Жанровые признаки басни, мораль




 

Басня – это короткий рассказ в стихотворной или прозаический форме, в котором действуют символические персонажи, воплощающие те или иные человеческие типы и иллюстрирующие общепринятые принципы морали. Нравоучительный урок (мораль) является обязательным элементом басенного жанра и может содержаться как в основном тексте басни, так и в отдельном рассуждении.

Как правило, действующими лицами в баснях являются животные, олицетворяющие те или иные типы людей. В некоторых баснях главным героями могу быть и человеческие существа, и боги, и даже неодушевленные предметы.

Манера повествования сюжета в басне всегда носит сатирический характер. В ней в форме аллегории высмеиваются и прямо указываются пороки главных действующих лиц, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести.

В басне всегда присутствуют две выраженные части – само повествование и морализаторская концовка. При этом чаще всего в баснях наблюдается четырехчастная схема сюжета, включающая экспозицию, замысел, действие и неожиданный результат.

Характерным признаком басни является иносказание, которое также называют эзоповым языком, и, как следствие, зооморфность персонажей. «Одна из важнейших причин, заставляющих поэтов прибегать в басне к изображению животных и неодушевленных предметов, есть именно..... возможность изолировать и сконцентрировать один какой-нибудь аффективный момент в таком условном герое»[29]. Поэтому басня всегда разрабатывает только один эпизод. При этом главными героями преимущественно выступают животные. В этой связи необходимо подчеркнуть, что басня характеризуется наличием особого художественного средства выразительности – олицетворения.

Таким образом, основными признаками басенного жанра являются:

- наличие морали;

- аллегорическая форма;

- типичность описываемой в басне ситуации;

- узнаваемые действующие лица и их характеры;

- наличие цели, заключающейся в высмеивании пороков, недостатков, присущих людям, а также социальных и общественных проблем.

Язык басни, как правило, прост, безыскусен и близок к разговорному: слова и выражения несут прямой смысл, что способствует ясности и точности смысла[30].

Важно отметить тот факт, что в басне органично сочетаются свойства эпических произведений (такие как сюжетность и наличие персонажей) и отдельные особенности лирических произведений (эмоциональность и авторские оценки). Тем не менее басня в целом не отличается лиризмом. Цель авторов басен заключается не в желании выразить собственный внутренний мир, а в отражении нравственных общественных идеалов. Внимание баснописца приковано к внешнему миру, который оценивается им с позиций «правильного» или «неправильного» поведения, «допустимого» или «недопустимого». Сатира в изображении сюжетных персонажей, используемые язвительность и насмешки, выступают фундаментом для вытекающей из сюжета морали, которая, в свою очередь, может быть как прямым, так и завуалированным поучением. Через сатиру в баснях часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Одной из особенностей басен является используемая в них аллегория, при которой то или иное социальное явление демонстрируется через условные образы. Например, при изображении хитрого и изворотливого человека прибегают к образу лисы, для демонстрации деспотизма и жестокости в человеке – к образу Льва. Здесь возникает модус фиктивности в изменении модели «как если бы...» при приписывании животным характеристик поведения, качеств человека. В основе метафорического переноса могут находиться степень ценности, положительные или отрицательные качества прототипа, впечатления, которые он создает, или сходство функций.

Для более полной характеристики жанровых особенностей басни стоит упомянуть комментарий В.А. Жуковского в статье "О басне и баснях Крылова", в которой он выделил четыре главные черты басни.

1. Особенности характера. "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика..."[31]. Таким образом, в баснях Осел олицетворяет глупость, а Лиса - хитрость. Задача баснописца состоит в том, чтобы помочь читателю понять сложную ситуацию на простом житейском примере.

2. Переживание незнакомой ситуации, то есть "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною".

3. Нравственный урок - наличие морали, осуждающей отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою".

4. Подмена персонажей. Для более красноречивого отражения человеческих качеств и социальных явлений в басне вместо людей обычно действуют животные или неодушевленные предметы. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

На примере басен Жуковского можно выделить и отдельные тематические группы басен: бытовые, социально-политические, исторические, философские. В каждой из них метафора приобретает новые коннотации и оттенки смысла. Противоборство между сильным и слабым - основа политических басен. Конфликт неминуем, исход предопределен («Волк и Ягненок», «Мор зверей», «Мирская сходка», «Овцы и Собаки» и др.). Идеи о том, что иногда достаточно казаться кем-то, но не быть таковым, что лесть опасна, а наука есть основа будущего, и ругают ее лишь невежды, в полной мере нашли отражение в цикле басен на бытовую тематику («Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» и др.). В баснях на историческую тематику за созданными образами скрывается отвлечённая идея, реальные исторические фигуры и события[32].

За время своего развития басня претерпела множественные изменения. Ее дидактическая и описательная часть, то есть поэтическая и прозаическая, часто боролись друг с другом, и на разных этапах исторического развития побеждала то одна, то другая. Так, в Византии басня практически совершенно утратила свой художественный характер и превратилась почти исключительно в морально-дидактическое произведение. На латинской почве, напротив, она преобразилась в поэтическую, имеющую форму стиха. Вообще же в строении басни два этих параллельных направления существую до сих пор как два разных литературных жанра. Прозаическими баснями являются басни Эзопа, Лессинга, Толстого и других. К поэтическим относятся басни Лафонтена, Крылова и других.

Таким образом, басня является уникальным явлением литературы, объединившим в себе своеобразие формы и содержания. Жизненные проблемы, высмеиваемые в баснях, не имею границ. Тем не менее чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. В тех или иных сюжетах басен каждый без труда может найти себя или своих знакомых. Все ситуации, которые описаны в таких сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: