Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19 – 20 в., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, пути предотвращения и разрешения конфликтов.
Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были в центре обсуждения.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас.
В 7 – 6 вв. до н.э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях, присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.
Также в конце 6 - начале 5 вв. до н.э. древнегреческие ученые-мыслители Гераклит и Платон не раз высказывались о роли социальных конфликтов в жизни общества.
В дальнейшем на протяжении многих веков ученые, социологи, философы, занимающиеся изучением природы конфликта, его анализом, высказывали различные точки зрения, показывали разнообразие теоретических подходов к пониманию конфликта и объяснению конфликтности общества, при этом отмечая как позитивную, так и негативную их роль. По мере развития науки отрицательная оценка последствий конфликтов начинала несколько доминировать.
Так в конце 19 в. начале 20 в. в западной социологии существовали идеи нежелательного, вредного влияния конфликта на “социальный организм”. Считалось, что конфликт – это всегда агрессия, стресс, враждебность. Американский социолог Толкотт Парсонс в работе “Структура социального действия” [5,с.69] анализируя функциональную модель общества, рассматривал конфликт как причину дестабилизации и дезорганизации общественной жизни. Он определял конфликт как социальную аномалию, считая, что нужны бесконфликтные отношения, которые бы привели к социальному равновесию, взаимопониманию и сотрудничеству. Отрицательную оценку конфликтам в своих трудах давали Уорд, Веблен, Левин, авторы, принадлежащие к школе научного управления, административной школе и разделяющие концепцию бюрократии по Веберу.
|
В противовес этой теории английский философ и социолог Герберт Спенсер в своей работе “Основы социологии” [5,с.67] развил тезис о всеобщности и универсальности конфликта, говоря, что конфликт – это неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития. Заметным шагом в изучении конфликта стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Автора опубликованной “Социологии” [5,с.68] по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим, это универсальное явление; более того полностью единая и гармоничная группа и общество вообще немыслимы. Г.Зиммель отмечал положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочения и унификации социального организма. Продолжением этой идеи можно считать исследования американского социолога Льюиса Козера, который в своей работе “Функции социального конфликта” высказал концепцию “позитивно-функционального конфликта”. Ученый определял конфликт как процесс, который при определенных условиях может “функционировать”, чтобы сохранить “социальный организм”. По его мнению, наряду с отрицательными, конфликт несет и позитивные функции: разряжается напряженная атмосфера между участниками, стороны больше узнают друг о друге и т.д. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, раскрывают дорогу инновациям.
|
Наряду с зарубежной развивалась и российская наука “Конфликтология”.
В период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.
Во второй половине 70-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося материала. Так в работе Л.А.Петровской “О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта” были представлены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. В дальнейшем в работе А.Я.Анцупова “Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов” [4,с.25] уже было предложено одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта: сущность конфликта, его генезис, эволюция, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение, методы диагностики и исследования конфликта.
|
К середине 80-х годов в психологической литературе относится первая попытка систематизации направлений конфликта. В работе Р.Л.Кричевского и Е.М.Добовского “Психология малой группы”[15,с.42] было предложено три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельный и личностный. Это явилось еще одним шагом в развитии конфликтологии как науки.
Наряду с психологическими исследованиями в области конфликта развивается и отечественная социология. Уже в первой трети 20 в. социологами активно изучались трудовые конфликты. Первой работой в этом направлении явилась брошюра П.О. Гриффина и М.И. Могилевского “Трудовые конфликты и порядок их разрешения». В этот период изучались преимущественно стачки и трудовые споры. Существовавшие в это время статистические материалы по трудовым конфликтам были открыты для всего управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать своевременные меры по разрешению противоречий. Позднее, 1939г., исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются, и развитие общества на тот период рассматривается как бесконфликтное.
К проблеме конфликта отечественные социологи вернулись во второй половине 60-х годов, хотя публикуемых работ на этот период было мало. В период 80-90-х годов социологи совместно с психологами активно разрабатывают проблему конфликта.
Публикации большого числа работ, таких как: “Внимание: конфликт!” Ф.М.Бродкина, “Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов” Н.В.Гришиной, “Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон” В.В.Латыпова и других говорят о наличии потребности в систематизированных знаниях по данной проблеме, практических рекомендациях, так как любому руководителю на любом уровне обязательно необходима соответствующая подготовка, обучение искусству общения, знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.
О важности разрешения конфликтов говорил Генри Форд (младший): “Если бы научиться разрешать конфликты, то это позволило бы снизить себестоимость автомобиля больше, чем за 25 лет технических нововведений”.
Различие людей во взглядах, несовпадения восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Она состоит из двух элементов. Во-первых, это оппоненты, т.е. участники конфликтной ситуации, имеющие свои цели, мотивы и противоположные (различные) взгляды на средства и способы разрешения проблемы. Естественно, что оппонентов может быть больше, чем два.
В любом споре оппоненты обладают некой “силой,” и с этой силой связана возможность победы. Величину этой силы было бы естественно связать с тем, кого представляет индивид, вступающий в конфликтные взаимодействия с другим индивидом.
Вторым непременным элементом конфликтной ситуации является объект, вызвавший ее к жизни. Определить его в каждом конкретном случае непросто, т.к. их может быть несколько и, кроме того, они могут сильно отличаться друг от друга: права, привилегии, потребности, интересы, должности, уважение, внимание, ресурсы и т.д. Однако сквозной характеристикой всех объектов конфликтной ситуации является их неделимость. Неделимость может быть как физическим свойством объекта (должность может занять только один), так и следствием желаний или интересов одного из оппонентов, например, один из авторов изобретения, возможно, единственный претендует на единоличное авторство и на полную сумму соответствующего вознаграждения. Если объект спора делим, и способ деления признается справедливым всеми участниками, то и спора (конфликтной ситуации) не должно возникать. Таким образом, объект конфликтной ситуации нужно определять на основе данного свойства неделимости.
Очевидно, что объект, цели, оппоненты в одной и той же конфликтной ситуации связаны определенными отношениями. Цели отдельного индивида могут совпадать с целями, например, организации, в которую он входит. Тогда цель конфликтной деятельности человека отождествляется с целью деятельности организации.
Для того, чтобы люди или группы людей могли вступить в конфликт, они должны иметь возможность взаимодействовать друг с другом. При этом несущественно, взаимодействуют ли оппоненты непосредственно или через единую организационную структуру. Важен сам факт инцидента - действий со стороны оппонентов, направленных на овладение объектом и провоцирующих резкое обострение противоречий и начало борьбы между ними.
Выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и инцидентов: объективно целенаправленные, объективно нецеленаправленные, субъективно целенаправленные и нецеленаправленные.
1. Объективные целенаправленные конфликтные ситуации и инциденты возникают независимо от воли и желания оппонентов из-за каких-либо объективных обстоятельств (выпуск бракованной продукции), либо случайности (ошибки совершенной руководителем из-за незнания психологических закономерностей функционирования человеческих групп и коллективов) и преследуют конкретные цели: сменить станок, улучшить технологию, повысить эффективность управленческих функций и т.д.
2. Объективные нецеленаправленные в отличие от предыдущих не преследуют конкретных целей. Это могут быть ошибки в новой компьютерной программе по бухгалтерскому учету, что приведёт к несовпадению баланса.
3. Субъективные целенаправленные конфликтные ситуации и инциденты порождаются человеком, группой, организацией, которые стремятся к определенной цели.
4. Субъективные нецеленаправленные возникают из-за конкретного субъекта, но случайно, по вине допущенных им ошибок, не преследующих какой-либо цели.
К этому следует добавить, что конфликтная ситуация может “передаваться по наследству”, переходить к новым оппонентам даже тогда, когда ее начало положено не объективными обстоятельствами, а случайностью, или когда причины конфликта давно исчезли.
Конфликты возникают там, где сталкиваются различные школы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкреплённое соответствующими возможностями. Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.
Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. Понятия “конфликт” и “противоречия” фактически становятся сопоставимыми по объему. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.
Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.
Сущность же конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновения интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она – в противодействии субъектов конфликта в целом.
Таким образом, конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [10, с.8]