← →
(), [ ], ()
1) Странник сказал, что стыдно прожить жизнь, так и не узнав, на что способен душой и мускулами.
2) Если судить по следам на плитах, которыми были вымощены улицы, здесь работали механизмы на гусеничном ходу.
3) Он инстинктивно чувствовал опасность, хотя и не знал, в чём она заключается.
4) Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
1) А 2) Б 3) В 4) Г
4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом И должна стоять запятая?
A. Можно было сделать вывод, что катастрофа будет ужасна (...) и от этого столько веков безмятежно дремавшего поселения древних не останется и следа.
Б. Душной июльской ночью, когда небо было покрыто густыми тучами (...) и всё на реке было зловеще спокойно, пришли в Казань.
B. Световой день заканчивался (...) и надо было возвращаться к машине, чтобы не заблудиться в темноте.
Г. Когда проснулся, в окно смотрело солнце (...) и нежно-золотой туман клубился над Соротью и озёрами.
1) А, Г 2) А, В 3) Б, Г 4) только В
5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска ДОЛЖНА СТОЯТЬ ЗАПЯТАЯ?
A. Людей на улице не было, так что (...) если бы я захотела спросить у кого-то дорогу, то у меня возникли бы проблемы.
Б. Ярослав тоже прыгнул в воду, но (...) когда ледяная вода коснулась ещё не остывшего тела, мигом выскочил на берег.
B. Денис давно заметил, что (...) если уж начинает не везти, то не везёт всегда по-крупному.
Г. Старик нехотя поднял свой лук и (...) когда заяц проскочил мимо, не целясь, выпустил стрелу.
1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, В
6. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых все запятые расставлены ПРАВИЛЬНО?
|
А. Они продолжали подниматься к вершине и когда зарядил дождь, и когда стало темнеть.
Б. Сюда он добрался, когда уже закончилось лето, и кружились в воздухе первые снежинки.
В. И лишь когда зазеленела трава и прогрелась земля, он почувствовал, что понемногу начинает оживать.
Г. Он с детства знал и какую травку приложить к ране и какую пожевать, чтобы утолить жажду.
1) А, Б 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Этого человека(1) чей портрет был нарисован на последнем листе(2) я не знал(3) и(4) несмотря на фотографическую память(5) не мог припомнить(6) видел ли его хотя бы мельком.
1) 2, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6
2) 1, 2, 5 4) 3, 4, 5
8. Какой вариант ответа показывает ПРАВИЛЬНУЮ расстановку запятых в предложении?
Несмотря на то(1) что на улице уже рассвело(2) и ласковое солнце(3) которое обещало жаркий день(4) начало свой путь по небосклону(5) в доме ещё царил полумрак.
1) 1, 4, 5 3) 3, 4, 5
2) 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5
Тема 51
Б Е С С О Ю З Н О Е
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С Р А З Н ЫМ И В И Д А М И С В Я З И
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
|
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
САНКЦИЯ, -и, ж. 1. на что. Утверждение чего-н. высшей инстанцией, разрешение (книжн.). Получить санкцию директора на проведение эксперимента. 2. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей соглашение, договор, а также вообще та или иная мера воздействия по отношению к правонарушителю (спец.).
СТАТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна (книжн.). Такой, в к-ром нет движения, действия. Статичная поза. С. сюжет. || сущ. статичность, -и, ж.
СТАТУС, -а, м. 1. Сложившееся состояние, положение (книжн.). С. общественных отношений, жизни общества. 2. Правовое положение (спец.). Правовой с. гражданина. Поселку присвоен с. города. * Статус-кво (книжн.) - сложившееся, существующее положение вещей.
.
План:
1. Бессоюзное сложное предложение, определение, средства связи
2. Смысловые отношения между частями БСП, примеры (ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, СОПОСТАВЛЕНИЕ, ПОЯСНЕНИЕ, НЕСООТВЕТСТВИЕ, УСЛОВИЕ, ПРИЧИНА, СЛЕДСТВИЕ, ВРЕМЯ, ЦЕЛЬ)
3. Сложное предложение с разными видами связи (СОЧИНЕНИЕ И ПОДЧИНЕНИЕ, СОЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ, ПОДЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ, СОЧИНЕНИЕ, ПОДЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ и др.)
В О П Р О С Ы:
1. Какое предложение называется бессоюзным сложным и что являетя средствами связи частей БСП?
|
2. На какие типы подразделяются БСП в зависимости от смысловых отношений между частями, примеры?
3. Что собой представляет сложное предложение с разными видами связи?
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ предложение – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов.
Средства их связи – содержание и интонация. Например, в сложном бессоюзном предложении Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (И. Тургенев) простые предложения объединены содержанием (тема) и интонацией (причина).
· ТИПЫБЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений выражаются разные смысловые отношения, например, перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.
Бессоюзные сложные предложения со значением ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Они отличаются ярко выраженной перечислительной интонацией. В этих предложениях выражается одновременность и последовательность событий: Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А. Пушкин).
В обоих простых предложениях сказуемые выражаются глаголами одного и того же вида и в одном и том же времени, например: Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой (А. Чехов).
Бессоюзные сложные предложения со значением ПОЯСНЕНИЯ. В этих сложных предложениях второе предложение поясняет первое: Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы (М. Пришвин).
Бессоюзные сложные предложения со значением УСЛОВИЯ. В них первое простое предложение заключает в себе условие, а второе — следствие этого условия: Задумаю — реки большие надолго упрячу под гнёт (Н. Некрасов) (ср.: Если задумаю, реки большие надолго упрячу под гнёт).
Бессоюзные сложные предложения со значением ВРЕМЕНИ. Такие предложения обозначают конкретные действия и состояния, например: Буря прекратилась — отряд двинулся дальше (ср.: Когда буря прекратилась, отряд двинулся дальше).
Бессоюзные сложные предложения со значением СОПОСТАВЛЕНИЯ. В них факты одного предложения противопоставляются фактам другого предложения, например: Делу время – потехе час (пословица); Давно наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной (А. Аксаков) (ср.: Делу время, а потехе час; Давно наступили сумерки, а она всё ещё сидела в гостиной).
Бессоюзные сложные предложения со значением ПРИЧИНЫ. Второе предложение обозначает причину действия в первом предложении: Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно (К. Паустовский).
Примечания.
1. От первого предложения можно поставить вопрос почему?
2. Ко второму предложению можно добавить союз потому что.
Бессоюзные сложные предложения со значением следствия. Во втором предложении выражается причина, а в первом – результат действия, например: Мы в трауре, так балу дать нельзя (А. Грибоедов).
Примечание. Ко второму предложению можно добавить союз вследствие чего: Мы в трауре, вследствие чего балу дать нельзя.