Понятие и видынарушения интеллекта




 

Всясовокупностьмыслительныхфункцийсвозможностью обра- зованияотвлеченныхпонятий,сужденийиумозаключенийвместес

вниманием,памятью,запасомпредставленийислов,атакжеаффек- тивно-волевымисвойствамиличности составляетинтеллект(ум,ра- зум человека).

Психологи определяют интеллект как совокупностьвсехспособ- ностей,всей одаренностии мыслительныхвозможностей личности, необходимыхдляприспособлениякжизненнымзадачам.Понятиеоб

интеллекте,таким образом,являетсяцелостнымпонятием,вкоторое формыисодержание мышления входятлишькак составнаячасть.

Интеллектсводитсянетолькокспособностимыслить. Кроме возможности рассуждать,в интеллектеиграетважнуюрольподвиж- ностьмысли,аффективнаяживость,концентрациявнимания,память, а такжеобъем знанийи словарныйзапас.

Возможностьсужденийиумозаключений,выражающихсявпо-

ниманиисоотношениявещей,связейиотношениймеждупредметами иявлениями, атакжев возможностипредвидения,составляетсущест- венную частьинтеллекта.

Существуютразличныетипыинтеллектадажеуздоровогочело-

века.Один рассуждает быстро, прислучаеделает ошибки, носчитает- сяумнымчеловеком,другойрассуждаетмедленно,редко ошибается, нозато,когдатребуетсябыстрота суждения,онстановится беспо- мощнымипроизводит впечатление человека недалекого.

В развитии интеллектаосновную рольиграют общественныеус- ловия,вкоторыхразвиваетсяданнаяличность.Личностьрождается,

обладая определенным,биологическимсубстратом(мозговыми «за- датками»), который, будучи полноценным илинеполноценным, бога- тымилибедным,определяетвозможностибудущегоразвитияинди-

видуума. Общественнаясредас различным воспитанием и образова- ниемсоздаетразличнуюструктуру интеллекта.Оченьчасточеловек слыветза«малоодаренного»толькопотому,чтоонявляетсясоциаль-

нозапущенным ипедагогическиотсталым.При благоприятныхусло- вияхинтеллект такого человека можетдостичьочень высокойстепени развития.Вэтихслучаяхматериальныйсубстратличностиздоров,но

вследствие неблагоприятныхусловийличность получиланеправиль- ную социальную направленность.

Различаютпредпосылкиинтеллекта исобственноинтеллект. Предпосылкиинтеллекта–этоотдельныепсихические функции,та- кие,какпамять,благодарякоторойнакапливаетсяопределенныйза-

пасзнаний,внимание,некоторыемеханизмымоторныхпроявлений,

темп функционирования,утомляемость,речевая одаренность.Нару- шениепредпосылокинтеллектаможет препятствовать егопроявле- нию. Собственноинтеллект состоит из почти неограниченного ряда способностейифункций–способность клогическому мышлению,аб- страгированию,комбинаторике,находчивость, остроумие, оригиналь- ностьмышления, умениетворческиприменятьзнания и т.п.

Стойкое,малообратимоеснижениеуровняпсихической,в пер- вуюочередь,интеллектуальнойдеятельности,включаетсявпонятие

слабоумие.

Различаютслабоумие приобретенное вследствиезаболеваний мозга,вызывающихегоповреждение (деменция),иврожденное,когдау

детейс рождения илис самогораннеговозраста выявляетсяумственная отсталость.Последнийвидслабоумияобычноопределяетсякакмало-

умие (олигофрения).Между приобретенными врожденнымслабоумием имеются существенные различия.Эти различия определяются тем,что в основеприобретенногослабоумиялежитразрушениеразвитогомозга,в

основеврожденного–природные изъяны,недоразвитие.Человека, ставшегослабоумным,образноможносравнитьсразорившимсябога- чом,ародившегосяумственноотсталым–сбедняком.

Судебно-психиатрическое значение нарушенийинтеллекта.Слабо- умныебольныеочень внушаемыи, попадаяв силу этогоподвлияние другихлиц,могутсовершатьразличныепреступления.Подвлиянием

алкоголяу такихлицрастормаживаютсяинстинкты,чтотожеможет явитьсяпричинойразличныхпреступлений,втомчислеи половых.

 

 

Расстройствамышления

 

Междучувственнымиабстрактным познаниеммираимеется теснаянеразрывная связьиединство.Процессмышленияосуществля- ется при помощианализа всего наблюдавшегося, т.е. выделения от- дельныхэлементов иодновременногоихсинтеза,установлениямеж- ду нимисвязи,мысленноевоспроизведениецельнойкартины.В осно- веанализалежитсоответствующаядеятельностькорыбольшихпо-

лушарийголовногомозга.Канализуисинтезу человеквпроцессе мышлениявсегдапривлекает предшествующийличныйопыт,ачерез полученные знания –широкийобщественныйопыт.

Кромеанализаисинтезавпроцессмышлениявходятещеи другие мыслительныеоперации:сравнение,различие,обобщение,абстракция и др. Еще более высоким качеством мышления является то, чтоопределя- ется понятием «критика».Речьидетовозможностяхчеловекаправильно

оценивать жизненную ситуацию, намечать реальныепланы,определять своеотношениек различнымсоциальнымпроблемамисобытиям.При этом мышлениевыступаеткаксредствоутвержденияличностив обще- стве инеразрывносвязанос такимивысшимиспецифическимикачест- вами,каксознание,воля,мировоззрение.

Таким образом, мышление –это психический процесс, который заключаетсяв отражениичеловеческиммозгомобщихсвойств пред- метовиявленийвнешнегомира,установлениисвязеймеждуними.

Расстройствамышленияу психическибольныхвесьмаразнооб- разны.Причем,можетрасстраиватьсякакформа,такисодержание

мышления.

Расстройствамышлениянеотделимыот нарушенияречи.Устнаяи письменнаяречь отражаетмыслииявляетсянаиболеенадежнымсред- ством проникновенияв них, ознакомленияссодержанием мышления. Речь пациентовтакже раскрывает особенностиихмышления, еготемп, различныеформы,характеррасстройств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: