КООРДИНАЦИЯ КАТЕХИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛАГОЧИНИИ




 

На уровне благочиния благочинному предписывается иметь в должности штатного помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации, делегировать ему полномочия координации катехизической деятельности в округе. Помощник благочинного является связующим звеном между приходскими катехизаторами и профильным епархиальным отделом. Его значимость подчеркивается участием в процедуре назначения архиерея профильного епархиального отдела.

При его назначении в первую очередь уместно ориентироваться на образовательный уровень человека (высшее или богословское образование) и обучение по программе подготовки катехизаторов (с учетом возможности перезачета дисциплин, курсов и модулей, пройденных в течение предыдущего образования), а также стаж работы в сфере религиозного образования и катехизации не менее 2 лет.

Среди дополнительных критериев, по которым может производиться отбор кандидатов на должность помощников благочинных помимо уровня образования и опыта, значились организаторские способности, активное участие в жизни прихода, стремление повышать свой образовательный уровень и коммуникативные способности. Помощники благочинных имеют высшее светское (чаще всего теологическое, педагогическое или психологическое) или богословское образование либо учились на катехизаторских курсах.

Должностные обязанности, которые характеризуют деятельность помощника благочинного, включают в себя:

– координацию и содействие в реализации катехизической деятельности в благочинии, а также ее контроль;

– участие совместно с профильным епархиальным отделом в разработке профильных программ, проектов, мероприятий;

– помощь профильному епархиальному отделу в организации и проведении программ подготовки и повышения квалификации, методических семинаров и объединений катехизаторов;

– содействие совместному проведению на территории благочиния конкурсов, концертов и выставок творческих работ;

– организацию разработки, издания, передачи для распространения катехизических и духовно-просветительных листков и иных;

– содействие в обеспечении приходов необходимыми методическими материалами;

– взаимодействие с настоятелями приходов благочиния, помощниками настоятелей по своему направлению;

– анализ приходских отчетов по своему направлению, составление годового плана работы и отчета о деятельности.

На данный момент в епархиях России помощники благочинных были назначены в подавляющем большинстве благочиний. Среди них примерно одинаковое количество священнослужителей и мирян. В большинстве епархий помощники благочинных работают совместителями, а не занимаются катехизацией и религиозным образованием полное рабочее время.

В качестве позитивных изменений после введения должностей помощников настоятелей можно отметить: качественный рост катехизической деятельности (систематизация работы в благочинии), улучшение взаимодействия приходов с профильным епархиальным отделом (появление опорных площадок епархиального отдела) и межприходского взаимодействия.

Исходя из сложившейся практики регионы могут вырабатывать свои модели встраивания таких сотрудников в общую епархиальную систему. Например, включение помощников благочинных в состав членов профильного епархиального отдела по должности или учреждение на уровне благочиний полноценных структур по религиозному образованию и катехизации.

 

КАТЕХИЗАЦИЯ НА ПРИХОДАХ

 

Организация катехизического служения на приходе осуществляется настоятелем и его помощником по религиозному образованию и катехизации.

На приходском уровне требуется сотрудник, сочетающий в себе организаторские способности и навыки практической работы с людьми.

Можно ориентироваться на следующие требования к квалификации для помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации: высшее или среднее профессиональное или богословское образование и обучение по программе подготовки катехизаторов (с учетом возможности перезачета дисциплин, курсов и модулей, пройденных в течение предыдущего образования) без предъявления требований к стажу работы.

Примерные должностные обязанности, которые характеризуют деятельность помощника настоятеля, выглядят следующим образом:

– организация и проведение: оглашения со взрослыми и детьми с 7 лет, родителями и восприемниками малолетних детей; бесед с желающими венчаться; катехизического (тайноводственного) курса практического воцерковления; встреч по изучению Священного Писания и богослужения; приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этике и правилам поведения в храме; занятий в воскресной школе для взрослых;

– размещение на приходском стенде просветительных материалов, распространение катехизических листков;

– размещение на интернет-портале прихода материалов информационного стенда прихода, анонсов и отчетов о проводимых приходом мероприятиях в области катехизации;

– организация и проведение работы по повышению уровня церковной грамотности сотрудников прихода;

– взаимодействие с директором воскресной школы, приходскими сотрудниками, ответственными за миссионерскую, молодежную и социальную работу и участие в реализации совместных проектов[29];

– руководство и/или координация деятельности приходских катехизаторов, ответственных за реализацию отдельных направлений катехизической деятельности, приходских консультантов, иных лиц, осуществляющих духовно-просветительную деятельность на приходе (в т.ч. добровольцев);

– участие в благочиннических и епархиальных мероприятиях;

– составление годового плана работы, годового отчета о деятельности.

При невозможности на приходе иметь соответствующую должность данные функции распределяются между клириками прихода.

 

Катехизическую деятельность на приходе можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию.

Оглашение – беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с таковым в Древней Церкви. Сейчас под оглашением понимается проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором, «включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви»[30].

Определенные документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» минимальные требования к оглашению предполагают проведение двух огласительных бесед и покаянно-исповедальной беседы со священником.

К оглашению приравниваются беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев, не наученных основам веры и фактически не участвующих в жизни Церкви.

Предлагается проводить огласительные беседы со взрослыми, желающими принять таинство Крещения, отдельно от бесед с родителями и восприемниками младенцев, так как мотивация этих людей и практические возможности к прохождению катехизации, перечень и характер обсуждаемых тем имеют свои различия.

Со взрослыми крещаемыми желательно проводить большее количество бесед, чем определенных минимумом (ориентировочно 4–5 встреч)[31]. Это может способствовать более вдумчивому и ответственному отношению этих лиц к принятию таинства.

В беседах с родителями и восприемниками крещаемых младенцев важно уделять особое внимание участию их в церковных таинствах. Священнослужителю и катехизатору-мирянину следует помочь этим людям преодолеть внутренние барьеры, подготовиться к участию в таинствах.

Вместе с тем срок и объем научения вере в процессе оглашения в современных условиях не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случаях обозначаемая как катехизические или богословские курсы.

Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи приобщения человека к жизни Церкви. В идеале катехизация после Крещения – это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Такая катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.

Не существует единой формы катехизической деятельности, которая бы подошла для всех без исключения приходов. Тем не менее наиболее известные формы катехизации после Крещения условно можно разделить следующим образом.

Краткосрочные и долгосрочные катехизические программы. К краткосрочному катехизическому курсу относятся соответствующие оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев и малолетних детей, а также беседы перед таинством Брака (венчанием). Следующей ступенью является тайноводственный курс практического воцерковления, в котором предлагается принять участие прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на передачу базовых представлений обо всех основных аспектах церковной жизни человека и на содействие ее практической реализации.

Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение Основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов.

Схематично план катехизации взрослых в наиболее распространенной форме – воскресной школы для взрослых – может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных курсов важно включать Священное Писание, православное богослужение и таинства, историю Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, церковный месяцеслов и другие.

От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и темати­ческие встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех жела­ющих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.

Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.

Кроме того, важно упомянуть следующие направления:

– церковная проповедь, пастырское слово, которое сопровождает богослужение, таинство и обряд, актуализируя для участвующих в них Священное Писание и Предание Церкви;

– богослужебные негимнографические чтения (синаксарь в русском переводе на двунадесятые праздники, толкования Священного Писания на Всенощном бдении, жития святых и т.п.) и своевременные комментарии к богослужебным текстам позволяют полнее раскрывать и использовать катехизический потенциал богослужения;

– оформление просветительных стендов катехизи­ческими материалами, распространение катехизических листков и иных просветительных материалов;

– приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;

– экскурсии по храму и паломнические поездки;

– просветительные интернет-проекты и др.

 

Формы и соответствующие им направления катехизации дополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т.д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.

Приход – это среда, вбирающая в себя всю полноту общения и совместной деятельности детей и взрослых в пределах конкретного прихода, его духовной жизни и традиций. Среда прихода должна быть: духовной, благочестивой, чтобы человек чувствовал искренние намерения; воцерковлению прихожан должно уделяться целенаправленное внимание.

Приходская община объединяется едиными ценностными ориентирами, укладом, традициями, которые складываются из общей молитвы (богослужение, молебны, таинства, чтение акафистов и др.); общих праздников церковного года, именин, приходских праздников; общего постижения вероучения во время катехизических бесед и занятий по наставлению в вере (занятия в возрастных и смешанных (взрослые, дети) группах прихожан); общего труда по благоукрашению храма, его территории, приходских помещений, библиотеки и др.; общей трапезы; взаимной помощи и поддержки (молитвенной, физической, материальной, финансовой и др.), социального и иного служения; паломнических поездок по святым местам, помощи в восстановлении святынь, духовного краеведения и др.; участия в мероприятиях благочиния и епархии; взаимо­действия со светскими организациями села, города и др.

Уклад общины должен с необходимостью включать в себя целенаправленную деятельность по созданию условий для приобщения новоначальных к жизни Церкви.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: