Использование светотени для придания образности хореографии




 

В основе хореографического творчества лежит действенное раскрытие заложенного в танцевальной постановке конфликта, поиск выразительных средств, помогающих наиболее полно и артистично раскрыть содержание произведения на сцене. В этой связи современные хореографы постоянно стоят перед решением задачи по достижению наилучшего уровня воплощения художественного образа. Как писал М. Фокин в своей книге «Против течения»: «Танец не должен представлять собой исключительно предлог для демонстрации всяких затейливых прыжков. Он призван выразить внутреннюю суть действия».[14]

Драматургия хореографической постановки раскрывается посредством организации композиции и рисунка танца. Однако, в немалой степени замысел танца реализуется и в его сценическом оформлении, использовании дополнительных эффектов, усиливающих впечатление от увиденного на сцене.

Восприятие танца зрителем зависит в первую очередь от самого замысла номера и музыкального материала, (его ритма, темпа, строения музыкальных фраз и внутреннего образа). Но также он зависит и от национальной принадлежности танца, то есть использовании в нем определенных характерных черт, а также и от сценического оформления танца (свет, тень, декорации, костюмы и т.д.). При постановке танца хореограф обязан учитывать логику развития танца, стремиться к разнообразию движений, использовать принцип контраста, выделяя основной, первый, дальний план, равномерно размещать танец по сценической площадке. Хореографический образ танца создается под влиянием всей системы взаимоотношений как между персонажами танца, так и под влиянием сценических приемов создания образа. Одним из таких приемов является светотень.

Светотень – понятие, заимствованное из живописи, где под данным термином подразумевают распределение светлых и темных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением, и позволяющее зрительно воспринимать объем и рельеф[15]. Свет лежит в основе светотени, выразительное свойство которой заключается в переходах от светлого к темному, распределению цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний.

Использование светотени при оформлении хореографической постановки оправдано в тех случаях, когда хореограф стремится сформировать в танце графическое контрастное изображение, создать силуэты объёмов, облечь их в графику, придать конструктивно-пространственную структуру. При подобном сценическом решении в танце находят пластическое выражение нюансы ритма и гармония соотношений. Под воздействием светотеневых контрастных силуэтов рождаются сложные художественно-хореографические ассоциации.

Поскольку танец строится по законам хореографической геометрии, то при его постановке и планировании рисунка должны учитываться просматриваемые зрителем танцевальные линии и ракурсы. Танцевальный рисунок проявляется не только горизонтально (на поверхности пола), но также и образуется из фигур танцоров, которые могут быть выделены в композиции танца в соответствии с замыслом хореографа. Поэтому при сочинении танца для создания наибольшей образной выразительности хореографы используют свет и тени для более полного раскрытия образа и характера танца. То есть движения танцоров могут быть организованы таким образом, чтобы они «рисовали» танец линиями своего тела. При этом каждый отдельный элемент танца в зависимости от хореографического замысла и темы произведения может сопровождаться той или иной степенью освещенности, подсветки либо затемнения.

Хореограф, работающий над сценическим воплощением литературного произведения, может использовать различные хореографические средства выразительности. Свет и тени – два контрастных приема усиления впечатлений зрителя. Наиболее эффектно смотрится хореографический танец в контражуре, когда танцор движется в ярком луче света, направленном на зрителя. При использовании контражурной светотени танцевальная линия, с одной стороны, создаёт контур, а с другой, выявляет положение объёмных тел танцоров в пространстве. Специфическая особенность графического языка светотени в танце заключается в лаконичности этого хореографического средства. При умелом сочетании света и теней в хореографии можно добиться самых разных эффектов:

- создания на сцене гнетущей либо загадочной атмосферы,

- нагнетание дополнительной интриги ощущения предвкушения перед следующим танцевальным рисунком,

- выделения отдельных драматургических этапов,

- подчеркивания различных элементов танца (движений танцоров),

- формирования теневых образов, соответствующих замыслу танца,

- создание симметричности или ассиметричности рисунка танца[16].

Сценическое оформление танца вытекает из темы литературного произведения, которое лежит в основе хореографической постановки и подчиняется его идее, эмоциональному состоянию героев, их поступкам и действиям. При сочинении танца хореограф учитывает возможности использования дополнительного освещения элементов танца для наибольшей выразительности и полного раскрытия образа танца и характера его героев. Освещение танцевальных движений должно развиваться по законам композиции, логично, быть тесно связано с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от сценической задачи хореограф может симметрично или асимметрично строить освещение в танце. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа - добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Если в соответствии с драматургией танца требуется показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие эмоциональные состояния героев, то хореограф может усиливать движения танцоров с помощью светотени, выделяя тот или иной участок хореографического рисунка.

Таким образом, в зависимости от идеи танца и обстоятельств сценической жизни в хореографической постановке может возникать огромное количество вариантов насыщенности световых тонов, подчеркивающих как отдельные движения танцоров, так и создающих весь характер танца. Благодаря различной экспрессивной насыщенности движений одного и того же характера танцор может в нужный момент усилить или ослабить определенное впечатление в пластической характеристике роли. Владея разными по характеру оттенками движений, умея их сгущать или ослаблять, танцор способен создать в танце общую пластическую характеристику образа, вытекающего из поставленной хореографической задачи в танце. В свою очередь огромное количество световых комбинаций в танцевальном оформлении позволяет хореографу наиболее эффектно воплотить литературный замысел в танце, выразить все разнообразие хореографических образов, придать им объем и дополнительное звучание.

Изучив теоретические основы развития современной хореографии, можно констатировать, что танцевальное искусство прошло длительный путь становления и вобрало в себя характерные черты всех предыдущих эпох. Особенностью современной хореографии является ее стремление к свободному стилю, избавление от строгих канонов и ограничений, ярко выраженный поиск новых форм. Современный танец сегодня – это зачастую не только новая форма, но и новые смыслы, новые ракурсы, новые свободные движения. Современная хореография включает в себя огромное количество стилей и направлений – от уличных танцев до свободных сценических форм, экспериментальной хореографии.

Существующие техники современного танца выработались в начале XX века и успешно развиваются вплоть до наших дней. Современные хореографы при постановке танцевальных номеров опираются не только на классические правила хореографии, но и используют современные техники, смешение стилей и форм. Лексика современной хореографии стремится к простым движениям, свободным от исполнительства, виртуозности и эстетических ограничений. Спонтанность, импровизация и эксперимент – вот краеугольные камни современной хореографии.

Сценическое оформление танца зависит от художественного замысла хореографа и требует определенных сценических решений. Современный танец опирается, главным образом, на раскрытие возможностей человеческого тела. Поэтому в современных танцевальных постановках хореографы стремятся как можно выразительнее подчеркнуть отдельные движения и танцевальные элементы при помощи сценических средств. Использование светотени при воплощении хореографического замысла помогает хореографу создать на сцене более яркий, контрастный рисунок танца, придать нужные акценты отдельным его частям и движениям танцоров, а также сформировать выразительную танцевальную композицию.

Таким образом, можно подвести итог, что современная хореография открывает безграничные возможности для воплощения литературного произведения в танце как танцорам, так и хореографам. А, главное, позволяет зрителю полнее ощутить образ и атмосферу танцевального номера, глубже понять хореографический замысел постановщика.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: