Басня не часто выступает объектом воплощения в хореографии. Для того чтобы поставить хореографическую постановку на основе басни балетмейстеру нужно провести большую и тщательную работу по подбору и анализу литературного произведения, разбор характеров героев, их поведения, понять главный замысел автора и его основную идею. Только при вдумчивой работе с литературным произведением при перенесении сюжета басни на сцену образы ее героев будут соответствовать литературным.
Для того, чтобы поставить хореографическую постановку с воплощением басни в хореографическом образе, балетмейстеру – постановщику необходимо выполнить следующие этапы:
1. Изучение басни
Выявление смысла, нахождение сути, нравоучительного урока – морали, который является обязательным элементом басенного жанра и может содержаться как в основном тексте басни, так и в отдельном рассуждении
2. Выбор способа передачи басни в хореографической постановке
Существует несколько способов:
1) В «чистом виде» – то есть воплощение басни в хореографической постановке от начала до конца, полностью следуя сюжету в литературном произведении
2) Передача смысла басни – возможен уход от сюжета басни в литературном произведении, но сохраняется смысл, мораль басни
3) Способ перенесения образа персонажей басни на исполнителей – так как чаще всего в басне используются персонажи – животные, то балетмейстер может непосредственно передать образы животных, используя характерную для них лексику, либо он может перенести образы животных на людей, исходя из того, что под образами животных в баснях всегда подразумеваются типажи, характеры людей.
3. Подбор музыкального материала
|
Музыка является неотъемлемой частью хореографического номера, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании исполнителей.
Подбирая музыкальный материал нужно следить за тем, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки. Необходимо, чтобы музыка имела развитие, была яркой и выразительной.
4. Подбор лексического материала под образы в басне и сочинение комбинаций в характерной лексике героев
Поиск характерных движений, поз, выразительных жестов. Глубокое изучение сюжета басни, анализирование поступков персонажей. Для наиболее полного воплощения литературного произведения, в данном случае – басни, хореографу необходимо отразить и акцентировать ключевые моменты содержания, психологически проработать хореографические образы персонажей, накладывая их на характерную лексику.
5. Подбор рисунка танца для хореографической постановки
Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.
6. Составление композиции всего хореографического номера
Соединение всех вышеупомянутых этапов воедино: выбранного способа передачи басни в хореографической постановке зрителю, музыкального материала, лексического материала и комбинаций в характерной лексике героев, рисунков танца
7. Подбор декораций, атрибутов и костюмов для хореографической постановки
|
Декорации, атрибуты и костюмы должны лишь усиливать хореографический образ персонажей басни, исполнитель не должен теряться среди декораций, а наоборот, виден зрителю в каждый момент хореографической постановки
8. Перенесение хореографического номера на исполнителей
Необходимо четкое объяснение и показ исполнителям, задач, стоящих перед ними. Эмоциональной и хореографической составляющей постановки номера.
9. Показ хореографического номера зрителю
Заключение
Современный мир характеризуется динамичным и всесторонним развитием. Культура и искусство все больше изменяются под влиянием новых тенденций развития общества. Активно происходит переоценка привычных способов и форм, все чаще доминирующую роль играет авторский, личностный взгляд на раскрытие произведения, на воплощение художественного образа. Аналогичное требование современный мир предъявляет и к танцевальному искусству. Проникновение новых форм, синтез танцевальных направлений, использование необычных сценических решений дают импульс к воплощению на сцене практически любого замысла, вплоть до самого сложного литературного произведения. Одним из таких непростых, но интересных для хореографической постановки жанров становится басня.
В работе изучены теоретические основы развития современной хореографии и басенного жанра, исследован жанр басни как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы современной хореографии, проанализирована история ее развития;
|
2. Рассмотрены техники современной хореографии, ее лексика;
3. Исследованы особенности применения светотени в хореографических постановках;
4. Проанализированы этапы происхождения и развития басни в мировой литературе;
5. Определены жанровые признаки басни;
6. Выявлены особенности басни как источника вдохновения в литературе;
7. Рассмотрены этапы работы балетмейстера над созданием номера по мотивам басни
Подтверждением теоретической части является постановка номера по мотивам басни И.А. Крылова «Тень и человек», с использованием лексики современной хореографии и светотени.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что в современной хореографии существует огромное множество хореографических приемов, позволяющих выразить литературный замысел на сцене. По-прежнему огромное значение в процессе воплощения художественного образа на сцене имеют танцевальные техники и выразительность движений танцоров, их смысловая наполненность. Тело танцора воспринимается как инструмент для выражения самых глубинных эмоций и сокровенного опыта, в том числе скрытых в недрах подсознания.
Выразительные средства танца многообразны и включают пластику тела, мимику, жесты, ритм, амплитуду движений и т. д. Но не меньшее значение в формировании образа танца играют сценические приемы хореографии: контробъем, ракурс, силуэт, поза и светотень. Все они также могут использоваться в современных хореографических постановках для наиболее точного изображения характера танца и персонажей. Выразительная эффективность внешней формы в современной хореографии зависит от пропорций, соотношения движений, общего рисунка танца. И только при глубоком и вдумчивом отображении сюжета литературного произведения на сцене оно будет понято зрителем максимально точно.
В ходе исследования мы выяснили, что басня – очень популярный и интересный литературный жанр, который имеет богатую историю и является важнейшим культурным наследием. Басня – это сочинение не только художественное, но еще и философское и воспитательное. Со времен басен Эзопа мораль была основой, самой важной частью басни. И до сих пор именно мораль является наиболее ярким характерным признаком басни. Пройдя путь от устных прозаических рассказов до четко выраженной стихотворной формы, басня до сих пор выступает простым и действенным средством воздействия на развитие норм общественной морали.
Список используемой литературы
1. Аникст, А. А. «Театр эпохи Шекспира»
2. Александрова Н. А. «Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий»
3. Балет. Энциклопедия
4. Белинский В.Г. «Полное собрание сочинений»
5. Бурнаев А.Г. «Теоретические основы формирования жанров в хореографическом искусстве»
6. Ваганова А.Я., «Основы классического танца»
7. Верниковская, В. «Европейская культура на рубеже веков: попытка культурологического анализа»
8. Виндт, Л. «Басня как литературный жанр»
9. Гаспаров М. Л. «Избранные труды, том I. О поэтах.»
10. Герасимова И.А. «Танец: эволюция кинестезического мышления»
11. Димура И.Н., Макарова Д.С. «Танцевальная выразительность артистов балета: к вопросу о дефинициях»
12. Добровольская Г. «Танец. Пантомима. Балет»
13. Ефремова Н.И. «Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра»
14. Захаров Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1983.– 224 с.
15. Каган М. «Морфология искусства», 1972
16. Карп П. О балете. М., Искусство, 1980. С. 176
17. Красовский B.E. «Литература. Справочник абитуриента»
18. Крылов И.А. «Басни: с иллюстрациями»
19. Лафонтен Ж. «Басни»
20. Лебедев Е. «История всемирной литературы: В 8 томах»
21. Лессинг, "Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759.
22. Макаров, С. М. «От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений»
23. Матушкина, М. В. «Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале XX века»
24. Мессерер А.М., «Танец. Мысль. Время»
25. Навиславская Е.Е. Актерское мастерство и пластическая выразительность в хореографии
26. Никитин В.Ю. «Современный танец или contemporary dance?»
27. Никитин В.Ю. «Современный танец в России: тенденции и перспективы»
28. Новикова В.И., Телеева И.И. «Создание художественного образа театрализованного представления средствами сценической пластики»
29. Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова»
30. Уральская В. «Выразительные средства современного хореографического искусства»
31. Фокин М.М. «Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма»
32. Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова «Проблемы и способы развития импровизации в современном танце»
33. Шульц Д.В. «Зарождение и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце»
34. Эзоп, Басни.
Электронные ресурсы
1. https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=1
2. https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm
3. https://smi.academic.ru/206/Светотень
4. https://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/toc.htm#134
5. https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4371.htm
6. https://bse.sci-lib.com/article120043.html
7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6711
8. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5095
9. https://www.bibliotekar.ru/beb/71.htm
10. https://a4-format.ru/pdf_files_slovari/4b6b304d.pdf
Приложение А
Описание номера
Стиль: современный танец, contemporary
Хронометраж: 3 минуты 48 секунд
Исполнители: возраст 16-17 лет
Цель: привлечь внимание зрителей, будущих специалистов, и молодое поколение к хореографической постановке по мотивам литературного произведения – басни, обратить внимание на смысл и мораль, раскрытую в номере.
Актуальность постановки: в современном мире хореография и литература являются частью культуры общества. Большой интерес вызывают различные танцевальные постановки на темы, которые редко используются. Создание художественного образа героев литературного произведения – басни и перенос его на исполнителей, расширяет их кругозор, раскрывает творческие способности, способствует эстетическому воспитанию личности.
Сюжет:
Удачу невозможно поймать, точно так же как свою тень.
Человек живет своей ежедневной рутинной жизнью. Каждый день он просыпается, идёт на работу, затем снова домой - спит - потом на работу, и так проходит каждый его день. Но ему надоедает монотонная жизнь, он хочет «поймать удачу за хвост» - найти новую работу, чтобы получать от неё удовольствие. Но как известно, удача бежит от тех, кто за ней гоняется, и приходит к тем, кто о ней не думает. Сначала человек не может поймать фортуну, она бежит от него, но затем он успокаивается, смиряется с этим и она приходит к нему сама. Вдохновлённый тем, что ему удалось поймать ее, он удовлетворён своей жизнью. Но удача как легко появляется, так же легко и исчезает.
Описание костюмов: на первом герое (человек) надеты темно-коричневые прямые брюки, бежевая водолазка, серый пиджак, на втором герое (фортуна) надеты черные прямые брюки, коричневая водолазка, бежевый пиджак
Декорации: белая ткань, лампа, для создания тени
Задачи для постановщика:
1. Объяснить исполнителям суть хореографической постановки;
2. Донести до исполнителей мораль басни, характеры героев;
3. Отработать техническую и эмоциональную составляющую номера;
4. Воспитать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству;
5. Развивать артистизм и фантазию;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
7. Научить работать со светотенью в хореографической постановке.
Задачи для исполнителей:
1. Через танец донести до зрителя смысл басни в хореографической постановке;
2. Освоить технику исполнения стиля, на котором построена постановка;
3. Передать эмоциональную составляющую номера;
4. Освоить работу со светотенью в хореографической постановке.
Приложение Б
Анализ музыкального произведения:
Музыкальный материал:
Ludovico Einaudi – «Night»
Продолжительность: 3 минуты 39 секунд
Жанр: Модерн (современная классическая европейская музыка)
Музыкальный размер: 4/4
Форма:
Склад:
Темп: умеренный
Драматургия номера:
1. Вступление: 8 тактов
2. Экспозиция: 16 тактов
3. Завязка: 16 тактов
4. Ступени перед кульминацией: 32 тактов
5. Кульминация: 8 тактов
6. Развязка: 16 тактов
Всего 96 тактов
Приложение В
Костюмы
Костюм персонажа «Человек»
Костюм персонажа «Фортуна»
[1]Н. А. Александрова «Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий» с. 416
[2] Воробьева О.А., Демина К.Б. «Современный танец в Росси» с.106-108
[3] Макаров, С. М. «От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений» с.48.
[4] Аникст, А. А. «Театр эпохи Шекспира» с.73
[5] Карп П. «О балете» С. 17.
[6] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с. 108-115
[7] Ефремова Н.И. «Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра» с.109-114.
[8] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с.108-115
[9] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с. 108-115
[10] Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова К.Т «Проблемы и способы развития импровизации в современном танце» с.4
[11] Верниковская, В. «Европейская культура на рубеже веков: попытка культурологического анализа» с. 106–111.
[12] Матушкина, М. В. «Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале XX века.» с. 101.
[13] Никитин В.Ю. «Современный танец или contemporary dance?» с.77-95
[14] Фокин М.М. «Против течения. Воспоминания балетмейстера» с.138.
[15] Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ.
[16] Захаров Р. В. «Сочинение танца: страницы педагогического опыта» с. 224
[17] Эзоп, Басни. С. 448
[18] Веркгаупт Г. Электронный ресурс https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=1
[19] Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова Электронный ресурс https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm
[20] Красовский B.E. Литература. Справочник абитуриента. с.362
[21] Лебедев Е., «История всемирной литературы: В 8 томах» с. 48
[22]Лессинг, "Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759.
[24] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 53-57. ISSN 1997-2911
[25] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова» C. 53
[26] Веркгаупт Г.,Электронный ресурс https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=
[27] Лебедев Е., «История всемирной литературы: В 8 томах» с.117.
[28] Белинский В.Г. «Полное собрание сочинений» с. 591
[29] Виндт, Л «Басня как литературный жанр»
[30] Гаспаров М. Л., «Избранные труды, том I. О поэтах.» с. 664
[31] Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. Электронный ресурс https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm.
[32] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова» C. 53