За три последних десятилетия воскресная школа сделала гигантский шаг в своем развитии: от фактического нуля до формирования общецерковной системы, опирающейся на стандарты единой нормативной базы при всем многообразии методик ведения занятий. По данным аттестации 2015–2017 гг. в Русской Православной Церкви насчитывается порядка 6000 воскресных школ, их воспитанниками являются свыше 170 000 человек.
Изначальными ориентирами, лежавшими в основе приходской работы с детьми, были церковно-приходские и воскресные дореволюционные, а также современные общеобразовательные школы. Церковная педагогика только начинала делать первые шаги после десятилетий атеистических гонений, и иные модели развития на тот момент были недоступны.
Школа (с линейкой учебных дисциплин, жесткими требованиями к организационным формам, техническому оснащению, академическим подходом к наполнению учебных занятий, подготовкой немалого по количеству книг комплекта учебников) в итоге стала главной формой церковно-приходского попечения о детях. Благодаря этому удалось в разы поднять учебную составляющую работы. При этом учебный подход стал основным в деятельности воскресных школ.
Вместе с тем ведущийся Синодальным отделом религиозного образования и катехизации мониторинг процессов деятельности воскресных школ показал необходимость корректировки упомянутого подхода, который исчерпал возможности роста, а в чем-то стал и сдерживающим фактором развития (что во многом подтвердили данные проведенной аттестации 2015–2017 гг.).
В июне 2015 года Святейший Патриарх Кирилл дал поручение выработать подходы к корректировке деятельности воскресных школ и формированию их единой учебно-методической базы. Для этой цели была сформирована специальная рабочая группа при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
|
Экспертная проработка данного вопроса дала возможность комплексно оценить сложившуюся ситуацию и обнаружить ключевые проблемы:
· Значительный уход детей из воскресных школ, начиная с 11–12-летнего возраста. По данным аттестации почти повсеместно детей возрастной категории 12–16 лет в воскресных школах остается в 1,5–2 раза меньше, чем это было в возрастной группе 7–11 лет. При этом границы приходской жизни в восприятии детей нередко сужаются до границ занятий воскресных школ (а потому, прекращая посещать их, дети перестают посещать и саму церковь)[32].
· Количество воспитанников в воскресных школах несоизмеримо мало в сравнении с количеством детей того же возраста, проживающих в том же регионе в то же время.
Дальнейшая диагностика ситуации, опирающаяся на анализ данных аттестации, экспертные интервью в рамках московских и региональных семинаров, рабочих встреч, регионального и международного этапов Рождественских образовательных чтений позволила выявить сопутствующие процессы:
1. Нормативная база, регламентирующая деятельность воскресных школ, задав первичный позитивный импульс к развитию, к 2015 году, исчерпав свой потенциал, стала обременительной как для педагогов, так и для воспитанников (в области содержания программ и требований к результатам обучения).
2. Деятельность воскресных школ в основной их массе сузилась до рамок обучения вероучению, понимаемого в большинстве случаев лишь как передача «совокупности вероучительных определений»[33] (хотя и в различных форматах). При этом с точки зрения святоотеческой мысли, вероучение – это не просто сумма передаваемых знаний, но полнота благодатной жизни во Христе[34][35].
|
3. Комплекс психолого-педагогических проблем:
· недостаточное использование эффективных методик ведения занятий;
· малая ориентация на психолого-педагогические особенности возрастных категорий воспитанников;
· недостаток комплексных методических рекомендаций, описывающих образовательные ресурсы, способные решать задачи по наставлению детей в вере.
Перед Рабочей группой встала задача определения взаимосвязи этих процессов друг с другом и первоочередных мер.
Первым этапом работы стало обновление церковной нормативной базы, регламентирующей деятельность воскресных школ, – Положения о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
Корректировка этих документов требовалась еще и в связи с требованиями государственных контролирующих органов. По сути, в определенный момент они начали трактовать деятельность воскресных школ как образовательную, подлежащую государственному лицензированию. Поскольку образовательная деятельность без лицензии в России – деяние наказуемое, потребовалось устранить возникшую проблему. В 2015 г. были внесены поправки в Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях», после чего – и в нашу нормативную базу.
|
Положение и Стандарт претерпели восемь редакций. Свои замечания и предложения вносили практически все синодальные ведомства, высшие учебные заведения Церкви, представители педагогического и экспертного сообществ. Все это обобщалось, что-то принималось, что-то мотивированно отклонялось. Каждый раз документы серьезнейшим образом обсуждались на заседаниях Высшего Церковного Совета. На последнем в 2016 году заседании Высшего Церковного Совета (29 декабря) документы были приняты. 9 марта 2017 года их утвердил Священный Синод.
По итогам проделанной работы была скорректирована их структура, четко разграничены сферы применения. Положение регламентирует организационные принципы работы воскресных школ, Стандарт – содержание и объем их деятельности.
Были также актуализированы цели и задачи деятельности воскресных школ как в контексте государственных нормативных актов, так и в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской Православной Церкви.
Из документов исключены все положения, позволявшие трактовать деятельность воскресных школ как образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования. Это касается также промежуточной и итоговой аттестации, сдачи зачетных и экзаменационных испытаний.
Исключен такой вид воскресных школ, как школы, имеющие юридическое лицо (в связи с изменением законодательства). Деятельность церковных организаций дополнительного образования «Центры духовно-нравственного воспитания» предложено регулировать в соответствии с отдельным приказом СОРОиК, в рамках Положения о конфессиональной аттестации и выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям с религиозным компонентом.
Исключено деление учебного процесса на ступени (дошкольную, начальную, основную, дополнительную). Вместо них определены возрастные категории, которые также были уточнены. Это связано с тем, что учебный процесс в воскресной школе носит не линейный характер, как это есть в общеобразовательной школе. В обычной школе ребенок приходит в первый класс и далее поступательно движется к выпуску в одиннадцатом. Причем он не может не учиться, он обязан пройти весь курс обучения последовательно, с первого по выпускной классы. Таковы требования закона. В воскресной школе все не совсем так. Посещение воскресной школы абсолютно добровольно. И дети приходят на занятия практически в любом возрасте. И с совершенно разным уровнем подготовки. А это значит, что программа воскресных школ должна быть так построена, чтобы ребенок с любого возраста мог включиться в занятия. Поэтому новый Стандарт предлагает не линейную программу обучения, как в обычной школе, а построенную по принципу концентрических кругов. В основе такого подхода – учет психологического развития ребенка, способность в его возрасте воспринимать ту или иную информацию. А значит, должна быть и возможность дать на соответствующем уровне его развития базу для вхождения в жизнь Церкви и его духовного развития. Для тех детей, кто уже занимался в воскресной школе, это будет не просто повторением пройденного, а углублением в суть обсуждаемых понятий. Таким образом, можно увидеть, что курсы для более старших возрастов в воскресной школе становятся насыщеннее по своему содержанию, а логика их изложения исходит из возрастных особенностей.
Таким образом, для воскресных школ (для детей) определены четыре возрастные категории. Первая – дети в возрасте 5–7 лет; вторая – 8–10 лет; третья – 11–13 лет; четвертая – 14–17 лет (старший подростковый возраст).
Воскресным школам предоставлено право незначительно корректировать возрастные категории воспитанников в соответствии с текущими условиями. Кроме того, воскресным школам в рамках конкретной возрастной категории предоставлено право самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов в рамках Стандарта, в связи с чем сетка часов учебного плана Стандартом не регламентируется.
Согласно обновленной нормативной базе, остается всего две формы воскресных школ: собственно сама воскресная школа и воскресная группа. Единственным критерием их различия будет являться количество посещающих занятия. До 10 воспитанников – это воскресная группа, свыше 10 – воскресная школа. Очевидно, если воспитанников в школе крайне мало, то сложно выстраивать какие-то жесткие рамки курсов. Необходимо быть максимально гибкими в возможностях проведения занятий. Поэтому воскресные группы будут руководствоваться Стандартом, при этом самостоятельно определять возрастные категории воспитанников, объем содержания и результаты деятельности, принимая во внимание в этой части положения Стандарта.
Корректировке также было подвергнуто содержание учебно-воспитательной деятельности: объемы курсов, знаниевых и понятийных требований, предметные планы занятий – при сохранении в основе своей ранее разработанной тематики.
Так, курс церковнославянского языка по Стандарту был сокращен до 34 занятий.
Кроме того, учитывая неоднородность возможностей воскресных школ, в обновленной редакции Стандарта все преподаваемые дисциплины было предложено разделить на две группы: 1-я – обязательный минимум и 2-я – факультативные курсы (желательные, но не обязательные). В окончательной редакции Стандарта прописан только обязательный минимум для трех возрастных категорий (кроме старшего подросткового возраста):
– для детей 5–7 лет – «Введение в Закон Божий» в объеме 28 занятий;
– для детей 8–10 лет – «Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Новый Завет» в объеме 28 занятий; «Богослужение и устройство православного храма» в объеме 28 занятий; «Основы Закона Божия» в объеме 42 занятий; «Церковнославянский язык» в объеме 34 занятий;
– для детей 11–13 лет – «Священное Писание: Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Священное Писание: Новый Завет» в объеме 42 занятий; «Основы православного вероучения» в объеме 42 занятий; «Православное богослужение» в объеме 28 занятий.
Воскресные школы могут сами определять темп прохождения курсов в зависимости от своих возможностей.
В Стандарте обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся прежде всего в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, а также развитие интереса к участию в социальной, молодежной, миссионерской и иной приходской работе.
Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания (при бесспорной важности изложения теоретических основ), должны носить практико-ориентированный характер (например: в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).
Занятия в воскресной школе должны помогать воспитанникам осознать личную ответственность за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей (например, через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе).
В Стандарте подчеркивается важность использования возможностей досуговой деятельности воспитанников в таких формах, как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и так далее.
Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5–6 и 7–11 лет).
Стандарт обращает внимание и на то, что занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено прежде всего на разрушение традиционных семейных ценностей, нивелирование ценности жизни и грубое игнорирование проблем биоэтики. Эти вопросы должны в полной мере найти свое отражение в деятельности воскресных школ – как на просветительном уровне, так и в качестве возможной формы служения детей, подростков, юношей и девушек (в меру своей доступности в том или ином возрасте).
Некоторые корректировки могут вносить в Стандарт и далее, в рабочем порядке, с учетом требований времени. Это нормальная практика для нормативного документа.
Вторым этапом работы группы стала систематизация педагогических технологий, наиболее эффективных для ведения вероучительных занятий в воскресных школах, а также создание рекомендаций по составлению адаптированного для каждого возраста религиозно-педагогического материала. Был создан документ «Техническое задание (рекомендации) по разработке Единого учебно-методического комплекса для воскресных школ», одобренный на заседании Высшего Церковного Совета 23 ноября 2017 г.
Данный документ представляет собой сборник рекомендаций, имеющих своей целью наиболее точно описать образовательные ресурсы, способные решать задачи по наставлению детей в вере.
В рамках подготовки Единого учебно-методического комплекса для воскресных школ (ЕУМК) документ также является техническим заданием для авторов-разработчиков.
В документе обоснованы требования к разрабатываемым материалам с точки зрения принципов: актуализации Евангельского послания, сознательности, общности, развития ответственности, доступности, систематичности, деятельности и наглядности.
На основании трудов православных педагогов прот. Василия Зеньковского, С. С. Куломзиной, в том числе современных – Т. В. Скляровой, Л. Л. Шевченко, О. Л. Янушкявичене и других, подробно описаны возрастные особенности развития детей (физические, умственные, социальные, эмоциональные и духовные), даны рекомендации по составлению адаптированного для каждого возраста религиозно-педагогического материала.
Документ включает систематизацию педагогических технологий, наиболее эффективных для ведения занятий в воскресных школах.
Требования к занятиям в воскресных школах с точки зрения объема и содержания образования содержатся в Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
Материалы ЕУМК для воскресных школ должны преодолеть традиционный, объяснительно-иллюстративный способ обучения, заключающийся только в передаче информации в готовом виде, когда обучаемый пассивно воспринимает учебный материал, заучивает и воспроизводит его.
Разработки материалов для воскресных школ должны быть нацелены на:
· проблемное обучение[36] (обучение, при котором знание учащимся не сообщается в готовом виде; оно приобретается в результате самостоятельной поисковой деятельности, организованной педагогом и направленной на решение проблемной ситуации, в результате чего у детей формируются творческое мышление, любознательность, личный познавательный интерес);
· личностно-ориентированное обучение (учебный процесс направлен на каждого ученика с присущими ему особенностями (духовными, эмоциональными, интеллектуальными, творческими)).
Техническое задание определяет необходимым создание вероучительного курса макроуровня, содержащего «полнотекстовое обозрение веры» (т.н. «Книга для учителя»), который должен стать ядром, формирующим концептуальное единство ЕУМК и находящим свое отражение в изложении учебного материала для всех возрастных групп в соответствии с их психологическими особенностями и объемом образования в рамках Стандарта.
Вероучительные занятия согласно ТЗ ЕУМК должны быть нацелены на максимальную интеграцию тем в объеме содержания курсов Стандарта, вплоть до создания интегрированных курсов занятий, содержание которых определяется темами нескольких дисциплин Стандарта.
Вероучительный курс макроуровня в перспективе может учитывать также возможность синхронизации этих занятий с катехизической подготовкой родителей воспитанников воскресной школы.
ЕУМК как конечный продукт должен состоять из:
· «Книги для учителя» (полнотекстовая версия вероучительного курса);
· методического руководства с учебным планированием и поурочными рекомендациями для преподавания каждого возрастного курса в рамках представленной концепции;
· хрестоматийного сборника, включающего образцы православной иконописи, русской и европейской религиозной живописи, примеры духовной поэзии и прозы для каждой возрастной категории, а также аудио- и видеоматериалы.
Данный подход не предполагает создания учебника для детей. Вместе с тем разработчики должны предусмотреть создание рабочих материалов, удобных для использования педагогами на занятиях с детьми.
Третий этап работы: формирование нового понимания церковной деятельности, направленной на попечение о детях, с точки зрения ее целеполагания, организации и результата. Рабочая группа пришла к необходимости комплексного рассмотрения присутствия детей в Церкви и выявила следующие его грани: развитие духовной жизни детей, наставление их в вере, взаимодействие с педагогами и другими прихожанами, должная инфраструктура прихода и благоприятная эмоциональная среда.
Все эти грани должны иметь единое целеполагание, исторически укорененное как в святоотеческом наследии, так и в опыте православных педагогов.
Главной целью всей заботы Церкви о детях является их спасение – духовное просвещение Светом Христовой Истины. «Чистое сердце озаряется благодатью и просвещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни» [37].
Для достижения указанной цели необходимо создание максимально благоприятных условий.
Поскольку духовное просвещение человека, соединение его с Богом возможно только в Церкви, а принадлежность христианина к Ней являет себя в принадлежности к конкретной евхаристической общине, то эти условия должны быть созданы непосредственно в приходской общине [38].
Достижение максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходской общине формирует благорасположенную к детям среду [39], открывающую возможность для:
· Евангельского благовестия детям (словом и делом);
· мотивации ребенка к искреннему принятию Христа как Пути, Истины и Жизни;
· реализации всей полноты общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Эта среда не может быть замкнутой, «работающей на саму себя», а должна быть открытой и привлекательной для внешнего мира[40].
Это среда любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16)). В ней происходит передача детям опыта веры Церкви, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Нашего Иисуса Христа. Она принадлежит Богу и Его Церкви, а потому святая. По действию Божественной благодати в этой среде дар святости обретается и как личное качество.
Создание на приходе условий для духовного просвещения детей подразумевает:
· развитие духовной жизни детей;
· наставление их в вере (вероучение);
· межличностное взаимодействие;
· инфраструктуру (комплекс взаимосвязанных структур и объектов, описывающих пространственные и временные условия жизни детей в церкви);
· благоприятный эмоциональный фон.
Деятельность приходской общины должна быть правильно организована с учетом содержания всех условий в их комплексном сочетании. Только в этом случае она становится оптимальной для духовного просвещения, приобретения навыка жизни в любви и святости. Кроме того, выполнение всех условий позволяет обеспечить планирование и контроль этой деятельности.
Ключевые принципы существования среды, направленной на духовное просвещение детей на приходе:
· Актуализация Евангельского послания [41]. Все средства и формы духовного просвещения должны быть направлены на помощь воспитанникам услышать Евангелие в актуальном для них контексте. Это означает необходимость донести Евангельское послание без изменения его содержания воспитанникам на языке, доступном им с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров из современности, помогающим понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад. При этом переход на язык субкультур является недопустимым.
· Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель.
· Экклесиоцентричность (церковность) — взаимоединый с христоцентричностью принцип православной педагогики, раскрывающий полноту жизни во Христе через необходимость руководствоваться сознанием, учением и опытом Православной Церкви.
· Понимание человека как образа Божия.
· Принцип внутренней иерархичности человека. Все стороны личности (физическая, нравственная, социальная, религиозная, эстетическая жизнь) имеют инструментальное значение по отношению к основному началу личности – духовной жизни.
· Сознательность. Требует активного и осознанного усвоения опыта веры, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Иисуса Христа. Применение данного принципа должно служить зарождению и развитию интереса к молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви, конкретной православной церковной общины.
· Общность. Ребенок должен чувствовать свою принадлежность к семье, Отечеству (городу, стране, народу), Церкви (приходу, епархии).
· Развитие ответственности. Духовное просвещение на приходе призвано мотивировать ребенка к выстраиванию личных отношений с Богом (вера, доверие, любовь по отношению к Богу), должно быть направлено на развитие личной ответственности за собственную душу, семью, Церковь, Отечество.
· Деятельностный принцип предполагает активное вовлечение детей в совместную деятельность воспитанников и их родителей, педагогов, других членов прихода. В таком труде дети могут получить положительные эмоции, испытать радость созидания, через которые формируется личный духовный опыт. Кроме того, данный принцип лежит в основе практического обучения борьбе с грехом и приобретения навыков добродетельной жизни детьми; деятельного усвоения святоотеческого духовного опыта.
· Организационный принцип предполагает:
· Добровольность для детей (никто не должен детей принуждать жить в этой среде).
· Обязанность для приходской общины (приходская община обязана создать среду, направленную на духовное просвещение детей, в соответствии с указанными параметрами (в том случае, если в приходской общине есть дети)).
· Единство Церкви и семьи в деле духовного просвещения (единство достижимо лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, принадлежат единой Церкви, имеют единый дух и единый взгляд на воспитание детей; приходская община подразумевает собой включение в нее семьи ребенка, поскольку процессы, направленные на ребенка в рамках этой среды, должны также продолжаться и в семьях).