ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Часть I i,
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ,
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ,, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ (ВПФ) ЧЕЛОВЕКА *
1. Мозговое кровообращение........................... 12
2. Строение коры головного мозга и проводящие пути
головного мозга.................................... 20
3. Данные биоэлектрической активности мозга *
и вопросы становления ВПФ у ребенка....... 11..]........ 36
4. Учение А. Р. Лурия о трех функциональных блоках
мозга............................................ 43
5. Межполушарная асимметрия мозга человека
и проблема афазии................................... 51
Часть II
ФОРМЫАФАЗИИ
1. Акустико-гностическая сенсорная афазия................ 63
2. Афферентная моторная афазия (АМА).................. 75
3. Эфферентная, кинетическая моторная афазия (ЭМА)....... 96
4. Нарушение речемыслительной деятельности при поражении
третичных полей левого полушария головного мозга....... 106
5. Динамическая афазия................................ 109
6. Акустико-мнестическая афазия........................ 119
7. Амнестико-семантическая афазия...................... 132
8. Флуктуативная «подкорковая» дисфазия................. 138
9. Сенсомоторная афазия............................... №
10. Особенности нарушения мышления при афазии........... 1^5
11. Нейролингвистический подход к проблемам
нарушения речи................................................................. 149
Заключение к I и II частям....................................................... 157
Часть III ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ АФАЗИИ
1. Решение проблемы преодоления афазии
в первой половине XX века................................................. 162
2. У истоков восстановительного обучения.............................. 168
3. Проблема раннего этапа восстановления речи...................... 183
4. Вопросы «перестройки» высших психических функций.... 188
Основные принципы стратегии коррекционно-
|
педагогической работы...................................................... 198
Роль сохранной затылочной доли левого полушария »s
(вертебро-базиллярной системы кровообращения)............. 209
Выводы по III части монографии............................................. 218
Часть IV
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫСТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФАЗИИ
1. Технология общения............................................................ 223
2. Проблема установки............................................................ 226
3. Динамика восстановления ВПФ при черепно-мозговой
травме и афазиях сосудистой этиологии.............................. 231
4. Тактика восстановительного обучения при афазиях............. 239
5. Преодоление акустико-гностической сенсорной афазии....... 243
6. Восстановление речи у больных с афферентной
и эфферентной моторными афазиями на ранних этапах
после инсульта.................................................................... 259
7. Преодоление афферентной кинестетической
моторной афазии (АМА)..................................................... 260
8. Преодоление апраксии артикуляционного аппарата
методом зрительно-слуховой имитации............................... 269
9. Преодоление эфферентной кинетической
моторной афазии (ЭМА)..................................................... 301
10. Преодоление сенсомоторной афазии................................... 321
11. Преодоление амнестико-семантической афазии.................. 325
12. Преодоление акустико-мнестической афазии...................... 335
М.К. ШОХОР-ТРОЦКАЯ (БУРЛАКОВА)
\ '
стратегия и тактика' восстановления
РЕЧИ |
Нейропсихологическое введение в логопедию
В.СЕКАЧЕВ
эксмо-прёсс!
2 о о 1 -*ге*в»-м-е view
ББК 88.4 Ш82
Оформление художника С. Киселевой
Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К.
|
Ш 82 Стратегия и тактика восстановления речи. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. — 432с., илл". "
ISBN 5-04-008576-1
В монографии обобщен 40-летний опыт работы автора в преодолении афазии с позиций современной нейропсихологии.
Стратегия восстановительного процесса опирается на привлечение сохранных при той или иной форме афазии долей мозга с учетом особенностей кровообращения левой средней мозговой артерии, обеспечивающей функционирование всех речевых зон головного мозга; и роли вертебо-бази-лярной системы кровообращения, глубинных отделов мозга, обеспечивающих тонус и бодрствование коры головного мозга и, что особенно важно, затылочной доли левого полушария, являющейся основой прочного навыка чтения.
В монографии подчеркивается особая роль мозолистого тела, связующего правое и левое полушария головного мозга, при помощи которого левое полушарие оречевляет гностические функции правого полушария, то есть все то, что мы видим, слышим и чувствуем.
Тактика восстановления речи при афазии зависит не только от раннего или резидуального (позднего) этапов восстановления речи, но и от формирования у больного установки на преодоление речевого недуга, а также на использование функций лобной и других сохранных долей мозга левого полушария при той или иной форме афазии.
Книга адресована логопедам, студентам дефектологических факультетов педвузов, невропатологам и нейропсихологам.
ББК 88.4
© Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Текст, 2001
© Секачев В., 2001
ISBN 5-04-008576-1 © ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», оформление, 2001
|
Посвящается светлой памяти
основоположника
отечественной нейропсихологии
Александра Романовича Лурия
аа г»
у,
a а С О-
Автор считает необходимым принести особую благодарность за участие в создании настоящей монографии директору НИИ неврологии РАМН, академику, профессору Н.В. ВЕРЕЩАГИНУ; заведующему III сосудистым (восстановительным) отделением, д.м.н. А.С. КАДЫКОВУ; старшему научному сотруднику III сосудистого отделения Л.А. КАЛАШНИКОВОЙ; сотрудникам научной библиотеки НИИ неврологии РАМН Т.Д. ЛИСОВОЙ и Н.В. КАЛЫГИНОЙ, содействующим в сборе специальной литературы по сосудистой неврологии и нейрофизиологии; зав. кафедрой логопедии дефектологического факультета МПГУ д.м.н. Л.И. БЕЛЯКОВОЙ и к.п.н. С.Н. ШАХОВСКОЙ за предоставленную возможность вести в течение почти 40 лет лекционную работу со студентами факультета по темам «Афазия», «Основы нейропсихологии», а также написания XIII главы «Афазия» в учебнике «Логопедия» под ред. Л.С. ВОЛКОВОЙ; старшему преподавателю кафедры логопедии МПГУ Р.Е. ИДЕС за помощь в оформлении книги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние десятилетия XX века в нескольких изданиях вышел новый учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, в котором глава XIII посвящена проблеме описания и преодоления всех форм афазии. Это позволяет нам надеяться на то, что логопеды отчасти знакомы с формами афазий по классификации основоположника современной нейропсихологии А.Р. Лурия. В 1997 и 2000 годах вышел наш Сборник упражнений «Коррекция сложных речевых расстройств», в котором приведены типовые задания по преодолению высших психических функций (ВПФ) при каждой из шести форм афазии. Сборник упражнений рассчитан не только на логопеда, но и на больного и его родственников, помогающих больному преодолеть возникшие у него нарушения речи.
Однако, с нашей точки зрения, настало время на базе работ А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской и других нейропсихологов МГУ, а также неврологов, физиологов, патологоанатомов, клиницистов познакомить следующие поколения логопедов, а возможно, и всех дефектологов с основами нейропсихологии и подготовить их к освоению проблемы «перестройки» нарушенных ВПФ при афазиях. О «перестройке» ВПФ неоднократно писали И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова, не раскрывая ее «механизмов». Как показал наш 40-летний опыт работы по преодолению афазий у 3000 больных, спонтанной «перестройки», спонтанного восстановления нарушенных ВПФ у больных, перенесших инсульт (инфаркт мозга), не происходит (за исключением полного и очень быстрого восстановления ВПФ у левшей и частично при парциальном левшестве).
М. К. Шохор-Троцкая
В связи с этим, обобщая свой многолетний практический и научный опыт работы логопеда-афазиолога, мы в настоящей книге позволяем себе раскрыть найденные нами «механизмы», а точнее, стратегию и тактику перестройки нарушенных ВПФ при афазиях, восстановления у них понимания речи, вариантов нарушения устной речи, чтения, письма и счета. При этом мы опирались на работы отечественных нейропсихологов МГУ, научных сотрудников НИИ неврологии РАМН, в котором нам посчастливилось работать почти всю жизнь, а именно на работы всех трех директоров института неврологии, академиков Н.В. Коновалова, Е.В. Шмидта, Н.В. Верещагина, докторов наук, профессоров Э.С. Бейн, Л.Г. Столяровой, а также сотрудников других научно-исследовательских институтов Москвы и Санкт-Петербурга — Г.И. Полякова, С.Б. Дзугае-вой, Д.А. Фарбер, С.М. Блинкова, Н.А. Бехтеревой, Н.Н. Трау-готт и других. В настоящей работе мы позволили себе кратко осветить проблему воспитания у больного установки на восстановление нарушенных у него ВПФ, формируемых у человека с самого раннего детства.
Таким образом, как нам представляется, нам удалось разработать тактику и стратегию перестройки и восстановления нарушенных после инсульта ВПФ. Предлагаемая нами стратегия и тактика преодоления афазий основана на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках. Наш подход к проблеме «перестройки» мы назвали «плазным» (от фр. plasse — место), а точнее, «плазной разметкой». Этот термин заимствован нами из теории планирования судостроения. «Плазная разметка» разрешает проблему произвольной, привнесенной извне, теоретически и практически разрешающей процесс «перестройки» нарушенных ВПФ взрослого человека. «Плазная разметка» основана не только на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках, но и на учете цитоархитектоник ядерных и внеядерных зон (первичных, вторичных и третичных полей) II и III функциональных блоков (ФБ), сохранности или нарушения ВПФ
Стратегия и тактика восстановления речи
обоих полушарий головного мозга, а также на учете огромной системы проводников, а точнее, проводящих путей, опоясывающих системами ассоциативных и комиссуральных проводящих путей не только поверхностную часть коры головного мозга, но и все без исключения ее извилины, проводящие, ассоциативные и комиссуральные пути, — осуществляющие взаимодействие обоих полушарий мозга через систему мозолистого тела и проводящие восходящие и нисходящие пути I функционального блока, тонизирующие кору головного мозга.
Рисунки первой части монографии подобраны нами в такой последовательности, чтобы их можно было как бы наложить друг на друга, сравнить и увидеть основы «плазной разметки».
И наконец, во многих разделах настоящей работы мы так или иначе останавливаемся на вопросах формирования ВПФ у здоровых детей, поскольку нейропсихологические исследования детей с «отклоняющимся развитием», проводимые ней-ропсихологами МГУ, пока что находятся в стадии становления.
ЧАСТЬ I
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ,
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
И ДРУГИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
(ВПФ)
Прежде чем перейти к вопросам стратегии и тактики восстановления ВПФ у больных с сосудистой патологией головного мозга, кратко напомним огромной аудитории логопедов основы неврологии, изучением которой они занимались, будучи студентами всех дефектологических факультетов страны. Однако в курсе неврологии даже в учебнике Л. О. Бадаляна не приводится система кровообращения головного мозга, в связи с чем мы уделим этому вопросу специальное внимание.
Желательно, чтобы логопеды помнили азы невропатологии, которые им преподавались на 1-м или 2-м курсах.
Приведем небольшой текст из учебника по неврологии Л.О. Бадаляна (стр. 62—63).
В «глубине» средней части оба полушария мозга соединены между собой большой спайкой — мозолистым телом. В каждом полушарии различают доли: лобную, теменную, височную, затылочную и островок.
Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами. Наиболее важны три глубокие борозды: центральная (роландова), отделяющая лобную долю от теменной; боковая (сильвиева), отделяющая височную долю от теменной, и теменно-затылочная, отделяющая теменную долю от затылочной на внутренней поверхности полушария.
Стратегия и тактика восстановления речи
Каждое полушарие имеет верхнебоковую (выпуклую), нижнюю и внутреннюю поверхность.
Сверху полушарие покрыто корой — тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток (см. Г.И. Поляков, А.Р. Лурия, 1969).
Кора головного мозга — наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития. Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становления психических функций.
Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из проводников. Из-за образования мозговых извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается.
Общая площадь полушарий составляет 1200 кв. см, причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 — на видимой поверхности полушарий. О последнем обстоятельстве нельзя забывать.
В 1975 году в свет вышла коллективная монография сотрудников НИИ неврологии АМН СССР «Сосудистые заболевания нервной системы» под редакцией академика Е.В. Шмидта. В этой огромной монографии особое место занимают главы, написанные патологоанатомами А.Н. Колтовер и Н.В. Верещагиным, а также самим Е.В. Шмидтом. Кроме этого источника информации, необходимого для базисного исследования ВПФ при сосудистых заболеваниях головного мозга, имеет огромное значение цикл монографий Н.В. Верещагина с соавторами, труды сотрудников Института мозга АМН СССР — Г.И. Полякова, С.Б. Дзугаевой, труды сотрудников МГУ Е.Д. Хомской и других учеников и сотрудников А.Р. Лурия и, несомненно, труды самого А.Р. Лурия.
Обратимся к рисункам и схемам, заимствованным из их работ. Начнем с рисунка изображения очага поражения у больного, наблюдаемого, версифицированного и опубликованного
П. Броком (рис. 1), первым обнаружившим место «локализации» моторной афазии. Как видно, очаг поражения у этого больного располагается не только в нижней лобной извилине, но распространяется на передневисочные и нижнетеменные доли. В настоящее время такая форма афазии называется комплексной моторной или сенсомоторной афазией. Более подробно о работах первооткрывателей очагов поражения коры головного мозга смотрите в прекрасной монографии И.М. Тонконогого «Введение в клиническую нейропсихологию» (1973).
1. МОЗГОВОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ
Н.В. Верещагин и др. (1993), описывая современные методы исследования мозгового кровообращения, указывают, что в настоящее время разработаны различные методы изучения состояния мозга и особенностей нарушения мозгового кровообращения (МК), позволяющие дифференцировать преходящие
нарушения МК, состояние стенок сосудов от значительного поражения магистральных сосудов головного мозга, приводящих к стойкой мозговой патологии. Причем электронные методы (КТ, ГМ и др.) постоянно находятся в развитии и насчитывают множество модификаций.
В последние годы большое распространение получил метод магнитно-резонансного изучения мозгового кровотока и поражения вещества мозга, а также исследования магистральных артерий головы при помощи ультразвуковой доплерографии (УЗДГ). Метод УЗДГ позволяет определить извитость сосудов,
М. К. Шохор-Троцкая
наличие в них не только склеротических бляшек, но и их величины, места расположения и т.п.
Все данные изучения мозгового кровотока, предупреждения риска нарушения мозгового кровообращения решают чрезвычайно важный вопрос — возможность своевременного нейрохирургического вмешательства или проведения экстренной медикаментозной терапии.
Метод КТ головного мозга позволяет определить не только величину инфаркта мозга, но и прогнозировать темп и степень восстановления высших психических функций (ВПФ), характер инсульта (ишемию, геморрогию, разрыв аневризмы), наличие опухолевого процесса и даже определить по величине височной «площадки», лобной и затылочной долей доминантное по речи полушарие.
В 1975 году под редакцией Е.В. Шмидта вышла монография «Сосудистые заболевания нервной системы» с многочисленными иллюстрациями вариантов нарушения сосудистой системы головного мозга в норме и патологии (см. рис. 3, 4, 5, 6, которые подготовлены в основном А.Н. Колтовер).
В высшей степени ценны для афазиолога не только данные, приведенные Н.В. Верещагиным и Е.В. Шмидтом, но и С.Б. Дзугаевой «Проводящие пути головного мозга человека» (1975), которые позволяют по-новому посмотреть на проблему компенсации нарушенных ВПФ, поскольку именно проводящие пути головного мозга человека «подсказывают», на какие сохранные отделы мозга можно опираться, чтобы построить новый, научно обоснованный метод компенсации нарушенных ВПФ. Использование всех этих аспектов жизнедеятельности головного мозга (ГМ) позволяет своевременно произвести нейрохирургическую операцию по наложению анаста-мозов тромбированных сосудов головного мозга, содействующую скорейшему восстановлению ВПФ.
Одним из существенных пробелов в проблеме восстановления высших корковых функций после нарушения мозгового кровообращения является странное игнорирование афазиоло-
гами системы кровообращения полушарий головного мозга (рис. 3, 4, 5, 6).
Невропатологи же при постановке диагноза заболевания постоянно фиксируют внимание на том, в какой области мозга пострадала сосудистая система кровообращения, подчеркивая, что пострадал либо весь бассейн левой средней мозговой артерии, либо передние или задние ее ветви, либо пострадали не только поверхностные, корковые отделы, но и глубинные отделы мозга.
Мы специально приводим многочисленные рисунки кровообращения коры и подкорки головного мозга, чтобы логопе-
дам стало ясно, что при афазиях в основном страдает кровообращение в сосудах лобной, височной и теменной долей и остается сохранной очень важная для преодоления речевых функций затылочная доля, снабжаемая из ветвей позвоночной артерии. Позвоночная артерия, как показали исследования (Н.В. Верещагина и др.), отчасти снабжает задние и нижние отделы височной доли и разные уровни подкорковых отделов мозга.
Е. Кок, Т. Дудова, Н. Смирнова, О. Соколова в статье «Рас-1 стройства зрительных функций при нарушении кровообращения в системе задней мозговой артерии и их роль в оценке трудоспособности» (1967) пишут, что нарушение кровообращения в системе задней мозговой артерии проявляется особым клиническим синдромом, главная составная часть которого — зрительные расстройства, обусловленные поражением зри-
тельной функции, зрительной коры (поле 17) или прилежащих зон, участвующих в организации зрительного гнозиса — «широкой зрительной сферы», по выражению Пётцля (1928). Зрительные расстройства проявляются в первую очередь дефектами поля зрения в виде полной, верхне или нижнеквадратной гемианопсии (И. Меркулов, 1959 и др.)
М. К. Шохор-Троцкая
Помимо нарушений поля зрения нередко возникают оп-тикогностические и другие расстройства высших корковых функций. Они имеют определенное влияние на трудоспособность больного. Их характер различен при поражении доминантного и субдоминантного полушарий большого мозга. Достаточно детально изучены расстройства при «синдроме задней мозговой артерии» левого доминантного полушария: когда прежде всего происходит нарушение чтения — оптическая алексия, которую нередко называют «чистой», то есть не сопровождающейся нарушением письма. Это расстройство приводит к потере способности работать по специальности, если она связана с чтением. Алексия обычно сочетается с расстройствами «цветовых понятий», то есть нарушением обобщенного восприятия цвета, забыванием, а иногда и непониманием словесных обозначений цветов. В анатомически верифицированных случаях обнаруживается поражение коры и белого вещества.
Ряд авторов отмечает у больных некоторые дефекты предметного гнозиса.
При поражении правого полушария наблюдались расстройства элементарных форм зрительного гнозиса — снижение непосредственной зрительной памяти, нарушение способности цельного восприятия образа. Наиболее характерной для закупорки правой затылочной артерии оказалась агнозия на лица.
При поражении височной доли правого полушария головного мозга наступает акустическая агнозия на все виды неречевых сигналов внешнего мира (шумы воды, машин, пение птиц и т.п.), амузия. При поражении теменных и заднелобных отделов правого полушария возникают редко встречающиеся оральная апраксия, праксис, приобретаемый ребенком в возрасте от 2 до 7 лет, дезориентация в «схеме» тела, апраксия «одевания», пользования дверями, включения и выключения света и газа, апраксия «ходьбы».
Стратегия и тактика восстановления речи
Сохранность всех этих видов праксиса помогает ориентироваться в пространстве, в «схеме» тела. Оральный праксис (умение произвольно надуть щеки, произвольно закрыть и открыть рот, высунуть язык, пощелкать им и т.п.) используется при преодолении апраксии артикуляционного аппарата.
Г.И. Поляков, рассматривая механизмы скрытой активности мозга, обращает особое внимание на центральнонервное рефлекторное кольцо как основу условного рефлекса, а у человека — навыка.
Особая ступень усложнения в эволюции животного мира и своих внутренних состояний связана с развитием централизованной нервной системы. Данная ступень представлена наиболее глубоко внутри организма — непосредственно в самой нервной системе — замыкающимся функциональным кругом обратной связи, который Г.И. Поляков обозначает как «центральнонервное рефлекторное кольцо». Посредством его реализуются наиболее интимные процессы сигнальной деятельности, имеющие отношение к наиболее сложно и тонко организованным компонентам рефлекторных актов организма и к его «внутренним представлениям» о внешнем мире и о себе самом. К центральнонервному рефлекторному кольцу приурочены наиболее ответственные функции определения сигнального значения раздражителей, выбора ответных реакций в соответствии с внешними ситуациями, накопления опыта прошлого и предвидения будущего (память и «воображение»).
Основным физиологическим назначением центрально-нервного рефлекторного кольца как субстрата замыкания обратной связи непосредственно в самой нервной системе является обеспечение устойчивости вырабатываемых реакций во времени, что представляет собой существеннейший момент всякой приспособительной рефлекторной деятельности (Г.И. Поляков, 1967).
Физиологическую подоплеку длительных следовых реакций составляют постоянно возобновляемые циркуляции импульсов по замкнутым цепям нейронов. Благодаря такой само-
М. К. Шохор-Троцкая
поддерживающейся взаимной стимуляции соответствующих комплексов нейронов обеспечивается протекающая во времени активность мозга, которая и должна быть положена в основу физиологического механизма закрепления как передающихся по наследству, так и прижизненно вырабатываемых временных связей (ассоциаций).
Г.И. Поляков, рассматривая природу условных рефлексов и навыков, подчеркивает, что нервная система с ее линиями связей с воспринимающими и исполнительными элементами формируется как центральная часть всего рефлекторного устройства, функционально объединяющая все входы организма со всеми его выходами.
Наиболее общим свойством всех рецепторов является генерация в них электрических импульсов при воздействии раздражителей; благодаря этому они играют роль приборов, запускающих нервную сигнализацию. Было также установлено, что существуют функционально различные группы рецепторов, реагирующие на разные физические параметры раздражителя. Некоторые рецепторы отвечают только на включение, другие — на выключение раздражителя, третьи — на изменение его интенсивности. В последнем случае имеет место реакция рецепторов не на сам сигнал, а на его изменение во времени, то есть на производное данного сигнала. Например, сигнал по зрительному волокну посылается лишь тогда, когда достигает определенного уровня скорость изменения светового воздействия.
2. СТРОЕНИЕ КОРЫГОЛОВНОГО МОЗГА И ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Цитоархитектонически во вторичных полях ядерных зон коры выступают на первый план те элементы их нейронной структуры, которые приспособлены для переключения приходящих из подкорки афферентных импульсов через посредство зерновидных клеток слоя IV на крупные пирамиды нижнего
уровня слоя III, дающие начало наиболее мощной системе ас-социационных связей коры (Г.И. Поляков, А.Р. Лурия, 1969) (рис. 6,7,8,9).
М. К. Шохор-Троцкая
Вторичные поля ядерных зон (рис. 6, 7, 8, 9) играют весьма существенную роль в осуществлении взаимной связи отдельных раздражителей, выделяемых через посредство первичных полей, а также в функциональном объединении ядерных зон разных анализаторов в процессе интеграции сложных комплексов рецепций, идущих по разным анализаторам. Эти поля имеют, таким образом, преимущественное отношение к осуществлению более сложных форм координированных психических процессов, связанных с детальным анализом соотношений конкретных предметных раздражителей и с ориентировкой в конкретном окружающем пространстве и времени.
Возбуждение, возникающее во вторичных полях, имеет тенденцию распространяться на значительно более широкие территории коры за пределами данной ядерной зоны.
Афферентные импульсы, направляющиеся в кору от рецеп-торных поверхностей органов чувств, достигают этих полей через большое число дополнительных переключений в так называемых ассоциационных ядрах зрительного бугра в отличие от афферентных импульсов, направляющихся в первичные поля коры более коротким путем через так называемые реле-ядра зрительного бугра (А.Р. Лурия, 2000, стр. 47).
«Морфологическим выражением дальнейшего усложнения функциональных отношений между анализаторами является тот факт, что в процессе прогрессивного роста ядерных зон анализаторов по поверхности полушария возникает взаимное перекрытие этих зон с образованием особых «зон перекрытия» корковых концов анализаторов. Эти корковые формации, представленные в задней части полушария полями верхней и нижней теменной областей, средней височной и височно-те-менно-затылочной подобластей, имеют отношение к наиболее сложным формам интеграции совместной деятельности зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Как мы увидим ниже, при поражении этих территорий расстраиваются главным образом наиболее обобщенные проявления корковой деятельности, опирающиеся на совместную ра-