Басня – это короткий рассказ в стихотворной или прозаический форме, в котором действуют символические персонажи, воплощающие те или иные человеческие типы и иллюстрирующие общепринятые принципы морали. Нравоучительный урок (мораль) является обязательным элементом басенного жанра и может содержаться как в основном тексте басни, так и в отдельном рассуждении.
Как правило, действующими лицами в баснях являются животные, олицетворяющие те или иные типы людей. В некоторых баснях главным героями могу быть и человеческие существа, и боги, и даже неодушевленные предметы.
Манера повествования сюжета в басне всегда носит сатирический характер. В ней в форме аллегории высмеиваются и прямо указываются пороки главных действующих лиц, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести.
В басне всегда присутствуют две выраженные части – само повествование и морализаторская концовка. При этом чаще всего в баснях наблюдается четырехчастная схема сюжета, включающая экспозицию, замысел, действие и неожиданный результат.
Характерным признаком басни является иносказание, которое также называют эзоповым языком, и, как следствие, зооморфность персонажей. «Одна из важнейших причин, заставляющих поэтов прибегать в басне к изображению животных и неодушевленных предметов, есть именно..... возможность изолировать и сконцентрировать один какой-нибудь аффективный момент в таком условном герое»[29]. Поэтому басня всегда разрабатывает только один эпизод. При этом главными героями преимущественно выступают животные. В этой связи необходимо подчеркнуть, что басня характеризуется наличием особого художественного средства выразительности – олицетворения.
|
Таким образом, основными признаками басенного жанра являются:
- наличие морали;
- аллегорическая форма;
- типичность описываемой в басне ситуации;
- узнаваемые действующие лица и их характеры;
- наличие цели, заключающейся в высмеивании пороков, недостатков, присущих людям, а также социальных и общественных проблем.
Язык басни, как правило, прост, безыскусен и близок к разговорному: слова и выражения несут прямой смысл, что способствует ясности и точности смысла[30].
Важно отметить тот факт, что в басне органично сочетаются свойства эпических произведений (такие как сюжетность и наличие персонажей) и отдельные особенности лирических произведений (эмоциональность и авторские оценки). Тем не менее басня в целом не отличается лиризмом. Цель авторов басен заключается не в желании выразить собственный внутренний мир, а в отражении нравственных общественных идеалов. Внимание баснописца приковано к внешнему миру, который оценивается им с позиций «правильного» или «неправильного» поведения, «допустимого» или «недопустимого». Сатира в изображении сюжетных персонажей, используемые язвительность и насмешки, выступают фундаментом для вытекающей из сюжета морали, которая, в свою очередь, может быть как прямым, так и завуалированным поучением. Через сатиру в баснях часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.
Одной из особенностей басен является используемая в них аллегория, при которой то или иное социальное явление демонстрируется через условные образы. Например, при изображении хитрого и изворотливого человека прибегают к образу лисы, для демонстрации деспотизма и жестокости в человеке – к образу Льва. Здесь возникает модус фиктивности в изменении модели «как если бы...» при приписывании животным характеристик поведения, качеств человека. В основе метафорического переноса могут находиться степень ценности, положительные или отрицательные качества прототипа, впечатления, которые он создает, или сходство функций.
|
Для более полной характеристики жанровых особенностей басни стоит упомянуть комментарий В.А. Жуковского в статье "О басне и баснях Крылова", в которой он выделил четыре главные черты басни.
1. Особенности характера. "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика..."[31]. Таким образом, в баснях Осел олицетворяет глупость, а Лиса - хитрость. Задача баснописца состоит в том, чтобы помочь читателю понять сложную ситуацию на простом житейском примере.
2. Переживание незнакомой ситуации, то есть "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною".
|
3. Нравственный урок - наличие морали, осуждающей отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою".
4. Подмена персонажей. Для более красноречивого отражения человеческих качеств и социальных явлений в басне вместо людей обычно действуют животные или неодушевленные предметы. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."
На примере басен Жуковского можно выделить и отдельные тематические группы басен: бытовые, социально-политические, исторические, философские. В каждой из них метафора приобретает новые коннотации и оттенки смысла. Противоборство между сильным и слабым - основа политических басен. Конфликт неминуем, исход предопределен («Волк и Ягненок», «Мор зверей», «Мирская сходка», «Овцы и Собаки» и др.). Идеи о том, что иногда достаточно казаться кем-то, но не быть таковым, что лесть опасна, а наука есть основа будущего, и ругают ее лишь невежды, в полной мере нашли отражение в цикле басен на бытовую тематику («Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» и др.). В баснях на историческую тематику за созданными образами скрывается отвлечённая идея, реальные исторические фигуры и события[32].
За время своего развития басня претерпела множественные изменения. Ее дидактическая и описательная часть, то есть поэтическая и прозаическая, часто боролись друг с другом, и на разных этапах исторического развития побеждала то одна, то другая. Так, в Византии басня практически совершенно утратила свой художественный характер и превратилась почти исключительно в морально-дидактическое произведение. На латинской почве, напротив, она преобразилась в поэтическую, имеющую форму стиха. Вообще же в строении басни два этих параллельных направления существую до сих пор как два разных литературных жанра. Прозаическими баснями являются басни Эзопа, Лессинга, Толстого и других. К поэтическим относятся басни Лафонтена, Крылова и других.
Таким образом, басня является уникальным явлением литературы, объединившим в себе своеобразие формы и содержания. Жизненные проблемы, высмеиваемые в баснях, не имею границ. Тем не менее чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. В тех или иных сюжетах басен каждый без труда может найти себя или своих знакомых. Все ситуации, которые описаны в таких сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.