Епархия должна уделять первостепенное внимание вопросу взаимодействия с родительским сообществом, информирования егоо целях и задачах преподавания православной культуры в светской школе. Рекомендуется в работе епархиальных специалистов использовать буклеты, разработанные в Синодальном ОРОиК, а также ряд буклетов и видеоматериалов для родителей, разработанных в епархиальных отделах религиозного образования.
Также следует отметить, что епархия должна приниматьактивное участие в мониторинге и контролерезу льтатов выбора родительским сообществом предметов (модулей) в рамках курса ОРКСЭ (на уровняхобласть/район/населенный пункт, которымпримерносоответствует деление епархия/благочиние/приход). Эта мера является необходимой, поскольку до сих пор не редкими являются случаи давления на родителей со стороны администраций, директоров школ или школьных учителей с тем, чтобы они выбирали изучение Основ светской этики или Основ мировых религиозных культур. Специалисты епархии должны интересоваться любым случаем низкого процента выбора курса ОПК по региону, в любом районе и любой школе.
Выбор каждого родителя должен быть удостоверен личным заявлением, с указанием предмета, который выбран. Недопустимы листы, протоколы и т.п. коллективного выбора родителями в классе одного из предметов, так как именно через такие формы оказывалось давление на родителей. Указания о личном письменном заявлении родителей содержатся в официальных методических материалах, направленных в регионы Министерством образования и науки России.
По возможности за каждым храмом должен быть закреплен ряд школ, с тем чтобы священнослужители или по их поручению прихожане храма посещали родительские собрания и контролировали добровольность выбора родителями одного из предметов.
|
В случае обнаружения нарушений в процедуре выбора епархия должна опротестовать их вначале на уровне органа управления образования района, а если это не даст положительного результата – на уровне администрации и главы региона с тем, чтобы родителям предоставили возможность свободно выбрать модуль для своего ребенка. Информация о существенных нарушениях или сигналы о невозможности конструктивно разрешить ситуацию должны быть направлены в Синодальный ОРОиК.
В том случае, если в епархии действует то или иное родительское объединение (например, филиал общества «Всероссийское родительское собрание»), необходимо принять меры по улучшению взаимодействия с данной организацией, например, подписать договор о взаимодействии по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи региона, с тем чтобы епархия могла рассчитывать на поддержку родительского объединения в случае возникновения спорных либо проблемных ситуаций в преподавании ОПК.
Важным шагом в решении вопроса эффективного взаимодействия епархии с родительским сообществом и использования возможностей православных мирян в отстаивании свободы выбора модулей курса ОРКСЭ является создание приходских родительских объединений – для родителей, имеющих детей школьного возраста. По мере выстраивания системы целесообразно назначить 1–2 священнослужителей при ЕОРОиК на данное направление работы с целью лучшей координации деятельности указанных объединений на уровне всей епархии. Актив подобных объединений может составить от 30 до 60 человек, с этими людьми необходимо постоянное взаимодействие, епархия должна прислушиваться к их мнению и отстаивать их интересы при возникновении конфликтных ситуаций в школах.
|
Необходимо ознакомить участников родительских объединений с материалами, подготовленными Синодальным отделом в помощь епархиям при ведении разъяснительной работы с родительским сообществом. Родители при условии надлежащей подготовки могут весьма эффективно отстаивать интересы церковной общины, могут входить в управляющие советы, органы самоуправления школ.
При должном внимании и уважении к личности человека, корректном общении обсуждение проблем, связанных с преподаванием ОПК, может стать хорошим поводом для начала конструктивного диалога по мировоззренческим вопросам, который может привести к изменению отношения к Церкви и в целом жизненной позиции наших оппонентов.
Для эффективного взаимодействия со светской системой образования региона епархии необходимо наладить работу на уровне благочиний и приходов.
На уровне благочиний целесообразно ввести должность помощника благочинного по религиозному образованию. В его обязанности входит: мониторинг ситуации в сфере преподавания ОПК, координация деятельности приходских родительских объединений, участие в родительских собраниях в школах на территории благочиния, распространение информационных материалов (буклетов, информационных листков, фильмов), поясняющих родителям и педагогической общественности цели и задачи преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ, аккумуляция лучших образцов методических разработок учителей района или округа. По этим и другим вопросам, связанным с развитием религиозного образования, помощники благочинных подотчетны руководителю ЕОРОиК.
|
Помощник благочинного по религиозному образованию должен лично знать всех директоров школ, выступать помощником в организации сотрудничества школ и приходов с тем, чтобы на территории благочиния не было ни одной школы, с которой не установлено взаимодействие конкретного прихода, способствовать разрешению проблемных и конфликтных ситуаций.
На уровне приходов для организации разъяснительной работы среди родительской общественности важным является создание православных родительских объединений из числа прихожан, чьи дети или внуки обучаются в местных школах. Для этого необходимо циркуляром за подписью епархиального архиерея на имя настоятелей приходов дать распоряжение о создании родительских объединений в рамках приходов. Основными задачами этих объединений должно быть ведение разъяснительной работы среди родителей и учителей относительно целей и задач преподавания ОПК, условий взаимодействия государства, общественности и Церкви, а также общественная поддержка участия церковных представителей в преподавании ОПК.