Глава 1. Конкурентные преимущества региона: сетевой аспект 7 глава




Важно также, чтобы кластерный подход приобрел большую географическую направленность и учитывал потенциал определенного региона.

М. Кастельс использует теорию сетей для анализа городской среды. Сетевые структуры развертываются как на внутригородском уровне, так и между глобальными городами. Параллельно появляются информационно-властные узлы в глобальных городах, которые замыкают на себе основные потоки информации, финансовые ресурсы и становятся центрами принятия стратегических управленческих решений. Последние инициируют процессы достраивания глобальных цепочек ДС, являющиеся движителями развития современной экономики, в частности региональной и муниципальной.

КП региона определяются качеством связности его субъектов, позволяющее достичь синергии. Прежде всего речь идет об агломеративной связности, являющейся основой кластерного взаимодействия.

Закономерность. Агломеративная связность основана на межмуниципальных взаимодействиях, межмуниципальных инициативах и проектах. Эффективные горизонтальные взаимодействия внутримуниципального масштаба стремятся выйти на межмуниципальный уровень, поскольку открывают новые ресурсные источники. Таким образом, чтобы регион приобретал или воспроизводил конкурентные преимущества, он должен проводить политику всемерного поощрения межмуниципальных инициатив и проектов.

Сетевая экономика способствует атомизации как ее субъектов, так и части агломераций. Микроагломерации связаны с совместными действиями ряда муниципальных образований в решении определенной проблемы.

Закономерность. В региональной экономике конструкция городской агломерации оказывает сильное воздействие на контур конкурентных преимуществ. Попытки сформировать их за ее пределами чреваты неудачей.

В узлах сети, в узлах агломерации может наращиваться ДС.

Если методической, методологической основой индустриального развития региона являлась концепция регионального программного стратегического планирования, то инновационное развитие опирается на концепцию поляризованного развития региона. Мировой опыт свидетельствует о том, что применение подхода, поощряющего формирование и развитие в агломерациях полюсов экономического роста, концентрации ресурсов и инфраструктуры в локальных территориях создает эффект экономического чуда, создает условия для развития новых стратегических процессов. Важно, чтобы данные центры поляризации были внешнеэкономически открыты и вписаны в глобальные цепочки ДС. Важно также создать инфраструктуру расширения успеха и трансферт волн предпринимательский активности и предпринимательских инициатив, предпринимательских проектов на другие территории.

Примером успешной полицентрической агломерации является Екатеринобургская, развивающаяся в направлении Челябинска. Такой вектор развития позволяет в перспективе сформировать двухядерную агломерацию. Управление данным процессом как на региональном, так и федеральном уровне имеет стратегическую направленность.

Аксиома. Динамика экономической активности региона является производной динамики полюсов регионального развития.

В современной региональной экономике полюса роста работают как региональные инновационные центры, являющиеся перекрестком местных, региональных, глобальных инновационных сетей. Данные сети выстраивают инновационные коммуникации, инфраструктуру трансфера технологий, осуществляют процесс инновационной диффузии.

Аксиома. Инновационная диффузия, исходящая от инновационных полюсов роста определяется качеством инновационных коммуникаций и инфраструктуры трансфера технологий. Высокое качество последних открывает возможности формирования инновационных оазисов на периферии. Низкое – приводит к экономической деградации периферии.

Системы мезоэкономики насыщены значительно большим количеством связей, ресурсных потоков, разнонаправленных тенденций, чем отдельные компании. Мезоэкономика характеризуется более высокой степенью неопределенности последствий принимаемых управленческих решений и высокой сложностью расчета вероятностей возникновения новых возможностей. В то же время, в среде действия различных сил, разнообразных тенденций прослеживается общий тренд, формирующий основу устойчивого развития региональной экономики - перемещение все большего объема ресурсов в цепочки более высокой ДС. Такие структурные изменения, обновление отраслей его специализации открывают новые возможности сетевого развития региона.

География. Пространственный аспект конкурентных преимуществ: отношения «центр-периферия»

Аксиома. Социально-экономические региональные отношения «центр-периферия» кардинально отличаются в различных типах экономики (сырьевой, индустриальной, инновационной, сетевой). Драйверы роста данных типов экономики различны и соответствуют определенным цепочкам добавленной стоимости, создание которых являются объектом региональных отношений «центр-периферия».

Аксиома. Инновационный и сетевой тип региональной экономики в отношениях «центр-периферия» использует методы стратегического менеджмента, в частности, ССП, стратегическую дорожную карту.

