2.1. На должность заместителя главного бухгалтера назначается лицо, имеющее:
1) высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление». А при отсутствии профильного образования – прошедшее подготовку по дополнительным профессиональным программам: повышения квалификации, профессиональной переподготовки;
2) опыт практической работы в организациях госсектора связанный с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью:
- не менее пяти лет – при наличии среднего профессионального образования или подготовки по дополнительным профессиональным программам;
- не менее трех лет – при наличии высшего образования.
2.2. Заместитель главного бухгалтера должен знать:
- законодательство о бухучете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле;
- законодательство в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения;
- гражданское, таможенное, трудовое, валютное законодательство;
- Общероссийский классификатор управленческой документации в части документов по бухгалтерскому учету учреждений, по учету кассовых операций, по учету труда и его оплаты, материалов, учету основных средств и нематериальных активов, результатов инвентаризации;
- законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;
- бюджетное законодательство: Бюджетный кодекс РФ, Порядок санкционирования расходов, Порядок проведения операций на лицевых счетах в органах Казначейства России;
- отраслевое законодательство в сфере образования;
|
- законодательство в сфере проведения государственных закупок (Закон от 5 апреля 2013г. № 44-Ф3 и т.д.);
- практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам:
- бухгалтерского учета и денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- оформления первичных учетных документов;
- основы экономики, бухучета и управления в образовательных учреждениях;
- внутренние организационно-распорядительные документы учреждения;
- нормативные и методические материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухучета и составления отчетности;
- методические документы по финансовому анализу, планированию, составлению плана финансово-хозяйственной деятельности;
- порядок составления сводных учетных документов в целях контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни учреждения;
- порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
- современные технологии автоматизированной обработки информации;
- основы информатики и вычислительной техники;
- Правила защиты информации;
- Правила трудового распорядка;
- требования охраны труда и правила пожарной безопасности.
2.2. Заместитель главного бухгалтера должен уметь:
1) пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
2) принимать к учету первичные документы о фактах хозяйственной жизни учреждения, в том числе:
- составлять(оформлять) первичные учетные документы в бумажной и электронной форме:
|
- владеть приемами комплексной проверки первичных документов;
- обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив;
3) вести денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущую группировку фактов хозяйственной жизни, в том числе:
- вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе;
- применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике учреждения;
- составлять бухгалтерские записи в соответствии с Рабочим планом счетов учреждения;
- исчислять рублевый эквивалент стоимости активов и обязательств, которая выражена в иностранной валюте;
4) оформлять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни, в том числе:
- сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
- готовить различные справки, ответы на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета;
- обеспечивать сохранность регистров бухгалтерского учета до передачи их в архив;
- исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами;
5) составлять бухгалтерскую(финансовую) отчетность, в том числе:
- разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы бухгалтерской(финансовой) отчетности, составлять график документооборота;
- организовывать процесс восстановления бухучета;
|
- контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации бухучета;
- оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- составлять бухгалтерскую(финансовую) отчетность;
- владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской(финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период;
6) вести внутренний контроль состояния бухучета и составления бухгалтерской(финансовой) отчетности, в том числе:
- понимать цели и процедуры внутреннего контроля ведения бухучета и составления
- бухгалтерской(финансовой) отчетности;
- владеть методами проверки качества составления регистров бухучета, бухгалтерской(финансовой) отчетности;
- составлять отчеты о результатах внутреннего контроля;
7) вести налоговый учет в учреждении, в том числе:
- разрабатывать формы налоговых регистров;
- идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;
- владеть методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- исправлять ошибки в налоговом учете, налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- обеспечивать сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив;
- вести мониторинг законодательства о налогах и сборах;
- анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами;
8) планировать доходы и расходы учреждения, анализировать выполнения плановых показателей, в том числе:
- проверять качество аналитической информации, полученной в процессе финансового анализа, обобщать информацию;
- формировать аналитические отчеты и предоставлять их заинтересованным пользователям;
- формировать источники финансирования деятельности учреждения, прогнозировать их структуру;
- составлять план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, вносить в него изменения;
- планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности, контролировать их соблюдения;
- применять результаты финансового анализа учреждения для планирования доходов и расходов учреждения;
- владеть методами финансовых вычислений;
- определять общую потребность учреждения в финансовых ресурсах.
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
3.1. Заместитель главного бухгалтера ведет бухгалтерский учет операций по начислению и уплате налогов, сборов, в том числе:
- принимает к учету первичные учетные документы о фактах хозяйственной жизни учреждения;
- ведет денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущую группировку фактов хозяйственной жизни;
- оформляет итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
3.2. Заместитель главного бухгалтера составляет и представляет финансовую отчетность учреждения, в том числе:
- составляет бухгалтерскую(финансовую) отчетность;
- контролировать ведение бухучета и составления отчетности;
- ведет налоговый учет, составляет налоговую отчетность;
- планирует доходы и расходы учреждения, анализирует результат выполнения плановых показателей.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Заместитель главного бухгалтера выполняет обязанности:
4.1. В целях принятия к учету первичных документов по учету нефинансовых активов:
- составляет(оформляет), принимает к учету первичные документы;
- выявляет случаи нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов, информирует об этом главного бухгалтера;
- проверяет первичные документы в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
- систематизирует первичные документы текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой учреждения;
- составляет на основе первичных документов сводные учетные документы;
- подготавливает первичные документы для передачи в архив;
- делает копии первичных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает данными для проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения в соответствии с учетной политикой.
4.2. В целях денежного измерения объектов бухгалтерского учета и текущей группировки фактов хозяйственной жизни:
- ведет денежное измерение объектов бухгалтерского учета и оформляет соответствующие бухгалтерские записи;
- регистрирует в регистрах бухгалтерского учета данные, содержащиеся в первичных учетных документах;
- отражает в бухгалтерском учете результаты переоценки нефинансовых активов, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств;
- сопоставляет результаты инвентаризации нефинансовых активов с данными регистров бухгалтерского учета и составляет сличительные ведомости.
4.3. В целях составления бухгалтерской(финансовой) отчетности:
- формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской(финансовой), статистической отчетности, проводит их счетную и логическую проверку;
- формирует пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- передает в архив бухгалтерскую(финансовую) отчетность в установленные сроки и обеспечивает ее сохранность до передачи в архив.
4.4. в целях контроля за ведением бухучета и составлением отчетности:
- проверяет обоснованность первичных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей;
- проверяет качество ведения регистров бухучета и составления бухгалтерской(финансовой) отчетности;
- участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и имущества;
- подготавливает и представляет отчеты о состоянии внутреннего контроля в учреждении, организации их хранения и передачи в архив в установленные сроки.
4.5. В целях ведения налогового учета и составления налоговой отчетности:
- рассчитывает налоги, обязанность уплаты которых лежит на учреждении в соответствии с налоговым законодательством;
- составляет налоговую отчетность;
- разрабатывает и ведет налоговые регистры;
- контролирует полноту и своевременность уплаты налогов в учреждении;
- представляет контрольным органам документы бухгалтерского и налогового учета при проведении ревизий и проверок, подготавливает документы о разногласиях по результатам проверок;
- готовит предложения по оптимизации налоговой политики учреждения;
- контролирует соблюдение налоговой политики в учреждении;
- обеспечивает сохранность документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды, передает их в архив в установленные сроки.
4.6. В целях планирования доходов и расходов учреждения, анализа выполнения плановых показателей:
- обеспечивает хранения документов по финансовому анализу и планированию;
- планирует доходы и расходы учреждения;
- готовит предложения по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- руководит работой по эффективному управлению средствами учреждения;
- составляет отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, ведет контроль за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;
- участвует в разработке плановых затрат на оказание услуг, работ, изготовление продукции.
4.7. выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
ПРАВА
5.1. Заместитель главного бухгалтера имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его должностные обязанности;
- вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с его должностными обязанностями;
- в пределах своей компетенции сообщать главному бухгалтеру обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению;
- запрашивать лично или по поручению главного бухгалтера от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
- привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него должностными обязанностями;
- требовать от руководства учреждения оказывать содействие в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
- принимать управленческие решения по работе бухгалтерии в период отсутствия главного бухгалтера;
- повышать квалификацию.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Заместитель главного бухгалтера привлекается к ответственности за следующее:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
- нарушение правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в учреждении;
- причинение учреждению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением(неисполнением) своих должностных обязанностей;
- разглашение известных ему персональных данных, сведений, содержащих государственную(коммерческую) тайну;
- невыполнение или ненадлежащее выполнение приказов, распоряжений или поручений руководителя и главного бухгалтера учреждения.
6.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, трудовой дисциплины бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
6.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим налоговым, бюджетным, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
6.4. За ущерб, нанесенный учреждению, бухгалтер привлекается к материальной ответственности в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским и законодательством Российской Федерации.
6.5. За нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности бухгалтер привлекается к дисциплинарной ответственности. Должностная инструкция разработана на основании приказа руководителя учреждения от 6 июня 2017г. № 120 в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда России от 22 декабря 2014г. № 1061н.
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела кадров __________________
С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.
Заместитель главного бухгалтера _______________________