Постройте предложение, используя вместо первого сказуемого ДПД.




Образец (pbfx/)F_M xd nf]u #/ cfo] cf}/ vfg] a}&] - #/ cfs/ xd nf]u vfg] a}&].

1_k]g nLlho] cf}/ o] zAb lnlvo]. 2_vfgf vfP+u] cf}/ #/ rn] hfP+u]. 3_d}+ jxf+ hfp+muf cf}/ cjZo ox lstfa k(ú+uf. 4_dftf gL g] b/jfgf vf]nf cf}/ dÚem] aÚnfof. 5_lktf hL g] gfZtf lsof cf}/ cflkm; d]+ rn] uo]. 6_axg g];f/f sfd;dFKt lsof cf}/;f]g] uoL. 7_cWofks hL sd/] d]+ cfo] cf}/ %fqf]+;] gd:t] sxf. 8_cfcf] cf}/ d]/L;xfotf s/f]. 9_%fq g] lstfa nL cf}/ sÚ;L k/ a}& uof. 10_ nf]u p&], /fi^«Lo uLt ufof cf}/ lkm/ a}& uo].

3= cgÚjfb sLlho].

1_Ps;do o] nf]u ef/t d]+ /xt] y]. 2_ef/t d]+ d}+ axÚt lstfa]+ k(tf yf. 3_lbNnL d]+ xdf/] cWofks s] kf; cg]s j}!Flgs cfof s/t] y]. 4_ljZjljBfno d]+ d}+ lv*sL s] kf; a}&tf yf cf}/ ca cflkm; d]+ d}+ Ps sf]g] d]+ a}&tf xú+. 5_ef/t d]+ kfj]n lx+bL k(tf yf. 6_#+^L ahtL yL. cWofks hL sd/] d]+ cft] y], xd p& hft] y] cf}/ kf& zÚ¿ xf]tf yf. 7_cfk ox lstfa ls;sf] lbof s/tf yf< d}+ ox lstfa Ps %fqf sf] lbof s/tf yf hf] xdf/] ljZjljBfno d]+ k(tL yL. 8_cfks] kl/jf/ d]+ sf}g vfgf t}of/ lsof s/tf yf< dftf hL ef]hg t}of/ lsof s/tL yL. 9_Sof ef/t d]+ cfk ^]nLljhg b]vt] y]< hL xf+, a*L vÚzL;]. 10_Ps;do ox gbL;fu/ sL cf]/ axtL yL.

 

4= cgÚjfb sLlho].

1)Он начал читать (петь, писать, подниматься на гору). 2)Студентка начала учить новые слова. 3)Мы начали изучать историю Индии. 4)Когда вы начнете читать этот урок? 5)На нашей улице начинают строить новый дом. 6)Река начала замерзать. 7)Студенты запели национальный гимн. 8)Мы начали есть индийскую пищу. 9)Багаж начнут разгружать утром. 10)Ученый начал показывать свои новые книги.

 

kf&

ef/t bz{g

O{;f s] tLg xhf/ jif{ kxn ] ha cfo{ pQ/L ef/t d]+ cfo] y] ta eL ef/t Ps k|frLg b]z yf. O{;f s] %M ztfAbL kúj{ aÚ$ g] k|]d cf}/ clx+;f, zÚ$ ljrf/f]+ cf}/ g]s sdf]{+ sf pkb]z lbof yf. pgs] afb;d|F^ czf]s g] aÚ$ dt sf k|rf/ lsof.

t]/xjL+ ztfAbL s] k|f/+e d]+ tÚsf]+{ g] cf}/ Ogs] afb;f]nxjL+ ztfAbL s] zÚ¿ d]+ dÚunf]+ g] ef/t sf /fh;+efnf cf}/ dÚ;ndfg nf]u oxL+ a; uo].

O{;f s] afb sL kxnL ztfAbL d]+ xL ef/t d]+ O{;fO{ dt sf k|rf/ xf]g] nuf cf}/ c&f/xjL+ ztfAbL d]+ c+u|]h nf]u zf;g s/g ] nu].

Og;a aftf]+ g] ef/t sL ljzfn cf}/ k|frLg eúld k/ Ps clåtLo;+:s[lt sf hGd lbof. O; ljzfn b]z s] sf]g]-sf]g] d]+ snf cf}/;+:s[lt s];Ú+b/ gdúg] b]v] hf;st] x}+. ;fy xL oxf+ leGg-leGg wdf]+{ s] kúhf-:yn ofgL d+lb/, dl:hb]+ tyf lu/h]#/ hux-hux ldnt] x}+.

ef/tLo u)F/fHo sL /fhwfgL lbNnL x}. lbNnL gfd s] bf] zx/ x}+M kÚ/fgL lbNnL zfxhxf+ g] a;foL yL cf}/ goL lbNnL c+u|]hf]+ g] a;foL yL.

zfxhxf+ g] cfu/f d]+ tfhdxn eL agjfof yf hf] k|]d sf;a;] a*F kfiff)F-:df/s x}. cfu/f;] sÚ% bú/ kmt]xkÚ/;Ls/L k|l;$ zx/ x} lh;] dÚun;d|f^ csa/ g] 1569 d]+ agjfof yf.

vúa;ú/t dxnf]+ cf}/ /+u-la/+u] sk*] kxgg] jfn] nf]uf]+ sf hokÚ/ zx/ b]zL cf}/ ljb]zL nf]uf]+ sf] cfslif{t s/tf x}. O; s] cltl/St oxf+ dxf/fhf sf dxn, xjf dxn cf}/ h+t/-d+t/ eL b]vg] of]Uo x}+. /fh:yfg d]+ chd]/ s] kf; k|l;$ dÚl:nd;+t dÚOgÚ@Lg lrZtL sL b/ufx x}. ox g s]jn dÚ;ndfgf]+ alNs bú;/] wdf]+{ s] dfgg] jfnf]+ sf tLy{:yn x}.

jf/f)F;L of agf/; lx+bÚcf]+ sf tLy{:yn x}. oxf+ s] #F^f]+ k/ nfvf]+ lx+bú nf]u u+uf-bz{g cf}/ u+uf-:gfg s] lnP cfof s/t] x}+.

kxf*L:ynf]+ d]+;a;];Ú+b/ sZdL/ sL #F^L x}+ lh;] w/tL k/:ju{ sxt] x}+. sZdL/ d]+ eL cg]s tLy{-:yfg x}+.

lxdfno sL t/fO{ d]+ k|l;$ sf/a^ kfs{ x}, hxf+ cg]s hfgj/;Ú/lIFt /xt] x}+.

dWok|b]z sL ljz]iftf ox x} ls oxf+ cg]s k|frLg:df/s kfo] hft] x}+. O; /fHo d]+ clwst/ cflbjf;L /xt] x}+. cf}Bf]lus gu/ sfgkÚ/;] *](;f} lsnf]dL^/ bú/ vhÚ/fxf] s] axÚt k|l;$ d+lb/ x}+ hf] nue/ Ps xhf/ jif{ kÚ/fg] x}+.

O; /fHo d]+ Ujflno/ sf ljzfn lsnf x} cf}/ pHh}g s] dxn eL x}+ lhgsf] b]vg] s] lnP nfvf]+ nf]u cfof s/t] x}+.

ef/t s] klZrdL t^ k/ dÚ+aO{ x} hf] a*F cf}Bf]lus tyf Jofkfl/s gu/ cf}/ a+b/ufx x}.;+;f/ s] bú;/] a*] cfwÚlgs zx/f]+ sL t/x ox eL ljifdtfcf]+;] e/f xÚcf zx/ x}.

dÚ+aO{;] sÚ% xL #+^f]+ sL ofqf s/s ];+;f/ e/ d]+ k|l;$ ch+tf tyf PNnf]/f s] uÚkmf-d+lb/ b]v] hf;st] x}+ hf] kj{t sf] sf^s/ agfo] uo] x}+.

kújL{ t^ k/ sf]nsftf x} hf] hg;+Vof sL b[li^;] ef/t sf;a;] a*f gu/ x}. ox Jofkf/ cf}/ pBf]u sf axÚt a*F s]+b| x}. O;s] lgs^ ^}uf]/ åf/f:yflkt æzf+lt-lgs]tgÆ ljZjljBfno x}.

laxf/ /fHo d]+ aÚ$ uof zx/ x} hxf+ aÚ$ ckg] pkb]z b]t] y] cf}/ hxf+ aÚ$ s];a;] dxTjkú)F{:df/s x}+. O; s] lgs^ kf+rjL+ ztfAbL s] gfn+bF ljZjljBfno s] v+*x/ x}+.

p*L;f /fHo d]+ dWosfnLg ef/t s] snf s] gdúg] ca ts cR%L t/x;Ú/lIFt x}+. eÚjg]Zj/, kÚ/L cf}/ sf])FFs{ s] d+lb/f]+ k/ gsfzL sL;Ú+b/tf clåtLo x}. oxL+ huGgfy sf dzxú/ d+lb/ eL x} hf] lx+bÚcf]+ sf a*F tLy{:yn x}.

blIF)F ef/t d]+ xhf/f]+;Ú+b/ d+lb/f]+ sf hfn la%F xÚcf x}. b]z-ljb]zs] nf]u OGx]+ b]vg] s] lnP cft] x}+.

tldngf*Ú s] dxfanLkÚ/d gfds:yfg d]+ cg]s clåtLo d+lb/ agfo] uo] x}+. s]/n /fHo sf] ef/t sf æj]lg;Æ sxt] x}+. r]GgfO{ blIF)F sf;a;] a*F gu/ x}.

ef/t s];dÚb|t^Lo d}bfg;+;f/ e/ d]+ dzxú/ x}+. o];}/ cf}/ cf/fd s/g] s] axÚt;Ú+b/:yfg x}+. ca ljb]zf]+ s] nfvf]+ nf]u oxf+ cf/fd s/g] cfof s/t] x}+. oxf+ cg]s ¿;L ko{^s eL b]v] hf;st] x}+.

go] zAb

 


cltl/St атири’кт 1. дополнительный 2.: s] ~ послелог сверх, кроме

clåtLo адвити’ий несравненный; уникальный

clx+;f аhи’нсаа ж ненасилие

cfslif{t аака’р ш ит привлеченный

cfwÚlgs а’адhуник cовременный

O{;fO{ ииса’аии 1. христанский 2. м

христианин

pBf]u удйо’г м промышленность

pkb]z упде’ш м 1)наставление 2) совет 3)

проповедь

cf}Bf]lus а’удhйогик промышленный

sk*F ка’пrаа м 1)ткань, материя 2)одежда; белье

sd{ карм м 1)дело, деяние 2)карма

snf кала’а ж искусство; мастерство

sf^gf ка’аtнаа п резать; разрезать

s]+b| кендр м центр

s]jn ке’вал только, лишь

v+*x/ кhа’ndhaр м развалины, руины

vúa;ú/t ху’убсуурат красивый

lu/hf#/ гирджа’агhар м церковь

uÚh/gf гуза’рнаа нп проходить, проезжать

uÚkmf гупha’a ж пещера

#+^F гhanta’a м 1)час 2)колокол

#F^ гhaat м пристань; набережная

#F^L гha’atии ж долина

%^F чhata’a шестой

hux джага’h 1. ж место 2. sL ~ послелог вместо

hGd джанм м 1)рождение 2)возник-новение

hfn джаал м прям. и перен. сеть

*](derh полтора

tLy{ тиртh м паломничество

tÚs{ турк м 1)тюрок 2)турок

b/ufx дарга’аh ж мус. гробница, усыпальница

bú/ дуур 1. далекий 2. далеко

b]zL де’шии 1)местный 2)отечественный

w/tL дhа’ртии ж земля; почва

gsfzL нака’ашии ж резьба

gdúgf наму’унаа м образец; модель

gfds на’амак называемый; по имени

lgs^ ника’t 1. близкий 2. близко 3. s] ~

послелог близко; рядом

lgs]tg нике‘тан м 1) дом, здание 2)храм

g]s нек 1)хороший 2)добродетельный

ko{^s парйата’к м турист

kfs{ парк м парк

kfiff)F паа ш а’аn м камень

kúhf пу’уджаа ж 1)поклонение 2)бого-служение

kúj{ пуурв 1. ранний 2. раньше

k|rf/ прача’ар м пропаганда

k|l;$ праси’ддh известный; знаменитый

k|F/+e прара’мбh м начало; начинание

a+b/ufx бандарга’аh м/ж порт; гавань

alNs ба’лки но, однако

a;gf ба’снаа нп. обитать; селиться

a;fgf баса’анаа п 1)заселять 2)основы-вать

la%gf би’сhнаа нп. простираться; сте-литься

dWosfnLg ма’дhйкаалиин средневековый

dzxú/ машhу’ур известный, знаменитый

dxTjkú)F{ маhа’твпурн важный; значи-тельный

dxn маhа’л м дворец; замок

dxf/fhf маhаара’аджаа м махара’джа

dÚun муга’л ист. могольский

dÚl:nd мусли’м мусульманский

ofqf йа’атраа ж поездка, путешествие

ofgL йа’ании то есть, а именно

/+u-la/+uf ра’нг-бара’нгаа разноцветный

/fh раадж м 1)правление 2)власть, господство

¿;L ру’усии 1. русский; российский 2. м русский

nugf ла’гнаа нп. 1)прикладываться;

прикасаться 2)казаться

ljb]z виде’ш м заграница

ljb]zL виде’шии иностранный

ljifdtf ви ш а’мтаа ж 1) различие; контраст 2) неравенство

Jofkf/ вйаапа’ар м торговля

Jofkfl/s вйаапа’арик торговый

ztfAbL шата’абдии ж век, столетие

zf+lt ша’анти ж мир; спокойствие

zf;g ша’асан м власть; правление

zÚ$ шуддh 1. 1) чистый 2)правильный 2.

правильно

;+t сант м святой

;+efngf самбhа’алнаа п 1)поддерживать 2)держать; содержать

;d|F^ самра’аt м император

;Ú+b/tf сунда`ртаа ж красота

;Ú/lIFt сура’кшит охраняемый; защи-щенный

:yn стhал м 1)место 2)суша

:yflkt стha’aпит 1) установленный 2) основанный

:gfg снаан м купание; омовение

:df/s сма’арак м памятник

:ju{ сварг м рай; небеса

xjf hава’а ж воздух; ветер


 

 

LghL gfd


csa/ Акба’р (1542-1605) – третий

правитель могольской империи

czf]s Ашо’ка (273-232 до н.э. – третий

правитель династии Маурьев

O{;f – Иисус Христос

sf/a^ Ко’рбетт Джим (охотник и

исследователь)

huGgfy Джаганна’тх (букв. «повелитель

вселенной») – эпитет бога Вишну

^}uf]/ Тагор Рабиндранатх (1861-1941) –

писатель, поэт, музыкант

aÚ$ Будда (623-543 до н.э)

dÚOgÚ@Lg lrZtL Муинудди’н Чи’шти (1142-1236) – мусульманский святой

zfxhxf+ Шах-Джаха’н (1592-1666) –

правитель могольской империи


 

ef}uf]lns gfd


chd]/ г. Аджме’р (ш. Раджастхан)

cfu/f г. А’гра (ш. Уттар-Прадеш)

pHh}g г. Уджджа’йн (ш. Мадхья-Прадеш)

p*L;f ш Ори’сса

sZdL/ Кашми’р (горный район)

sfgkÚ/ г. Канпу’р (ш. Мадхья-Прадеш)

sf])FFs{ г. Кона’рк (ш. Орисса)

sf]nsftf г. Колка’та (бывшая Калькутта)

Ujflno/ г. Гвалио’р (ш. Уттар-Прадеш)

r]GgfO{ г. Ченна’и (бывший Мадрас)

hokÚ/ г. Джайпу’р (административный

центр ш. Раджастхан)

tldngf*Ú ш. Тамилна’д

gfn+bf г. На’ланда (ш. Бихар)

kÚ/L г. Пу’ри (ш. Орисса)

kmt]xkÚ/;Ls/L Фатехпу’р-Си’кри (покинутый город; основан Акбаром в 1569 г.)

agf/; г. Бена’рес (ш. Уттар-Прадеш)

laxf/ ш. Биха’р

aÚ$ uof г. Бодх Гая’ (ш. Бихар)

eÚjg]Zj/ г. Бхубане’швар (ш. Орисса)

dWok|b]z ш. Ма’дхья-Праде’ш

dxfanLkÚ/d Махабалипура’м (поселок близ г. Ченнаи)

dÚ+aO{ г. Мумба’и (бывший Бомбей)

/fh:yfg ш. Раджастха’н

jf/f)F;L г. Вара’наси (одно из названий г.

Бенарес)

j]lg; г. Венеция


l^Kkl)Fof+

1= O{;f s] tLg xhf/ jif{ kxn] «в третем тысячелетии до нашей эры (до рождества Христова)»; O{;f s] %M ztfAbL kúj{ «в шестом веке до нашей эры».

2= Именно-глагольные сочетания, кроме глагола s/gf, могут образовываться при участии глагола b]gf. Таким образом, сочетание pkb]z b]gf имеет значение «проповедовать», «давать наставление», «наставлять». Присоединяет зависимый компонент через послелог sfM wd{ sf pkb]z b]gf «проповедовать религию».

3= aÚ$ dt буддизм.

4= Именно-глагольное сочетание k|rf/ s/gf имеет значение «пропаган-дировать», «распространять». Присоединяет зависимый компонент через послелог sfM go] ljrf/f]+ sf k|rf/ s/gf «пропагандировать новые идеи».

5= Идиоматическое выражение /fh;+efngf имеет значение «устанавливать господство (власть)».

6= O{;f s] afb sL kxnL ztfAbL d]+ «в первом веке нашей эры».

7= O{;fO{ dt «христианство».

8= Именно-глагольное сочетание zf;g s/gf имеет значение «управлять», «править». Присоединяет зависимый компонент через послелог sfM b]z sf zf;g s/gf «управлять страной».

9= Именно-глагольное сочетание hGd b]gf имеет значение «порождать». Присоединяет зависимый компонент через послелог sfM;+:s[lt sf hGd b]gf «порождать культуру» или послелог sf]M kÚq sf] hGd b]gf «рождать сына».

10= sf]g]-sf]g] d]+ «в каждом углу», «повсюду»; hux-hux «во многих местах», «повсеместно». Повтор существительных имеет собирательно-разделительное значение.

11=;fy xL «наряду с этим», «вместе с этим».

12= kúhf-:yn «место поклонения», «место отправления».

13= gfd sf «по имени», «называемый».

14= tfhdxn Тадж-Махал (мавзолей могольского императора Шах-Джахана; создавался как услыпальница Мумтаз-Махал, любимой жены императора)

15= Глагольный монолит cfslif{t s/gf имеет значение «привлекать», «притягивать».

16= xjf dxn Хава’-Махал (букв. «Дворец ветров»; декоративное пятиэтажное соружение со множеством окон)

17= u+uf-bz{g «лицезрение Ганга» (одно из заветных желаний индуса).

18= u+uf-:gfg «омовение в водах Ганга» (одно из заветных желаний индуса).

19= sf/a^ kfs{ Национальный парк им. Джима Корбетта.

20= Именно-глагольное сочетание ofqf s/gf имеет значение «совершать поездку», «путешествовать». Присоединяет зависимый компонент через послелог sLM ef/t sL ofqf s/gf «совершать поездку по Индии».

21= uÚkmf-d+lb/ «пещерный храм». Общее название сооружений, высеченных в скалах.

22= zf+lt-lgs]tg Шантинике'тан (букв. «обитель мира»; место близ Колкаты, где находится университет, основанный Р.Тагором).

23= gfn+bf ljZjljBfno Университет Наланда (древнеиндийский университет в г. Наланда; возможно, основан в начале нашей эры; здесь ежегодно бесплатно обучалось более 10 тыс. студентов).

 

kf& s] cEof;

1= kf& sf cgÚjfb sLlgo].

2= lgDglnlvt zAba+wf]+ sf cgÚjfb sLlho].

O{;fkúj{, O{;f sf hGd:yfg, OSsL;jL+ ztfAbL d]+, sO{ ztflAbof]+ d]+, O; ztfAbL s] k|F/+e d]+, clx+;f sf k|rf/ s/gf, zÚ$ efiff -ljrf/_, g]s cfbdL -lbg, gfd, sd{_, cR%F -aÚ/f_ sd{, sdf]+{ sf kmn, aÚ$ s] pkb]z, g]s sdf]+{ sf pkb]z b]gf, /fhf sf];d|F^ #f]lift s/gf,;d|F^ sL #f]if)FF,;d|F^ czf]s, dxTjkú)F{ k|f/+e, pkb]z sf k|f/+e s/gf, tÚsf]+{ cf}/ dÚunf]+ sf /fh, csa/ -c+u|]hf]++_ sf /fh, b]z sf /fh s/gf -;+efngf_, ckgf;fdfg;+efngf, ckg] sf];+efn n]gf, gbL s] t^ k/ a;gf, O{;fO{ dt -wd{_, O{;fO{ xf] hfgf, O{;fO{ dt sf k|rf/ s/gf, c+u|]hf]+ s] zf;g-sfn d]+, ljb]zL nf]uf]+ åf/f:yflkt zf;g, b]z sf zf;g s/gf, clåtLo;+:s[lt, kÚq sf] hGd b]gf, cfwÚlgs -k|frLg, dWosfnLg, ef/tLo_ snf, snf sL j:tÚ, snfcf]+ sf cWoog s/gf, snf s];Ú+b/ gdúg], rfo -sk*], efiff_ sf gdúgf, gdúg] s] tf}/ k/, nIdL sL kúhf s/gf, O{;fO{ lu/hf#/, lu/h]#/ d]+ pkb]z b]gf, kúhf-:ynf]+ sL ofqf s/gf, %F]^L hux kfgf, x/ hux -hux-hux_ ldngf, hux-hux hfgf, Ps hxu;] bú;/L hux hfgf, vfnL -vÚnL_ hux, xf]^n d]+ hux b]gf, #f]*] sL hux uf*L d]+ cfgf, lbNnL gfd sf zx/, gu/ a;fgf, uf+wL hL sf:df/s, k|frLg;+:s[lt s]:df/s,:df/s:yflkt s/gf, zx/;] bú/ /xgf, bú/;] cfgf, bú/ ofqf s/gf, zx/;] sÚ% bú/, k|l;$:yfg -gu/, j}!flgs_, vúa;ú/t dsfg -:qL, zx/, cfbdL, dxn_, /+u-la/+u] sk*], /+u-la/+uL kf]zfs, u/d sk*], t}of/ sk*F, u/ldof]+ tyf;/lbof]+ s] sk*], sk*] ptf/gf -wf]gf, kxggf_, b]zL cf}/ ljb]zL kf]zfs]+, ljb]zL ko{^s, b]zL j:tÚP+, b]zL efiff -kzÚ, /fHo_, ljb]zL Jofkf/ -zAb, efiff_, ko{^sf]+ sf] cfslif{t s/gf, cfslif{t:yfg, cltl/St?kof, ef/t s] /fhf-dxf/fhf, hokÚ/ dxf/fhfcf]+ sf dxn, vÚnL -u/d, &+*L_ xjf, xjf e/gf -lgsfngf_, dÚl:nd;+t sL b/ufx, lx+bÚcf]+ s] tLy{:yfg, k|l;$ -b]vg] of]Uo_:yn, jf/f)F;L s] #F^, u+uf-:gfg s] lnP agf/; cfgf, sZdL/ -u+uf_ sL #F^L, w/tL k/:ju{, ef/t sL w/tL k/,:ju{ d]+ /xgf, gof -kÚ/fgf_ kfs{, kfs{ d]+ k]* nufgf, sf/a^ kfs{ sL;}/ s/gf,;Ú/lIFt:yfg, hfgj/f]+ sf];Ú/lIft /vgf, cf}Bf]lus s]+b| -gu/_, *](dL^/ -?kof, lbg, #+^F, jif{_, Jofkfl/s s]+b| -gu/, j:tÚP+_, vÚnf -%f]^f_ a+b/ufx, cfwÚlgs ljrf/ -Oltxf;, sfn,;+:s[lt, gu/_, ljifdtfcf]+;] e/f xÚcf gu/, #+^f]+ aft]+ lsof s/gf, lu/h]#/ sf #+^F, tLg lbg sL n+aL ofqf, ofqf sL;ÚljwfP+, b]z sL ofqf s/gf, ofqf k/ cfgf, uÚkmf sf åf/, ch+tf sL uÚkmfP+, k]* sf^gf, kj{t sf^gf, b]zL -ljb]zL_ Jofkf/, Jofkf/ d]+?kof nufgf, ljb]zf]+;] Jofkf/ s/gf, dÚVo -/fi^«Lo, b]zL, cfwÚlgs_ pBf]u, gu/ s] s]+b| d]+ /xgf, lgs^ cfgf -/xgf_, zf+lt rfxgf -kfgf_, zf;g -:df/s, ljZjljBfno_:yflkt s/gf, dxTjkú)F{ sfd -aft, s]+b|_, dsfg -kÚ/fg] gu/_ s] v+*x/, dÚunf]+ s] v+*x/, v+*x/f]+ sf cWoog s/gf, dWosfnLg Oltxf; -;+:s[lt, snf_, gsfzL sf sfd, bLjf/f]+ k/ gsfzL, cfwÚlgs gsfzL, ljrf/f]+ -gu/f]+, l:qof]+_ sL;Ú+b/tf, dzxú/ dl:hb -afbzfx, dxn_, glbof]+ -gx/f]+_ sf hfn, cfu/f gfds gu/, ^}uf]/ gfds ljZjljBfno, ¿;L;+:s[lt -snf, gu/_, ljb]zf]+;] cfg] jfn] ko{^s, ko{^s s]+b|=

 

3= lgDglnlvt zAba+wf]+ sf cgÚjfb sLlho].

До рождества Христова, место рождения Иисуса, в двадцать первом веке, в течение нескольких лет, в начале этого века, пропагандировать ненасилие, правильный язык, чистые мысли, добрый человек, хороший день, доброе имя, доброе дело, хорошее (плохое) дело, результат деяний, проповеди Будды, проповедовать добрые дела, провозглашать раджу императором, заявление императора, император Ашока, важное начало, начинать проповедь, правление тюрков и моголов, правление Акбара (англичан), править страной, присматривать за своим багажом, сдерживать себя, поселяться на берегу реки, христианская религия, становиться христианином, пропагандировать христианство, во время правления англичан; правление, установленное чужестранцами; управлять страной, уникальная культура, рождать сына, современное (древнее, средневековое индийское) искусство, предмет искусства, изучать искусства, красивый образец искусства, образец чая (одежды, языка), в качестве образца, поклоняться Лакшми, христанская церковь, проповедовать в церкви, совершать поездку по религиозным местам, получать небольшое место, встречаться повсеместно, ездить по разным местам, переезжать с одного места на другое, пустое (открытое) место, давать место в гостинице, приехать вместо лошади на автомобиле, город по имени Дели, основывать город, памятник Ганди, памятники древней культуры, устанавливать памятник, жить вдали от города, приезжать издалека, совершать дальнюю поездку, в некотором отдалении от города, известное место, известный город (ученый), красивый дом (город, мужчина, замок), красивая женщина, разноцветные одежды, теплая (готовая, летняя и зимняя) одежда, снимать (стирать, надевать) одежду, отечественная и иностранная одежда, иностранный турист, местные товары, местный язык, местное животное (княжество), иностранная торговля, иностранное слово, иностранный язык, привлекать туристов, притягательное место, дополнительные деньги, раджи и махараджи Индии, дворец джайпурских махараджей, открытый (горячий, холодный) воздух, наполнять воздухом, выкачивать воздух, усыпальница мусульманского святого, место паломничества индусов, известное (достопримечательное) место, набережные Бенареса, приезжать в Бенарес для совершения омовения, Кашмирская (Гангская) долина, рай на земле, на земле Индии, жить в раю, новый (старый) парк, высаживать деревья в парке, совершать поездку по парку Корбетта, охряняемое место, охранять животных, промышленный центр (город), полтора метра (дня, часа, года), полторы рупии, торговый центр (город, товары), открытый (небольшой) порт, современная идея (история, культура), современное время, современный город; город, полный контрастов; часами регулярно вести беседу, колокол церкви, трехдневная долгая поездка, дорожные удобства, совершать поездку по стране, приезжать с визитом, вход в пещеру, пещеры Аджанты, рубить дерево, высекать в горе, отечественная (иностранная) торговля, вкладывать деньги в торговлю, торговать с зарубежными странами, основная (национальная, отечественная, современная) промышленность, жить в центре города, подходить (жить) близко, желать покоя, обретать покой, устанавливать власть (памятник), основывать университет, основная работа, важное дело, важный центр, развалины дома (старого города), развалины могольских крепостей, изучать развалины, средневековая история (культура), средневековое искусство; работа, связанная с резьбой; резьба на стенах, совершенная резьба, крастота идей (городов, женщин), известная мечеть, известный порт (замок), сеть рек (каналов), город по имени Агра, Университет имени Тагора, русская культура, русское искусство, русский город; туристы, приезжающие из-за границы, туристический центр.

 

4= lgDglnlvt jfSof]+ sf cgÚjfb sLlho].

1_ox aft O{;f kúj{ xÚO{ yL. 2_O{;f sf hGd Ps %f]^];] gu/ d]+ xÚcf yf. 3_clx+;f aÚ$ dt sf dÚVo ljrf/ x}. 4_zÚ$ ljrf/f]+;] g]s sdf]+{ sf hGd xf]tf x}. 5_aÚ$ s] pkb]z ca ts nfvf]+ nf]uf]+ sf] cfslif{t s/t] x}+. 6_O;;+t g] cg]s dxTjkú)F{ pkb]z lbo] y]. 7_czf]s;d|f^ O;lnP k|l;$ x+} ls pGxf]+g] aÚ$ wd{ sf k|rf/ lsof. 8_dÚun afbzfxf]+ sf];d|F^ eL sxt] x}+. 9_t]/xjL+ ztfAbL d]+ ef/t d]+ kxnf dÚl:nd /fHo:yflkt xÚcf yf. zf;g s/g] jfn] nf]u tÚs{ y] hf] dWo Plzof;] ef/t d]+ cfo] y]. 10_tÚsf]+{ s] afb dÚun;d|F^F]+ g] ef/t d]+ /fh;+efnf ofgL t]/xjL+ ztfAbL;] ef/t d]+ dÚ;ndfgf]+ sf /fh xf]g] nuf hf] s]jn pGgL;jL+ ztfAbL d]+;dfKt xÚcf. 11_dÚ;ndfgf]+ sL hux ef/t d]+ oÚ/f]kLo nf]u cfo] cf}/ ckgf xL zf;g:yflkt lsof. 12_ oÚ/f]kLof]+ d]+;];a;] k|l;$ y] c+u|]h nf]u lhGxf]+g] 1947 ts xL ef/t sf /fh;+efnf. 13_oÚ/f]kLof]+ s];fy ef/t d]+ O{;fO{ wd{ sf k|rf/ xf]g] nuf. 14_ ef/t d]+;+;f/ e/ s];a;] a*] wdf]+{ g] ckgf:yfg kf lnof x} ofgL lx+bú wd{, aÚ$ dt, O{;fO{ wd{ tyf dÚl:nd wd{ hf] ca eL ef/t sL w/tL k/ sfd s/t] x}+. 15_ef/tLo;+:s[lt O;lnP clåtLo x} ls jx xhf/f]+ jif{ kÚ/fgL x}. 16_O;;+:s[lt g] O{;f s] xhf/;fn kxn] hGd lnof yf. 17_ef/tLo snf s] vúa;ú/t gdúg] hux-hux ldnt] x}+. 18_t/x-t/x s] kúhf-:yn ofgL d+lb/, dl:hb tyf lu/h]#/ ef/tLo clåtLo jf:tÚsnf s];Ú+b/ gdúg] x}+ 19_tfhdxn;+;f/ e/ d]+ k|]d s] kfiff)F-:df/sf]+ sf clåtLo gdúgf x}. 20_ef/t d]+ nfvf]+ l:qof+ nIdL sL kúhf lsof s/tL x}+. 21_ox lstfa hux k/ gxL+ x}. 22_ox d]h yf]*L hux n]tL x}. 23_O; a; d]+ tÚDxf/] lnP sf]O{ hux gxL+ x}. 24_cWofks sL hux vfnL x}. 25_efO{ sf] s:^d cflkm; d]+ hux ldnL. 26_nf]uf]+ sf] a;fg] s] lnP cg]s hux]+ rÚgL uoL+. 27_d]/f #/ zx/ s] s]+b|;] sfkmL bú/ x}. 28_bú/ g a}l&o]. 29_aÚ/] sdf]+{;] bú/ /xgf rflxP. 30_ca dxf/fhf s] dxn d]+ xf]^n x}. 31_ca ts /fh:yfg sL l:qof+ vúa;ú/t /+ula/+u] sk*] kxgf s/tL x}+. 32_ef/tLo tLy{:yn nfvf]+ ljb]zL ko{^sf]+ sf] cfslif{t lsof s/t] x}+. 33_xdf/] cWofks hL tLg ljb]zL efiffP+ hfgt] x}+. 34_sÚ% nf]u ljb]zL j:tÚP+ k;+b s/t] x}+. 35_d]/] cltl/St sd/] d]+ rf/ cf}/ cfbdL x}+. 36_pQ/;] &+*L xjf rntL x}. 37_b/ufx ls;L dÚl:nd;+t sf:df/s x}. 38_ef/t d]+ cg]s;+tf]+ s]:df/s tLy{:yn ag hft] x}+ lhgsf] b]vg] s] lnP;eL wdf]+{ s] dfgg] jfn] cfof s/t] x}+. 39_agf/; s] #F^;f/] ef/t d]+ k|l;$ x}+. oxf+ nfvf]+ lx+bú u+uf-bz{g cf}/ u+uf-:gfg s] lnP cfof s/t] x}+. 40_sZdL/ sL #F^L ckgL;Ú+b/tf d]+ clåtLo x}. ef/t d]+ O;] w/tL k/:ju{ dfgt] x}+. 41_ef/t d]+ cg]s /fi^«Lo kfs{ x}+ hxf+ t/x-t/x s] hfgj/;Ú/lIFt /xt] x}+. 42_;fdfg;Ú/lIFt kxÚ+rfof uof yf. 43_a}+s d]+ xdf/]?ko]-k};];Ú/lIFt /v] hft] x}+. 44_dÚ+aO{ cf}/ sf]nsftf ef/t s] k|l;$ cf}Bf]lus cf}/ Jofkfl/s s]+b| x}+. 45_o] bf] gu/ a*] a+b/ufx eL x}+. 46_cfwÚlgs cf}Bf]lus tyf Jofkfl/s s]+b| ljleGg ljifdtfcf]+;] e/] xÚP x}+. 47_uÚkmf-d+lb/ kj{t sf] sf^s/ agfo] hft] x}+. 48_ch+tf tyf PNnf]/f s] uÚkmf-d+lb/;f/];+;f/ d]+ sfkmL dzxú/ x}+. 49_Jofkf/ cf}/ pBf]u sL b[li^;] dÚ+aO{ tyf sf]nsftf ef/t s] clåtLo zx/ x}+. 50_o] bf] ldq Ps bú;/];] axÚt lgs^ x}+. 51_ko{^s kj{t s] lgs^ cf uo]. 52_cfd tf}/ k/ xd nf]u p;sL #+^f]+ sL k|tLIFF lsof s/t] x}+. 53_;f/] ef/t sL ofqf s/s] xd ¿; nf}^ cfo]. 54_d]/f ldq ofqf k/ rn k*f. 55_/fi^«klt g] b]z sL dxTjkú)F{ ofqf sL. 56_ef/t s] x/ /fHo d]+ k|frLg Odf/tf]+ s] v+*x/ ldnt] x}+. 57_lbNnL d]+ eL k|frLg /fhwflgof]+ s] v+*x/ b]v] hf;st] x}+. 58_ox j}!flgs dWosfnLg ef/t s] Oltxf; sf cWoog s/tf x}. 59_O; gsfzL sL;Ú+b/tf clåtLo x}. 60_ox dzxú/ dÚl:nd;+t sL b/ufx x} cf}/ jx k|l;$ lx+bú;+t sL;dflw x}. 61_xdf/] lktf hL ljb]z uo] x}+. 62_ko{^sf]+ g] ljb]zf]+ d]+ n+aL ofqf sL. 63_d]/] efO{ g] ljb]zf]+ d]+ axÚt n+aL;]jf sL. 64_O; b/ufx sf] b]vg] s] lnP b]z-ljb]z s] ko{^s cfof s/t] x}+. 65_gx/f]+ sf hfn;f/] b]z d]+ la%F xÚcf x}.

 

5= lgDglnlvt jfSof]+ sf cgÚjfb sLlho].

1)Это событие произошло до Рождества Христова. 2)Иисус родился в маленьком городке. 3)Ненасилие является основное идеей буддизма. 4)Чистые помыслы порождают добрые поступки. 5)Проповеди Будды до сих пор привлекают сотни тысяч людей. 6)Этот святой произнес много важных проповедей. 7)Император Ашока известен тем, что проповедовал буддизм. 8)Могольских падишахов называют также императорами. 9)В XIII веке в Индии было создано первое мусульманское государство. Правителями были тюрки, которые пришли в Индию из Средней Азии. 10)После тюрков Индией правили могольские императоры, то есть с XIII века в Индии началось мусульманское правление, которое окончилось только в XIX веке. 11)На смену мусульманам в Индию пришли европейцы, которые установили свою власть. 12)Самыми известными среди европейцев были англичане, которые правили Индией до 1947 года. 13)Вместе с европейцами в Индии начала распространяться христианская религия. 14)В Индии нашли свое место все самые крупные религии мира, то есть индуизм, буддизм, христианство и ислам, которые и сейчас действуют на индийской земле. 15)Индийская культура уникальна потому, что существует тысячи лет. 16)Эта культура зародилась за тысячи лет до нашей эры. 17)Прекрасные образцы индийского искусства встречаются повсеместно. 18)Разнобразные места поклонения, то есть храмы, мечети и церкви являются красочными образцами неповторимой индийской архитектуры. 19)Тадж-Махал является уникальным образцом памятников любви, сделанных из камня. 20)В Индии сотни тысяч женщин поклоняются Лакшми. 21)Эта книга находится не на месте. 22)Этот стол занимает мало места. 23)В этом автобусе для тебя нет места. 24)Место преподавателя вакантно. 25)Брату досталось место на таможне. 26)Было выбрано много мест для размещения людей. 27)Мой дом находится достаточно далеко от центра города. 28)Не садитесь далеко. 29)Следует сторониться дурных дел. 30)Теперь во дворце махараджи находится гостиница. 31)До сего времени женщины Раджастхана носят красивые красочные одежды. 32)Индийски места паломничества привлекают сотни тысяч иностранных туристов. 33)Наш преподаватель знает три иностранных языка. 34)Некоторые люди любят иностранные вещи. 35)Кроме меня, в комнате находятся еще четыре человека. 36)С севера дует холодный ветер. 37)Усыпальница-даргах является памятником мусульманского святого. 38)В Индии памятники многим святым становятся местами паломничества, посмотреть на которые приходят люди, исповедующие все религии. 39)Бенаресские набережные известны во всей Индии. Сюда приходят сотни тысяч индусов, чтобы увидеть Ганг и совершить омовение в нем. 40)Кашмирская долина неповторима по своей красоте. В Индии ее считают раем на земле. 41)В Индии много национальных парков, где сохраняются самые разнообразные животные. 42)Багаж был доставлен в целости. 43)Наши деньги надежно сохраняются в банках. 44)Мумбаи и Колката известные промышленные и торговые центры Индии. 45)Оба этих города являются портами. 46)Современный индустриальный и торговый город полон контрастов. 47)Пещерные храмы вырубаются в скалах. 48)Пещерные храмы Аджанты и Эллоры широко известны во всем мире. 49)С точки зрения торговли и промышленности Мумбаи и Колката уникальные города Индии. 50)Эти два друга очень близки. 51)Туристы подошли к горе. 52)Обычно мы часами ждем его. 53)Совершив поездку по всей Индии мы вернулись в Россию. 54)Мой друг отправился в поездку. 55)Президент совершил важную поездку по стране. 56)В каждом индийском штате встречаются развалины древних сооружений. 57)В Дели можно увидеть развалины древних столиц. 58)Этот ученый изучает историю средневековой Индии. 59)Красота этой резьбы является неповторимой. 60)Это усыпальница-даргах известного мусульманского святого, а это - место кремации известного индусского святого. 61)Наш отец уехал за границу. 62)Туристы совершили длительную поездку по заграничным странам. 63)Мой брат долго служил в зарубежных странах. 64)Посмотреть на эту усыпальницу приезжают туристы из своей страны и из-за рубежа. 65)Сеть каналов протянулась по всей стране.

 

6= l/St:yfgf]+ sf] el/o].

1_ === aÚ$ dt sf dÚVo ljrf/ x}. 2_ === ljrf/f]+;] g]s === sf hGd xf]tf x}. 3_aÚ$ g] g]s sdf]+{ sf === lbof yf. 4_;d|F^ czf]s g] aÚ$ dt sf === lsof. 5_t]/xjL+ === s] k|F/+e d]+ ef/t sL w/tL k/ kxnf dÚl:nd /fHo:yflkt xÚcf yf. 6_dÚl:nd nfuf]+ s] afb c+u|]hf]+ g] xL ef/t sf ===;+efnf. 7_oÚ/f]kLo nf]uf]+ s] cfg] s] afb ef/t d]+ === dt sf k|rf/ xf]g] nuf. 8_c&f/xjL+ ztfAbL d]+ c+u|]h nf]u ef/t d]+ === s/g] nu]. 9_ef/tLo snf s];Ú+b/ === hux-hux ldnt] x}+. 10_nIdL sL ===;f/] ef/t d]+ sL hftL x}. 11_O{;fOof]+ sf kúhf-:yn === sxf hftf x}. 12_tfndxn k|]d sf clåtLo === x}. 13_tfhdxn rf+bgL sL /ftf]+ d]+ axÚt === nutf x}. 14_tfhdxn sL;Ú+b/tf b]z-ljb]z s] ko{^sf]+ sf] === s/tL x}. 15_/fi^«Lo kfsf]+{ d]+;a hfgj/ === /xt] x}+. 16_sZdL/ sL ===sf] w/tL k/ === sxt] x}+. 17_pBf]u;] === cf}/ Jofkf/;] === zAb agt] x}+. 18_lh; gu/ d]+ pBf]uf]+ sf hfn la%F xÚcf x} p;] === zx/ sxt] x}+. 19_sÚ% nf]u === j:tÚP+ k;+b s/t] x}+, sÚ% nf]uf]+ sf === j:tÚcf]+;] k|]d x}. 20_oxf+ s] afhf/f]+ d]+ === cR%L t/x rntf x}. 21_;a cfwÚlgs gu/ ===;] e/] xÚP x}+. 22_ljb]zf]+ sL n+aL === s/s] xd dft[eúld d]+ nf}^ cfo]. 23_O; jg d]+ xhf/f]+ k]* === lno] uo] y]. 24_;a nf]u === rfxt] x}+. 25_zf+lt-lgs]gg ^}uf]/ åf/f === xÚcf yf. 26_sf]nsftf ef/t sf a*F cf}Bf]lus === x}. 27_dÚ+aO{ ef/t sf;a;] a*F;dÚb|t^Lo === x}. 28_ ===-d+lb/ kj{t sf] sf^s/ agfo] uo] c}+. 29_lh; gu/ d]+ a}+sf]+ sf hfn la%F xÚcf x} p;] === sxf hf;stf x}. 30_/fi^«klt g] b]z sL === ofqf sL. 31_O;:qL sL === clåtLo x}. 32_¿;L ===;f/];+;f/ d]+ b]v] hf;st] x}+. 33_O; dxn sL bLjf/f]+ k/ hf] === x} jx;f/] ef/t d]+ dzxú/ x}. 34_O;:qL g] kÚq sf === lbof. 35_blIF)F;] u/d === rng] nuL.

 

7= lhg ef/tLo gu/f]+ cf}/ /fHof]+ s] gfd kf&f]+ d]+ ldn] x}+ pgsL cnu-cnu;úlrof]+ sf] agfOo].

8= lx+bL d]+;jfnf]+ sf cgÚjfb s/s] Ogs] hjfa bLlho].

1)Когда арии пришли в Индию? 2)Когда Будда начал проповедовать свою религию? 3)Что он проповедовал? 4)Кто из древних императоров Индии пропагандировал буддизм? 5)Когда в Индии установилось правление тюрков? 6)Когда Индией начали править моголы? 7)Кто пришел на смену моголам? 8)Что принесли чужестранцы на землю Индии? 9)Какие религии существуют сейчас в Индии? 10)Какая самая древняя религия Индии? 11)Кроме Индии, где еще исповедуют (признают) индуизм? 12)Когда в Индию пришли первые христиане? 13)Верно ли то, что индийская культура одна из самых древних в мире? 14)Какие образцы индийской культуры Вы знаете? 15)Кто основал Старый Дели? 16)Кто основал Новый Дели? 17)Является ли Дели современным промышленным и торговым центром? 18)Какие портовые города Индии Вы знаете? 19)Как называется самый большой порт Индии? 20)С точки зрения населения какой город является самым большим в Индии? 21)Кто и в каком году основал город Фатехпур Сикри? 22)Чем знаменит город Джайпур? 23)Какой памятник расположен близ Аджмера? 24)Чем славится Бенарес? 25)Как называют Кашмирскую долину? 26)Где в основном охраняются животные в Индии? 27)Что такое Кхаджурахо? 28)Какие города Индии являются центрами промышленности и торговли? 29)Что такое Аджанта и Эллора? 30)Где они находятся? 31)Где находится университет, основанный Тагором? 32)Как он называется?3 33)Чем знаменит бихарский город Бодх Гая? 34)Где находятся развалины наландского университета? 35)Чем знамениты города штата Ориссы? 36)Где находится Махабалипурам? 37)Какой штат называют индийской Венецией? 38)Путешествуют ли по Индии российские туристы? 39)Какой город Южной Индии является самым большим? 40)Чем известна Южная Индия?

 

9= cgÚjfb sLlho].

1= ch+tf sL uÚkmfP+ ef/tLo snf sf Ps axÚt;Ú+b/ gdúgf x}. o] uÚkmfP+ Ps kxf*L sf] sf^s/ agfoL uoL x}+.;f/] kxf* sf] sf^s/ O;d]+ a*]-a*] sd/] cf}/ bfnfg agfo] uo] x}+. k|frLg sfn d]+ aÚ$ dt s] dfgg] jfn] cfd nf]uf]+ sf] pkb]z b]g] s] lnP b]z s] sf]g]-sf]g] d]+ ofqf s/t] y]. seL-seL j] Ps xL hux &x/ hft] y] cf}/ t/x-t/x s] ejg agfg] nut] y].

ch+tf d]+ 29 uÚkmfP+ x}+. Ogsf;do O{;f kúj{ sL kxnL ztfAbL;] n]s/ O{;f sL;ftjL+ ztfAbL s] dWo ts dfgf hftf x}. ox:yfg sfkmL;Ú+b/ x}. uÚkmfcf]+ s];fdg] sL kxf*L;] Ps gbL d}bfg d]+ axg] nutL x}.

;+;f/ e/ d]+ k|l;$ uÚkmfcf]+ sf] nueu bf];f} jif{ kúj{ sf]O{ gxL+ hfgtf yf.;+of]u;];g\ 1819 d]+ Ps c+u|]h ckm;/ sL ^f]nL oxf+ cf uoL cf}/ Og uÚkmfcf]+ sf] b]vf. ca Og uÚkmfcf]+ sf] b]vg] s] lnP b]z-ljb]z s] ko{^s cfof s/t] x}+ cf}/ oxf+ sO{ lbg &x/s/ Og uÚkmfcf]+ sf cWoog s/t] x}+.

2= dÚ+aO{ axÚt a*f;dÚb|t^Lo a+b/ufx x}. jx;fu/ s] t^ k/ l:yt x}. ox gu/;f/] ef/t sf Ps;dÚb|t^Lo åf/ x}. ljb]zf]+ sf] b]vgf rfxg] jfn] axÚt;] nf]u oxf+;] hfof s/t] x}+ cf}/ hf] nf]u ef/t sf] b]vgf rfxt] x}+ oxf+ k/ cfof s/t] x}+. dÚ+aO{ ef/t e/ sf Ps axÚt a*F cf}/ dxTjkú)F{ afhf/ x}. O; s] cltl/St ox Jofkf/ cf}/ pBf]u sf axÚt a*f s]+b| x}. dÚ+aO{ a}+sf]+ sf gu/ x}. oxf+ ljleGg a}+sf]+ sf hfn x}. dÚaO{ dxf/fi^«/fHo sL /fhwfgL x}. O;sL hg;+Vof krf; nfv;] Hofbf x}. hg;+Vof s] ljrf/;];f/] lx+bÚ:tfg d]+ O; gu/ sf bú;/f:yfg x}.

dÚ+aO{ axÚt;Ú+b/ cfwÚlgs zx/ x}. jx axÚt a*] IF]qkmn k/ km}nf xÚcf x}. O;s] afhf/f]+ d]+ Sof sÚ% gxL+ ldntf. O;s] rf}s axÚt a*] x}+. O;sL;*s]+ lstgL n+aL cf}/ rf}*L x}+. Ogs] bf]gf]+ cf]/ jf:tÚsnf sL b[li^;] clåtLo, a*L cf}/ p+mrL Odf/t]+ agL x}+.;*sf]+ k/ x/;do a;]+, ufl*of+,:sú^/ cflb rnt] x}+ lhg;] dÚ+aO{ s] /xg] jfn];Úax sf] sfd k/ hft] x}+ cf}/ /ft sf] #/ nf}^ cft] x}+. zx/ d]+ cg]s;Ú+b/ afuLr] x}+.

dÚ+aO{ s] lgs^ cg]s t^ x}+ hxf+ nfvf]+ nf]u cf/fd s/g] cft] x}+. zx/ ko{^sf]+;] e/f xf]tf x} hf] b]z-ljb]z;] oxf+ cft] x}+. cfk eL dÚ+aO{ cjZo hfOo].

3= ef/t d]+ nueu tLg;f} a*]-a*] zx/ cf}/ nueu Ps xhf/ %f]^]-%f]^] zx/ x}+. a*] zx/f]+ sf gfd xd pg zx/f]+ sf] b]t] x}+ lhgsL hg;+Vof Ps nfv;] Hofbf xf]tL x}. P];] zx/f]+ d]+ sf]nsftf, dÚ+aO{, lbNnL, r]GgfO{, sfgkÚ/, hokÚ/, cfu/f cflb gu/ x}+. %f]^] gu/ xd pGx]+ sxt] x}+ lhgd]+ hg;+Vof Ps nfv;] sd cf}/ b; xhf/;] Hofbf xf]tL x}.

zx/ sxf+ a;t] x}+< /fhwfgL dÚVo tf}/ k/ b]z s] dWo d]+ a;tL x}. /fhwfgL agg] s] afb ox gu/ zÚ¿ d]+ Jofkf/ cf}/ afb d]+ pBf]u sf s]+b| eL ag hftf x}. oxf+ /xg] tyf sfd s/g] s] lnP xhf/f]+-nfvf]+ nf]u cfof s/t] x}+. O; k|sf/ b]z sL /fhwfgL Ps a*F zx/ ofgL Jofkf/, pBf]u,;+:s[lt cf}/ snf sf s]+b| ag hftL x}. lh; k|sf/ b]z sL /fhwfgL b]z sf s]+b| ag hftL x} &Ls p;L k|sf/ x/ /fHo sL /fhwfgL /fHo sf s]+b| eL ag hftL x}.

;dÚb| s] t^f]+ k/ eL tyf P];]:yfgf]+ s] lgs^ eL zx/ a; hft] x}+. j] a+b/ufx eL ag hft] x}+. pGx]+ b]z s] åf/ eL sxt] x}+ lhg;] xf]s/ ljb]zf]+ s];fy Jofkf/ lsof hftf x}. jxf+ leGg-leGg j:tÚ+ n] hfoL hftL x}+ cf}/ jxf+;] t/x-t/x sf;fdfg n] cfof hftf x}. Og zx/f]+;] xf]s/ cg]s ljb]zL ko{^s b]z d]+ cft] x}+.

zx/ glbof]+ s] t^f]+ k/ eL a; hft] x}+. gbL sL #F^L sL eúld axÚt pkhfpm xf]tL x} lh;s] sf/)F oxf+ cR%L v]tL sL hftL x}. O;lnP u+uf, hdgf, a|x\dkÚq cflb glbof]+ s] t^f]+ k/ axÚt;] zx/ a;] x}+.

 

 

10= cgÚjfb sLlho].

1. Пещерные храмы Аджанты известны во всем мире. Они вырублены в скале. Всего в Аджанте 29 подобных пещерных храмов. Их создали приверженцы буддизма. Проповедующие буддизм люди путешествовали по всей стране, но иногда они останавливались в одном месте и начинали строить дома для жилья и храмы для богослужения. Иногда подобные сооружения вырубались в скалах.

Первые пещерные храмы Аджанты начали создаваться в первом веке до нашей эры. Ученые считают, что храмы строились до седьмого века нашей эры. До 1819 года никто ничего не знал об этих храмах. Первый раз эти храмы увидел один английский офицер и его отряд, который пришел в это место по другой причине. Сейчас тысячи туристов из Индии и из-за рубежа приезжают сюда посмотреть эти уникальные пещерные храмы.

2. Мумбаи – один из самых крупных портов Индии. Его называют «Воротами Индии». Отсюда за границу уезжают тысячи индийцев и тысячи иностранных туристов приезжают сюда увидеть Индию. Мумбаи – один из самых крупных торговых и промышленных центров Индии. Это самый большой индийский рынок. Здесь много больших и маленьких банков. Мумбаи – столица штата Махараштра. Он занимает по численности населения второе место в стране. Здесь живет более 5 миллионов человек.

Мумбаи – красивый и современный город. Он занимает очень большую территорию. Что только не продается на здешних базарах. В Мумбаи много больших и красивых площадей. В городе много широких и красивых улиц, по обеим сторонам которых построены высокие, уникальные с точки зрения архитектуры дома. На улицах можно увидеть много автобусов, автомашин, скутеров, на которых утром жители Мумбаи отправляются на работу и поздним вечером возвращаются домой.

Близ Мумбаи много пляжей, где отдыхают не только жители Мумбаи, но и иностранные туристы, которые сюда приезжают. Обязательно посетите Мумбаи.

3. В Индии примерно триста больших и около тысячи маленьких городов. Большим называется город, население которого превышает сто тысяч человек. Маленьким называется город, в котором живет от десяти до ста тысяч человек.

В каких местах возникают города? Столицы обычно создаются в центре страны. После своего создания они становится сначала центрами торговли, а потом – центрами промышленности. Сюда приезжают жить и работать тысячи людей, и столицы, таким образом, становятся не только центрами торговли и промышленности, но и важными центрами культуры и искусства.

Столицы индийских штатов также становятся центрами своих штатов. Это большие современные города. В Колкате и Мумбаи живет больше людей, чем в Дели.

Города строятся и на морском побережье. Такие города становятся портами, «воротами страны», через которые товары вывозятся за границу и откуда товары ввозятся в Индию. Сюда же приезжает много иностранных туристов.

Города создаются и на берегах рек. Здесь обычно бывают плодородные почвы. Поэтому здесь бывает хорошее земледелие. Много городов находится на берегах Ганга, Джамны и Брахмапутры.

 

11= aftrLt sf cgÚjfb s/s] O;] ofb sLlho].

/LtfM zLnf hL, Ps lstfa d]+ d}+g] k(L x} ls O{;f s] tLg xhf/;fn kxn] ha cfo{ nf]u pQ/L ef/t d]+ cfo] y] ta eL ef/t Ps k|frLg b]z yf. tf] ef/t sL;+:s[lt lstgL kÚ/fgL x}<

zLnfM /Ltf hL. ox;xL x}. oxf+ sL w/tL k/ cg]s clåtLo;+:s[ltof]+ sf hGd xÚcf yf.;fy xL;+;f/ e/ d]+ k|l;$ wdf]+{ sf hGd eL xÚcf yf. lx+bú wd{;+;f/ s];a;] k|frLg wdf]+{ d]+;] Ps x}. aÚ$ dt;f/] kújL{ Plzof d]+ km}n uof yf. aÚ$ gL g] clx+;f, zÚ$ ljrf/f]+ cf}/ g]s sdf]+{ s] hf] pkb]z lbo] y] j] ca ts axÚt dxTjkú)F{ x}+.

/LtfM cf}/ lkm/ ljb]zL nf]u cfo] cf}/;a sÚ%;dfKt xf] uof<

zLnfM ox &Ls x} cf}/ &Ls gxL+ x}. xf+, ef/t d]+ goL;+:s[ltof+ cf}/ go] wd{ cfo] x}+. zÚ¿ d]+ dÚl:nd cf}/ afb d]+ O{;fO{. ljb]zL nf]uf]+ g] ef/t sf /fh eL;+efnf cf}/;g\ 1947 ts ef/t d]+ ljb]zL zf;g yf. k/ xdg] ckgL xL;+:s[lt, ckgL xL snf cf}/ ckgf xL lx+bú wd{ cf}/ ckg] xL b]zL /Llt-l/jfh;Ú/lIFt /v] x}+.

/LtfM O;lnP ef/t d]+ Otg] kúhf-:yn x}+. lbNnL d]+ eL d+lb/, dl:hb, lu/h]#/ hux-hux ldnt] x}+. dÚem] la/nf d+lb/ cf}/ hfdf dl:hb sL jf:tÚsnf axÚt k;+b cfoL x}.

zLnfM cfk;do lgsflno] cf}/ cfu/f hfOo]. jxf+ tfhdxn x} lh;] nf]u k|]d sf;a;] a*F kfiff)F-:df/s sxt] x}+.

/LtfM xf+, d}+ ox k|]d sL sxfgL hfgtL xú+. zfxhxf+ g] ckgL kTgL dÚdtfh dxn;] Otgf k|]d lsof ls p;L s] lnP OtgL a*L;dflw agjfoL. xd cjZo cfu/f hfP+u]. cf}/;fy xL kmt]xkÚ/;Ls/L eL b]v]+u] lh;sf];d|F^ csa/ g] agjfof yf. d}+ hfgtL xú ls jxf+ sO{ axÚt vúa;ú/t dxn x}+.

zLnfM jxf+ ef/t d]+;a;] p+mrf b/jfhf eL x} lh;sf] aÚn+b ofgL p+mrf b/jfhf sxt] x}+.

/LtfM jx lstgf p+mrf x}<

zLnfM d]/] ljrf/ d]+ krf; dL^/;] Hofbf.

/LtfM cf}/ sxf+ hfgf x}<

zLnfM;do ldn] tf] hokÚ/ hfOo]. ox /fh:yfg sL /fhwfgL x}. jxf+ dÚunf]+ sf zf;g gxL+ yf, O;lnP jxf+ sL jf:tÚsnf ef/tLo (+u sL x}. jxf+ dxf/fhf sf dxn, xjf dxn cf}/ h+t/-d+t/ b]vg] of]Uo x}+. hokÚ/;] sÚ% bú/ chd]/ gu/ x} hxf+ dzxú/ dÚl:nd;+t dÚOgÚ@Lg lrZtL sL b/ufx x}. O;] b]vg] s] lnP;eL wdf]+{ s] b]zL cf}/ ljb]zL nf]u cft] x}+.

/LtfM cf}/ kmt]xkÚ/;Ls/L d]+ ls; lrZtL sL b/ufx x}<

zLnfM;nLd lrZtL sL. O;] csa/ axÚt dfgtf yf.

/LtfM tf] ox klZrdL cf]/ sL ofqf xf]uL. xd kújL{ cf]/ hfo]+ tf]<

zLnfM tf];a;] kxn] jf/f)F;L lh;sf] c+u|]hf]+ g] agf/; sf gfd lbof x}. ox lx+bú wd{ sf axÚt a*F s]+b| x}+. u+uf-bz{g cf}/ u+uf-:gfg s] lnP oxf+ nfvf]+ lx+bú cft] x}+. jxf+ s] #F^ nf]uf]+;] lbg-/ft e/] xf]t] x}+. kúj{ d]+ sf]nsftf x} hf] hg;+Vof sL b[li^;] ef/t sf;a;] a*f gu/ x}. jx a+b/ufx eL x} cf}/ rfo sf;a;] a*f afhf/ x}. sf]nsftf s] lgs^ ^}uf]/ åf/f agjfof uof zf+lt-lgs]tg x}.

/LtfM cf}/ pQ/ d]+<

zLnfM sZdL/ #F^L. O;] w/tL k/:ju{ sxt] x}+. d}+ blIF)FL xú+. xdf/] oxf+;f/f;do a*L u/dL k*f s/tL x}. O;lnP sZdL/ hfs/ cf}/ jxf+ sL &+*L xjf vfs/ a*F cfg+b cftf x}. cu/ cfk h+unL hfgj/ b]vgf rfxt] x}+ tf] sf/a^ kfs{ hfOo]. jxf{ cfk xfyL, z]/, u]+*], lx/g cflb kzÚcf]+ sf] b]v;s]+u].

/LtfM cfksL ædft[eúldÆ ofgL blIF)F sL cf]/ hfo]+ tf]<

zLnfM;a;] kxn] vhÚ/fxf] sf] b]v nLlho]. jxf+ s] d+lb/f]+ sL jf:tÚsnf clåtLo x}. ox zÚ$ lx+bú jf:tÚsnf x}. Ujflno/ cf}/ pHh}g s] dxn eL b]vg] of]Uo x}+. tfldngf*Ú d]+ dxfanLkÚ/d sf] b]lvo]. ox eL clåtLo hux x}.;a;];Ú+b/ s]/n /fHo x} lh;] ef/t sf æj]lg;Æ sxt] x}+. r]GgO{ eL sfkmL vú;;ú/t gu/ x}. d]/f kl/jf/ jxf+ /xtL x}. O;;] eL ldlno].

/LtfM zLnf hL, cfkgL kú/L sxfgL sxL x} lh;s] lnP axÚt zÚlqmof. xd cjZo Og huxf]+ sf] b]vg] hfP+u].

zLnfM d]/L lnP ox a*L vÚzL sL aft xf]uL.

 

12=;+Vofcf]+ sf] ofb sLlho].

51 Osfjg, 52 afjg, 53 lt/kg, 54 rf}jg, 55 krkg, 56 %Kkg, 57;Qfjg, 58 c^\&fjg, 59 pg;&, 60;f&=

 

;úrgfy{;fdu|L

cEof;f]+ sL sÚ+lhof+

2. грам.5_lktf hL gfZtf s/s] cflkm; d]+ rn] uo]. 6_axg;f/f sfd;dfKt s/s];f]g] uoL. 7_cWofks hL g] sd/] d]+ cfs/ %fqf]+;] gd:t] sxf. 9_%fq lstfa n]s/ sÚ;L{ k/ a}& uof. 10_nf]u p&s/ cf}/ /fi^«Lo uLt ufs/ lkm/ a}& uo].

6 упр.1_clx+;f, 2_zÚ$, sdf]+{, 3_pkb]z, 4_k|rf/, 5_ztfAbL, 6_/fh, 7_O{;fO{, 8_zf;g, 9_gdúg], 10_kúhf, 11_lu/hf#/, 12_:df/s, 13_vúa;ú/t, 14_cfslif{t, 15_;Ú/lIFt, 16_#F^L,:ju{, 17_cf}Bf]lus, Jofkfl/s, 18_cf}BF]lus, 19_b]zL, ljb]zL, 20_Jofkf/, 21_ljifdtfcf]+, 22_ofqf, 23_sf^, 24_zf+lt, 25_:yflkt, 26_s]+b|, 27_a+b/ufx, 28_uÚkmf 29_cfwÚlfs, 30_dxTjkú)F{, 31_;Ú+b/tf, 32_ko{^s, 33_gsfzL, 34_hGd, 35_xjf.

 

;ftjf+ kf&

Jofs/)F



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: