В судебно-психиатрическом плане наибольший интерес пред-
ставляютбредовыеисверхценные идеи.Судебно-психиатрическое значениебредовыхидейособенновелико,таккакбредовая идеялегко занимаетдоминирующееположениев психике больногоисоздает резконеправильноеотношениекокружающемумиру.Речьвпервую
очередьидетопациентахсбредомпреследования,воздействия,от- ношения,таккакобороняясь,нередконападаютичастосовершают
тяжкие правонарушения.
Подвлияниемсверхценныхидей, возникающихвследствиечув- ства обиды,слепойлюбвииревности, иливследствиенепризнания и борьбы,могутвозникатьправонарушения,совершаемые под напором интенсивныхпсихическихпереживаний,всилубольшойэмоциональ-
нойзаряженности.
Расстройстваэмоций
Есливнимание,памятьидругиепроявленияпсихическойдея-
тельностичеловекаостаютсякакбызазанавесом,тоегоэмоциональ- ноевосприятиеокружающегоисвоихпереживанийвсевремянахо-
дится наавансцене.
Удовлетворенность илинеудовлетворенность,интерес илирав- нодушие,беспокойство,подавленность,опасение,страх, предвкуше- ние приятного,воодушевление,радость,–любое изэтихсостояний накладываетсвоеобразныйотпечатокнавесьобликчеловека.Именно вэмоциональнойсфере наиболее ярко проявляютсяте илииныеосо- бенностикаждогочеловека,егоотношениексебе,ксвоим близким,к друзьямиврагам.Эмоциикакбы«освещают»и«окрашивают»вте илииные тона интеллект,интересы,искания человека.
Эмоцияиличувствомогутсущественноповлиять натечение другихпсихическихпроцессов,ускоритьилизамедлитьмыслитель-
ную деятельность,сделать ее болеепродуктивной илинаоборот.
Эмоцияминазывают определенныепереживания,которые выра- жаютсубъективноеотношениечеловекакокружающемуиксамому
|
себе,на пути к удовлетворению своихпотребностей.
Нелегкоотграничитьэмоцииот близкихкним явлений.Одниуче- ные склонны отождествлятьэмоции спотребностями живыхорганиз- мов, другиесинстинктами, третьи–стакназываемымимотивациями. Однаковсеэтохотяиблизкие, норазныеявления.Эмоциимогутбыть связаныспотребностями, инстинктамиилимотивациями,входитьвних
вкачествесоставнойчасти,ноотождествлятьэтипонятиянельзя.Одна итажеэмоцияможет возникнутьпосамым различным поводам. Ска- жем,эмоцияудовольствиясопровождаетудовлетворениепотребности ивпище,иводежде,ивчтениихорошейкниги.
Предложены несколькотеорий, объясняющихвозникновение эмоцийучеловека.
Согласнооднойизних,простые,элементарныеэмоциивозникают
какрезультатобобщенияиспытываемых ощущенийи стремлений.Они направленынаподдержаниежизниорганизмаиобеспечение продолже- ниярода. Возникнув накаком-тораннемэтаперазвитияживого, про- стыеэмоцииоказалисьполезныорганизмам,таккакобеспечилиимхотя
иприблизительную,нозатобыструюобобщенную оценку воздейст- вующихнанихраздражителей,оценкутого,чтопроисходитвнутриор-
ганизмаивокружающейегосреде.Этопозволилоорганизмамбыстро, ивбольшинствеслучаевправильно,т.е.выгоднодлясебяреагировать напостоянновозникающиеизмененияусловий существования и,таким образом, приспосабливаться к этимизменениям.
Другаятеорияпредполагает,чтомеханизмыэмоцийвключаются
втехслучаях,когда ситуацияоказываетсянесовсемпонятной,несо- всем ясной, «странной». Согласнотакой информационнойтеории эмоцийпоследниевозникают принедостаткесведений,необходимых длядостиженияцели. Замещая,компенсируяэтот недостаток, они обеспечиваютпродолжение действий, способствуютпоиску новой информациии тем самымповышают надежностьживойсистемы.
|
Взависимости отсилы,влияниянаактивностьчеловекаэмоции делят настенические(отгреч.«стенос»–сила)иастенические(час- тица«а»означаетотрицание).Стенические–этоте, чтовозбуждают, активируют(радость, гнев), аастенические, наоборот, подавляют ак- тивность,действуютугнетающе(страх,тоска).Выделяют такжепо- ложительные(радость)и отрицательные (страх,гнев)эмоции,ибо им, какчувственным переживаниям,преждевсегосвойственны именно полярныехарактеристики(приятное –неприятное).
Известно,чточеловекунаследовал механизмэмоцийотсвоихжи- вотныхпредков.Поэтомучастьэмоцийчеловекасовпадаетсэмоциями
животных,например,ярость,страх.Этопростейшиеэмоции,связанные с удовлетворением органическихпотребностей. С развитием мышления иразума,атакжевысшихчеловеческихпотребностейнабазепростей-
шихэмоцийсформировалисьболеесложные–человеческиечувства.
Таким образом, различаютпростыеэмоциииэмоциивысшего порядка–чувства.Эмоциив процессеэволюциивозниклираньше чувств, онисвойственнынетолько человеку, ноиживотнымивыра- жаютотношениек удовлетворениюфизиологических потребностей. Чувстваразвилисьнабазеэмоций,привзаимодействиисразумом,с
интеллектом,входеформированияобщественныхвзаимоотношений исвойственныонилишьчеловеку.
|
Чувство –это одна изформ отражения действительности, выра- жающаясубъективное отношениечеловека кудовлетворениюсвоих потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его
представлениям.
Чувстваусловноделятнаэтические(моральные, нравственные), интеллектуальные (познавательные) иэстетические.Этические чувст- ваформируютсяучеловекавпроцессе воспитания.Вихосновележит знание норм поведения,требованийморали, принятыхв данном об- ществе. К этическим чувствам относятся чувство товарищества,
дружбы,раскаяния, долгаит.п.Факторы, обусловливающиете или иныеэтическиечувства, в определеннойстепениизменчивыивомно-
гомзависят от принятыхв данный периодв данном обществе норм поведения, требованийморали.
Познавательныечувстваможнорассматривать какдвигатель прогрессачеловеческогообщества. Перваяступень познания–стрем- лениекчувственномуисследованиюсцельювыявитьприятноеили
неприятное.Современем познавательныечувстваусложняются,сре- ди нихпоявляютсятакие,какчувствадогадки,недоумения, сомнения, удивления, чувствожаждыпознания,поиска, в том числеинаучного.
Эстетическиечувствавпроцессеотражениячеловекомдействи-
тельностизанимаютособоеместо.Восновеихлежитспособность к восприятиюгармонии икрасоты.Возникновениеисущностьэстети- ческихчувствневозможнопонятьвнесвязистакимикатегориями, как художественныйобразиэстетическийвкус.
Художественныйобраз– объект, вызывающийэстетическиечув- ства.Этоможетбыть природныйландшафт,произведение искусства, удовлетворяющие требованиям эстетики, промышленное изделие и т.д. Восприятиепроизведенийискусстваможетвызвать у человекаи гнев,ирадость,ижалость,ипечаль,ипрезрение.Причастомповто-
ренииэстетические чувствавходятв«эмоциональныйфонд»челове- ка,обогащаютего,делаютдоступнымдлянегопониманиетакихпе-
реживаний,скоторыми онсамвжизни несталкивался,даинеможет столкнуться.Этичувстваначинаютвлиятьна егоповедение,ивэтом, возможно, облагораживающее значениеискусства.
Английскиесоциологиустановили,чтодети,которыеучатсяили
училисьмузыке,совершаютв шестьразменьшеправонарушений, чем ихсверстники, лишенныемузыкальноговоспитания. Утратаэстетиче- скихвкусов равносильнаутратесчастьяи, может быть, вредноотража- етсянаумственныхспособностях, аещевероятнее–нанравственных качествах,так как обедняет эмоциональную сторонунашейжизни.
Вэмоциивыделяютдвесоставныечасти:первую(иглавную)– субъективное,эмоциональное переживание(приятного или неприят- ногохарактера)ивторую–эмоциональноевыражение,т.е.,сопутст- вующиеэтому переживанию изменениямимики,жестов, позы,атак- жевегетативныереакции(покраснениеилипобледнениелица,серд-
цебиение и т.д.)
Внешнеевыражение–мимика, жесты, поза–оченьважный, хотя и весьмаиндивидуальныйизменчивыйэлементэмоций. Путемвнешних выразительныхдвижений достигается значительноевоздействиесубъек- танаокружающих еголюдей,«заразительность»эмоций. Неслучайно этимприемомумелопользуютсяиактерыиораторы,чтобыувлечьзри-
теляислушателя.Вмимике(выразительныедвижениялица) ипантоми- мике(выразительныедвижениявсеготела)могутнайтисвоеотображе-
ниесамыетонкиеоттенкитехилидругихэмоциональныхпереживаний.
Всеэмоциипсихологиусловно делят на настроения,страстии аффекты.
Настроение – эмоциональноесостояние, котороеобычно небы- ваетчрезмерноярким,нозатохарактеризуетсяотносительнойустой-
чивостью.Настроениеможетбытьгрустнымили спокойно- умиротворенным;тревожным илитоскливым,торжественным иливе- селым.Оноявляется, по сутидела, фоновымэмоциональнымсостоя- нием –эмоциональным фоном.
Страсть –сильноев глубокое длительноеэмоциональное состоя- ние.Онаподчиняетсебеосновнуюнаправленностьмыслейипоступ-
ковчеловека,стимулируетегок активной деятельности, цельюкото- ройявляетсяудовлетворениесовершенно определенных желаний. Алкоголик испытываетстрастькспиртным напиткам,карточныйиг- рок к картам.
Аффекты–обычнократковременные,нопредельнояркие, бурные эмоциональные вспышки(восторг,гнев, ярость,ужас ит.п.), состояния эмоциональноговозбуждениявысшейстепени.Аффекты,какправило,
возникаютв связиссовершенноопределеннымираздражителямиипо- этомувсегдаконкретнонаправлены.Всостоянииаффектачеловек,дей-
ствует подвлиянием главным образом эмоций. Контрольсостороны сознанияприэтом ослаблен,ивозможнымгновения, вовремякоторых действиявообщеускользаютиз-подконтролярассудка.