АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 4 глава




Да Василей же Тюменец да Иванко Петров сказывали нам, холопем твоим: как они были у Алтына-царя, и при них де у нево были колматцкие послы Ба[атырь]-тайши и Учин-тайши, и царь... / л. 49 / калматцким послом... государевы сибир... и служил... волостей не воевали и тв... сло... под государевы сибирские городы учнете приходить и твоих государевых служилых людей по[бивать] или ясачные волости воевать, и я де на вас пойду войною, а от государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии пойдут на вас же, и вам де, колмаком, нигде не избыть.

На л. 47 об. отметка о получении: 125 марта в 19 день подал Тюменсково города [литовского списку Ивашко] Петров.

ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 2, 1616 г., д. № 1, лл. 47-49. Подлинник.

 

№ 13

1617 г. февраля 3. — Из записи приема в Тобольской приказной избе послов монгольского Алтын-хана Скаян Мергена с товарищами 1. — Сведения, сообщенные послами о соседних народах

/ л. 6 / [...]Да Алтына ж царя послы Каян-Мергень да Кичен сказывали про государя своего землю и про Китайское государство и про иные государства, и тех царств царём имена, и какие в тех государствах товары и городы и бои:

Царь де их Камканчей Алтын кочевной, а бой у него лучной. А товаров в их земли: барсы и рыси и соболи и бобры и лисицы красные, а чорных лисиц нет, кони колматцкие, а аргамаков де в их землех нет, а иных никаких товаров в их землях нет. А ясак де царь их Кумканчей емлет с саянцов, з братов, с киргызов, с мундарцов, с орчиков, с тулуманцов, с терегулов, а в тех де землях князцы кочевные, а емлет [57] де с тех земель ясак царь их Алтын мяхкою рухлядью. А в их де земли дорого: пищали, сабли, луки, сукна дорогие.

Да Алтына ж царя послы сказали, что есть де в их стороне от алтынова царства Китайское государство, а ходу де до того государства от Ал[тына] царя тихо 6 недель, а наскоро [четы]ре недели, а китайскому де царю [имя Тай]бин, а город де в Китаех кирпичной... / л. 7 / середине города великая река, а суды де приходят по той реки в Китай большие, а товары в Китаех: отласы, бархаты, камки, а золото деи и серебро в Китайском государстве делают, а руду деи золотую и серебряную привозят в Китайское государство ис китайских уездов, а хлеба деи в Китаех пашут много: пшеницу, ячмень, овес, просо, а бой де в Китайском государстве лучной, а пушек де и пищалей в Китайском государстве нет, а Китайское де государство великое.

Да Алтыновы ж послы сказали, что есть де в их стороне Кутанское царство, а кутанскому де царю имя Ондрей, а ходу до того царства от Алтына-царя месяц, а город деи у него кирпичной, а бой де лучной, а товары де в том царстве те ж, что в Китаех, только лише золота и серебра нет, а хлеба в том царстве пашут много ж.

Да алтыновы ж послы сказали, что есть де за Китайским царство Жолтое царство, а имя де Жолтому царю Саинкулучин, а город де у него кирпичной, а живет де в городе только один царь, а улусы у него кочевные, а бой у него лучной, а ходу де до того царства от Алтына-царя полгода, а товары у них в том царстве, что в Китаех, и золота и серебра много, и камки, и бархаты, и отласы, и сукна до/ л. 8 /рогие есть, и хлеба в том государстве пашут много.

Да алтыновы ж послы сказали, что от Алтына де царя есть Лабинское государство, а люди де в том государстве все лабы, а по руские де [на]зывают их попы, а делают в том [государстве] камки и бархаты и отласы и...

И Алтын де царь с те[ми государствами] ссылаетца и торгует... у Алтына-царя в те г[осударства] лошади, соболи, лисицы, [боб]ры и иную мяхкую [рухлядь]... и гривы конские, а ис тех государств идут к ним бархаты, отласы, камки, серебро, золото.