Аксиома. Экономический каркас территории (по У. Изадру и А.Лешу» - это сеть определенных узловых точек – фокусов деловой активности. Активизация периферии связана с формированием одной из таких точек, развитием особой организации предпринимательской деятельности. Задача центра заключается в формировании институтов поддержки данного процесса.

Аксиома. Между узлами экономического каркаса территории циркулируют ресурсные потоки. В зависимости от типа экономики данные потоки имеют особые свойства и форму движения. Их регулирование учитывает данные особенности, способствуя наращиванию масштаба одних потоков и сокращению других.

Аксиома. Взаимодействие узлов каркаса индустриальной экономики имеет механистичный характер и основано на разделении труда, наличии четких границ, разделяющих фрагменты единого потока движения индустриальной технологии.

Аксиома. Взаимодействие узлов каркаса сетевой экономики имеет информационный интегративный, синергетический характер. Интегрируются прежде всего стратегические нематериальные активы. Формы регулирования отношений «центр-периферия» учитывают специфику сложной, многомерной интеграции.

О.А. Чернова отмечает: «Формируемый концептуальный базис развития новой системы взаимодействия центра и периферии основывается на конвергенции теорий полюсов роста, кластеризациии, сбалансированном росте отраслевых рынков, институциональной регионалистике, диффузии иноваций, пространственной конкуренции» [46] Л.Г. Мавеева и О.А. Чернова выделяют запрограммированность проблемы пространственной неравномерности, поскольку как проектная деятельность стратегических инвесторов, так и федеральные и региональные программы развития исходят из ложной аксиомы – «…ресурсы модернизации концентрируются и циркулируют в границах региональных центров…». [47] Гигантомания, порождаемая таким подходом, приводит не только к пространственным разрывам и моноцентричности, но лишает гибкости, необходимой для открытия новых окон возможностей. Регионы разворачиваются к прошлому времени, структурно не обновляются.

Аксиома. Структурное обновление региональной экономики предполагает децентрализацию регионального пространства, наличие благоприятных условий создания в регионах и муниципалитетах критической массы капитала для инициации соответствующих проектов.

Конкурентные преимущества региона и разнообразие процессов самоорганизации, качество региональных институтов

Многообразие форм региональной самоорганизации порождает массу самоорганизующихся групп, реализующих проектные цели. Данные процессы насыщают регион лидерами, способными решать стратегические проблемы. Активизация лидерского ресурса связано с развитием ценностей и стратегических перемен. Все это исключительно важно для региона в целом, его КП.

Аксиома. Развитие региональных лидеров – стратегический процесс, создающий конкурентные преимущества региона.

Лидеры сетевой региональной экономики формируют новые навыки и умения, управленческие компетенции, соответствующие процессам формирования новых конкурентных преимуществ региона.

Конкурентные преимущества и организационное превосходство

В настоящее время региональный менеджмент испытывает перестройку, соответствующую новым тенденциям развития организационных систем. К последним относятся:

1. переход от шаблонных задач к новаторству и проявлению внимания;

2. от выполнения отдельных функций к работе над проектом;

3. от власти руководителей к власти потребителей;

4. от координации сверху к коммуникациям на каждом
уровне. [48]

Все это отражает новую реальность региональной организации. «Реальность стала такой сложной и многогранной, что нет смысла делить организацию на цепочки, по которым будут передаваться команды для решения каждой возникающей проблемы. В результате интеграция достигается не на иерархическом уровне, а на одном межфункциональном коммуникационном уровне. Таких коммуникаций много, поскольку каждый важный процесс выходит за организационные рамки» [49].

Аксиома. Конкурентные преимущества компании/региона определяются прежде всего организационными инновациями. Организационные инновации призваны усилить синергетические эффекты взаимодействия всех видов ресурсов и в итоге повысить капитализацию компании/региона.

Аксиома. Мониторинг организационных преимуществ связан с изучением соответствия доминирующих форм организации цепочкам добавленной стоимости, на которых они работают. Так, для сырьевой экономики характерны линейно-функциональные структуры, индустриальной – дивизиональные, инновационной – матричные и сетевые. За каждым из видов структур стоит определенная форма предпринимательской активности.

Аксиома. Организационные преимущества корпораций, работающих в инновационном поясе региональной экономике, связаны с умениями менеджеров выстраивать горизонтальные цепочки инновационных связей, формировать внутрикорпоративные инновационные сети, выстраивать организационное лидерство на основе уникальной инновационной компетентности, принимать децентрализованные управленческие решения.

Примером удачного выстраивания горизонтальных инновационных процессов является компания 3М. Горизонтальные цепочки, выстраиваемые инновационными менеджерами, создают отдельные направления бизнеса, которые нередко приобретают глобальный масштаб.

Стратегическим ресурсом мезоэкономики является предпринимательский, в частности способности предпринимателей развивать свои организационные преимущества.

Закономерность. Главным потенциалом мезоэкономики является потребность предпринимателя в высших формах организации. Последние составляют вершину организационной пирамиды в основании которой находятся простейшие линейно-функциональные структуры, в верхней части – органические структуры и сетевые процессные системы.

Петли усиления конкурентных преимуществ мезосистемы связаны с трансфертом организационного опыта, позволяющим выходить на новые более высокие цепочки добавленной стоимости.

Закономерность. Если в отраслях специализации региона доминируют матричные структуры, регион начинает переходить к сетевому типу организации. Для инновационного региона характерна особая сеть связей между различными СБЕ, формирующая на пересечениях разных видов деятельности узлы, или ключевые компетенции. Выход региона на новые параметры устойчивости связан с параллельным формированием новых его регуляторов.

Аксиома. Правильный выбор критически важных целей предполагает анализ стратегических процессов регионального развития, связанных с формированием и развитием регионального кластера и встраиванием производителей в другие кластеры. Другой стороной данного процесса является вывод ресурсов из токсичных активов, создатели которых часто позиционируют их как точки роста. Концентрация на критически важных целях предполагает правильную систему целеполагания, включающую развитое/ развивающееся экспертное сообщество.

Аксиома. Выбор критической цели и последующая фокусировка на ней предполагает создание региональной стратегической бизнес-единицы (РСБЕ), выстраивающей особую систему мониторинга, анализа, инфраструктуру поддержки. Видение работы данной РСБЕ должна быть представлена в региональной стратегии. Рационально, если в системе регионального менеджмента РСБЕ получает особый статус.

Закономерность. Абстрактные механизмы равновесной цены, закона спроса и предложения дополняются конкретными целевыми способами координации. Взаимодействие двух способов регулирования в сетевой организации осуществляется в двух направлениях:

- конкретные, целевые координационные действия выходят за пределы отдельной компании и распространяются на всю сеть;

- абстрактные механизмы регулирования законами спроса, предложения и экономического равновесия приникают в компанию.

Компании, объединенные в сеть, используют потенциальные выгоды, которые возникают в результате согласованных действий. Сети расширяют области предпринимательского, технологического и организационного успеха, делая РЭ более процветающей. Примерами регионального сетевого партнерства являются альянсы, согласованность действий региональных компаний на уровне функциональных зон, проектов, команд, стратегических бизнес-единиц, отдельных специалистов. К такому сотрудничеству склонны организации, имеющие развитые горизонтальные связи и отношения, самоорганизующиеся структуры и независимые проектные группы. В тех регионах, где развиты формы внутренней предпринимательской самоорганизации, сетевые отношения развиваются более масштабно и успешно.

В сетевой экономике происходит кардинальная перестройка функций менеджмента.

Аксиома. Главным объектом сетевого менеджмента являются сетевые бизнес-процессы, выходящие за пределы микросети в локальное сетевое пространство.

Аксиома. Переход во внешнее сетевое пространство происходит незаметно, что связано с интеграцией в локальном сетевом пространстве нематериальных активов множества микросетей.

Аксиома. Приоритет нематериальных активов, растворенных во внешней середе сетевой организации выводит на первый план такие функции, как информационная, развитие человеческого капитала, стратегическое планирование.

Такая перестройка функций менеджмента создает возможности для многомерного обмена знанием, формирования сбалансированных портфелей интеллектуальных продуктов, компетенций. Обмен двух идей рождает новое знание. Обмен двух интеллектуальных продуктов создает условия для формирования третьего, четвертого и т.д. В определенных точках обмена рождаются информационные потоки. Работает информационный мультипликатор.

Нацеленность функций на нематериальные активы инициирует появление новых форм присвоения, распоряжения, использования интеллектуальных продуктов, позволяющие в ходе информационного обмена преумножить ценность объекта присвоения, сформировать стоимость интеллектуальных продуктов. Это формирует новые типы конкурентных преимуществ. Сетевое ускоренное движение знаний, технологий в новой экономике оказывает решающее воздействие на процессы капитализации компаний, уровень конкурентоспособности регионов и стран.

В «умных компаниях» интеграция информационной функции и развития человеческого капитала создает благоприятные условия для развития главного ресурса - знания. Умные компании вступают во взаимоотношения с рынком посредством менеджеров по работе с клиентами, понимающими конкретные устремления как индивидуальных, так и сетевых потребителей. Они создают новые типы сетевого сотрудничества компаний и специалистов, формируя стоимость на перекрестках индивидуального или коллективного обмена идеями, навыками, опытом. Такие перекрестки насчитывают десятки и сотни сотрудников и напоминают высокоспециализированные мастерские из областей высоких технологий таких как Силиконовая долина, Бостонское шоссе 126 и т.д.

Умные компании превращаются в движущую силу инновационной региональной экономики. Для трансформации индустриального региона в инновационный необходима определенная критическая масса умных компаний. Последние, с одной стороны, создают постоянный поток новых инновационных предложений, с другой устойчивый спрос на инновационные продукты.

Закономерность. Сеть может быть мобильной, если ее участники минимизируют свой организационный масштаб. Гигантомания и сетевая организация – две малосовместимые альтернативы.

Масштабные, глобальные структуры, отрицающие сетевые отношения, утрачивают устойчивость. Ричард Фостер отмечает, что средняя продолжительность жизни крупнейших публичных компаний, входящих в индекс S&P, снизилась с 67 лет в 1920-х годах до 15 лет в настоящее время. Средняя продолжительность жизни фирм – десять лет. Качественно меняется процесс формирования бренда. В классический вариант стереотипного бренда, поддерживающего гигантоманию, стал исчезать в западных странах в конце 1990-х – начале 2000-х. Сегодня бренд предполагает привнесение в ценность продукта инициативы покупателя, индивидуального потребительского выбора.

Закономерность. Региональные инновационные сети третьего поколения в качестве субстанции имеют не фирмы, а стратегические бизнес-единицы, проектные группы. СБЕ в компании имеют ограниченные горизонтальные связи. Их партнерские сетевые отношения устремлены вовне – прежде всего в региональную сеть. Это предопределяет «атомизацию» региональных инновационных сетей.

Атомизация в сети вызывает общий тренд раскручивания базовых региональных компаний, которые вынуждены подчиняться законам сети. Последнее связано с тем, что базовые региональные компании часто конкурентные преимущества приобретают в инновационных сетях, вовлекая в свою структуру некоторые «атомы» сетей.

Закономерность. К конкурентным преимуществам относятся организационные компетенции, способности реализовывать организационные инновации нового поколения. Их развитие относится к стратегическим процессам повышения конкурентоспособности региона. Параллельно происходит формирование лидеров новой генерации.

Организационные компетенции современной компании нацелены на развитие компании как пространства инициатив. Новое качество партнерских сетевых отношений связано с необходимостью создания нового масштаба инициативного, проектного действия. Чем больше инициатив приходится на одного инженера или носителя фундаментальных компетенций, тем лучше.

Мультиагентные системы как самоорганизующиеся сетевые структуры

К КП сложных экономических организаций сегодня относятся способности создавать мультиагентные системы. Развитие сетей третьего поколения связано с переходом к МАС. К истокам МАС относят распределительный искусственный интеллект и теорию сложных систем. В настоящее время такие системы функционируют как многомерное горизонтальное сетевое взаимодействие автономных интеллектуальных систем. Данную организационную систему используют IBM (производство полупроводниковых микрочипов), датская судостроительная компания, японские компании, управляющие движением сверхскоростных поездов.

МАС являются особой формой сетевой организации. Они в отличие от классических методик управления демонтируют иерархии больших пространств, развивая сети малых агентов. Они переходят от последовательного выполнения операций к параллельному, от централизованных решений к самоорганизации сотрудников. МАС создают новую основу эволюции организации, которая соответствует новым мировым цепочкам ДС. Альтернативой инструкциям здесь являются переговоры и распределительные решения. Линейное поведение механистической структуры уступает место эволюции в рамках движения к более сложной ДС, на основе самоорганизации, построенной на управлении знаниями.

В МАС происходит разделение заданий между несколькими интеллектуальными системами в режиме горизонтальных контактов и взаимосогласования. Самоперестраивающиеся потоки ресурсов, новые их конфигурации, проникновение внешних динамичных процессов во внутреннюю организационную среду компаний/региона требуют перехода к децентрализованным, самоорганизующимся распределительным системам. В последних ресурсы распределятся между автономными модулями (программными агентами)

Субъекты МАС действуют исходя из собственной модели поведения, собственных установок, ценностей, ролей, образцов поведения. Действия агента подчинены как устоявшимся правилам, так и принципу необходимости изменения поведения в зависимости от новых обстоятельств, ситуация, разнообразия внешней среды. Агент сам выбирает оптимальную траекторию движения. Если она приносит результат, то становится общей для других агентов. Агент формирует копилку своих действий, инициатив, что позволяет ему выявить свойства среды, которые необходимо учитывать в аспекте угроз и возможностей. Поскольку формирование опыта, базы данных происходит постепенно, пошагово, реакция сетевых игроков на среду осуществляется многообразно, нелинейно, постепенно. Действия агента - знак для других, если они рациональный, они становятся новым параметром порядка для определенной совокупности агентов. Ситуационное поведение агентов предполагает наличие разнообразия поведенческих реакций, индивидуальных стилей действий. Данная модель является самообучающейся и формируется на основе накопления жизненного опыта методом проб и ошибок и постоянно развивается. Взаимодействие агентов предполагает выстраивание сетевых коммуникаций и осуществляется в форме сетевой кооперации.

К МАС-технологиям переходят как отдельные региональные стратегические игроки, так и региональные мезосистемы, в частности сети. К самоорганизующимся системам типа МАС, состоящим из автономных, мобильных элементов, можно отнести и социально-экономические и научно-технические комплексы. Сетевой (роевой) подход в региональных МАС связан с возможностью распределенного решения сложных задач за счет горизонтального взаимодействия большого числа простых конкурирующих между собой агентов, реализующих разные методы проб и ошибок, с эволюционным решением задач, в котором допускается пересматривать решения, причем за счет согласования действий агентов.

Региональные МАС многоаспектны. В частности, это интеллектуальные системы нового поколения (Swarm Inelligeence). Они являются альтернативой классическому пониманию интеллектуальной системы как некой механистической сборки блоков, отвечающих за память, сознание, разные виды рассуждений. Региональные интеллектуальные МАС отвергают конструкцию блоков. Главное здесь – это взаимодействие большего числа простых автономных элементов. МАС изменяет парадигму развития регионального пояса информационных технологий, включая эволюционные схемы самоорганизации в экологических системах. Субъекты региональных информационных систем, устанавливая горизонтальные связи равноправного партнерства договариваются между собой, самоорганизуясь в структуру, соответствующую конкретной стратегической задаче.

Конструкция Swarm Inelligeence состоит из сети микропрограмм, представляющих интересы клиентов, поставщиков ресурсов, специалистов операционной деятельности, которые учитываются при принятии управленческих решений. Система предполагает неизбежные конфликты, которые регулируются в ходе переговоров. Один объект программы координирует свою работу и устанавливает горизонтальные связи с другим. В ходе взаимодействий анализируются цели, текущее состояние, предпочтения и ограничения конфликтных сторон информационной сети. Применение данных информационные технологии формирует новую систему принятия решений. Последние которые вырабатывается итерационно в результате взаимодействия таких агентов, идущих на компромиссы.

Традиционные методы управления ресурсами используют информацию по ресурсам и заказам как изначально заданную и являющуюся константой. В этом случае при увеличении числа заказов и ресурсов наблюдается экспоненциальный рост времени решения задачи. МАС представляет другой подход. Это прежде всего сетевое планирование, сориентированное на программы сети самоорганизующихся потребностей и возможностей, реагирующие на изменения сетевой среды. Данный подход можно применить в различных областях. МАС уже используется для оптимизации инфраструктуры, а также ресурсных потоков города и региона. Положительные результаты первых экспериментов вызвали цепную реакцию распространения данной методики в региональной и муниципальной экономике, в частности, в организации лондонского такси, при принятии кластерных региональных решений, создании условий для развития стратегических региональных процессов, активизации действия ключевых факторов рыночного успеха. МАС нацелены на развитие самоорганизации узлов (микрокластеров) сетевой конструкции региональной организации, воздействие на которые позволяет осуществить стратегический маневр и перевести организацию в новое состояние. К особым нематериальным активам сети относятся имидж и креативный потенциал лидеров самоорганизующихся ячеек сети, их способность к сетевому сотрудничеству, честность.

В МАС стратегии и стратегические действия формируются в процессе самоорганизации. «Стратегии вырастают, как сорняки в огороде; никто не ухаживает за ними, как за томатами в теплице». [50]

Аксиома. Новые стратегические процессы и соответствующие им конкурентные преимущества компании/региона выращиваются новыми лидерами. Лидерство может быть краткосрочным, временным, связанным с движением первопроходца по новому стратегическому руслу и долгосрочным, если лидер-первопроходец способен выстроить группу поддержки и запустить процессы ее самоорганизации (в режиме МАС). В последнем случае активизируются новые стратегические процессы, формируется новая модель устойчивого развития.

Излишняя бюрократизация и привнесении вертикали в этот процесс на ранних стадиях может разрушить процессы формирования стратегии и реализации стратегических инициатив. Формирование стартапов стратегического действия может осуществляться в любой точке сетевой организации и стать флуктуацией, которая откроет новые возможности. Возможно формирование таких стартапов в процессе самопроизвольных, пересекающихся актуальных действий различных сотрудников организации и специалистов внешней среды. В результате перестраивается система силовых линий сетевой организации, действует фрактальный эффект стратегической инициативы и действия.

В инновационной сети МАС ее лидеры являются центром самоорганизации многомерного обмена знаниями, в частности промежуточными. Это позволяет развивать ее интерспецифический ресурс.

Закономерность. Скрытые формы нематериальных активов компании как мультиагентной системы теперь определяют ее стоимость. Поскольку они не копируются и их ценность улавливается только некоторыми сетевыми игроками, фирма и сеть приобретают качественно новые конкурентные преимущества. В этих условиях выгодно иметь высокую степень информационной и экономической прозрачности.

При этом необходимо учитывать, что часть фирм-конкурентов при наличии информационных технологий и аналогичных инновационных компетенций, разработок способна копировать базовые интеллектуальные продукты своих соперников. Поэтому информационная закрытость выстраивается в конкретных областях интерспецифического ресурса, который могут скопировать конкретные конкуренты.

Х. Итами отмечает, что предприятии недооценивают свои невидимые активы, вследствие чего утрачивают возможность достижения синергетического эффекта. Исследователь считает, что синергетический эффект достигается только тогда, когда предприятие использует свои уникальные ресурсы - невидимые активы. [51]

Проблемой является управление сетевым процессом инновационной диффузии, обеспечивающей движение интерспецифического ресурса. Диффузия имеет многомерный характер и развивается в разнообразных процессах инновационной самоорганизации. Многомерная информационно-инновационная среда сети создает условия разработки пакета продуктов, в которых присутствуют как базовые, так и побочные нововведения. Диффузия базовых инноваций НТ-компаний выходит далеко за их пределы, формируя дополнительные каналы выгодной коммерции. Это открывает новые возможности сетевой инновационной коммерции. Инновационные компании сети продают как побочные инновационные продукты, так и стратегические бизнес-единицы, участвующие в их разработке. Сегодня это стало важной составляющей коммерческого успеха компании, процессов капитализации. Многие стратегические бизнес-единицы самостоятельно отправляются в свободное плавание, составляя ближайшее внешнее инновационное окружение фирмы. В таком сетевом механизме эволюции формируются коммуникации трансферта необходимых технологий из внешней среды в компанию.

Аналогичные процессы происходят в макросетях. Развитие сетевых технологий кооперации открывает широкий доступ к совместному использованию различных продуктов, нематериальных активов. Сегодня используются открытые исходные тексты программ («open sourse»). Этим занимается международная сетевая организация разработки программного обеспечения и информационных продуктов. Добровольное, бескорыстное сетевое объединение нескольких тысяч программистов свидетельство высоких ценностей, которыми они руководствуются. Созданные в результате продукты никому не принадлежат, но являются всеобщим достоянием. Методология классического рынка не позволяет исследовать это явление. Объяснить, почему высококвалифицированные специалисты НТ бесплатно работают над общественными проектами, может теория сети. Она исходит из того, что сетевые игроки формируют креативный класс, для которого сетевое общение и сетевые проекты являются субстанциональными. Коммерческая окупаемость затрат временного ресурса здесь является следствием стратегических креативных взаимодействий. Креативное сообщество – это класс, живущий в сети. М. Кастельс рассматривает креативный класс как пространственно ограниченную сетевую субкультуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: