Глава 1. Конкурентные преимущества региона: сетевой аспект 6 глава




Аксиома. По мере роста масштаба предпринимательской организации, инновационные лидеры и их ближайшее окружение становятся малыми величинами, утрачивающими свое влияние.

Аксиома. Гигантские бюрократические системы могут некоторое время эксплуатировать инновационные результаты лидерских групп, но по мере создания организационной культуры, противоречащей духу предпринимательства, они утрачивают эту возможность.

Как отметил И. Адизес, «культура стареющих организаций дикует стиль поведения своим лидерам» [34]

Возможны два варианта появления сетевого лидера: его «кристаллизация» в системе горизонтальных связей и появления из внешней среды. В последнем случае он может сформировать собственную инновационную СБЕ и вписаться в существующую, изменив организационную субкультуру.

Аксиома. По мере выполнения инновационной задачи лидер передает инновационные функции другим сотрудникам. Если при этом уменьшается инновационный потенциал, - СБЕ утрачивает конкурентные преимущества.

Аксиома. «По мере того, как организация стареет, … лидер следует за людьми. … Стиль управления в стареющих культурах является следствием, а не причиной поведения организаций».[35]

Конкурентные преимущества сети в глобальной экономике

Формирование и развитие КП в глобальной конкурентной среде предполагает вхождение в информационное пространство определенной экосистемы, открывающее доступ к различным базам данных, экспертным оценкам, пространствам живого знания, совместным инновационным взаимодействиям с различными игроками экосистемы. чем выше качество сетевых информационных и инновационных взаимодействий, тем выше уровень КП.

Аксиома. КП участников сети имеют общий фокус и тесно взаимосвязаны.

Масштаб и сложность современных проблем развития КП требуют сетевого взаимодействия организаций как определенной экосистемы, так и различных экосистем. В самоорганизующейся сети постоянно рождаются и исчезает множество контуров сетевого взаимодействия, сетевой связности, коллективных, проектных действий. Носители КП высокого уровня стремятся к выстраиванию международных сетей, которые управляются сетевым бизнес-менеджментом, имеющем глобальные полномочия. Центральные операционные звенья сети сохраняют свой статус до тех пор, пока ощущают динамику КП других производителей и оперативно реагируют на нее, изменяя технологические ядра сети и перестраивая сетевые процессы.

Конкурентные преимущества региональных сетей

К КП региональных сетей относятся:

- новые формы коммуникаций и сетевых механизмов координации организаций;

- снижение трансакционных издержек за счет устранения посреднических звеньев между контагентами сети и установления многомерных живых связей;

- многообразие форм кооперации, партнерских отношений.

Конкурентные преимущества инновационных сетей имеют прямое отношение к конкурентным преимуществам региона. Переход в новое качественное состояние региона связано с укреплением его положение во внешней среде, новыми экспортными позициями, формированием новых цепочек добавленной стоимости (ДС) на инновационной основе и более высокого уровня конкурентных преимуществ.

Ключевые компетенции современного региона – постоянно меняющиеся комбинации взаимодействующих технологий, навыков и опыта – являются результатом действия конкурентных рыночных сил. Они включают в себя схемы сетевого взаимодействия и инновационного сотрудничества. Ключевые компетенции в процессе их применения (потребления) совершенствуются. И наоборот, их «простой» отрицательно сказывается на их ценности.

Закономерность, Качество конкурентных преимуществ региона и качество развития его конкурентных сил находятся в прямой зависимости. Развивая конкуренцию, регион саморазвивается. Любые барьеры конкурентных отношений создают атмосферу застоя и разрушают конкурентные преимущества.

Ключевые компетенции региона характеризуются:

- ценностью для потребителей;

- уникальностью навыков, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий региона;

- универсальностью

- долговечностью, то есть степенью их защиты от конкурентов стратегических игроков региона;

- устойчивостью - степенью укоренения ключевых компетенций в корпоративной культуре региона. [36]

Аксиома. Ключевые компетенции как компании, так и региона оцениваются внешней средой в ходе конкурентных отношений. Ограничение конкуренции приводит к искаженным оценкам ценности ключевых компетенций.

Аксиома. Компетенции являются лишь одной из основ конкурентоспособности региональных сетей, они должны быть активизированы организационным капталом и спроецированы на многообразные бизнес-процессы.

Аксиома. Формирование конкурентных преимуществ региона предопределено превентивным развитием региональных стратегических бизнес-процессов и стратегических способностей ассоциированного человеческого капитала региона.

Аксиома. Стратегические компетенции региона формируются в стратегических бизнес-единицах компаний, находящихся в региональных точках роста. Данный процесс можно ускорить, сформировав соответствующую инфраструктуру поддержки лидеров бизнеса, носителей компетенций нового поколения.

Конкурентоспособность региона имеет ряд общих аспектов с конкурентоспособностью стратегических действующих лиц, компаний. К ним относятся (по К.К. Прахаланду и Г. Хэмелу): стержневые компетенции, стержневая продукция и конечные товары. [37]

В сетевой экономике технологии развития компетенций являются сетевыми. Чтобы компетенции развивались, необходимо создание площадок их интенсивного взаимодействия. Такими площадками могут быть кластеры, технологические платформы, предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и т.п. Ярким примером сетевого подхода к развитию компетенция является компания NEC, которая являлась одним из мировых лидеров в области полупроводников, телекоммуникационных продуктов и компьютеров. В 1980-90 годах компания заключила более ста стратегических альянсов, направленных на развитие стратегических компетенций. Сеть стратегических альянсов обладала свойствами многомерности. Партнерские связи развивались в направлениях полупроводниковых приборов, производстве компьютеров, мобильных телефонов, телефаксов, сверхбольших интегральных схем и т.д. В то же время, стержневые компетенции данных направлений имели общие точки соприкосновения. Здесь сети компетенций разных компаний и организаций пересекались и интегрировались (микрокластеры), создавались новые сети, рождающие новые компетенции. Наличие многообразных связей мировых лидерских проектных групп привнесло новые качества в понятие стержневой компетенции. Теперь к навыкам и умениям разрабатывать новые технологии и продукты, и их производить добавились увлеченность и преданность делу, ассоциативный опыт. На перекрестках сетей уникальные контакты создают уникальные комбинации компетенций, которые не поддаются копированию, то есть устойчивые конкурентные преимущества. К.К. Прахаланд и Г. Хэмел отмечают, «…стержневые компетенции компании практически невоспроизводимы ее конкурентами, поскольку они представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков». [38]

Комбинация таких стержневых компетенций в сети также невозможно скопировать внешними организациями. Компетенции выращиваются не в матричных структурах, а в стратегических бизнес-единицах (СБЕ). Поэтому компетенции имеют портфельный характер, по сути комбинационны и предрасположены к сетевому взаимодействию. Сама природа СБЕ предрасполагает к сетевому взаимодействию, поскольку компетенции являются фрагментом мозаики определенной экосистемы. Ядро портфельных компетенций - источник новых возможностей развития.

Сеть стратегических альянсов – это не только явные, формализованные группы, действия, технологии, но и неявные. Здесь неявное лидерство, меняющиеся комбинации лидерских взаимодействий, лидерских инициатив (ассоциативное лидерство) – серьезный актив. Чтобы сохранить позиции, необходимо сохранить явное и неявное ассоциативное лидерство.

Если в регионе система высшего образования оторвана от бизнес-проектов, это затрудняет создание стержневых компетенций. Для решения этой проблемы необходимо приобретение опыта в ходе как непрерывных экспериментов, так и оттачивания рутинных взаимодействий. Стержневые компетенции – это процесс, «форма существования».

Ключевые компетенции позволяют взаимодействовать региону с мировыми игроками как равноправные партнеры, обеспечивают доступ на внешние рынки.

Аксиома. КП инновационного региона, его ключевые инновационные компетенции формируются на перекрестках инновационных потоков, в инновационных кластерах – неравновесных системах, на границе хаотических инновационных состояний. Для субъектов инновационного кластера характерно самопроизвольное изменение поведения.

Закономерность. Основу сетевых инновационных связей составляет соответствие уровня компетенции двух и более сетевых игроков.

Исходным шагом вхождения российской компании «Электрон» в глобальные сети стало создание собственной научно-инженерной школы. Это позволило ей установить «горизонтальные» отношения с глобальной корпорацией. Горизонтальные отношения – это отношения равных уровней. Если один из партнеров специализируется на сборке техники и не имеет R&D-подразделений, то горизонтальные отношения устанавливаются на уровне совместных предприятий по сборке импортной техники. Так, на территории развивающихся стран ТНК передают местному производителю из производственной цепочки конечных продуктов минимальное количество сборочных операций. Самыми прибыльными в глобальной цепочке являются продажа и сервисное обслуживание, поэтому они закрепляются за ТНК. В случае, если один из партнеров имеет R&D, сетевые отношения достигают самой высокой планки определяют уровень и ее работ в данном подразделении. Уровень R&D является технологическим потолком, выше которого ТНК партнерские сетевые отношения, как правило, не устанавливает. Если R&D контрагентов сети способны к фундаментальным технологическим прорывам и работают в одном инновационном пространстве, они формируют устойчивые цепочки горизонтальных отношений. Это – инновационное партнерство полного цикла.

Аксиома. Сетевая комбинация компетенций является ценным ресурсом. Такие комбинации могут включать в себя как превосходство отдельных компетенций, так и их равенство.

Аксиома. Сетевая комбинация компетенций определяет их ценность. «Центр тяжести» отдельных компетенций уходит за пределы отдельных компаний. Это формирует основу сетевых отношений и повышает роль пространственного (регионального) фактора.

Закономерность. Взаимодействия сетевых процессов разработки новых видов продукции и бизнеса создают петли усиления имеющихся конкурентных преимуществ и формирующихся.

Устойчивое сетевое движение КП в петлях усиления поощряет тесные контакты с контрагентами, их информационных полей. Необходимость междисциплинарного, межотраслевого общения в процессе развития явных и неявных знаний, технологий создает основу формирования кластеров.

Закономерность. Сетевая организация (СО) является по сути самоорганизацией равноправных партнеров, самоорганизация характеризуется доминированием неформальных связей и отношений над формальными. Неформальные связи результативны при наличии определенного разнообразия компетенций, знаний, интересов и опыта партнеров.

Закономерность. Наличие неформальных компонентов инновационных взаимосвязей локализует сетевые связи. Соотношение формальных и неформальных технологических связей определяет степень локализации сетевой организации. Формальные связи способствуют межрегиональной, глобальной рассредоточенности инновационной сети.

Закономерность. КП в сетевой глобальной экономике приобретают сетевые свойства. Прежде всего – это качество внешнеэкономических сетевых связей региона. Если определять конкурентные преимущества региона, нужно исходить из количества компаний, способных выходить на уровень партнерства полного цикла. Это – конкурентные преимущества первого уровня. Конкурентные преимущества второго уровня – это когда R&D-подразделения региональных компаний выполняют частные прикладные работы. Конкурентные преимущества третьего уровня – это выполнение функций сборочного звена в глобальной инновационной или индустриальной цепочке добавленной стоимости (ДС). Конкурентные преимущества четвертого уровня – это вхождение в федеральные инновационные или индустриальные сети.

Другой вариант установления горизонтальных отношений с мировыми игроками – это технологический союз с нишевым игроком. Так, компания «Электрон» параллельно с установлением сетевых отношений с GE, Siemens, Philips и Toshiba формировал сетевые связи с компаниями среднего бизнеса (немецкой фирмой малого бизнеса Inter Medical) в целях овладения недостающими компетенциями.

Крупные компании с большим трудом генерируют прорывные технологии, поэтому они приобретают в результате поглощения средних лидеров или небольших инновационных стартапов.

Закономерность. КП региона формируются как в мировых технологических и информационных потоках, так и в контуре региона в виде компетенций межотраслевого, междисциплинарного взаимодействия, умений стыковать технологические потоки и адаптировать их к потребностям регионального развития, умений вести переговоры и формировать сетевые отношения.

Технологический аспект конкурентоспособности привносит объективность, в то же время в органической среде бизнеса конкурентные преимущества имеют персонифицированный характер и связаны с личностью предпринимателя, лидера, их связями, качеством сетевого партнерского взаимодействия. Предпринимательский ресурс в сетевой экономике приобретает сетевые многомерные свойства, новые качества гибкости, мобильности. Это создает возможность формирования таких сетевых бизнес-моделей, которые управляют процессами интеграции различных продуктов в сетевую совокупность, в этом смысле сетевым продуктовым дизайном.

КП имеют финансовую проекцию. Важны компетенции, повышающие капитализацию сетевых компаний. Они формируются в процессе накопления опыта работы контрагентов сети на глобальных финансовых рынках. Так, российская компания Yota Devices, продукция которого заняла первое место на всех престижных профильных международных выставках и фестивалях, не в состоянии создать соответствующий сегмент рынка. Для построения глобальной раскручивающейся сети необходим первоклассный финансовый менеджмент, маркетинговая поддержка, радикальная перестройка операционной деятельности на основе вхождения в глобальные технологические сети. И главное – необходимы большие финансовые ресурсы. Все это превращается в непреодолимые препятствия «выращивания чемпиона».

КП создаются в пространстве насыщенного информационно-технологического обмена, креативного саморазвивающегося производства. Развитие предполагает столкновение разнообразных креативных точек зрения, дискуссию, что возможно при уравновешении прямых и обратных связей. Создание множества петель «прямая - обратная связь» порождает особый контур сетевых отношений

К. Клок и Дж. Голдсмит выделяют «процессы-отношения», связанные с реанимацией обратных связей, формированием креативной среды, и «процессы формирования консенсуса», связанные с выработкой решений в команде, согласованием и посредничеством, - это сетевые процессы.[39]

Если в региональной экономике эти процессы присутствуют как стратегические, это позволяет точкам роста работать более интенсивно, носителям фундаментальных компетенций более тесно взаимодействовать, преумножать их и транслировать по сетям.

Закономерность. Сети придают КП динамический характер, совершают их диффузию. Конкурентные преимущества в современной экономике без сетевого движения быстро угасают, и наоборот. Чем более широкий спектр отношений в сети устанавливается, тем более динамично развиваются конкурентные преимущества.

Ареалами максимального разнообразия отношений являются сетевые узлы, характеризующиеся сгустком сетевых связей. Не случайно, конкурентные преимущества концентрируются в узлах сети.

Региональные сети с преходящими конкурентными преимуществами

Организации с преходящими конкурентными преимуществами вынуждены непрерывно менять потоки ресурсов и выстраивать новые структурные и процессные комбинации. Системы аутсорсинга и инсорсинга постоянно вовлекает в данный процесс внешнюю среду. В региональной сети, соответствующей экосистеме, организация способна поддерживать преходящие конкурентные преимущества в долгосрочной переспективе. Она сама является составляющей сетевых комбинаций и вынуждена постоянно обновлять схемы распределения ресурсов.

Аксиома. «…ключевым процессом является распределение ресурсов». [40]

Конкурентным преимуществом современной сетевой организации является умения создавать новые конфигурации ресурсных потоков, используя гибкость внешней сетевой экосистемы. Перестройка ресурсных потоков, бизнес-процессов в ходе обретения преходящих конкурентных преимуществ предполагает глубокую интегрированность в определенную сетевую экосистему. Она требует ограниченного масштаба, необходимо для мобильной перестройки.

Перестройка, связанная с новыми конкурентными преимуществами создает новую конфигурацию и ценность активов. Последняя определяется не только ее ценностью, но способностью и характером связности с другими внутренними и внешними активами. Видение новой конфигурации активов организации в контексте преходящих конкурентных преимуществ оказывает сильное воздействие на СБЕ, при этом их автономия не только не утрачивается, но возрастает. Если ценность активов определенной СБЕ в новой конфигурации утрачивается, она может быть передана на аутсорсинг.

Проблемы развития региональных сетей в РФ

Аксиома. Процессы чрезмерной централизации и огосударствления экономики разрушают основу развития сетевых отношений региона, экономических кластеров, лишают страну и регионы конкурентных преимуществ, формируют иждивенческий тип поведения и стиль жизни, приводят к социальной апатии.

Данная проблема приобрела такой масштаб, что речь идет об утрате независимости, создании примитивной периферийной экономики с элементами умственной отсталости.

Аксиома. Централизация экономики, связанная с ее милитаризацией порождает закрытость основных денежных потоков, разрушает основу эквивалентности отношений, денежных отношений, создает криминальные суррогатные их формы (по В.Пелевину, «Бетман Апполо»), подрывает основу рынков капитала и инвестиционного процесса.

За 2014-16 годы ситуация кардинально ухудшилась. По слова Михаила Леонова, «все генподряды забирают две-три крупные организации, а нам предлагают субподряды по цене меньше себестоимости». [41] Отказ «Реновы» (Виктор Вексельберг) покупать уголь по цене выше рыночной и не получать при этом денег за произведенную из него энергию был расценен региональными властями как экономическое преступление. Широко распространенной стала практика перекладывания с регионального/федерального/муниципального бюджета на частных предпринимателей ряда статей расходов. Генподряды, госконтракты приобретают карикатурные формы. Вот как об этом говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: «Если есть какая-то альтернатива, бизнес старается не влезать в государственные и муниципальные контракты, потому что это очень близко к судебным процедурам и к интересу со стороны прокуратуры. Умные люди к госконтрактам не подходят. На этой базе работают только те, кто прикрыт». [42] Таким образом сетевые отношения приобретают суррогатный характер и курируются чиновниками. «Сетевые» отношения выстраивают фирмы, не имеющие долгой истории вокруг конкурсов на поставку товаров/услуг государственным и муниципальным учреждениям, являющимися ширмой криминального движения денежных потоков. Реальный бизнес выдавливается такими сетями. Наталья Зубаревич подчеркивает: «Расследования становятся поводом для передела зоны контроля. СМИ для того и нужны, чтобы создавать поводы для проверок, а результаты в пользу проверяющего. Бизнес сейчас минимизируется, чтобы выжить. Когда ресурсная база сжимается, увеличивается внимание к средним и даже к совсем небольшим проектам. Сегодня заниматься бизнесов в России – дело отчаянных». [43]

Аксиома. Борьба силовых кланов, смена поколений бюрократии ведут к кардинальной перестройке суррогатных сетей и переделу собственности, что нередко приобретает скрытые формы.

Внутриорганизационные сетевые взаимодействия: пространственный аспект

Архитектура пространства организации оказывает сильное воздействие на сетевые отношения. Удачным примером формирования архитектурного пространства сетевых взаимодействий является Projecthaus в BMW. Основные помещения сделаны крупными и адаптируемыми как спортивные залы, к которым примыкают «пещеры» для встреч специалистов, а также атриум с непрерывными потоками людей. Архитектура подчинена принципам «синхронизированного инжиниринга». Она предусматривает короткие дорожки для прогулок, ведущих от одних зданий к другим, чтобы люди могли пересекаться друг с другом и оперативно обмениваться информацией. [44]

География. Пространственный аспект конкурентных преимуществ: роль агломераций

Аксиома. Сырьевая, индустриальная и инновационная экономика характеризуются различными циклами пространственного расширения городов и агломераций.

В настоящее время российские регионы, как и регионы любой развивающейся страны с сырьевой и индустриальной ориентацией с качественно различными циклами пространственного развития, нуждаются в разных моделях пространственной политики. Для индустриальных регионов сегодня свойственно завершение этапа расползания городов и расширения агломераций. Пространственная перестройка связана с уплотнением цепочек добавленной стоимости, усиливающей процессы локализации, а также с новой демографической ситуацией. Последняя характеризуется миграционными притоками в крупные города, ростом одиноких людей, более поздними сроками вступления в брак и рождения детей. Это радикально меняет структуру спроса и ряд рынко, особенно рынок жилья, перестраивая драйверы роста и цепочки ДС. Стратегические действующие лица индустриальной экономики также изменяют свою пространственную стратегию.

Аксиома. Конкурентные преимущества организации, операционная деятельность которой встроена в определенный фрагмент цепочки добавленной стоимости, зависят от того, раскручивается ли данная цепочка или становится более компактной. На первых этапах жизненного цикла соответствующей экосистемы происходит расширение географического пространства по мере трансформации интегрированных компаний (первый этап локализации) в специализированные. Состояние зрелости, устойчивости характеризуется максимальной географической экспансией. По мере автоматизации операционного процесса и сокращения рутинного труда происходит его компактизация и сжатие географического пространства (второй этап локализации).

Аксиома. Формирование интегрированного пространства нематериальных активов приводит к инновационной локализации. Живые взаимодействия инновационного опыта и компетенций, несформированного знания создают конкурентные преимущества динамического типа. Они сразу же исчезают при несоблюдении критической массы взаимодействий вследствие искусственной географической экспансии.

Аксиома. В сырьевом, индустриальном и инновационном регионе пространственный фактор как конкурентное преимущество, в частности агломерационный эффект, работают по-разному.

Аксиома. В сырьевой экономике конкурентным преимуществом является приближение к центрам политической и деловой активности. В ряде случаев – наоборот (криминальная олигархия).

Аксиома. В индустриальной региональной экономике сборочные производства притягивают индустриальные цепочки добавленной стоимости, организации, осуществляющие НИОКР, инжиниринговые проекты.

Аксиома. В инновационной региональной экономике инновационные центры являются фактором, создающим ценность пространства.

Аксиома. Освоение новых рынков предполагает регионализацию структуры и бизнес-процессов организации. Регионализация невозможна без предоставления автономии подразделениям, которые работают на определенные регионы. Формирование автономных инновационных групп – необходимая предпосылка открытия окон возможностей.

В состав Johncon & Johncon входят 165 независимых друг от друга компаний. У АВВ около 5000 центров прибыли, штат которых не превышает 50 подразделений. Для размера СБЕ ряд фирм устанавливают планку, превышение которой приводит к ее разукрупнению.

Аксиома. КП организации, выходящей за пределы среднего масштаба, имеют динамический характер и сохраняются при регионализации ее структуры, высокой скорости реакции территориальных подразделений.

Аксиома. КП организации приобретают устойчивость при наличии эффективного географического менеджмента, встраивающего организацию в местные экосистемы, формирующего сетевые отношения с региональными потребителями, таким образом использующими технологический, интеллектуальный, финансовый потенциал региона, что это вызывает совместный синергетический эффект. Идентификация организации, сохранение ее лица в таких условиях требует особых усилий.

Аксиома. При приобретении сети международного масштаба необходимо использование сравнительных преимуществ региона как важнейшей предпосылки реализации конкурентных ее преимуществ. Достижение синергии конкурентных преимуществ региона и сети предполагает их конгруэнтность.

Аксиома. В сетевой НТ-экономике регионализация предполагает инновационное взаимодействие с теми исследовательскими, инновационными организациями региона, которые повысят качество базовых исследований. Это объясняет неравномерность процессов инновационной регионализации, их тяготение к технологическим центрам США, Западной Европы, Японии.

Аксиома. Устойчивое встраивание географических подразделений организации в местную экосистему при наличии синергетических эффектов и формирование многомерных сетевых партнерских отношений способно перевести экосистему в кластер.

Аксиома. Наиболее благоприятная среда для кластерного развития – агломерация. Наличие агломерации создает предпосылки для региональных рамок кластер. При отсутствии агломерации кластер приобретает межрегиональный характер и не столь эффективен.

Развитие сетевых форм организации изменили имманентные характеристики крупных городов и агломераций. Крупный город, как ядро агломерации превратился в ее сервисную зону с доминированием третичного и четвертичного секторов экономики. Взаимодействие, взаимовлияние частей городов агломерации приобретает сетевой характер.

Аксиома. В сетевой экономике происходит уплотнение агломерационного пространства, повышается роль средних и малых городов, куда на аутсорсинг передаются производства, соответствующие первичному и вторичному сектору.

Сетевая трансформация пространственного фактора связана с переносом в периферийную часть агломерации промышленных производств и крупных транспортно-логистических комплексов. На следующем этапе малые и средние города сетевой агломерации, интегрируясь в третичный сектор, берут на себя ряд его функций. Это создает благоприятные условия для развития кластеров.

Аксиома. Предпосылками кластера является наличии местных познавательных, организационных, социальных, институциональных, технологических ассоциаций.

Аксиома. В глобальной экономике кластер способен развиваться как международная структура, создающая условия для технологического глобального обмена, в процессе которого формируются точки роста, имеющие географическую проекцию (points of place, network of place).

Территориальными точками роста являются инновационные центры, ареалы высокой концентрации предпринимательских инициатив, сориентированных на современные технологические уклады. Инициативы идентифицируют процессы формирования новых цепочек добавленной стоимости, новых пластов экономической структуры, институтов их развития и соответствующий им организационный формат данных процессов.

Аксиома. Территориальные точки роста формируют портфель новых цепочек добавленной стоимости, предпринимательских инициатив, институтов их развития и соответствующих им организационных процессов.

Аксиома. Территориальные очки роста состоятельны, если управление изменениями здесь осуществляется как на микро-, так и мезоуровне.

Аксиома. В условиях высокого уровня централизации экономики территориальные точки роста положительным шагом является приобретение особого статуса ряду акторов, создающими возможность выхода из централизованных бюрократических схем и финансовых процессов. Рационально также привлечение инвестиций из централизованных федеральных источников, используя поддержку региональных и федеральных институтов развития.

КП, генерируемые кластерами, имеют территориальную проекцию и выражаются в территориально-структурных и компонентно-структурных процессах. Здесь важно преодоление территориальной инерции. П.М. Полян и А.И. Тревиш пишут о том, что территориальная структуры инерционна. Она накапливает прежние изменения, аккумулируют новые, консервируя их. Современный территориальный подход должен учитывать как законы агломерации, подчиняющие экономические процессы пространственным, а также законы пространственного разнообразия (ландшафтного, этнического, регионального, ментального, жизнедеятельности). [45]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: