Глава III. Воплощение басни в хореографическом номере




 

Басня не часто выступает объектом воплощения в хореографии. Для того чтобы поставить хореографическую постановку на основе басни балетмейстеру нужно провести большую и тщательную работу по подбору и анализу литературного произведения, разбор характеров героев, их поведения, понять главный замысел автора и его основную идею. Только при вдумчивой работе с литературным произведением при перенесении сюжета басни на сцену образы ее героев будут соответствовать литературным.

Для того, чтобы поставить хореографическую постановку с воплощением басни в хореографическом образе, балетмейстеру – постановщику необходимо выполнить следующие этапы:

1. Изучение басни

Выявление смысла, нахождение сути, нравоучительного урока – морали, который является обязательным элементом басенного жанра и может содержаться как в основном тексте басни, так и в отдельном рассуждении

2. Выбор способа передачи басни в хореографической постановке

Существует несколько способов:

1) В «чистом виде» – то есть воплощение басни в хореографической постановке от начала до конца, полностью следуя сюжету в литературном произведении

2) Передача смысла басни – возможен уход от сюжета басни в литературном произведении, но сохраняется смысл, мораль басни

3) Способ перенесения образа персонажей басни на исполнителей – так как чаще всего в басне используются персонажи – животные, то балетмейстер может непосредственно передать образы животных, используя характерную для них лексику, либо он может перенести образы животных на людей, исходя из того, что под образами животных в баснях всегда подразумеваются типажи, характеры людей.

3. Подбор музыкального материала

Музыка является неотъемлемой частью хореографического номера, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании исполнителей.

Подбирая музыкальный материал нужно следить за тем, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки. Необходимо, чтобы музыка имела развитие, была яркой и выразительной.

4. Подбор лексического материала под образы в басне и сочинение комбинаций в характерной лексике героев

Поиск характерных движений, поз, выразительных жестов. Глубокое изучение сюжета басни, анализирование поступков персонажей. Для наиболее полного воплощения литературного произведения, в данном случае – басни, хореографу необходимо отразить и акцентировать ключевые моменты содержания, психологически проработать хореографические образы персонажей, накладывая их на характерную лексику.

5. Подбор рисунка танца для хореографической постановки

Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.

6. Составление композиции всего хореографического номера

Соединение всех вышеупомянутых этапов воедино: выбранного способа передачи басни в хореографической постановке зрителю, музыкального материала, лексического материала и комбинаций в характерной лексике героев, рисунков танца

7. Подбор декораций, атрибутов и костюмов для хореографической постановки

Декорации, атрибуты и костюмы должны лишь усиливать хореографический образ персонажей басни, исполнитель не должен теряться среди декораций, а наоборот, виден зрителю в каждый момент хореографической постановки

8. Перенесение хореографического номера на исполнителей

Необходимо четкое объяснение и показ исполнителям, задач, стоящих перед ними. Эмоциональной и хореографической составляющей постановки номера.

9. Показ хореографического номера зрителю

 


 

Заключение

 

Современный мир характеризуется динамичным и всесторонним развитием. Культура и искусство все больше изменяются под влиянием новых тенденций развития общества. Активно происходит переоценка привычных способов и форм, все чаще доминирующую роль играет авторский, личностный взгляд на раскрытие произведения, на воплощение художественного образа. Аналогичное требование современный мир предъявляет и к танцевальному искусству. Проникновение новых форм, синтез танцевальных направлений, использование необычных сценических решений дают импульс к воплощению на сцене практически любого замысла, вплоть до самого сложного литературного произведения. Одним из таких непростых, но интересных для хореографической постановки жанров становится басня.

В работе изучены теоретические основы развития современной хореографии и басенного жанра, исследован жанр басни как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

1. Изучены теоретические основы современной хореографии, проанализирована история ее развития;

2. Рассмотрены техники современной хореографии, ее лексика;

3. Исследованы особенности применения светотени в хореографических постановках;

4. Проанализированы этапы происхождения и развития басни в мировой литературе;

5. Определены жанровые признаки басни;

6. Выявлены особенности басни как источника вдохновения в литературе;

7. Рассмотрены этапы работы балетмейстера над созданием номера по мотивам басни

Подтверждением теоретической части является постановка номера по мотивам басни И.А. Крылова «Тень и человек», с использованием лексики современной хореографии и светотени.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что в современной хореографии существует огромное множество хореографических приемов, позволяющих выразить литературный замысел на сцене. По-прежнему огромное значение в процессе воплощения художественного образа на сцене имеют танцевальные техники и выразительность движений танцоров, их смысловая наполненность. Тело танцора воспринимается как инструмент для выражения самых глубинных эмоций и сокровенного опыта, в том числе скрытых в недрах подсознания.

Выразительные средства танца многообразны и включают пластику тела, мимику, жесты, ритм, амплитуду движений и т. д. Но не меньшее значение в формировании образа танца играют сценические приемы хореографии: контробъем, ракурс, силуэт, поза и светотень. Все они также могут использоваться в современных хореографических постановках для наиболее точного изображения характера танца и персонажей. Выразительная эффективность внешней формы в современной хореографии зависит от пропорций, соотношения движений, общего рисунка танца. И только при глубоком и вдумчивом отображении сюжета литературного произведения на сцене оно будет понято зрителем максимально точно.

В ходе исследования мы выяснили, что басня – очень популярный и интересный литературный жанр, который имеет богатую историю и является важнейшим культурным наследием. Басня – это сочинение не только художественное, но еще и философское и воспитательное. Со времен басен Эзопа мораль была основой, самой важной частью басни. И до сих пор именно мораль является наиболее ярким характерным признаком басни. Пройдя путь от устных прозаических рассказов до четко выраженной стихотворной формы, басня до сих пор выступает простым и действенным средством воздействия на развитие норм общественной морали.

Список используемой литературы

 

1. Аникст, А. А. «Театр эпохи Шекспира»

2. Александрова Н. А. «Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий»

3. Балет. Энциклопедия

4. Белинский В.Г. «Полное собрание сочинений»

5. Бурнаев А.Г. «Теоретические основы формирования жанров в хореографическом искусстве»

6. Ваганова А.Я., «Основы классического танца»

7. Верниковская, В. «Европейская культура на рубеже веков: попытка культурологического анализа»

8. Виндт, Л. «Басня как литературный жанр»

9. Гаспаров М. Л. «Избранные труды, том I. О поэтах.»

10. Герасимова И.А. «Танец: эволюция кинестезического мышления»

11. Димура И.Н., Макарова Д.С. «Танцевальная выразительность артистов балета: к вопросу о дефинициях»

12. Добровольская Г. «Танец. Пантомима. Балет»

13. Ефремова Н.И. «Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра»

14. Захаров Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1983.– 224 с.

15. Каган М. «Морфология искусства», 1972

16. Карп П. О балете. М., Искусство, 1980. С. 176

17. Красовский B.E. «Литература. Справочник абитуриента»

18. Крылов И.А. «Басни: с иллюстрациями»

19. Лафонтен Ж. «Басни»

20. Лебедев Е. «История всемирной литературы: В 8 томах»

21. Лессинг, "Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759.

22. Макаров, С. М. «От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений»

23. Матушкина, М. В. «Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале XX века»

24. Мессерер А.М., «Танец. Мысль. Время»

25. Навиславская Е.Е. Актерское мастерство и пластическая выразительность в хореографии

26. Никитин В.Ю. «Современный танец или contemporary dance?»

27. Никитин В.Ю. «Современный танец в России: тенденции и перспективы»

28. Новикова В.И., Телеева И.И. «Создание художественного образа театрализованного представления средствами сценической пластики»

29. Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова»

30. Уральская В. «Выразительные средства современного хореографического искусства»

31. Фокин М.М. «Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма»

32. Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова «Проблемы и способы развития импровизации в современном танце»

33. Шульц Д.В. «Зарождение и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце»

34. Эзоп, Басни.

 

Электронные ресурсы

 

1. https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=1

2. https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm

3. https://smi.academic.ru/206/Светотень

4. https://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/toc.htm#134

5. https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4371.htm

6. https://bse.sci-lib.com/article120043.html

7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6711

8. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5095

9. https://www.bibliotekar.ru/beb/71.htm

10. https://a4-format.ru/pdf_files_slovari/4b6b304d.pdf

 

 

Приложение А

Описание номера

Стиль: современный танец, contemporary

Хронометраж: 3 минуты 48 секунд

Исполнители: возраст 16-17 лет

Цель: привлечь внимание зрителей, будущих специалистов, и молодое поколение к хореографической постановке по мотивам литературного произведения – басни, обратить внимание на смысл и мораль, раскрытую в номере.

Актуальность постановки: в современном мире хореография и литература являются частью культуры общества. Большой интерес вызывают различные танцевальные постановки на темы, которые редко используются. Создание художественного образа героев литературного произведения – басни и перенос его на исполнителей, расширяет их кругозор, раскрывает творческие способности, способствует эстетическому воспитанию личности.

Сюжет:

Удачу невозможно поймать, точно так же как свою тень.

Человек живет своей ежедневной рутинной жизнью. Каждый день он просыпается, идёт на работу, затем снова домой - спит - потом на работу, и так проходит каждый его день. Но ему надоедает монотонная жизнь, он хочет «поймать удачу за хвост» - найти новую работу, чтобы получать от неё удовольствие. Но как известно, удача бежит от тех, кто за ней гоняется, и приходит к тем, кто о ней не думает. Сначала человек не может поймать фортуну, она бежит от него, но затем он успокаивается, смиряется с этим и она приходит к нему сама. Вдохновлённый тем, что ему удалось поймать ее, он удовлетворён своей жизнью. Но удача как легко появляется, так же легко и исчезает.

Описание костюмов: на первом герое (человек) надеты темно-коричневые прямые брюки, бежевая водолазка, серый пиджак, на втором герое (фортуна) надеты черные прямые брюки, коричневая водолазка, бежевый пиджак

Декорации: белая ткань, лампа, для создания тени

Задачи для постановщика:

1. Объяснить исполнителям суть хореографической постановки;

2. Донести до исполнителей мораль басни, характеры героев;

3. Отработать техническую и эмоциональную составляющую номера;

4. Воспитать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству;

5. Развивать артистизм и фантазию;

6. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

7. Научить работать со светотенью в хореографической постановке.

 

Задачи для исполнителей:

1. Через танец донести до зрителя смысл басни в хореографической постановке;

2. Освоить технику исполнения стиля, на котором построена постановка;

3. Передать эмоциональную составляющую номера;

4. Освоить работу со светотенью в хореографической постановке.

 

 

Приложение Б

Анализ музыкального произведения:

Музыкальный материал:

Ludovico Einaudi – «Night»

Продолжительность: 3 минуты 39 секунд

Жанр: Модерн (современная классическая европейская музыка)

Музыкальный размер: 4/4

Форма:

Склад:

Темп: умеренный

Драматургия номера:

1. Вступление: 8 тактов

2. Экспозиция: 16 тактов

3. Завязка: 16 тактов

4. Ступени перед кульминацией: 32 тактов

5. Кульминация: 8 тактов

6. Развязка: 16 тактов

Всего 96 тактов

 

Приложение В

 

Костюмы

 

Костюм персонажа «Человек»


 

Костюм персонажа «Фортуна»

 


[1]Н. А. Александрова «Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий» с. 416

[2] Воробьева О.А., Демина К.Б. «Современный танец в Росси» с.106-108

[3] Макаров, С. М. «От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений» с.48.

[4] Аникст, А. А. «Театр эпохи Шекспира» с.73

[5] Карп П. «О балете» С. 17.

[6] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с. 108-115

[7] Ефремова Н.И. «Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра» с.109-114.

[8] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с.108-115

[9] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с. 108-115

[10] Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова К.Т «Проблемы и способы развития импровизации в современном танце» с.4

[11] Верниковская, В. «Европейская культура на рубеже веков: попытка культурологического анализа» с. 106–111.

[12] Матушкина, М. В. «Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале XX века.» с. 101.

[13] Никитин В.Ю. «Современный танец или contemporary dance?» с.77-95

[14] Фокин М.М. «Против течения. Воспоминания балетмейстера» с.138.

[15] Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ.

[16] Захаров Р. В. «Сочинение танца: страницы педагогического опыта» с. 224

[17] Эзоп, Басни. С. 448

[18] Веркгаупт Г. Электронный ресурс https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=1

[19] Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова Электронный ресурс https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm

[20] Красовский B.E. Литература. Справочник абитуриента. с.362

[21] Лебедев Е., «История всемирной литературы: В 8 томах» с. 48

[22]Лессинг, "Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759.

 

[24] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 53-57. ISSN 1997-2911

[25] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова» C. 53

[26] Веркгаупт Г.,Электронный ресурс https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=

[27] Лебедев Е., «История всемирной литературы: В 8 томах» с.117.

[28] Белинский В.Г. «Полное собрание сочинений» с. 591

[29] Виндт, Л «Басня как литературный жанр»

[30] Гаспаров М. Л., «Избранные труды, том I. О поэтах.» с. 664

[31] Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. Электронный ресурс https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm.

[32] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова» C. 53



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: