АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 2 глава




 

№ 2

1615 г. январь *. — Из выписки, составленной в Посольском приказе, о переговорах 1604—1605 гг. с английским послом Т. Смитом относительно пропуска английских купцов в Индию и Китай

(*— Датируется по времени прибытия английского посольства в Москву)

/ л. 320 /[…]В прошлом во 113 году приходил к царю Борису аглинсково Якуба-короля посол князь Томас Фомин 1, а как был у царя Бориса на приезде, и в речи говорил:

Как учинился на Аглинской земле государь их Якуб-король, и к нему присылали многие государи и владетели послов своих, объявляючи к нему великую дружбу 2. А ко государю король писал грамоты свои с-Ываном Мериком 3, а объявляючи свое королевство и слышав тое дружбу, что было учинилась государю с датцким [41] королем о королевиче, которого на Москве не стало 4. А ныне король прислал ево, посла своего, а с ним наказал, чтоб ему быти з государем в братцкой дружбе и в любви и в со/ л. 321 /единенье и в докончанье,чего все государи и властели еуропские у него просили, а он ни у кого не просил, только у него, государя, чтоб государская та братцкая любовь, которая ныне зачалась, держати крепко, покаместа свет стоит меж государя и меж государя их короля и их наследников, И хочет королевское величество объявити любовь в деле свыше того и добре желает, чтоб соединачить государя и его дружбу.

Да посол же говорил, что наказал ему король государю бить челом о гостех, что государь к аглинским гостем держит милость и береженье великое. / л. 322 /

А в грамоте своей Якуб-король ко государю писал:

Как он по сродству учинился на Аглинском королевстве, и он извещал своими грамотами государство свое, а послов ко государю послати государство свое объявити, как государской чин обдержит, время не сягло, что гостей их карабли в Московском государстве 5, а ныне утвердяся на своих государствах, послал посла своего посольствовати и говорити о таких делех, которым пригоже быти для содержанья любви и дружбы, которые были меж их предки долго, и чтоб меж их подданных на обе сто/ л. 323 /роны была торговля, и хочет он з государем держати любовь и дружбу, как и по та места держано. О том он велел говорити и становити, и наказ послу дал за большою аглинскою печатью с указом. Да и в Персиду бы государь торговым его людем хотити поволил, а он во всем радеет дружбы и любви.

А после посольства аглинской посол князь Томас прислал в Посольский приказ с приставы неметцкое письмо 6, а в том письме писал:

Как государь ево король / л. 324 / учинилися на Аглинском королевстве,и слыша про государево величество и царств его пространство и о множестве подданых его и о всей иной благодати при государеве державе и памятуючи ту великую любовь, как государь любил младаго королевича датцкого, которого не стало на Москве, и выразумев о той великой любви и именованные королевны, желаю, чтоб такая ж любовь зачати и вперед держати меж собою, а у него многие друзи и сродичи, как во всей вселенной ведомо, только свыше всех ищет дружбы / л. 325 / з государем, окроме того, что он в приятельстве с королем датцким.А его, посла, прислал король о дружбе и любви и о соединенье, о чем к нему все государи и владетели прислали просити, а он ни у кого не просил, только у государя просит. Да в том же письме написано о торговле, чтоб государь поволил аглинским гостем ходити через свои государства в Персиду и в Восточную Индею и о взыскании Китая, а король, против того, рад государю воздавать братцкою любовью. / л. 326 /

А как царь Борис велел аглинскому послу князю Томосу Смиту быти у себя на отпуске, и в те поры выслал к нему с ответом бояр Степана Васильевича Годунова да Петра Федоровича Басманова, да окольничего князя Ивана Дмитриевича Хворостинина да дьяка Офонасья Власьева. А писаны: Степан наместником псковским, Петр наместником белозерским, а князь Иван которым наместником писался, того не написано.

А в ответе говорили: 7 приходил он от Якуба-короля о дружбе и любви, и поздравляти государя на государстве, и о торговле торговых людей, чтоб торговати аглинским гостем повольною торговлею и поволити б ходити через Московского государства землю в Персиду, и о взысканье Китая, и пошлин с тех гостей имати б не велети; и государь с Якубом-королем в дружбе и любви и в сылке быти хочет [42] также, как был в дружбе (Слова какбыл в дружбе повторены два раза.) с Елисавет королевною, / л. 327 / а гостем аглинским государь в свое государство к Арханьильской пристани и в-ыные места приходити поволит и торговати им велит безпошлинно, как было при Елисавет-королевне.

А в Перситцкую землю и в Восточную Индею и о взыскании Китая аглинскому послу говорено, что о той торговле о перситцкой и о индейской в то время учинити было немочно, чтоб им ходити в Персиду и в Китайское государство для того, что перситцкой Аббас-шах с турским султаном всчел войну 8 и пошел под прежние свои городы Перситцкого государства, под Дербень и под Шамаху и под Баку и х Кумытцкой земле. А стоят те городы на море, а ход морем в Перситцкую землю мимо их и мимо Шевкальскую и Кумыткую землю, а Шевкальская и Кумытцкая земля послушна была турскому ж салтану, а з государевою землею с Кабардинскою и з Горскою землею смежно. И государь на Шевкала и на Кумыцкую землю послал рать свою, и того государю неведомо, что ратные люди над Шевкалом и над Кумытцкою землею учинили. И потому в Персиду дороги нет и ходстрашен. / л. 328 / А как государевы люди Шевкальскую и Кумытцкую землю очистят, и с шахом об ней договор учинят, а шах у салтана прежние свои городы возьмет, и дорога в Перситцкое государство будет чиста, и тогда государь с Якубом-королем сошлетца о всяких добрых делах своими большими послы, каким быти меж собою в дружбе и в любви вперед крепко и стоятельно, и о той дороге тогды по тому же договору велит государь учинить...

ЦГАДА, ф. Сношения России с Англией, оп. 2, 1614 г., д. № 53, ч. 2, лл. 320-328. Подлинник.

Список — там же, кн. 4, лл. 126 об.—131 об.

Комментарии

1. Смит Томас (Фомин) — глава английского посольства в Россию в 1604-1605 гг. Основной задачей посольства было добиться у царя Бориса Годунова подтверждения прежних торговых прав и привилегий англичан в Московском государстве и, кроме того, права вести через Россию торговлю с Персией и искать пути в Индию и Китай. В последнем ему было отказано.

Томас Смит и прежде бывал в России. В 1587 г. ему была выдана жалованная грамота о свободной торговле без уплаты каких-либо пошлин (см.: Сэр Томас Смит, Путешествие и пребывание в России, СПб., 1893; Н. Н. Бантыш-Каменский, Обзор внешних сношений России (по 1800 год), ч. I, М., 1894, стр. 95).

2. Первая жалованная грамота о свободной торговле была дана английским купцам в 1556 г. Им разрешалось приезжать к северным портам России. В 1564—1565 гг. английские купцы получили право вести беспошлинную торговлю по всей России. В 1572 г. им была предоставлена возможность торговать везде в России, кроме Казани и Астрахани, куда можно было «ходить им не инако, как с царского повеления». В 1584 г. жалованная грамота допускала по-прежнему свободную торговлю английских купцов всюду, кроме Казани и Астрахани, но они должны были платить половинную пошлину. Беспошлинная торговля была разрешена в 1587 г. грамотой на имя Роланда Хосарда и Томаса Смита. В 1589 г. в жалованную грамоту было внесено 18 статей, предложенных английским послом Флетчером. Эту грамоту можно рассматривать, как правила торговли английских купцов в России (см. Н. Н. Бантыш-Каменский, Обзор внешних сношений России (по 1800 год), ч. I, М, 1894, стр. 91-100).

3. Джон Мерик в течение многих лет представлял интересы английских купцов в России. Был назначен торговым агентом в Ярославль, а позднее (май 1592 г.) — в Москву. В 1596 г. был избран членом Московской компании в Лондоне. В 1600 г. сопровождал в Лондон посольство Г. И. Микулина, в 1602 г. снова вернулся в Москву. В 1602-1604 гг. доставлял письма Елизаветы и Якова I Борису Годунову по поводу предполагавшегося бракосочетания царевича Федора Борисовича с кем-либо из приближенных английской королевы. В 1605 г. Мерик добился торговой привилегии у Лжедмитрия, а в 1606 г. у В. И. Шуйского. В 1611 г. уехал в Англию, но в 1615 г., возведенный Яковом I в дворянское достоинство и назначенный тайным камергером, возвратился в Россию послом. С тех пор он именуется в русских документах князем Иваном Ульяновым Мериком. Был посредником между Россией и Швецией при переговорах и подписании Столбовского договора 27 февраля 1617 г. После чего вернулся в Лондон (см. И. X. Гамель, Англичане в России в XVI и XVII столетиях. — Приложение к т. XV «Записок им. Академии наук», № 2, СПб., 1869, стр. 223-236; Н. Г. Лыжин, Столбовский договор и переговоры ему предшествовавшие, СПб., 1857).

4. Речь идет о родном брате датского короля Христиерна IV королевиче Ягане, приехавшем 18 августа 1602 г. в Москву для бракосочетания с царевной Ксенией Борисовной. Однако брак не состоялся ввиду скоропостижной смерти Ягана в ноябре того же года. С большими почестями он был похоронен в Москве.

5. Первый английский корабль, прибывший в Россию 24 августа 1553 г. под начальством Ричарда Чанслера, был отправлен с целью найти пути в Индию и Китай. В дальнейшем такие попытки делались неоднократно (путешествие Дженкинсона в 1558-1559 гг. и др.). Русский север первоначально рассматривался английскими купцами, как транзитная территория по пути в богатые страны Востока. Как указывает современный английский историк Т. С. Виллан: «Англичане и не стремились на север ради него самого... Он был дверьми к дороге в Китай, хотя никто не знал, была ли в самом деле такая дорога и, если была, каковы были ее характер и протяжение. Поиски северного пути на Восток были безуспешны, но результатом их оказалась одна важная вещь — эти поиски повели к установлению прямой торговли с Россией» (T. S. Willan, The Early History of the Russia Company. 1553-1603, Manchester University Press, Manchester, 1955, p. 1).

6. Имеется в виду письмо Томаса Смита от 9 мая 1605 г., переданное им думному дьяку А. И. Власьеву (перевод письма хранится в ЦГАДА, ф. Сношения России с Англией, оп. 2, 1604 г., д. № 43, лл. 189-190).

7. Беседа Томаса Смита с боярами состоялась 10 марта 1605 г. Запись ответа дьяка А. И. Власьева на письмо Томаса Смита, пересказываемая ниже, хранится в ЦГАДА (ф. Сношения России с Англией, оп. 2, 1604 г., д. № 43, лл. 204, 207-208).

8. Здесь говорится о войне против Турции, начатой в 1603 г. иранским шахом Аббасом I. В течение нескольких лет иранские войска заняли Азербайджан, Армению, Восточную Грузию, Курдистан, а также Багдад, Мосул и Диарбекир. По Стамбульскому миру 1613 г. все завоевания сохранялись за Ираном.

 

№ 3

1616 г. мая 1. * — Роспись требований английского посла Д. Мерика, присланных в Посольский приказ

(*— Датируется по времени получения (ЦГАДА, ф. Сношения России с Швецией, оп. 2, 1616, д. № 4, л. 384))

/ л. 382 /Роспись, о чем бил челом государю царю и великому Михаилу Федоровичю всеа Руссие аглинский посол князь Иван по повеленью государя своего короля Великии Британии.

Пожаловал бы государь, поволил аглинским гостем ходить с торгом в Перситцкое государство через свою государеву землю рекою Волгою.

Да пожаловал бы государь, поволил дороги отыскать мимо Оби-реки морем в-Ындейское государство, в Китайскую землю 1.

О струсовых речех, что он имал живота у аглинсково гостя у Марка Фомина; да пожаловал бы государь, велел грамоты дать к своим государевым воеводам сыскные о животах аглинских торговых людей, которые приезжали торговать без королевсково ведома; сыскав [43] бы те животы, отдать аглинскому гостю Фабьяну Ульянову, а челобитная о том дана на ответе 2.

ЦГАДА, ф. Сношения России со Швецией, оп. 2, 1616 г., д. № 4, л. 382. Подлинник.

Комментарии

1. На изданной в 1550 г. карте России, которая была составлена пьемонтским картографом Джакомо Гастальдо, показан Ледовитый океан (собственно часть Белого моря) и реки — Двина, Мезень, Печора с Цыльмой и Обью. Последняя вытекает из большого озера, именуемого Китаем (Kythao lago), которое расположено в восточной части карты. Вероятно, эта карта была известна и в Англии, этим можно объяснить настойчивые попытки английских купцов получить разрешение искать дороги в Восточную Индию и Китай «Обью-рекою великою». И только после поездки И. Петлина в 1618 г., когда были получены новые географические сведения, позволившие ему составить не дошедший, к сожалению, до нас «Чертеж» Китайского государства, мы не встречаем в документах упоминаний о попытках проехать Обью в Китай (см. И. X. Гамель, Англичане в России в XVI-XVII ст. — Прилож. к VIII тому «Зап. импер. Акад. наук», № 1, СПб., 1865, стр. 34; Н. Н. Бантыш-Каменский, Обзор внешних сношений России (по 1800 г.), ч. I, М., 1894, стр. 101).

2. Боярская дума отклонила требования, изложенные в письме Джона Мерика о пропуске английских купцов для отыскания дороги в Индию и Китай. На докладной выписи, которая была составлена по этому вопросу, имеется следующая приписка: «Бояре приговорили отказать против прежняго ответу» (см. ЦГАДА, ф. Сношения России с Швецией, оп. 2, 1616 г., д. № 4, л. 384).

 

№ 4

1616 г., мая 2. — Из записи указа царя Михаила Федоровича о сообщении английскому послу Д. Мерику решений по поднятым им вопросам. — О перенесении переговоров об отыскании путей в Китай на время после возвращения Д. Мерика из Швеции

/ л. 404 / А майя 2 день государь царь и великий князь Михайло Федоровичвсеа Русии аглинского посланца Ивана Ульянова речей и выписки и челобитных, которые он подал бояром в ответе и что прислал в Посольской приказ после ответу з бояры, слушал и приговорил против всех статей учинить ему ответ, а против иных статей сказати свое государево жалованье:

Князь Иван Ульянович, прислали меня к тебе царского величества бояре, а велели тебе на те дела, о чем ты царского величества з бояры говорил и о чем челобитные дал и после прислал, ответ учинить, что бил еси челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтоб государь пожаловал, велел аглинским гостем отыскать дорогу мимо Аби-реки морем в-Ындейское государство, в Китайскую землю, да аглинским же бы гостем пожаловал государь, поволил ездити торговати своими государствы рекою Волгою в Перситцкое государство; / л. 405 / и царского величества бояре велели тебе о томговорити: ныне ты, князь Иван Ульянович, едешь по государя своево наказу для царского величества дела на съезд царского величества и свейского короля с послы, а не отпуск тебе от государя ко государю вашему к Якубу-королю, с съезду быти тебе опять у царского величества; и как, ож даст бог, с съезду будешь у царского величества, и великий государь наш царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии для брата своево любительного государя вашего Якуба-короля и для твоего княж Иванова челобитья и службы и раденья не об одном о том — на все дела, о чем ты царскому величеству по государя своего приказу говорил, велит милостивной свой ответ учинить и отпустить тебя к брату своему любительному, к великому государю твоему, к Якубу-королю со всем полным любительным ответом; а ныне б совершал большое дело, а те все дела в его государских руках, о том ни с кем не съезжатца и не ссылатца. 1

ЦГАДА, ф. Сношения России со Швецией, оп. 2, 1616 г., д. № 4, лл. 404-405. Подлинник.

Комментарии

1. Приведенная в указе речь была произнесена 5 мая думным дьяком П. Третьяковым (см. ЦГАДА, ф. Сношения России со Швецией, оп. 2, 1616, д. № 4, л. 414).

 

№ 5

1616 г. между октября 20 и декабря 29 *. — Из отписки тобольского воеводы И. С. Куракина 1 в Посольский приказ о поездке служилых людей Томилы Петрова и И. Куницына к калмыкам и о встрече их с китайскими послами **)

(*— Датируется по упоминанию в тексте 124 г., как «прошлого», по указанию на число в опущенной части документа и по отметке о подаче)

(**— Опущена первая часть документа, в которой говорится о посылке из Тобольска и Тюмени служилых людей к калмыкам и об ответных посольствах, а также о постройке городка на р. Ишим

/ л. 69 /[…] Да по твоей ж государеве грамоте велено прислати к тебе, государю, служилых людей, которые были в Колма[ка]х (В тексте: Колмах.). И мы, холопи твои, тех служилых людей, которые были в Колмаках, литвина Томилка Петрова да конного казака Иванка Куницына к тебе, к государю, послали.

Да по твоему ж государеву указу в прошлом во 124 году посланы наперед сего к Алтыну-царю в гонцех на Томской город тарской атаман Васька Тюменец да тюменской десятник литовской Ивашко Петров. А велели мы, холопи твои, отпустити их к Алтыну, смотря по вестем, чтоб им проехать здорово. И сего, государь, лета писали к нам, холопем твоим, Гаврило Хрипунов да Иван Секерин, что поехал про дорогу проведывать в Томской уезд один Иванко Петров, а как проведав приедет назад, а скажет, что проехать будет мочно, и они их к Алтыну отпустят. А после, государь, того о том к нам не писывали — отпустят ли их или нет.

А служилые, государь, люди, которые приехали ис Колмаков, Томилко Петров да Иван Куницын, ис Колмаков, нам, холопем твоим,сказы/ л. 70 /вали, что они алтыновых и китайского царя многих людей в Колмаках видели, збирают деи на Алтына и на китайского царя с колмаков ясак лошадьми и верблюды со всякого тайши по 200 верблюдов да по тысечи лошадей. И те де, государь, алтыновы и китайского царя люди их к своим к государем с собою звали, и они де без указу ехати не смели. А Китайское де государство от Колмаков недалече — со вьюки поспеет месецем, а до Алтына в 5 недель.

И мы, холопи твои, со своими с колмацкими послы, которых ныне отпустили в Колмаки, приказывали колмацким тайшам говорити, чтоб они твоих государевых людей в Китай и к Алтыну-царю пропустили. А что, государь, калмыцкие тайши против того прикажут и что тобольские служилые люди, которые придут ис Колмаков, нам скажут, и мы о том отпишем к тебе, к государю.

На л. 50 об.:

Отметка о получении: 125-го декабря в 29 день.

Помета:... (Левый верхний угол листа с частью текста пометы оборван.) да распросить... да выписать... (Левый верхний угол листа с частью текста пометы оборван.) ис прежнего государева указу из боярского приговору о Колмакех и о ссылке с Алтыном и с Китайским государством.

ЦГАДА, Калмыцкие дела, оп. 2, 1616 г., д. № 1, лл. 69-70. Подлинник. Вся отписка на лл. 50-70.

Опубл.: J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. II, London, 1919, p. ССХVII (на русском яз.); vol. II, p. 37 (на англ. яз. частично); «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636», М., 1959, № 16, стр. 50.

Комментарии

1. Князь Куракин Иван Семенович — видный государственный деятель начала XVII в. В 1606 г. выступил на стороне Шуйского против Лжедмитрия. После восшествия Шуйского на престол был в числе бояр, требовавших ограничения царской власти. В 1614 г. охранял Москву от набега крымских татар. В 1615 г. вел переговоры с Джоном Мериком, добивавшимся разрешения на поиски пути в Восточную Индию и Китай. Будучи в 1615-1620 гг. тобольским воеводой, отправил посольства Томилы Петрова (1616) к калмыкам и Ивана Петлина в Китай (1618-1619).

 

№ 6

Не ранее 1616 г. ноября 22. * — Челобитная томского казака Василия Ананьина, поданная в Томской приказной избе, о жаловании за службу в Кузнецкой и Киргизской землях и за посольство к монгольскому Алтын-хану

(*— Датируется по времени возвращения посольства В. Тюменца от Алтын-хана [см. док. № 12])

/ л. 55 об. / Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии бьет челом холоп твой государев из твоей государевы дальные отчины из Сибири Томского города конной казак Васька Ананьин.

В прошлом, государь, во 124 году посылали, государь, меня, холопа твоего, ис Томскога города твои государевы воеводы Гаврило Юдич Хрипунов да Иван Борисович Секирин на твою царскую службу в Кузнецы для твоего государева ясаку и кузнецких людей призывати под твою царскую высокую руку. [И] я, холоп твой, кузнецких людей под твою царскую высокую руку привел, и кузнецкие, государь, люди тобе, государю, шертовали и ясак [с] собя дали, и тобе, государю, нынечи кузнецкие люди служат и прямят и ясак государев дают. И пошел я из Кузнецких волостей в Томской город, и меня, государь, холопа твоего, на дороге черных калмаков кучегунсково тайши Карагулины люди ограбили, а живота, государь, моего грабежом взяли: самапал с ледунками и з зельем, да зипун лазоревой настрафильной новой, да рубаху полотняную, да однарятку лазоревую настрафильную; и всего, государь, живота моего грабежей взяли на 10 рублев; а меня, государь, убить хотели. А в Кузнецы, государь, ходил 6 недель, и голод и всякую нужу терпел.

Да в прошлом, государь, во 124 году присланы, государь, в Томской город твои государевы послы Василей Тюменской да Иван Петров, литовской / л. 56 / десятник. А велено, государь, твоим государевым воеводам Гаврилу Юдичю да Ивану Борисовичю выбрать с послами Томского города служилых людей и толмачей к Алтыну царю, и твои государевы воеводы Гаврила Юдич да Иван Борисович послали меня, холопа твоего, на твою царскую службу в Киргизы преже послов для закладов с толмачем с Лукою х киргиским князьком и к их лутчим людям. И велели, государь, мне киргисским князьком и их лутчим людям сказать твоего царского величества жалованное слово, и призывати их под твою царскую высокую руку, и взяти у них, киргиских князьков, лутчих людей и привести в Томской город. И я, холоп твой, тебе, государю, служил, из Киргиз в Томской город лутчево человека привел.

И твои государевы воеводы Гаврило Юдич, Иван Борисович послали меня, холопа твоего, после того, как я лутчева человека привел, с послами с Васильем Тюменским да с-Ываном Петровым к Алтыну-царю. И я, холоп твой, с послами у Алтына-царя был, и про Китайское, и про Катанское государство, и про Желтово 1, и про Одрия, и про Змея-царя проведал. И я, холоп твой, тебе, государю, служил и алтыновых послов к тебе, государю, в Томской город привели.

И я, холоп твой, на твоей царской службе голод, стужу и наготу и великую нужу терпел, и з голоду кобылятину / л. 56 об. / ел. И как я, холоп твой, на твои царские службы подымался, и мне, холопу твоему, подъем ставился рублев по 15 и по 20. И я, холоп твой, государев, в [46] твоих царских службах одолжал и обнищал великими долги, и женишко и детишок позакабалил, и в долгах, государь, окупитись нечем.

Милосердый царь государь и великий князь Михайло Федорович всеа Руси, пожалуй, государь, меня, холопа своего, своим царским жалованьем за мое службишко и за кровь, и возри, государь, в мою великую нужу и бедность, как тобе, государю милосердому, бог известит.

Царь государь, смилуйся, пожалуй.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 17, № 42, лл. 55 об.—56 об. Копия XVIII в. с подлинника.

Опубл.: Г. Ф. Миллер, История Сибири. М.-Л., 1937, кн. 1, стр. 445-446.

Комментарии

1. Желтый царь — так называли царя желтых монголов; желтыми именовались в русских документах монгольские племена, жившие близ Китайской стены. При расспросе в Посольском приказе Тюменец и Петров сообщают, что имя «желтого царя» Кулачин. Ю. В. Арсеньев передает его, как Саин-Кулучин, добавляя, что «вероятно, здесь разумеются владения Саин-Ноина-хана, лежащие в западной части Халхи у вершины Селенги; на этнографическом чертеже Ремезова эта страна названа Желтою Мунгалией». Г. Е. Катанаев ошибочно предполагает, что в данном случае подразумеваются маньчжуры (см. Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 13; Г. Е. Катанаев, Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии, вып. I, СПб., 1907, стр. 103).

 

№ 7

1616 г. декабря 15. — Расспросные речи в Томской приказной избе служилых людей В. Тюменца и И. П. Текутьева о посольстве к Алтын-хану *

(*— Примерно того же содержания непубликуемые расспросные речи В. Тюменца и И. П. Текутьева были записаны в феврале 1617 г, в Тобольске [«Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607-1636 гг.», М., 1959, № 20, стр. 55-58], в отличие от публикуемых расспросных речей имеют утраченные места и некоторые разночтения, которые оговариваются в подстрочных примечаниях)

/ л. 51 / Лета 7125 году декабря в 15 день 1 в съезжей избе воеводе Федору Васильевичю Бабарыкину, Гаврилу Июдичю Хрипунову сказали в распросе Тарского города атаман казачей Василей Тюменец да тюменской десятник литовский Иван Петров с товарыщи:

Как де мы ис Томского / л. 51 об. / города пришли в Киргискую землю, и нас де в Киргиской земли стретили Золотово царя люди Тайбын-мурза, а с ним 30 человек, и взяли де нас на свои руки, и вели де нас к Золотому царю Кункончую 2 дорогою с великим бережением, и честь над нами держали.

А взяли де мы из Киргиз к толмачам переводчика киргисково лутчево князька Кару. И как де мы пришли в Саянскую землю к лутчему князьку Кара-Сакалу с товарищи, и Кара-Сакал учал де нам говорить и распрашивать: какие де вы люди и от которово царя идете? И мы, де, Васька [и] Ивашко, Кара-Сакалу сказали, что де мы идем от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Руси самодержца. И князек Саянской земли Кара-Сакал и [с] своими саянскими людьми нам дали корм и подводы с радостию, и учали де говорить: ради де мы такому великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси служить и прямить.

И как де мы пришли в Мацкую землю, и Мацкой де земле князек Кундучень проводил нас з государевою казною с радостью и до Золотова царя Кунканчея.

И как де мы пришли к Золотому царю Кунканчею в улусы, и против де нас Золотой царь выслал стречать большево / л. 52 / князя царевича Калтайтечю с лутчими мурзы, и корм де и питье выслал по своей вере, и велел нам поставить особную избу поблиску себя. А князь и мурзы [47] на встречи нам сказали: Золотой де царь Кунканчей велел де вам избу поставить поблиску собя, потому что де вы великого государя люди. А велел де нас взять к себе на очи на другой день, а сказал, что де те люди от иных послов разнились, зде люди от великого государе от Белово. А посольство де Золотой царь приимал у кутукты [с] своими лутчими князи и с мурзами, а с ним де, з Золотым царем, у посольства был Желтова царя 3 князь Кошучин 4, да со царем же де у посольства был Тайбын-мурза, и по их де вере кутуктины крылашеня все были.

И мы де великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Руси титлу перед Золотым царем вычли, и царьское величество возвышали, и про иные де цари и царевичи и про короли, про королевичи, которые государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всеа Русии служат, сказывали противу титлы, и возвышали государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии, титлу велели подьячему вычесть. И Золотой де царь Кунканчей против царсково величества титлы шапки привзнял. А Желтова де царя князь Кошучин и Золотого царя Кунканчея мурзы шапки сняли против царского величества и титлы. И Золотой де / л. 52 об. / царь Кунканчей сказал: рад де я такому великому Белому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю, всеа Русии самодержцу, и с своими людьми служить и прямити. И мы де, Васька да Ивашко, говорили Золотому царю Кунканчею, чтобы он, царь Кунканчей, с своими людьми и со всеми своими улусы был под государевою царевою и великого князя Михайло Феодоровича всеа Русии высокою рукою, и ему б, государю, служил и прямил. И Золотой де царь Кунканчей и Желтова царя князь Кошучин говорили: ради де мы Белому великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю, всеа Русии самодержцу, служити и прямить. И на том де государю шертовали и веру утвердили по своей бусорманской вере, подымали на руки чесно своего бога и со всем кутуктиным крылосом.

И после де посольства Золотой царь Кунканчей нам, Ваське и Ивашку, сказал про кутукту: то де у нас по нашей вере святой, а прислан де он, ку[тук]та, из Лабинского государства 5. А как де тот кутукта родился, и он де грамоте умел. Да жил де он от роженья своего 3 года, да умер. Да лежал де он в земли 5 лет мертв да ожил де. Да опять по старому и грамоте уметь стал, людей своих по старому стал знать 6. А у того кутукты по своей вере боги их и колокала и книги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: