потенциальную безопасность применительно к используемым зданиям, помещениям и т.д.

В то же время Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» наряду с «образованием» и «религиозным образованием» содержит еще один термин: «обучение религии». Под обучением религии понимается просветительная деятельность без признаков образования: не обязательно систематическая, без аттестации (экзаменов), без достижения некоего фиксированного уровня образования, без выдачи документа об образовании, обычно кратковременная и т.д. Обучение религии и религиозное воспитание могут осуществляться без получения государственной лицензии, поскольку это не считается образованием.

Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений.

Одна из самых распространенных форм обучения религии и религиозного воспитания – это воскресные школы при приходах, монастырях.

4. Для того чтобы иметь возможность осуществлять государственную итоговую аттестацию обучающихся и выдавать им диплом установленного образца о достижении уровня образования, образовательная организация должна получить государственную аккредитацию. Государственная аккредитация является необходимым условием для получения бюджетного финансирования образовательной деятельности частной образовательной организации.

Наличие госаккредитации не является обязательным требованием для функционирования образовательной организации (в отличие от лицензии), но в отсутствие аккредитации бюджетного финансирования деятельности учреждения не будет, а выпускники таких организаций для сдачи экзаменов и получения диплома направляются в другие – аккредитованные образовательные организации. С другой стороны, наличие госаккредитации и бюджетного финансирования означает также и государственный контроль со стороны государственных и муниципальных органов управления в сфере образования за качеством образования.

5. В сфере образования действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) и Федеральные государственные требования (далее – ФГТ), Примерные основные образовательные программы.

ФГОС играют ключевую роль во всей системе образования РФ, обеспечивая единообразие и преемственность образовательных программ в РФ. Новый Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ понимает под ФГОС совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. Он закрепляет обязанность образовательных организаций, в том числе частных, имеющих государственную аккредитацию, исполнять требования ФГОС.

6. Образовательная деятельность ведется по образовательным программам, которые и определяют содержание образования.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Основная образовательная программа организации включает в себя рабочие программы по предметам, учебный план и календарный учебный график, и органы управления в сфере образования не вправе их изменять. При этом образовательная программа в любой организации содержит в себе как обязательную часть, необходимую для реализации ФГОС, так и часть, формируемую организацией самостоятельно.

7. Конституция РФ, как и ряд федеральных законов, закрепляет в качестве одного из принципов светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Таким образом, частные образовательные организации, в том числе имеющие государственную аккредитацию, вправе иметь не светский, а религиозный характер образования.

8. Частная образовательная организация имеет право наряду с реализацией ФГОС реализовывать религиозное образование, так называемый религиозный компонент образовательной программы того или иного уровня образования: дошкольного, общего, высшего и т.д. Реализуется данный компонент за счет части образовательной программы, которую самостоятельно формируют образовательные организации.

Статьей 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что обязательным условием для реализации религиозного компонента является наличие у образовательной организации конфессионального представления централизованной религиозной организации. В Русской Православной Церкви уполномоченным органом, выдающим конфессиональное представление по результатам экспертизы, является Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Частная образовательная организация, учрежденная религиозной организацией, не просто имеет право, но обязана на основании конфессионального представления реализовы­вать религиозный компонент образования. Без конфессиональ­ного представления такая организация не может получить ни государственную лицензию, ни аккредитацию.

На сайте Синодального отдела доступны церковные документы данной сферы: Положение о выдаче конфессионального представления, утвержденное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Стандарт религиозного компонента среднего общего образования, Стандарт религиоз­ного компонента дошкольного образования, примерные рабо­чие программы по дисциплинам религиозного компонента, Типовой устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом, Устав общеобра­зовательной автономной некоммерческой организации и т.д.

9. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не означает, что никакие знания о религии и никакие формы работы с данными школами невозможны. Светский характер означает административную независимость государственных или муниципальных образовательных учреждений от религиозных объединений.

Преподавание религиозной культуры в муниципальной или государственной школе основано на принципе добровольности и не предусматривает в качестве прямой цели привлечение обучающихся в религиозное объединение, участие в богослужениях и иных религиозных обрядах и церемониях в рамках основной образовательной программы, а также не направлено на подготовку священнослужителей для религиозных объединений.

В настоящее время впервые федеральным законом закреплена возможность включения в основные образовательные программы всех видов школ, в том числе в рамках ФГОС, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях той или иной религии. Кроме того, закон не препятствует муниципальной школе использовать так называемый школьный компонент программы (компонент участников образовательных отношений) для углубленного изучения религиозной культуры. Но такой выбор школы требует целенаправленной и грамотной работы епархии, приходов, с каждой конкретной образовательной организацией, родителями обучающихся.

В государственных и муниципальных школах также возможно и обучение религии, т.е. прямое воцерковление и катехизация, но вне рамок образовательных программ, что прямо закреплено в действующей нормативной базе. При этом должны быть соблюдены основные условия его реализации, изложенные в соответствующем подзаконном ведомственном нормативном акте Минобразования России (Приказ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»). Обучение религии осуществляется религиозными организациями, их представителями.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает новое явление: общественную (в данном случае церковную) аккредитацию образовательных организаций и педагогов, преподающих учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях той или иной религии. В основном данный институт планируется применять для государственных или муниципальных образовательных организаций, которые преподают религиозную культуру на профильном уровне.

Аккредитацию педагогов должна осуществлять епархия. Процедура аккредитации, критерии и требования закреплены в Положении об аккредитации, размещенном на сайте Синодального ОРОиК.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: