Православные детские сады




Важность развития православного дошкольного воспитания неоднократно подчеркивалась на заседаниях Высшего Церковного Совета, Архиерейских Соборах. Так, на Архиерейском Соборе 2017 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь отметил, что «было бы полезным развивать сеть православных детских садов».

В помощь епархиям Русской Православной Церкви в конце 2014 года было направлено циркулярное письмо с рекомендациями по реализации в дошкольных образовательных организациях Православного компонента дошкольного образования и Рекомендациями по разработке региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций.

В 2017 году специалистами Синодального ОРОиК были разработаны, а также направлены Управлением делами Московской Патриархии в епархии Русской Православной Церкви Рекомендации по организации православного детского сада, регламентирующие условия создания дошкольной образовательной организации, требования к содержанию и результатам образовательной деятельности. С рекомендациями можно ознакомиться на сайте Синодального отдела[3].

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить, что в настоящее время подготовлена нормативно-методическая база, позволяющая интегрировать занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в образовательные программы дошкольных образовательных организаций.

 

Дошкольная ступень – неотъемлемая часть общего образования, выполняющая основополагающую функцию нравственного становления личности ребенка. На современном этапе епархии Русской Православной Церкви должны иметь большее попечение об интеграции духовно-нравственного аспекта в деятельность детских садов, активнее налаживать контакты с местными органами власти, образовательными организациями, другими заинтересованными ведомствами и предпринимать меры для широкого распространения позитивного опыта использования Православного компонента в работе дошкольных образовательных организаций.

Для осуществления системной работы с детьми дошкольного возраста епархиям в первую очередь необходимо:

· усилить внимание к муниципальным детским садам в целях включения православного духовно-нравственного компонента в образовательную практику. Создать реестр этих учреждений;

· развивать сеть православных дошкольных образовательных организаций, взяв во внимание постановление Архиерейского Собора о необходимости открытия православных дошкольных организаций в епархиях; разработать региональную стратегию развития православных дошкольных образовательных организаций;

· стимулировать разработку авторских программ, основанных на использовании православного компонента, с внесением их в региональный реестр, а также других методических пособий по этому направлению;

· продумать пути сотрудничества священнослужителей епархии с дошкольными образовательными организациями;

· организовать во взаимодействии с институтами повышения квалификации, вузами, духовными семинариями и академиями проведение курсов по методике преподавания предметов духовно-нравственного цикла для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Внимание епархиальных отделов религиозного образования и катехизации должно уделяться размещенной в регионе рекламе образовательных организаций, не прошедших конфессиональную аттестацию в Синодальном ОРОиК, но позиционирующих себя православными или православно ориентированными. С руководством и администрацией подобных учреждений необходимо вести консультационную работу и пояснять недопустимость нарушения положений действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Качество воспитания дошкольников, в том числе и духовно-нравственного, во многом зависит от практической реализации потенциальных возможностей, от того, насколько востребованными в регионах будут церковно-государственные договоренности и наработки. Эта важная работа требует конкретных практических шагов.

 

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Основные задачи церковно-государственного диалога в области общего образования:

1. Содействовать прохождению конфессиональной аттестации действующих в епархии образовательных организаций, реализующих религиозный (православный) компонент, на предмет соответствия их деятельности Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года, журнал № 76, и федеральному законодательству[4].

2. Только что созданным православным общеобразовательным организациям оказать содействие в прохождении государственного лицензирования и аккредитации (в том числе требуется наличие конфессионального представления).[5]

3. Уделить особое внимание подбору руководящих и педагогических кадров образовательной организации. В частности, директор и представители администрации в части требований к квалификации должны соответствовать «Квалификационным характеристикам должностей работников образования»[6].

4. Духовное попечительство над образовательной организацией осуществляется согласно соответствующему указу епархиального архиерея и на основании Положения о духовном попечителе[7].

5. Согласно государственному профессиональному стандарту педагога, в образовательных организациях должны работать специалисты с педагогическим или профильным образованием или с высшим образованием и дополнительной профессиональной подготовкой по педагогике. Требования к квалификации преподавателей, а также необходимость соблюдения иных условий для занятий педагогической деятельностью (отсутствие судимости, ряда заболеваний) относятся и к преподавателям Основ православной веры, в том числе священникам. Эту ситуацию необходимо учитывать и в духовных семинариях – расширять преподавание педагогических дисциплин и педагогических практик, продумать вопрос о возможности получения параллельно с духовным светского образования тем семинаристам, которые имеют интерес к педагогической деятельности. Подбор педагогических кадров по вероучительным дисциплинам и их аттестация на соответствие занимаемой должности должны осуществляться на основе Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.[8]

6. Необходимо стимулировать педагогов и методистов на разработку учебно-методических пособий. Эта работа должна вестись при координации епархиальных ОРОиК, при которых, по возможности, должны создаваться епархиальные (или межъепархиальные) экспертные комиссии по изучению педагогического опыта. В регионе необходимо создать условия для того, чтобы любой педагог в области православного образования знал и мог обратиться за помощью или со своими наработками в ЕОРОиК. Экспертный совет Синодального ОРОиК также готов оказывать авторам консультативную поддержку.

Необходимо помнить, что в системе религиозного (православного) образования в части православного компонента могут использоваться только учебно-методические материалы, прошедшие экспертизу и получившие гриф Синодального ОРОиК. Для этого при поддержке ЕОРОиК или самостоятельно авторы или издательства должны обращаться в Экспертный совет СОРОиК, который имеет исключительное право проводить экспертизу, присваивать гриф и рекомендовать те или иные пособия для общецерковного использования[9].

Актуальным остается вопрос бюджетного финансиро­вания образовательных организаций, реализующих религиоз­ный (православный) компонент. Так как установление норматива (размера) бюджетного финансирования общеобразовательных организаций отнесено к ведению субъекта Федерации, то именно усилиями епархиальных органов возможно изменить ситуацию в православных школах региона к лучшему. Учитывая многогранность проблемы, епархиальным ОРОиК рекомендуется прибегать к помощи опытного юриста, которого желательно иметь в штате Отдела. Однако консультацию по правовым вопросам можно получить и в юридической службе Московской Патриархии, а также в Синодальном ОРОиК.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: