В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся:
1) СОЧИНЕНИЕ И ПОДЧИНЕНИЕ, например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов) – сложное предложение с различными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединённых сочинительным союзом и; первая часть по своему строению — простое предложение; вторая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (с союзом как), стоящим после главного предложения. Схема этого предложения:
I II
[ ], и [ ], (как...)
2) СОЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ, например: Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью; состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью; первая часть — сложносочинённое предложение с противительным союзом но, вторая часть — бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых предложений. Схема этого предложения:
I II
[ ], но [ ]: [ ], [ ]
3) ПОДЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ, например: Когда он п,роснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью; первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда); вторая часть — простое предложение. Схема этого предложения:
(Когда...) [ ]; [ ].
4) СОЧИНЕНИЕ, ПОДЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ, например: В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны, были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки (А. Чехов) — сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из трех частей; первая часть — простое предложение; вторая часть — сложноподчинённое предложение с придатрчным следствия (с союзом так что); третья часть — простое предложение. Схема этого предложения:
|
[ ]; [ ], (так что...), [ ].
5) В сложных предложениях С СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы, например: Костёр горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка (И. Бунин) — сложное предложение; рядом стоят сочинительный союз и и подчинительный чем (тем). Схема этого предложения:
[ ], и, (чем...) [ ].
(чем...), [ тем...]
· Задания, упражнения, тесты
1. В каком варианте ответа указаны БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения?
A. Поднявшись наверх, он не знал, то ли пройти на пересадку, то ли выйти из метро.
Б. Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство.
B. Всю зиму медведица пролежала под снегом, сильно проголодалась и с подросшими медвежатами вылезла теперь на белый свет.
Г. Вода окружала лагерь с трёх сторон, со стороны суши его прикрывала дубовая роща, утонувшая в густой листве.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) Б, Г
2. Укажите ПРАВИЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ постановки двоеточия в предложении.
Однако вскоре ему пришлось пожалеть о своём решении: не зная здешних дорог, он свернул на незнакомую тропинку и за первым же поворотом чуть не угодил в болото.
|
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Содержание второй части сложного бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Первая часть сложного бессоюзного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых все знаки препинания расставлены ПРАВИЛЬНО?
A. Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.
Б. Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались всё ниже и ниже.
B. То там, то здесь замаячили бивачные огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.
Г. От луж, капель на листьях, мокрых витрин было больно глазам, так всё сверкало, переливалось.
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г
4. Укажите ПРАВИЛЬНЫЙ вариант постановки на месте цифр знаков препинания.
Однажды я увидел эту птицу днём среди камней(1) и очень испугался её стеклянных глаз(2) круглые(3) как пуговицы(4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнём.
1) 1, 2, 3, 4 – запятые
2) 3, 4 – запятые; 2 – двоеточие
3) 2, 4 – запятые
2 – двоеточие; 4 – запятая
5. Укажите БЕССОЮЗНОЕ сложное предложение.
1) Нас охватило чувство страха, потому что кругом не было ни души.
2) Нас охватило чувство страха, и мы бросились прочь отсюда.
3) Нас охватило чувство страха: кругом не было ни души.
4) Нас охватило чувство страха и нехорошее предчувствие.
6. Укажите ПРАВИЛЬНОЕ объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
|
Даже запахи в доме стояли прежние, прият ные, деревенские: и солениями вкусно пахло, и самоваром, уже стоящим на столе.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет сказуемое первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание всей первой части.
7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должно стоять ДВОЕТОЧИЕ?
A. Ни справа, ни слева, ни на берегу (...) никого не было.
Б. Скажу вам только одно (...) нельзя сидеть сложа руки и ждать у моря погоды.
B. «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?» (...) Крестьянин говорит Лисице.
Г. Передо мной развернулась странная картина (...) берег перед бухтой был изрыт, всюду ямы, кучи камня.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
8. Какое предложение соответствует данной схеме?
[ ]: [РАЗЪЯСНЕНИЕ]. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Он оглянулся сумрачно-белое пространств почти укрыло свет фонаря.
2) Я бросился к окну и ахнул под окном сто красивый конь.
3) Вы это сами хорошо знаете никакое дерево не растёт без корней.
4) Прорубь долбить больше не надо узкая речка превратилась в бурный поток.
9. Укажите ПРАВИЛЬНЫЙ вариант постановки на месте цифр знаков препинания.
С веранды открывался живописный вид(1) скальные и лесистые горы(2) небольшой серебристый водопад(3) шум невидимой речки(4) а совсем невдалеке белеют две(5) припудренные снегом(6) вершины.
1) 1, 2, 3, 4 – запятые
2) 1, 2, 3, 4, 5 – запятые
3) 1 – двоеточие; 2, 3, 4 – запятые
4) 1 – двоеточие; 2, 3, 4, 5, 6 – запятые
10. Укажите ПРАВИЛЬНОЕ объяснение постановки ТИРЕ в предложении.
Глинистая дорога разбухла – приходилось жаться к мокрым кустам.
1) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
2) Первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении.
3) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
4) Предложения рисуют быструю смену событий или действие и его результат.
11. В каком варианте ответа указаны БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ предложения?
А. Красна река берегами, а обед – пирогами.
В. Вода и мыло – большая сила.
Б. Больше узнаешь – сильнее станешь.
Г. Лён золой удобряй – лучше будет урожай.
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) В, Г
12. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должно стоять ТИРЕ?
A. Дождь размыл дороги (...) пришлось отложить поездку.
Б. Пришлось отложить поездку (...) дождь размыл дороги.
B. Сразу с деревьев осыпались листья (...) сильные ветры дули два дня.
Г. Два дня дули сильные ветры (...) сразу осыпались с деревьев все листья.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г
13. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должно стоять ТИРЕ?
A. Взмах руки (...) он падает в снег.
Б. Ночь (...) как ночь.
B. Он завёл мотор (...) послышался лёгкий стук.
Г. Я хорошо знал его (...) мы странствовали с ним в горах Востока.
1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г
14. Укажите ПРАВИЛЬНЫЙ вариант постановки на месте цифр знаков препинания.
Мы(1) моряки(2) не очень прихотливы к условиям жизни на суше просто потому(3) что и самые плохие места для нас скоропреходящие(4) несколько дней(5) и новое плавание(6) новая перемена.
1) 3, 4, 6 – запятые
2) 3, 6 – запятые; 4 – двоеточие; 5 – тире
3) 1, 2, 3, 6 – запятые; 4 – двоеточие; 5 – тире
4) 3, 6 – запятые; 4, 5 – тире
15. В состав какого бессоюзного сложного предложения входит ОДНОСОСТАВНОЕ? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сторожевик сбавил ход по металлу настилов застучали тяжёлые башмаки матросов.
2) Падающих звёзд этим летом много только успевай желания загадывать.
3) Дорогой костюм сидел на нём мешковато f ворот белой рубашки был расстёгнут.
4) Снег хрустел под ногами глаза слепили огни рекламы.
16. Какой ЗНАК должен стоять на месте ПРОПУСКА в предложении?
Вход напоминал мрачное отверстие египетской пирамиды с резко очерченными прямоугольными контурами (...) впереди был мрак, подземный мрак, свойственный пещерам.
1) запятая
2) тире
3) двоеточие
4) точка с запятой
17. Укажите ПРАВИЛЬНЫЙ вариант постановки на месте цифр знаков препинания.
Вершины тополей(1) освещенные месяцем(2) каждым листиком вырисовывались в прозрачном воздухе(3) за рекою(4) на склоне горы(5) темнели дубовые кусты(6) дальше тянулись поля(7) укутанные серебристым сумраком.
1) 2, 5, 7 – запятые; 3 – точка с запятой
2) 1, 3, 6, 7 – запятые
3) 1, 2, 4, 5, 6, 7 – запятые; 3 – точка с запятой
4) 2, 3, 6 – запятые
18. Укажите ОШИБКУ в характеристике предложения Воздух стал гуще и жарче, пахло медовым настоем, гудели птицы, звенели травяные сверчки.
1) бессоюзное сложное предложение, состоит из четырёх частей
2) грамматическая основа первой части – воздух стал
3) второе предложение односоставное, безличное
4) четвёртое предложение распространённое.