ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ




1. В соответствии с Положением о Международных Рождественских образовательных чтениях, принятым Высшим Церковным Советом 15 июня 2012 года и одобренным на заседании Священного Синода 25–26 декабря 2012 года (журнал № 110),

«1.3. Чтения проводятся в два этапа:

а) Региональный этап: сентябрь–декабрь, предшествует Международному этапу Чтений, имеет с ним общую тематику и организуется по региональному принципу. Ответственными за организацию и проведение региональных Чтений являются епархиальные Преосвященные и Отделы религиозного образования и катехизации. Результаты регионального этапа представляются в Оргкомитет Чтений до окончания текущего года — для формирования программы Международного этапа МРОЧ.

б) Международный (заключительный) этап Чтений проводится в Москве в январе каждого года.

По завершении Международного этапа в регионах епархиальные Преосвященные и Отделы религиозного образования и катехизации проводят семинары, пресс-конференции, мастер-классы с презентацией результатов работы МРОЧ и их широким общественным обсуждением».

1.1. Региональный этап Чтений представляет собой совокупность епархиальных (проходящих в рамках одной епархии), региональных (проходящих в рамках митрополии или епархии, расположенной на территории региона как территориальной единицы государства) и окружных (объединяющих несколько митрополий, входящих в состав федерального округа) чтений. Целью проведения регионального этапа является выявление и обсуждение наиболее актуальных вопросов в разных сферах деятельности Церкви в данном регионе (епархии, митрополии, регионе, округе), соотнесение епархиальных задач с общецерковными.

1.2. Задачи, которые ставятся при подготовке к Чтениям:

– осмысление церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов современного общества;

– укрепление взаимодействия Церкви, местных органов государственной власти и общественных организаций в решении общих задач в различных сферах общественной жизни в регионе;

– выявление лучшего регионального опыта, который епархия могла бы рекомендовать для общецерковного применения;

– осознание проблем, стоящих перед епархиями и митрополиями в образовательной и иных сферах деятельности, и подготовка вопросов для предложения к рассмотрению на международном этапе Чтений.

2. Подготовка к Чтениям начинается сразу после утверждения Высшим Церковным Советом темы предстоящих Чтений. Данная тема – единая для регионального и международного этапов Чтений.

2.1. Подготовка к проведению регионального этапа Чтений (на примере епархиальных чтений). Епархиальный архиерей утверждает Оргкомитет регионального этапа Чтений (далее – Оргкомитет). В состав Оргкомитета он входит как его председатель. Заместителем председателя (ответственным секретарем) по должности назначается председатель епархиального ОРОиК. В состав Оргкомитета также входят руководители епархиальных отделов, духовных академий и семинарий (при наличии в епархии), представители местных органов государственной власти, региональных органов управления образования, благотворительных фондов, поддерживающих просветительную деятельность в регионе, и иные лица по усмотрению архиерея.

2.2. Оргкомитет определяет формат проведения региональных Чтений.

2.2.1. В зависимости от возможностей епархии региональные Чтения могут быть разной продолжительности и структуры – от одного дня (формат однодневной конференции) до нескольких дней.

2.2.2. Желательно, чтобы в каждом случае Чтения включали пленарное заседание и работу секций. Пленарное заседание может быть единым для митрополии. В этом случае на пленарном заседании председательствует глава митрополии. Пленарное заседание также может быть единым для региона (например, федерального округа). В этом случае оно может проводиться поочередно в разных центральных городах региона. На пленарном заседании председательствует глава принимающей митрополии в сопредседательстве с главами иных митрополий региона.

2.2.3. Региональные чтения могут включать в себя конференции, секции, круглые столы, мастер-классы, семинары, конкурсы и т.д. по различным направлениям, по аналогии с международным этапом Чтений в Москве, отражая ту работу, которую проводит епархия в разных сферах деятельности. Содержание мероприятий должно раскрывать тему Чтений.

2.2.4. Рекомендуется включать в программу Чтений проведение региональных Рождественских Парламентских встреч, а также всемерно содействовать участию в Чтениях представителей органов государственной власти и местного самоуправления. Задачей их проведения является обсуждение в открытом и доверительном диалоге самых насущных задач, касающихся взаимодействия Церкви, государства и общества в регионе, определение путей преодоления проблем, распространение лучшего опыта взаимодействия и сотрудничества. Примером такого соработничества должны стать Рождественские Парламентские встречи в Москве.

2.2.5. Подобно тому, как в рамках международного этапа Председателем Чтений Святейшим Патриархом рекомендовано проводить совещания руководителей синодальных отделов и соответствующих епархиальных структур, в рамках регионального этапа целесообразно проводить совещания руководителей епархиальных отделов с ответственными за данное направление деятельности в благочиниях.

2.2.6. Региональные чтения должны быть ограничены по времени. По своему формату Чтения должны представлять собой единый форум, а не набор всех возможных мероприятий в образовательной и иных направлениях работы, проходящих с сентября по декабрь.

2.2.7. Чтения могут включать культурную программу – выставки, экскурсии, спектакли, просмотр фильмов, фестивали, концерты и т.д.

2.2.8. В рамках Чтений целесообразно подвести итоги и провести награждения победителей региональных конкурсов и олимпиад, а также региональных этапов Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Рекомендуется поощрить грамотами или свидетельствами всех участников конкурсов.

2.3. Оргкомитет определяет даты проведения Чтений в епархии, в том числе в соответствии с местными традициями проведения образовательных чтений (например, посвящение Чтений памяти особо почитаемых в епархии святых или датам, связанным с празднованием особо почитаемых икон Богородицы, с монастырями или храмами епархии и т.д.), и направляет в Оргкомитет Международных Рождественских образовательных чтений сведения о теме Чтений (поскольку она не всегда идентична общей теме Чтений), датах их проведения, а также дате и месте проведения пленарного заседания. Данные сведения должны быть направлены до даты, обозначенной в циркулярном письме Управления делами Московской Патриархии. Секретариат Чтений размещает информацию о мероприятиях регионального этапа на официальном сайте Чтений.

2.4. Оргкомитет приглашает к участию в работе регионального этапа Чтений:

– представителей аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

– представителей органов государственной власти и местного самоуправления;

– представителей синодальных структур Русской Православной Церкви;

– руководителей органов управления образования региона;

– представителей руководства различных министерств региона;

– ректоров высших учебных заведений (духовных академий и семинарий, государственных и негосударственных вузов), представителей научной и педагогической общественности, директоров школ и других образовательных организаций (в том числе православных школ и гимназий), педагогов;

– представителей других традиционных для России конфессий;

– игуменов и игумений монастырей;

– членов областной Общественной палаты;

– директоров воскресных школ;

– представителей руководства воинских подразделений;

– казачьих атаманов;

– руководителей организаций культурно-просветительной сферы: культурных центров, библиотек, музеев и т.д.;

– руководителей организаций, относящихся к социальной сфере (главврачей больниц и роддомов, ответственных за санаторно-курортное лечение в соответствующих регионах, представителей региональных обществ православных врачей и т.д.);

– региональных координаторов грантового конкурса «Православная инициатива»;

– представителей творческой интеллигенции;

– представителей родительской общественности и т.д.

2.5. Программа мероприятий (пленарного заседания, конференций, секций и т.д.) должна быть готова не позднее, чем за месяц до начала работы Чтений. В случае, если Чтения проводятся в декабре, программа должна быть готова не позднее 1 ноября. Тезисы выступлений должны быть предоставлены в Оргкомитет.

2.6. Председательствовать на мероприятиях Чтений приглашаются представители духовенства и мирян, компетентных в соответствующем направлении.

2.7. Тезисы самых актуальных по тематике и подготовленных на высоком уровне сообщений, которые могут быть рекомендованы для международного этапа Чтений, направляются в Оргкомитет Международных Рождественских образовательных чтений на адрес: otdelro@otdelro.ru с сопроводительным письмом председателя Чтений или руководителя епархиального ОРОиК не позднее 10 ноября (в том числе в случаях, если Чтения в регионе проводятся позже этой даты).

2.8. Анонсирование мероприятий Чтений и информация об их проведении по окончании размещается как на официальном сайте епархии, так и на сайте Международных Рождественских образовательных чтений https://mroc.pravobraz.ru информационной службой епархии, в последнем случае при модерировании информационной службой Синодального ОРОиК.

3. Чтения проводятся в соответствии с заранее подготовленной программой.

3.1. Мероприятия проводятся на высоком уровне.

3.2. Председательствующие на мероприятиях Чтений, в случае высказывания докладчиками недопустимых или спорных с точки зрения православного богословия или соответствующей научной области высказываний, обязаны давать компетентные комментарии, которые должны быть отражены в печатных или электронных изданиях в случае публикации данных выступлений.

3.3. Рекомендуется издание материалов Чтений отдельными сборниками. Ответственность за содержание сборников несет ответственный секретарь Чтений – председатель епархиального ОРОиК.

3.4. Финансирование Чтений, в том числе проезд и проживание приглашенных из других регионов участников, осуществляется за счет бюджета епархии, средств, привлеченных епархиальными Отделами, благотворительных пожертвований, а также иных внебюджетных источников.

4. Отчет о проведении Чтений направляется на электронную почту Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений не позднее, чем через 10 дней после их проведения в текстовом и pdf-формате с сопроводительным письмом председателя региональных Чтений.

5. Итоги регионального этапа учитываются при составлении списков епархиальной делегации для участия в работе международного этапа Чтений в Москве. Последняя дата подачи заявки, составленной по соответствующей форме, с приложением сопроводительного письма епархиального архиерея, ежегодно определяется Оргкомитетом Чтений и направляется в епархии циркулярным письмом.

 

[1] Протокол Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2015 г. № 2/15.

[2] https://pravobraz.ru/napravleniya/doshkolnoe-obrazovanie/

[3] https://pravobraz.ru/rekomendacii-dorozhnaya-karta-po-organizacii-pravoslavnogo-detskogo-sada/

[4] См. Федеральный закон «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ, ст. 87.

[5] См. «Положение о лицензировании образовательной деятельности» (постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 12.11.2016), а также Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 20.04.2016) «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

[6] См. приказ Минздравсоцразвития № 761 н от 26.08.2010 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

[7] См. официальный сайт СОРОиК, раздел «Документы», «Православный компонент».

[8] Приказ № 108 Председателя СОРОиК от 24.05 2016 // https://pravobraz.ru/prikaz-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnyx-trebovanij-k-professionalnoj-deyatelnosti-pedagoga-v-obrazovatelnyx-organizaciyax-s-religioznym-pravoslavnym-komponentom/

[9] См. официальный сайт СОРОиК, раздел «Направления», «Экспертиза».

[10] Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.07.2007
№ 03-1584

[11] Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1952 г.

[12] О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.patriarchia.ru/db/text/1909451

[13] Там же.

[14] См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 30 ноября 2012 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.patriarchia.ru/db/text/2623416.html

[15] С исключением из должностных обязанностей пунктов, относящихся к религиозному образованию.

[16] Документы, регламентирующие катехизическую деятельность. Принятыми на общецерковном уровне сейчас считаются: постановления Архиерейских Соборов 1994, 2000, 2004, 2008, 2011, 2013, 2016, 2017 гг., документы: «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов» и др.

[17] 1) Оглашение на современном этапе. [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://pravobraz.ru/ierej-aleksandr-usatov-oglashenie-na-sovremennov-etape-2/

2) Практическое руководство катехизатора. Выпуск 1. [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://pravobraz.ru/prakticheskoe-rukovodstvo-katexizatora-1/

3) Практическое руководство катехизатора. Выпуск 2. [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://pravobraz.ru/metodicheskoe-posobie-prakticheskoe-rukovodstvo-katexizatora/

4) Практическое руководство по приходскому консультированию. [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://pravobraz.ru/prakticheskoe-rukovodstvo-po-prixodskomu-konsultirovaniyu/

[18] https://pravobraz.ru/polozhenie-o-kollegii-eparxialnogo-otdela-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii/

[19]Положение о церковной аккредитации образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности и выдаче образовательным организациям Представления Русской Православной Церкви на право их реализации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.patriarchia.ru/db/text/3697422.html

[20] Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravobraz.ru/cerkovnyj-obrazovatelnyj-standart-po-podgotovke-katexizatorov/

[21] Центры подготовки специалистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=82&Itemid=176

[22] Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravobraz.ru/polozhenie-porjadke-realizacii-programm-podgotovke-specialistov-oblasti-katehizicheskoj-missionerskoj-molodezhnoj-socialnoj-dejatelnosti/

[23] Центры подготовки специалистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=82&Itemid=176

[24] ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ. Ст. 87, ч. 7.

[25] Там же. Ст. 12, ч. 3.

[26] Там же. Ст. 76, ч. 9.

[27] Там же. Ст. 76, ч. 3.

[28] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 от 1 июля 2013 г.

[29] Например, просветительные беседы с родителями детей воскресной школы (для детей), в центрах социального обслуживания, больницах, с молодежным активом и т.д.

[30] О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви.

[31] При проведении катехизических бесед могут быть использованы рекомендации пособий, подготовленных Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Электронные версии пособий доступны на официальном сайте Синодального ОРОиК: https://pravobraz.ru/napravleniya/oglashenie-i-katexizaciya/

[32]«Некоторым учащимся школьный подход, может быть, близок, но для многих из них – обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история» (Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: https://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html(дата обращения: 29 ноября 2017 г.)).

[33] Такое понимание понятия «вероучение» демонстрирует популярный ресурс Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Вероучение

[34] https://www.pravenc.ru/text/158182.html

[35] «Но ведь основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни…» ( Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: https://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (дата обращения: 29 ноября 2017 г.)).

[36] См.: 1) Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 1974. 2) Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 1968. 3) Махмудов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: «Просвещение», 1977. 4) Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991.

[37] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. – М., 1892. Вып. II. Стр. 15.

[38] Но при этом нельзя ограничиваться только общинами, а развиваться, например, в православных образовательных организациях (детских садах, гимназиях, центрах дополнительного образования и т.п.).

[39] «Только в рамках Церкви духовно плодотворными оказываются влияния природы, людей, наша собственная жизнь. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. Стр. 226).

[40]Дети имеют огромный миссионерский потенциал для своих сверстников, а нередко и для взрослых.

[41]«В настоящее время мы свидетельствуем, что Церковь действительно является активным участником общественной жизни, но ей также предстоит еще многое сделать − в первую очередь для того, чтобы актуализировать Евангельское послание для наших современников. Реализация этой задачи сталкивается с большими трудностями и проблемами, потому что общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации Евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся в первую очередь к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека.

Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви. Однако сегодня мы, возможно, сталкиваемся на этом пути с наибольшими трудностями – культурными, образовательными и иными» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры 16 декабря 2014 года // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/3880748.html).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: