Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Басня, как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии
Выполнила:
Студентка IV курса
Специальности 51.02.01 Народное
Художественное творчество
Чернова Полина Евгеньевна
Руководитель ВКР –
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Левичева Анна Сергеевна
Ярославль, 2022
Содержание
Введение. 3
Глава I. Современная хореография, ее история, развитие и техники. 6
1.1. История и развитие современной хореографии. 6
1.2. Техники и лексика в современной хореографии. 12
1.3. Использование светотени для придания образности хореографии. 17
Глава II. Басня как один из литературных источников вдохновения. 22
2.1. Происхождение и развитие басни в мировой литературе. 22
2.2. Жанровые признаки басни, мораль. 29
2.3. Басня как литературный источник вдохновения. 34
Глава III. Воплощение басни в хореографическом номере. 39
Заключение. 40
Список используемой лиетратуры.. 42
Приложение………………………………………………………………………48
Введение
«Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела»[1]. В танце художественный образ создается с помощью ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела, он неразрывно связан с музыкой и передает ее эмоционально-образное содержание с помощью движений, фигур и композиции. Воплощение в танце сюжета того или иного литературного произведения требует своих подходов, использования определенных средств хореографии.
В разных видах искусства существуют разные формы воплощения сюжета, язык и художественные средства выражения. Современное искусство характеризуется синтезом различных форм, средств выражения, приемов воплощения идеи, которые, трансформируясь и перетекая из одного вида искусства в другое, с определенными видоизменениями рождают новые образы и смыслы. То же касается и синтеза литературы и хореографии. Сюжет любого литературного произведения может быть выражен в танце с помощью специфических средств хореографии.
|
Исследование посвящено проблеме воплощения сюжета литературного произведения в жанре «басня» средствами современной хореографии. Синтез литературы и танца – явление не новое. Однако особенностью исследования является то, что выбранный жанр (басня) не пользуется широкой популярностью в хореографических постановках и требует дополнительного изучения и осмысления.
Современный танец вырос из основ классического балета. Зарождение такого явления как современная хореография стало своеобразной реакцией общества на строгие балетные каноны, неизменные и, по сути, формальные танцевальные ограничения. В процессе своего становления современный танец сформировался в самостоятельную форму искусства, характеризующегося новаторским синтезом движений, музыки и света. Одной из главных характеристик современной хореографии является свобода и выразительность движений, открывающие безграничные возможности реализации художественного замысла на сцене.
Актуальность исследования заключается в изучении литературного жанра – басня, для воплощения ее в современной хореографической постановке.
|
Объектом исследования выступает басня как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии.
Предмет исследования – особенности воплощения сюжета басни в хореографической постановке.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей воплощения сюжета литературного произведения (басня) в хореографической постановке средствами современной хореографии с учетом требований жанра.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы современной хореографии, историю ее развития;
2. Рассмотреть существующие техники современной хореографии;
3. Исследовать особенности применения светотени в хореографии;
4. Проследить происхождение и развитие басни в мировой литературе;
5. Определить жанровые признаки басни;
6. Выявить особенности басни как источника вдохновения в литературе;
7. Выявить этапы работы балетмейстера над созданием номера по мотивам басни
Теоретическая значимость работы заключается в определении особенностей воплощения художественно-литературного замысла средствами современной хореографии, выявлении закономерностей, исследовании литературных источников вдохновения и хореографических выразительных средств, а также в выявлении особенностей техники и лексики современной хореографии. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных настоящей работы в практике преподавания.
При подготовке исследования применялись следующие методы работы: метод сравнительного анализа, метод интерпретации художественного произведения, художественный анализ, историко-биографический метод, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод, структурный анализ.
|
Методологической базой исследования послужили работы искусствоведов, хореографов, посвященные современной хореографии, а также труды, затрагивающие проблемы синтеза литературы и хореографии. В процессе исследования была проведена работа по изучению источников по танцевальному и хореографическому искусству, литературе. Практическим материалом для исследования стали хореографические постановки ведущих хореографов, как отечественных, так и зарубежных.
Структура работы включает введение, три главы исследования, заключение, список использованной литературы, вложения. Первая глава исследования посвящена изучению исторических предпосылок возникновения и становления хореографического искусства, формирования техники и лексики современной хореографии. Во второй главе исследования проанализирован жанр басни как источника литературного вдохновения, рассмотрены жанровые особенности и мораль басни. В третьей главе отражено воплощение басни в хореографической постановке с помощью современных хореографических средств, описаны основные. В приложении описан поставленный номер, его драматургия, анализ музыкального произведения и примеры костюмов.
Глава I. Современная хореография, ее история, развитие и техники