Да боярин же и воевода князь Иван Семенович Куракин, дияк Иван Булыгин роспрашивали алтыновых послов Каяна да Киченя, что велит ли проводить царь их Алтын твоих государевых послов в Китайское государство? / л. 9 /

И алтыновы послы Каян да Кичен сказали, что царь их Алтын твоих государевых послов в Китайское государство проводит, и подводы им до Китайского государства даст, и киргиского посла с тем к царю своему Алтыну, чтоб твоих государевых послов царь их Алтын велел проводити до Китайского государства, от себя отпустили [...]

ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 1, 1617 г., д. № 1, лл. 6-9. Подлинник.

Комментарии

1. Скаян Мерген и Киченга первые послы Алтын-хана, приехавшие сначала в Тобольск, а затем в Москву вместе с Васильем Тюменцем. Перед посольством стояла цель — узнать, что представляет собой Московское государство и сообщить о желании Алтын-хана «быть в любви и ссылке» с русскими.

 

№ 14

1617 г. не ранее марта 19 *. — Из расспросных речей в Посольском приказе служилых людей В. Тюменца и И. П. Текутьева о поездке к Алтын-хану летом 1616 г.

(*— Датируется на основании отметки о подаче отписки тобольского воеводы И. С. Куракина (см. док. № 12). В хронографе XVII в. допросные речи в Посольском приказе ошибочно датированы 2 февраля, т. е. временем пребывания В. Тюменца с товарищами в Тобольске (см. ГПБ, РО, Погодинское собрание, № 1570, лл. 148-148 об.; см. также А. Ф. Бычков, Описание церковно-славянских рукописных сборников, имп. Публичной библиотеки, СПб., 1882 г., стр. 45))

/ л. 1 / И по государеву указу те атаманы и казаки, которые были у Алтына-царя, и Алтына-царя послы присланы ис Казанского дворца в Посольской приказ. / л.2 / А в Посольском приказе атаман Василей Тюменец и десятник Иван Петров посольским дияком думному Петру Третьякову да Саве Раманчюкову в роспросе сказали: [...] (Опущено описание пути из Тобольска в улусы Алтын-хана, ведшихся там переговоров и пересказ наказной памяти, полученной служилыми людьми в Тобольской приказной избе.)

/ л. 15 / А в нынешнем же во 125 году декабря в 31 день по отписке ис Тобольска ж боярина князя Ивана Семеновича Куракина с товарыщи послан к ним государев указ и боярской приговор с литвином с Томилком Петровым да с астороханским с конным казаком с-Ывашком Куницыным, а велено им ссылатца с колмацкими людьми и приводити их под государеву руку, чтоб они были под государевою рукою, а с Китайским государством и с Алтыном-царем ссылатися им не велено до тех мест, покаместа об них подлинных вестей проведают. [...]

/ л. 30 / А будучи оне в земле у Алтына-царя, проведывали про Китайское и про иные государства, каково которое государство, и каковы в нем люди, и какова вера, и с которыми государствы меж себя в ссылке, и каков у которых людей ратной бой? / л. 31 /

И в роспросе им сказали Алтына-царя и иных земель люди, что Китайское государство стоит на край губы морские, а город де кирпичной, велик: ехать около ево на коне 10 ден, а ходу до Китайсково государства от Алтына-царя месяц.

А Китайского государства люди им про Китайское ж государство розсказывали, что у них государство великое, а царь у них Тайбын, а город кирпичной, велик, а бой де у китайских у ратных людей пищали и пушки. А под Китай де приходят морем суды великие на парусех со многими дорогими товары, а ис которых государств приходят, того имянно не сказали; а на судне де приходят человек по 200 и по 300.

/ л. 32 /А платье де китайские люди носят з бухарские стати, всякое: бархатное и отласное и камчатое и киндячное и зенденинное. А рек де больших и гор х Китайскому государству нет, место пришло ровное. А хлеб в Китайском государстве и иные какие угодья родятца, того не ведают. А ссылаетца де китайской царь с окольними со всеми государи, которые подошли блиско ево государства, и войны меж ими никоторые нет. А вера де у них и богомольство свое, только не ведают же какая, подлинно было проведать некем. А колокола у них большие, и звон живет. А язык какой, тово не ведают же.

А за Китайским де государством Катанское государство. А в нем царь, имя ему Акбырык. А город каменой. А ходу до него от Китайского государства месяц. А от Золотово Алтына-царя 2 месяца. А бой де у ратных людей пищали и пушки. А в ссылке де они и в дружбе, и [59] торговые люди меж ими ходят, с Китайским государством и с Алтыном-царем. А про люди, и про их веру, и про богомольство, и про язык, / л. 33 / и хлеб у них родитца ли или нет, роспросити было им неково,про то не ведают же.

Да при них же были в кочевье у Алтына-царя Топинского государства люди, и они их про Топинское государство распрашивали ж. И Топинского государства люди им сказывали, что в Топинском государстве 2 царя: одному имя Ишим, а другому имя Баатырь. А городы де под их державою каменые и деревяные. А государство де великое ж. А говорят де про те государства, что то прямая Казачья орда. А стоят де те государства на восток влево. А бои де тех государств у ратных людей пищальные ж и лучные, и пушки есть. А про городы и про язык и про богомольство и про иное свое житье они им не сказали. / л. 34 /

Да при них же де были у Золотово Алтына-царя Жолтово царя люди, и с ними виделися ж. А в роспросе им сказали, что царя Жолтова имя Кулачин, а город у него кирпичной, а у ратных людей бой вогненой пищальной и лучной, и пушки есть же. А от Китайского государства тот Жолтой царь живет ближе, поддался к Алтыну-царю. А вера и язык тот же, что и у Алтына-царя, а хлеб не родитца ж.

Да при них же были у Алтына-царя Калканского царя люди. И они тех калканских людей роспрашивали ж про царя и про ево государство. И они де им сказали, что царь у них Конделечекур, а государство у него кочевное, кочюют на верблюдех так же, что и Алтын-царь, вера и язык тот же, что алтынова; хлеб не родитца ж, только одна животина; а поддалися блиско Алтына.

А все те государства меж себя в ссылке и в дружбе с Китайским государством, и торговые люди меж тех государств ходят. А стоят де они на полуденной стороне, только один колканской царь стоит на восточной стране [...].

ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп. 2, 1616 г., д. № 1, лл. 1-2, 15, 30-34. Весь док. на лл. 1-42. Подлинник.

Опубл.: Ф. И. Покровский, Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 году, — «Известия отделения русского языка и словесности АН, 1913 г.», т. 18, кн. 4, СПб., 1914, стр. 270-282; то же, отдельное издание — СПб., 1914, стр. 14-26; J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. II, London, 1919, pp. 47-58; «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607—1636», М., 1959, № 22, стр. 59, 62, 65.

 

№ 15

1617 г. не ранее апреля 6 *. — Отписка томского воеводы Ф. В. Боборыкина тобольскому воеводе И. С. Куракину о посылке в Китай тобольского сына боярского М. Трубчанинова 1

(*— Датируется по упоминанию числа в тексте)

/ л. 48 об. / Господину князю Ивану Семеновичю Федор Бабарыкин, ГаврилаХрипунов челом бьют.

В нынешнем, господине, во 125 году апреля в 6 день писал ты к нам, что послан ис Тобольска в Китайское государство в послах сын [60] боярский Максим Трупченинов, а с ним посланы в Китайское государство тобольских служилых людей и юртовских татар 7 человек. И как Максим в Томской город придет, и нам бы того Максима ис Томского города в Китайское государство отпустить и дать ему государеву казну, что здесь осталась после Васьки Тюменца и Иванки Петрова, что им было дано государевой казны преже сего. И выбрати бы нам томских служилых людей, которым мочно на государеву службу в Китайское государство поднятца, 4 человек; [и для] письма послать в Китайское же государство толмача служилаго человека Ивашка Петлина, и государево жалованье денежное дати на 2 / л. 49 / года, а подмоги против годового окладу. Да ис тех же томских служилых людей велено Максиму воротить от Алтына-царя в Тобольск с вестью 2-у человек, кого пригож, и дати бы им государево денежное жалованье на полтора года, а подмоги расчести против того ж. А как Максим государеву казну и служилых людей у нас возьмет, а нам бы Максиму и тобольским и томским служилым людей и под государеву казну, как мочно поднята, велети дати подвод и отпустить их в Китайское государство не замотчав... (Конец документа утрачен, по-видимому, ранее XVIII в., когда с него снималась копия.)

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 17, № 38, лл. 48 об.—49. Копия XVIII в. с отпуска.

Опубл.: J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. I, London, 1919, pp. ССХIХ.

Комментарии

1. Посольство Максима Трубчанинова не было отправлено, возможно, в связи с тем, что толмач Иван Петлин 4 февраля 1617 г. был послан с двумя другими томскими казаками к телеутскому князю Абаку призвать его в Томск «к царскому жалованью». В 1618 г. вместо М. Трубчанинова во главе посольства был назначен И. Петлин (см. Ф. И. Покровский, Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 г., СПб., 1914, стр. 29, а так же док. № 25-27).

 

№ 16

1617 г. июня 20. — Из записи беседы английского посла Д. Мерика и боярина Ф. И. Шереметева с товарищами 1 относительно пропуска английских купцов в Индию и Китай

/ л. 227 об. /[...] И посол говорил:

Преж сего он царского величества з бояры в ответе говорил и в письме своем написал, чтоб государь производил государя его Якуба / л. 228 /короля людем проезд найти подле реки или рекою Обью к Восточной Индее в Китайское государство, а они готовы всякие убытки на себя переняти, и о запасех, и о кораблех, и что им, соединяся с рускими людьми, сопча сыскать и проведать тот проезд, а государю и его великих государств торговым людем только туды торг отворитца, прибыль будет великая.

И бояре Федор Иванович и князь Дмитрей Михайлович с товарыщи говорили:

Сибирское государство от Москвы далече, подалось к востоку гораздо. От Москвы до первых городов сибирских полгода ходу, и то одною порою от Москвы зимнею сухою дорогою, а там к Сибири водою. А только не зимнею дорогою, и летом до водяного пути за мхами и за болотами / л. 228 об. / и за грязьми проходу никак нет. А от первых городов сибирских до Оби-реки проход долгим же временем и то с великою нужею подле берег в Мангазею. А которые тамошние люди и в Сибири [61] живут, там и породились и поросли, и те про Обь-реку не ведают, откуды она вышла и куды пошла. А сторона там самая студеная, мало живет тепла, больши дву месяцев никак не живет. А на Оби всегда лед ходит, горы ледяные, никакими мерами ничем и никакими судами пройти нельзя; а вверх по Оби куды потеплее, и там многие кочевные орды — Калмыки Белые и Черные, и Алтын-царь, и Жолтой царь, Киргизы, Саяны, и иные многие орды, розные языки. И ход подле Оби-реки и Обью-рекою добре страшен. / л. 229 / Да и про Китайское государство сказывают, что невеликое и небогатое, добиватца к нему дороги нечево для. Только царское величество для брацкие любительные дружбы брата своего любительного великого государя Якуба-короля пошлет в Сибирские городы нарочно к воеводам, а велит государь про то про все [сыскивать]: откуды Обь-река вышла и куды пошла, в которое море, и какими судами мочно ль по ней ходить, и подле Оби-реки берегом мочно ль проходити, и какие орды по Оби-реке кочюют, и которые государства чаять в верховье Оби-реки, и которые реки в Обь-реку впали, и откуды которая река пришла, и где Китайское государство, и сколь богато, есть ли чево добиватца и дороги к нему проискивать? А сыскав и проведав про то про все подлинно, и, на чертеж велит государь начертив, прислать к себе, / л. 229а / ко государю. Да потому царское величество и говорить велит и делать. А топере неведав про то подлинно, как о том говорить и делать? И дорога поволит проискивать своею государевою землею, ано и самим сибирским жильцом про то неведомо.

И посол князь Иван говорил, чтоб царского величества бояре не покручинились, поводили ему спросити: как он был у царского величества стола, и в те ж поры у царского величества у стола были Алтына-царя послы 2, а рожеем люди дикие, и сказывают про них, что они полатам и храмом дивятца, что то видят впервые, и где их житье и какие у них товары? / л. 230 /

И бояре Федор Иванович с товарыщи говорили, что они, царского величества бояре, топере ему говорили, что Алтын-царь кочюет за Сибирским государством, от сибирского последнего от Томского города до Алтына-царя ходу 18 недель, через Калмыки да через Киргизы и иные землицы проходили, которые Алтыну-царю дань дают. А товару у Алтына-царя в орде, сказывают, тафты и камки и бархаты, а привозят де к ним ис Китайского государства, а в Китайское государство привозят из-ыных ис тамошних государств, которые за Китайским государством. А у Алтына-царя родятца кони ростом невелики, только, сказывают, служивы, а иных товаров нет. А от Алтына-царя, сказывают, до Китайского / л. 230 об. / государства ходу с месец и больши, только проход нужной сухим путем, безводен, все пески. А Китайское, сказывают, государство невелико, около всево ево стена в один кирпич, а бутто объехати мочно кругом в 10 ден, а подлинно ж неведомо. А уезду, сказывают, опричь того, что обведено кирпичною стеною, нигде нет, и потому мочно знать, что место невеликое 3. А ныне по царского величества указу велено про Китайское госудаство ис Сибири воеводам проведати подлинно, каково оно велико и богато. И в Китайское государство уж государевы люди и пошли проведывать. А он бы, посол князь Иван, объявил подлинно, откуды им почати подле Оби-реки / л. 231 / дороги в Восточную Индею проискивать — Обью-рекою вверх или вниз; и возле которых государевых сибирских городов ходити, и из Оби-реки в которые реки или в море их аглинским торговым людем приходят, и морем в-Ындею; и которое то море словет, и сошлося ль з Белым и с Черным морем, которое под Царем-городом и Кримской стране; и не [62] займуя государевых сибирских городов большим морем к Оби-реке мочно ль проходить, и ис которых государств тем морем (Слово море в тексте повторено дважды.) проходити мочно, и с какими товары им к Индее ходити; и суды им где делати, и какие суды делать, и знатцов им, как та дорога проискивать, где сыскивати и имать? И они, царского величества бояре, / л. 231 об. / донесут о том до царского величества.

И посол князь Иван говорил: он о том пришлет письмо, как чаеть дорогу проискать, а государь его Якуб-король положил то на великого государя вашего произволенье, как о том государь произволит [...].

/ л. 237 / И [бояре] спрашивали: опричь тех дел, иные дела с ним есть ли?

/ л. 237 об. / И английской посол князь Иван говорил: [...]

/ л. 260 об. / И о тех о всех статьях великий государь мой, королевское величество великий Британии, со всею думою своею розсуждал да полным обычаем для великие чести и братолюбства, которую имеет к царскому величеству и к его землям, жалая его царскому величеству и всякого счастливого пребыванья желаючи таково ж его государевым землям и подданным, велел мне обестить царскому величеству, чтоб он, государь, пожаловал, поводил быти в своих великих государствах постоянному гостиному промыслу для добра и прибытку в сее земли подданным, / л. 261 / и для привозу чюжеземских товаров, и для выиску иных государств, откуду бы Московскому государству и царскому величеству и его людей честь и слава доступить. А те же аглинские гости по многим летам своим великим накладом ищут пути в Китайское государство и в Восточные Индеи ближнею дорогою. А не же по ся места еще ведают, и для того посылал частых кораблей. И стало им, сыскивая тое дороги, больши 100 000 рублев. И еще не покинули, посылают по вся годы корабли морским путем ходу отыскивать. А будет царское величество пожалует аглинских гостей, поволит им послать Китайское государство отыскивать через свою землю к Оби-реке, а оттуды на восток и к полунощной стране, и те купцы пошлют своими / л. 261 об. / протори и наклады. А не найдут дороги, ино тот убыток их же будет. А товаров еще туды неведомо каких послать, только для опыту пошлют некоторых сукон и иных товарцов. А у гостей у аглинских издумано кораблики невеликие или иные суды делать на Оби-реке. А увидя время годовое, искати тое дороги водою и горою, покаместа подлинно изведают, как ту дорогу найти. И тако будет божиею милостию морской ход сыщут, и чают, что и до Китайского государства доехать морем. А в том государстве, пишут многие писцы, что в той земле Китайской великие богатества, серебро и золото и дорогое каменье. Будет та дорога удастся счастива, великой богатой промысл ис того ся учинить, будет же не у/ л. 262 /дастся, царскому величеству никоторой убыток не будет ни в деле, ни в проторех. А к тому ходу будет всякое надобье привесть из Аглинские земли карабельных деловцов для судов згожих к такой дороге, и морских ходоков, которые бы знали такое дело совершить, и кузнецов, которым на судех железное дело делать, и якори и холсты на парусы из Аглинские ж земли привезут, а лесу и там много для судового дела. И будет ся дорога царскому величеству нелюбя покажетца, и нам больши того о том не уметь говорить. А дороги и реки, которые из Руси идут через Сибирь на Восток и к полуночи к Оби-реке, руским людем гораздо ведомо. И как они ходят Обью-рекою до Енисей-реки в немногие дни к тому месту, где она в море впала, а на другой стороне иные ходили / л. 262 об. / берегом по приказу, и находили на устье реки Ениси, и многие видели островы и розные реки и [63] незнаемые птицы и дикие звери. И о всем о том письмо было дано бывшему царю Борису Федоровичю, и что они дале Ениси ходили. А письмо, сказывают, положено на Москве в казне. И у меня есть письмо о том же, токо много его переводить, и ныне не переведено. Будет царское величество поволит письмо ведать, и я велю перевести сколь скоро возможно. А ту езду царского величества подданные ездили, а не иноземцы [...] 4.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Англией, оп. 1, кн. 4, лл. 227 об.—231об., 237-237 об., 260-262 об. Список.

Комментарии

1. В переговорах с Джоном Мериком участвовали боярин Федор Иванович Шереметьев, князь Дмитрий Михайлович Пожарский и дьяк Савва Романчуков.

2. Джон Мерик встретился с приехавшими в Москву с Васильем Тюменцем послами Алтына-хана Скаяном и Киченгой на торжественном обеде у царя Михаила Федоровича, устроенном в его честь по случаю подписания Столбовского договора.

3. Сведения о Китае и Алтын-хане, приводимые здесь, почерпнуты из статейных списков Т. Петрова и В. Тюменца.

4. У нас нет точных данных об этой экспедиции русских землепроходцев, но вполне вероятно, что она была. Продвижение к Енисею с юга шло с Кети, где в 1605 г., а может быть, и несколько ранее был сооружен острог.

 

№ 17

1617 г. июня 27. — Из записи решения Боярской думы по вопросам, поднятым английским послом Д. Мериком

/ л. 269 / Июня в 27 день государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии записки речем, о которых говорил в ответе з бояры с Федором Ивановичем Шереметевым с товарыщи аглинского Якуба-короля посол князь Иван Мерик, и его письма, которое он письмо прислал на те розговорные речи, / л. 269 об. / слушал, и приговорил государь з бояры: [...]

/ л. 270 об. / А что аглинского Якуба-короля посол князь Иван в ответе з бояры говорил и в письме своем написав, что государь его Якуб-король просит у царского величества, чтобы государь пожаловал аглинских гостей и купцов, велел им дати дорогу через свои государства рекою Волгою в Персиду, и чтоб государь пожаловал, аглинским же гостем поволил искати дороги в Восточную Индею, в Китайское государство из его царские отчины ис Сибири рекою Обью, / л. 271 / и государь царь ивеликий князь Михайло Федорович всеа Русии приговорил з бояры о тех статьях у аглинского посла отговаривать гладостью, что его царского величества брата великого государя их Якуба-короля к его царскому величеству брацкие любви много, царское величество будет ему за его любовь воздавати своею царскою любовью, где будет возможно, и вперед его любовь учнет памятьно держати, а такова дела ныне учинить без совету всего государства немочно ни по одной статье: первое — за войнами кизылбашского шаха с турским и с крымским и с-ыверским и з грузинским и с черкаскими князи, как ему, послу, о том подлинно в ответе бояре, объявили. А вперед государь об том, говоря своего царского величества з бояры и со всеми великих своих Росийских государств людьми, обошлетца о том / л. 271 об. / вперед з братом своим любительным Якубом-королем, как тем делом вперед быти пригоже. А ныне б королевскому величеству о том мненья никакова на царского величества не держати, вперед то все их брацкою дружбою и любовью исправитца; а гостей и торговых людей и ныне о том распросити: только дати дорога аглинским гостем в Персиду и Обью-рекою проискивать дороги в Китайское государство, и в том государеве пошлине и им, торговым людей, убытка не будет ли? [...]

ЦГАДА, ф. Сношения России с Англией, оп. 1, кн. 4, лл. 269-269 об., 270 об.—271 об. Список.

 

[64] № 18

1617 г. июня 28.Из расспросных речей в Боярской думе торговых людей И. А. Юдина с товарищами относительно разрешения английским купцам искать дорогу в Индию и Китай

/ л. 276 /И июня в 28 день по тому государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по боярскому приговору бояре Федор Иванович Шереметев да князь Дмитрей Михайлович Пожарской, думной посольской диак Петр Третьяков да дьяк Сава Раманчюков про Персидскую статью московских гостей и торговых людей, которые хаживали и ныне ходят торговать в Асторохань, и торговывали в Асторохани с кизылбашскими и з бухарскими и иных земель с торговыми людьми, которые приходят торговать в Асторохань и которые торгуют у Архангильского города, Ивана Офонасьева сына Юдина, Григорья Твердикова з братьею, Ильи да Ивана Юрьевых, Михаила Смывалова, Родивона Котова з братьею, Федора Максимова с сыном, Григорья / л. 276 об. / Мыльникова, Ондрея Юдина, Ивана Кошюрина, Надеи Светешникова, Ивана Сверчкова и иных торговых людей [роспрашивали]: [...](Опущена, как не имеющая отношения к теме сборника, часть документа, в которой содержится изложение мнения русских торговых людей по вопросу целесообразности разрешения английским купцам свободного проезда в Персию через русскую территорию.).

/ л. 280 /А про Обь-реку, чтоб возле ее искати дороги в Китайское государство, те же гости и торговые люди, которые роспрашиваны про дорогу в Персидское государство, [сказали], что они Китайского государства не ведают, мало про него и слыхали, и в сибирских городех не бывали и там не торговывали, и дорогу в Китайское государство не знают, и того не ведают — прибыль ли государю будет в том и что убыль, а до них то не достало. Знают ли буде про то, нет ли поморские и сибирские люди. А слыхали они, что / л. 280 об. / уже давно агличаня туды дороги ищут, да не найдут, и вперед им туды не дорога ж, поискав да и покинуть.

Бояре приговорили: то у посла по прежнему государеву указу, а по своему приговору отговаривать.

ЦГАДА. ф. Сношения России с Англией, оп. 1, кн. 4, гл. 276-276 об, 280-280 об. Список.

 

№ 19

1617 г. ранее июля 1 *. — Из наказной памяти, данной из Посольского приказа послам в Швецию Ф. П. Барятинскому с товарищами 1 о сообщении сведений относительно сношений Русского государства с Китаем

(*— Датируется по времени выезда посольства из Москвы (см. К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897, стр. 29))

/ л. 109 / [...]А будет учнут спрашивати про Сибирь, и про Больших Нагай, про Иштерека-князя и про Ка/ л. 110 /зыев улус, и про кабардинских черкас, [65] и про кумыцких князей, и про иные про которые землицы, как они ныне — послушны ль государю или нет — / л. 111 / и говорити:

Сибирское государство в государеве жалованье и в повеленье по прежнему и изобильно всем. А как Московское государство было в смуте, и меж людей в безгосударное время была рознь, и ото скольких государей было утесненье и разоренье, и Сибирь в те поры ни в чем не поколебилось и от Московского государства не отставывала, и в нем меж людей никакие смуты, и розни, и несоединенья, и рати, и войны не бывало, то в Сибири всякие люди наживали и богатели. А ныне по царской милости и жалованью живут в благоденстве свыше прежнего.

А перед прежним ныне при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче, всеа Русии самодержце, при его царского величества державе учинились под его, великого государя нашего, рукою многие новоприбыльные государства и земли, которые на восток, а подошли к Сибирскому / л. 111а / государству, Калмыки Черные и Белые, Киргиская земля, Табынская земля, Саянская земля, Долмацкая земля. А по / л. 112 / всем по тем землям живут розные князьки по розным своим кочевьям, и люди у них многие. И наперед сего те все земли ни с которыми христьянскими и мусульманскими государи не токмо под чьею рукою, и в сылке ни с кем не бывали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: