Танцевальное искусство известно с давних времен. По своей сути танец является выражением самобытного творчества разных народов мира. Его появление объясняется естественной физиологической потребностью человека в ритмических движениях и прослеживается уже на самой заре появления человека.
История современной хореографии – это история поиска свободы, избавления от условностей. До сих пор именно желание свободы лежит в основе работ современных хореографов. Современный танец в своей сути выступает не просто новой формой авторского высказывания, но также и опытом переосмысления хореографии как искусства, попыткой поиска альтернативных подходов к идеологии танца, его эстетике, поиску новых движений. Не взирая на отличие современного танца от классического, в его основе лежат те движения и шаги, которые являлись основой балета.
Разбирая терминологию танца, нужно отметить, что современным можно назвать любой танец, ведь в свое время каждый танец являлся современным и был отражением породившей его эпохи. То есть современный танец – по сути явление временное и весьма относительное. Для более полного понимания сути современной хореографии, обратимся к терминологии явлений «современный танец» и «современная хореография».
Термины «современный танец» и «современная хореография» по сей день имеют самые многочисленные трактовки. Эти понятия и сегодня не имеют единых определений и рассматриваются по-разному в зависимости от контекста и целей исследования. На данный момент термин «современная хореография» рассматривается двояко:
1. Во-первых, современная хореография - это комплекс танцевальных направлений, включающий весь спектр танцевального искусства от уличных (hip-hop, breаk-dаnce, c-wаlk, crump, street dаnce и др.), клубных (go-go, jаzz-funk, vogue, teаk-tonic и др.), до сценических форм «свободного танца» и его производных (modern, jаzz, contemporаry dаnce, contemporаry jаzz и др.), а также экспериментальную хореографию;
|
2. Во-вторых, под термином «современная хореография» принято понимать современные танцевальные стили, которые основываются на техниках ритмопластического танца разных хореографов (Марты Грэм, Мерса Каннингема, Хосе Лимона и др.), которые дополнены психосоматическими тренингами и соединением отдельных элементов привычных танцевальных систем (например, модерн, джаз, контактная импровизация и др.)[2].
На протяжении всей истории человечества танец играл важную роль в жизни людей. История танцев вообще происходит из глубокой древности, когда первые люди выражали свои эмоции и впечатления от окружающего мира с помощью разных жестов и движений. Возникновение танца было обусловлено реакцией на различные события общества (праздники, ритуалом и т.п.) и отражал их специфику, что привело к появлению специфичного танцевального языка и особых средств выразительности в хореографии.
Первые исполнители танца могли выражать через движения только самые элементарные состояния, такие как радость или горе. Ритм древних танцев был схож с биоритмом природы. Танцевальные движения были просты, однозначны и передавали только одно действие[3]. С течением времени танец менялся, движения усложнялись. Люди начали отображать в танце взаимоотношения между людьми, с окружающим миром. Позднее появилась и образная составляющая - все более сложные эмоциональные состояния. Место подлинного действия в танце стало занимать его изображение, для чего в танец добавлялись уже воображаемые предметы, трансформировались бытовые жесты. Постепенно стали появляться новые художественные структуры синтеза нескольких видов искусств, что привело к появлению оперно-балетного представления[4]. Так, к XIX веку сформировался классический танец с собственным специфическим и абстрактно-универсальным языком[5].
|
Современный танец – явление молодое. Историю его развития обычно отсчитывают с рубежа XIX-XX века, периода слома старых основ и поиска новых смыслов и форм. В этот период и появились такие современные танцевальные направления, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец. В конце XIX - начале XX вв классический танец испытал на себе общий кризис культуры, в результате которого произошло крушение эстетики хореографии как искусства высоких идеалов. Это время стало периодом краха веры в разум и гармонию. В стремлении к свободе широкое распространение получила теория массовой культуры, благодаря которой по всему миру начали создаваться и развиваться собственные школы современного танца.
Первые формы хореографического модерна (modern – «современный», фр.) появились в конце XIX-го – начале XX-го веков в Америке и Европе. Основоположниками этого направления стали педагоги по танцу – француз Франсуа Дельсарт и швейцарец Эмиль Жак-Далькроз. Дельсарт изучал возможности человеческой пластики, голоса и слова в единстве физического, эмоционального и интеллектуального проявлений[6]. Идее психофизической целостности человека вполне отвечала мысль Дельсарта об основополагающей роли жеста в процессе выражения мысли. Именно благодаря Дельсарту в обиход вошло выражение «поэзия тела».
|
Эмиль Жак-Далькроз открыл Институт музыки и ритма, в котором разработал и оформил метод ритмического воспитания танцоров - «систему ритмической гимнастики». В ней танцем Далькроз называл способность выражать чувства посредством ритмических движений, которых, по его мнению, не существовало в классическом танце[7].
Создательницей экспрессивного танца стала ученица Жака-Далькроза Мэри Вигман. Она первая предложила уйти в танце от движений, традиционно считавшихся «красивыми», тем самым обогатив хореографические средства выразительности большей свободой и эмоциональностью. Оригинальность ее подхода заключалась в том, чтобы воплотить в танце все чувства и мысли[8].
Позднее из хореографического модерна выросло еще одно направление - школа танца модерн, основанная танцовщицами Айседорой Дункан и Лои Фуллер. Дункан разработала свободный танцевальный стиль с быстрыми и выразительными движениями. Для того времени это была смелая и непривычная техника. Манера Дункан танцевать босиком и в свободных хитонах шокировала публику того времени. Её интересовало не простое придумывание новых па, а создание, как она писала, нового человека, нового мироощущения — легкого, радостного, дионисийского, плясового. Неслучайно ее танец многие называли именно пляской, а саму Айседору - веселой, зажигательной вакханкой. Она же называла свой танец «пластическим» и требовала от учениц «свободного духа в раскрепощенном теле».
Лои Фуллер обогатила танец сценическим оформлением. Она исследовала движение, свет и технические инновации, предложив использовать театральное освещение, костюмы для создания новых эффектов.
Ведущим теоретиком танца и хореографии в 20-х годах ХХ века стал австрийский танцевальный критик Рудольф фон Лабан. Поскольку в это время активно развивались разные направления и стили (этнический танец, модерн, свободный танец, балет), то все они оказывали влияние друг на друга. Изучая особенности разных направлений, Лабан разработал собственную систему записи танцевальных движений для более точного выражения эмоций и настроения в танце[9]. Цель его состояла в попытке разобраться с особенностями работы движения и облечь танец в словесную форму.
Явление современной хореографии весьма непростое. На его появление оказали влияние ряд причин – социальные, художественные, эстетические, экономические и даже политические. При этом те хореографические направления танца модерн, которые существовали в первой половине ХХ века, сильно разнились между собой. Но все несли в себе общую идею – отказ от традиционных балетных форм, крах эталонов классического танца. То есть первой причиной появления современного танца стало стремление хореографов к самовыражению, постоянный поиск.
Второй причиной зарождения современного танца стали закономерности внутреннего развития самой хореографии. Стремление к совершенствованию выразительных средств на рубеже XIX-XX вв привело к рывку в развитии хореографии. Она начала с подражания реальной жизни, но в дальнейшем танец постепенно приобретал обобщенно–условный характер и наполнялся знаками, символами и кодами. Теперь уже хореография была способна одной деталью или штрихом показать целое (например, руки – это рога). За короткий период своего развития хореография собрала весьма значительный фонд лексики и рисунков, эмоциональных движений и поз.
Если в начале XIX веке сформировалась система классического танца, язык которой постепенно совершенствовался и обогащался до того, чтобы решать задачи своего времени, то к концу XIX века этот язык уже не соответствовал требованиям изменившейся жизни, поскольку классический танец создавал образ такого человека, вера в которого была уже потеряна. Именно поэтому начался поиск новых форм и средств выражения, настала эпоха разрушений былых основ[10]. В этой связи свободный танец стал пользоваться особой популярностью, поскольку выступал протестом против структурированности и формализации общественной жизни человека.
В 60-х годах ХХ века начался окончательный переворот танцевального искусства и культуры. Главным фокусом в хореографии того периода стали реальные чувства, почерпнутые из жизни. Танец повернулся в сторону естественности, простых и ясных движений, красоты мелких деталей. Танцевальная форма поначалу не допускала ни костюмов, ни декораций, никакой другой бутафории. В основе танца должна была лежать естественность и даже отсутствие сюжетной линии. Однако со временем в современной хореографии все же появились украшения и предметы для большей зрелищности и яркости впечатлений от танца.
В целом, современный танец развивался и совершенствовался весьма стремительно. Уже к 80-м годам ХХ века он представлял собой цельное танцевальное направление, с собственной эстетикой, высоким уровнем техники, безупречностью движений. Все эти компоненты, объединяясь, представляли собой потрясающую музыкально-хореографическую композицию. То есть синтез классического балета и современных танцевальных форм привело к развитию новых стилей и видов танца.
Таким образом, современная хореография является молодым явлением, насчитывающим историю всего лишь чуть более века. Двадцатый век стал временем динамичного развития и совершенствования современной хореографии. В это время современный танец отдалился от балетных традиций и стал самостоятельным искусством, в основе которого лежали классические балетные движения, замаскированные под новый лад. По сути XX век для хореографии стал революцией в культуре танца.