2.1. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее:
1) высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление». А при отсутствии профильного образования - прошедшее подготовку по дополнительным профессиональным программам:
· повышения квалификации,
· профессиональной переподготовки;
2). Опыт практической работы в организациях госсектора, связанный с сведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью:
- не менее пяти лет из последних семи календарных лет – при наличии среднего профессионального образования или подготовки по дополнительным профессиональным программам;
- не менее трех лет из последних пяти календарных лет – при наличии высшего образования.
2.2. Главный бухгалтер должен знать:
- законодательство о бухучете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле;
- законодательство в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;
- гражданское, таможенное, трудовое, валютное законодательство;
- законодательство о противодействие коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;
- бюджетное законодательство: Бюджетный кодекс РФ, Порядок санкционирования расходов, Порядок проведения операций на лицевых счетах в органах Казначейства РФ;
- отраслевое законодательство в сфере образования;
- законодательство в сфере проведения государственных закупок (Закон от 5 апреля 2013г. №44-Ф3 и т.д.).
|
– законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере бухучета, уплаты налогов и сборов, в бюджетной сфере;- теоретические основы внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухгалтерской(финансовой) отчетности учреждения;
- практику применения указанного законодательства;
- судебную практику по:
-вопросам бухучета, ведению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- налогообложению;
- спорам, связанным с совершаемыми фактами хозяйственной жизни, налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности в государственных и муниципальных учреждениях;
- основы экономики, бухучета и управления в образовательных учреждениях;
- внутренние организационно-распорядительные документы учреждения;
- нормативные и методические материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухучета и составления отчетности;
- методические документы по финансовому анализу, планированию, составлению плана финансово-хозяйственной деятельности;
- методы финансового анализа и финансовых вычислений;
- методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения, выявления внутрихозяйственных резервов;
- порядок составления сводных учетных документов в целях контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни учреждения;
- порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
- современные технологии автоматизированной обработки информации;
|
- основы информатики и вычислительной техники;
- Правила защиты информации;
- Правила трудового распорядка;
- Требования охраны труда и правила пожарной безопасности.
2.3. Главный бухгалтер должен уметь:
2.3.1. Общие требования:
- разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе которые:
- регламентируют организацию и проведение внутреннего контроля бухучета, составление бухгалтерской (финансовой отчетности);
- регламентируют ведение налогового учета, составление налоговой отчетности, отчетности в государственные внебюджетные фонды; - регулируют организацию и проведение налогового планирования в учреждении;
- регламентируют порядок проведения работ по финансовому анализу;
- пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
2.3.2. В целях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:
– определять объем учетных работ, структуру и численность сотрудников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах;
- разрабатывать способы ведения бухучета;
- формировать учетную политику учреждения;
- оценивать возможные последствия изменений в учетной политике учреждения, в том числе их влияние на дальнейшую деятельность;
- разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы бухгалтерской(финансовой) отчетности, составлять график документооборота;
- организовывать делопроизводство в бухгалтерии;
|
- планировать объемы и сроки работ в отчетном периоде для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- организовывать процесс восстановления бухучета;
- распределять объем учетных работ между сотрудниками (группами сотрудников) бухгалтерии;
- оптимизировать рабочие места для целей ведения бухучета;
- координировать действия сотрудников бухгалтерии во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды учреждения;
- оценивать уровень профессиональных знаний и умений сотрудников бухгалтерии;
- планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации сотрудников бухгалтерии;
- контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации бухучета;
- оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации учреждения;
- владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем;
- обосновывать решения и действия учреждения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок.
2.3.3. В целях внутреннего контроля за ведением бухучета и составлением бухгалтерской(финансовой) отчетности:
- организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых учреждением фактов хозяйственной жизни;
- понимать цели и процедуры внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- владеть методами проверки качества составления регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- вести непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности учреждения, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию;
- выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков;
- определять и изменять границы контрольной среды внутреннего контроля;
- распределять полномочия, обязанности и ответственность между сотрудниками за выполнение процедур внутреннего контроля, проверять их выполнение;
- формировать справочники типовых сделок и фактов хозяйственной жизни учреждения, контролировать их соблюдения;
- координировать взаимоотношение сотрудников в процессе выполнения ими контрольных процедур с субъектами внутреннего контроля;
- проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в учреждении;
- составлять отчеты о результатах внутреннего контроля.
2.3.4. В целях налогового учета, налогового планирования и составления налоговой отчетности:
- разрабатывать формы налоговых регистров;
- распределять объемы работ по налоговому учету между сотрудниками;
- идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;
- владеть методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- обеспечивать установленные сроки представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- исправлять ошибки в налоговом учете, налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- обосновывать принятые учреждением решения при проведении внутреннего контроля, ревизий, налоговых и других проверок;
- оценивать уровень профессиональных знаний и умений сотрудников по ведению налогового учета и налоговой отчетности в учреждении;
- проводить налоговую оптимизацию в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов;
- обеспечивать сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив;
- оценивать изменение налоговых обязательств и рисков от принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике учреждения;
- формировать и применять эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы);
- вести мониторинг законодательства о налогах и сборах;
- корректировать налоговую политику учреждения в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах;
- анализировать налоговое законодательства, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами.
2.3.5. В целях планирования доходов и расходов учреждения, анализа выполнения плановых показателей:
- определять объем работ по финансовому анализу, планированию, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;
- определять источники информации для проведения анализа финансового состояния учреждения;
- планировать программы и сроки проведения финансового анализа деятельности учреждения и контролировать их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;
- распределять объем работ по проведению финансового анализа между сотрудниками (группами сотрудников);
- координировать взаимодействие сотрудников учреждения в ходе финансового анализа;
- проверять качество аналитической информации, полученной в процессе финансового анализа, обобщать информацию;
- формировать аналитические отчеты и предоставлять их заинтересованным пользователям;
- оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость учреждения, прибыльность и рентабельность его приносящей доход деятельности;
- формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в ходе финансового анализа деятельности учреждения;
- вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики учреждения;
- определять финансовые цели учреждения, степень их соответствия текущему финансовому состоянию, способы достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
- разрабатывать финансовые программы развития учреждения;
- формировать источники финансирования деятельности учреждения, прогнозировать их структуру;
- составлять план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, вносить в него изменения;
- планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности, контролировать их соблюдения;
- координировать взаимодействия сотрудников учреждения в процессе планирования доходов и расходов учреждения;
- применять результаты финансового анализа учреждения для планирования доходов и расходов учреждения;
- владеть методами финансовых вычислений;
определять общую потребность учреждения и финансовых ресурсах;
- обеспечивать доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей;
- обеспечивать передачу плана финансово-хозяйственной деятельности на учреждение учредителю в установленные сроки.
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
3.1. Главный бухгалтер составляет и представляет финансовую отчетность учреждения, в том числе:
- составляет бухгалтерскую(финансовую) отчетность;
- составляет консолидированную финансовую отчетность;
- контролирует ведение бухучета и составление отчетности;
- ведет налоговый отчет, налоговое планирование, составляет налоговую отчетность;
- планирует доходы и расходы учреждения, анализирует результат выполнения плановых показателей.
3.2. Главный бухгалтер руководит сотрудниками бухгалтерии, а также координирует финансовую деятельность в учреждении.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Главный бухгалтер выполняет обязанности:
4.1. В целях составления бухгалтерской(финансовой) отчетности:
- планирует, организует, координирует и контролирует процесс формирования информации в системе бухучета;
- обеспечивает представление бухгалтерской(финансовой), статистической отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки;
- формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой), статистической отчетности, проводит их счетную и логическую проверку;
- формирует пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету и финансовых результатах;
- представляет бухгалтерскую(финансовую), статистическую отчетность для подписания руководителю;
- представляет контрольным органам документы бухучета при проведении ревизий и проверок, подготавливает документы о разногласиях по результатам проверок;
- передает в архив бухгалтерскую(финансовую) отчетность в установленные сроки и обеспечивает ее сохранность до передачи в архив.
4.2. В целях контроля за ведением бухучета и составлением отчетности:
- формирует учетную политику учреждения в целях бухучета;
- организует документооборот в бухгалтерии;
- обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины;
- организует и ведет внутренний контроль бухучета и составление бухгалтерской(финансовой) отчетности в учреждении;
- проверяет обоснованность первичных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей;
- проверяет качество ведения регистров бухучета и составления бухгалтерской(финансовой) отчетности;
- обеспечивает контроль за направлением расходования средств от приносящей доход деятельности, субсидий в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий и планом финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечивает контроль за эффективным расходованием средств фонда оплаты труда;
- обеспечивает проведение инвентаризации, оценку имущества и обязательств;
- участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и имущества, контролирует передачу материалов в следственные и судебные органы;
- контролирует соблюдение процедур внутреннего контроля;
- подготавливает и представляет отчеты о состоянии внутреннего контроля в учреждении, организация их хранения и передачи в архив в установленные сроки.
4.3. В целях ведения налогового учета, налогового планирования и составления налоговой отчетности:
- организует ведение налогового учета и составление налоговой отчетности в учреждении;
организует исчисление и уплату взносов в государственные внебюджетные фонды, составление соответствующей отчетности;
- обеспечивает представление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса и в установленные сроки;
- координирует процесс ведения налогового учета в учреждении, составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- контролирует ведение налогового учета и составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- представляет контрольным органам документы бухгалтерского и налогового учета при проведении ревизий и проверок, подготавливает документы о разногласиях по результатам проверок;
- организует налоговое планирование в учреждении;
- формирует налоговую политику учреждения;
- контролирует соблюдение налоговой политики в учреждении;
- обеспечивает сохранность документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды, передает их в архив в установленные сроки.
4.4. В целях планирования доходов и расходов учреждения, анализа выполнения плановых показателей:
- планирует, организует, координирует и контролирует работы по финансовому анализу в учреждении;
- организует хранение документов по финансовому анализу;
- организует, координирует и контролирует работы по планированию доходов и расходов учреждения;
- составляет план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представляет его на утверждение учредителю;
- руководит работой по эффективному управлению средствами учреждения;
- анализирует и оценивает финансовые риски, разрабатывает меры по их минимизации;
- составляет отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, ведет контроль за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;
- участвует в разработке плановых затрат на оказан е услуг, работ, изготовление продукции;
- организует хранение документов по планированию.
4.5. В целях руководства сотрудниками бухгалтерии и координации финансовой деятельности учреждения:
- разрабатывает должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, контролирует их соблюдение;
- организует работу по повышению квалификации сотрудников бухгалтерии;
- оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим сотрудникам учреждения по вопросам бухучета, контроля, отчетности и анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
ПРАВА
5.1. Главный бухгалтер имеет право:
- действовать от имени учреждения, представлять его интересы по финансовым вопросам во взаимоотношениях с налоговыми органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами государственной и муниципальной власти, другими организациям;
- подписывать и согласовывать документы бухгалтерского, налогового учета, отчетность, а также другие документы в пределах своей компетенции;
- устанавливает обязательный для всех подразделений и служб учреждения порядок и сроки документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений(списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером);
- запрашивать от структурных подразделений учреждения и сотрудников необходимую информацию;
- требовать от руководителей отделов, от руководителя учреждения:
- содействия в исполнении своих обязанностей и прав, предусмотренных должностной инструкцией;
- принятия мер к усилению сохранности имущества учреждения, обеспечению правильной организации бухучета и контроля;
- давать указания, обязательные для исполнения структурными подразделениями учреждения и сотрудниками, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целях соблюдения требований законодательства;
- вести переписку со структурными подразделениями учреждения, другими организациями и органами власти по вопросам, входящим в компетенцию главного бухгалтера и не требующим подписи или согласования руководителя учреждения;
- готовить предложения о поощрении сотрудников бухгалтерии, отличившихся в решении вопросов, входящих в их компетенцию;
- готовить предложения о наказании сотрудников бухгалтерии за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
- повышать квалификацию.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Главный бухгалтер привлекается к ответственности за:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
- нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в учреждении;
- причинение учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей;
- разглашение известных ему персональных данных, сведений, содержащих государственную (коммерческую) тайну;
-невыполнение или ненадлежащее выполнение приказов, распоряжений и поручений руководителя учреждения.
6.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, трудовой дисциплины главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
6.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим налоговым, бюджетным, административным и уголовным законодательством РФ.
6.4. За ущерб, нанесенный учреждению, главный бухгалтер привлекается к материальной ответственности в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
6.5. За нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности главный бухгалтер привлекается к дисциплинарной ответственности.
Должностная инструкция разработана на основании приказа руководителя учреждения от 6 июня 2017 г. № 120 в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда России от 22 декабря 2014г. № 1061н.
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела кадров ______________________
С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.
Главный бухгалтер _________________________