Всясовокупностьмыслительныхфункцийсвозможностью обра- зованияотвлеченныхпонятий,сужденийиумозаключенийвместес
вниманием,памятью,запасомпредставленийислов,атакжеаффек- тивно-волевымисвойствамиличности составляетинтеллект(ум,ра- зум человека).
Психологи определяют интеллект как совокупностьвсехспособ- ностей,всей одаренностии мыслительныхвозможностей личности, необходимыхдляприспособлениякжизненнымзадачам.Понятиеоб
интеллекте,таким образом,являетсяцелостнымпонятием,вкоторое формыисодержание мышления входятлишькак составнаячасть.
Интеллектсводитсянетолькокспособностимыслить. Кроме возможности рассуждать,в интеллектеиграетважнуюрольподвиж- ностьмысли,аффективнаяживость,концентрациявнимания,память, а такжеобъем знанийи словарныйзапас.
Возможностьсужденийиумозаключений,выражающихсявпо-
ниманиисоотношениявещей,связейиотношениймеждупредметами иявлениями, атакжев возможностипредвидения,составляетсущест- венную частьинтеллекта.
Существуютразличныетипыинтеллектадажеуздоровогочело-
века.Один рассуждает быстро, прислучаеделает ошибки, носчитает- сяумнымчеловеком,другойрассуждаетмедленно,редко ошибается, нозато,когдатребуетсябыстрота суждения,онстановится беспо- мощнымипроизводит впечатление человека недалекого.
В развитии интеллектаосновную рольиграют общественныеус- ловия,вкоторыхразвиваетсяданнаяличность.Личностьрождается,
обладая определенным,биологическимсубстратом(мозговыми «за- датками»), который, будучи полноценным илинеполноценным, бога- тымилибедным,определяетвозможностибудущегоразвитияинди-
видуума. Общественнаясредас различным воспитанием и образова- ниемсоздаетразличнуюструктуру интеллекта.Оченьчасточеловек слыветза«малоодаренного»толькопотому,чтоонявляетсясоциаль-
нозапущенным ипедагогическиотсталым.При благоприятныхусло- вияхинтеллект такого человека можетдостичьочень высокойстепени развития.Вэтихслучаяхматериальныйсубстратличностиздоров,но
вследствие неблагоприятныхусловийличность получиланеправиль- ную социальную направленность.
Различаютпредпосылкиинтеллекта исобственноинтеллект. Предпосылкиинтеллекта–этоотдельныепсихические функции,та- кие,какпамять,благодарякоторойнакапливаетсяопределенныйза-
пасзнаний,внимание,некоторыемеханизмымоторныхпроявлений,
темп функционирования,утомляемость,речевая одаренность.Нару- шениепредпосылокинтеллектаможет препятствовать егопроявле- нию. Собственноинтеллект состоит из почти неограниченного ряда способностейифункций–способность клогическому мышлению,аб- страгированию,комбинаторике,находчивость, остроумие, оригиналь- ностьмышления, умениетворческиприменятьзнания и т.п.
Стойкое,малообратимоеснижениеуровняпсихической,в пер- вуюочередь,интеллектуальнойдеятельности,включаетсявпонятие
слабоумие.
Различаютслабоумие приобретенное вследствиезаболеваний мозга,вызывающихегоповреждение (деменция),иврожденное,когдау
детейс рождения илис самогораннеговозраста выявляетсяумственная отсталость.Последнийвидслабоумияобычноопределяетсякакмало-
умие (олигофрения).Между приобретенными врожденнымслабоумием имеются существенные различия.Эти различия определяются тем,что в основеприобретенногослабоумиялежитразрушениеразвитогомозга,в
основеврожденного–природные изъяны,недоразвитие.Человека, ставшегослабоумным,образноможносравнитьсразорившимсябога- чом,ародившегосяумственноотсталым–сбедняком.
Судебно-психиатрическое значение нарушенийинтеллекта.Слабо- умныебольныеочень внушаемыи, попадаяв силу этогоподвлияние другихлиц,могутсовершатьразличныепреступления.Подвлиянием
алкоголяу такихлицрастормаживаютсяинстинкты,чтотожеможет явитьсяпричинойразличныхпреступлений,втомчислеи половых.
Расстройствамышления
Междучувственнымиабстрактным познаниеммираимеется теснаянеразрывная связьиединство.Процессмышленияосуществля- ется при помощианализа всего наблюдавшегося, т.е. выделения от- дельныхэлементов иодновременногоихсинтеза,установлениямеж- ду нимисвязи,мысленноевоспроизведениецельнойкартины.В осно- веанализалежитсоответствующаядеятельностькорыбольшихпо-
лушарийголовногомозга.Канализуисинтезу человеквпроцессе мышлениявсегдапривлекает предшествующийличныйопыт,ачерез полученные знания –широкийобщественныйопыт.
Кромеанализаисинтезавпроцессмышлениявходятещеи другие мыслительныеоперации:сравнение,различие,обобщение,абстракция и др. Еще более высоким качеством мышления является то, чтоопределя- ется понятием «критика».Речьидетовозможностяхчеловекаправильно
оценивать жизненную ситуацию, намечать реальныепланы,определять своеотношениек различнымсоциальнымпроблемамисобытиям.При этом мышлениевыступаеткаксредствоутвержденияличностив обще- стве инеразрывносвязанос такимивысшимиспецифическимикачест- вами,каксознание,воля,мировоззрение.
Таким образом, мышление –это психический процесс, который заключаетсяв отражениичеловеческиммозгомобщихсвойств пред- метовиявленийвнешнегомира,установлениисвязеймеждуними.
Расстройствамышленияу психическибольныхвесьмаразнооб- разны.Причем,можетрасстраиватьсякакформа,такисодержание
мышления.
Расстройствамышлениянеотделимыот нарушенияречи.Устнаяи письменнаяречь отражаетмыслииявляетсянаиболеенадежнымсред- ством проникновенияв них, ознакомленияссодержанием мышления. Речь пациентовтакже раскрывает особенностиихмышления, еготемп, различныеформы,характеррасстройств.