Епархиальная система катехизации




От уровня организации катехизической деятельности профильного епархиального отдела зависит эффективность деятельности благочиний и приходов. Для координации катехизической деятельности епархия создает профильную структуру или структурное подразделение в составе епархиального ОРОиК или иного отдела. Приемлемым считается и наличие в ОРОиК отдельного сотрудника, ответственного за вопросы катехизации. Требования к квалификации такого работника целесообразно предъявлять не ниже чем к помощнику благочинного по религиозному образованию и катехизации[15].

На основе общецерковных документов[16] епархия может самостоятельно формировать свою модель катехизической деятельности, то есть задает подведомственным приходам рамки возможностей, актуальных для определенного региона, и определяет вектор развития.

Значимым фактором является наличие утвержденных архиереем распоряжений относительно: количества бесед перед оглашением и срока их проведения; подготовки к венчанию, организации воскресной школы для взрослых, определения востребованности катехизаторов и определения приходов, в которых должны быть штатные должности катехизаторов; организации общих для благочиния катехизических курсов; разработки и введения епархиальной программы развития катехизации, плана мероприятий по его реализации и др. Интеграция общецерковных требований в нормативно-правовую базу в епархии, в частности, поможет избежать такой ситуации, при которой положения документов, утвержденных высшими органами церковной власти (Архиерейскими Соборами, Священным Синодом, Высшим Церковным Советом, Святейшим Патриархом, профильным синодальным учреждением), не реализуются благочиниями и приходами.

В качестве методического обеспечения катехизической деятельности рекомендуется учитывать пособия, которые за последние годы прошли экспертизу в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации и получили гриф[17], а также свой опыт методического осмысления катехизической деятельности, согласующийся с нормами общецерковных документов в данной области. Для обмена местным опытом и обсуждения вопросов развития катехизации[18] там, где позволяют условия, создается коллегия профильного епархиального отдела.

При формировании епархиальной системы катехизации определяющую роль играет кадровая составляющая. В 2014 г. из представителей синодальных отделов была сформирована Межведомственная комиссия, которая регламентирует и контролирует подготовку катехизаторов (а также миссионеров, молодежных и социальных работников). Образовательные организации, реализующие программу подготовки катехизаторов должны иметь Представление Русской Православной Церкви, которое выдает данная Комиссия на основании соответствующего положения[19].

Программа подготовки катехизаторов состоит из двух учебных циклов: «Православное богословие» и «Катехизическая деятельность». При желании реализовывать данную программу подготовки в местной образовательной организации епархиальный отдел использует Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов[20], примерные учебные планы[21] и типовые программы дисциплин профильного цикла «Катехизическая деятельность». Основные параметры образовательной деятельности по данной программе указаны в Положении о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности[22].

Подача заявки в Межведомственную комиссию для выдачи Представления на право реализации программы подготовки катехизаторов и церковной аккредитации осуществляется согласно разработанной форме[23].

В соответствии с имеющимися в епархиях ресурсами, наличие образовательных центров целесообразно в епархиях, возглавляемых главами митрополий, в первую очередь в тех из них, где существуют духовные образовательные организации (с учетом преобразования бывших духовных училищ) или действуют кафедры теологии. У епархии есть выбор готовить у себя кадры или обучать их в другой епархии (в образовательных организациях, имеющих соответствующее Представление).

Юридической службой Московской Патриархии определены 4 правовые возможности, которые предоставлены действующим законодательством в сфере образования,реализациипрограмм подготовки церковных специалистов (катехизаторов, миссионеров, социальных и молодежных работников), а именно:

1) В рамках религиозного компонента. Частные (негосударственные) образовательные организации вправе включать в часть основных образовательных программ, формируемых участниками образовательного процесса, учебные курсы, предметы, дисциплины, модули, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент)[24]. К основным образовательным программам закон относит в том числе программы высшего, среднего профессионального образования и программы профессионального обучения.[25] Следовательно, частные вузы (например, Российский православный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и организации среднего профессионального образования (например, педагогические училища, училища сестер милосердия) и профобучения вправе реализовывать программы религиозного компонента, в качестве которого возможна и реализация программ подготовки церковных специалистов.

Данный способ представляется предпочтительным для подготовки как минимум социальных и молодежных работников. В этом случае будущие специалисты поступают в вуз, техникум или училище на профильную аккредитованную специальность (социальная работа, сестринское дело, молодежная работа, теология и т.д.) или любую другую и параллельно в качестве религиозного компонента осваивают все или недостающие дисциплины.

Преимущества способа: не нужно получать иной лицензии, кроме уже имеющейся, или вносить в нее изменения. Не нужно создавать структурное подразделение. Программы религиозного компонента утверждаются централизованной религиозной организацией. Необходимо только наличие конфессионального представления на эти программы, выдаваемое централизованной религиозной организацией.

2) В рамках программ подготовки священнослужителей и религиозного персонала.

Данный способ может быть реализован только духовными образовательными организациями – семинариями, академиями и т.д. Он требует внесения дополнений в имеющиеся лицензии в части реализуемых программ подготовки религиозного персонала, что не должно вызвать затруднения.

Преимущество: не вызовет проблем, больших затрат времени и сил у духовных образовательных организаций, имеющих действующую лицензию по программам подготовки священнослужителей и религиозного персонала.

3) В рамках программ дополнительного профессионального образования (ДПО).

Данный способ может быть реализован образовательными организациями среднего профессионального или высшего образования:

– Требуется получение лицензии на данный вид программ. При этом содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.[26]Однако в указанных справочниках отсутствуют такие профессии, как катехизатор и миссионер. По этой причине получение лицензии на ДПО по направлениям подготовки религиозных специалистов представляется весьма трудно осуществимым.

– К освоению ДПО допускаются только лица, уже имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование либо их получающие.[27]

– Порядок реализации программ ДПО регулируется[28] государством. В частности, установлен срок освоения программ ДПО (ДПП – не менее 250 часов), предусмотрены и иные условия, в том числе в части требований к педагогическим работникам и т.д.

– Реализация программ ДПО духовными образовательными организациями не предусмотрена законом, что может создать им проблемы при попытке получить данную лицензию.

4) В рамках программ дополнительного образования взрослых и детей.

Данный способ может быть реализован как образовательными организациями, основной деятельностью которых является реализация основных образовательных программ (вузы, училища и т.д.), так и организациями дополнительного образования (ОДО).

Условие – наличие отдельной лицензии на реализацию программ дополнительного образования.

Преимущества: проблем с получением данного вида лицензии обычно не возникает, государственные требования значительно ниже, чем для выдачи лицензии по основным программам. Для данного вида программ не предусмотрен государственный стандарт (т.е. государственных установлений в части содержания и структуры, объема). Отсутствует образовательный ценз для абитуриента.

Следует отметить, что реализация программ ДО и ДПО духовными образовательными организациями пока прямо не предусмотрена законом, что на практике может вызвать сложности.

Таким образом, для духовных образовательных организаций (семинарий, академий, училищ) может быть рекомендована реализация данных программ в качестве программ подготовки религиозного персонала и в рамках лицензии по подготовке священнослужителей и религиозного персонала. Организации, имеющие действующую лицензию, должны дополнить перечень программ (приложение к лицензии).

Для частных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (профобучение, средних профессиональных, высших), в качестве оптимального способа может быть рекомендована реализация программ подготовки в рамках религиозного компонента к основным образовательным программам.

Если в регионе отсутствуют лицензированные семинарии, академии и/или дружественные Церкви лицензированные вузы, техникумы, училища либо если потенциальные учащиеся не хотят или не могут получать никакое иное образование, кроме собственно подготовки катехизатора, миссионера, социального работника и т.д., то может быть рекомендовано создание организаций дополнительного образования и получение ими лицензии на ДО. При таких условиях это будет самый быстрый и простой способ, поскольку получить лицензию на программы дополнительного образования на порядок легче, чем на основные образовательные программы или программы подготовки священнослужителей и религиозного персонала, наличие у абитуриентов какого-либо имеющегося образования выше среднего и/или параллельное обучение по основным программам не требуется.

Реализация программ в качестве ДПО (по направлениям катехизации и миссии) представляется трудноосуществимой в наличных правовых условиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: