Басня как литературный источник вдохновения




 

Со времен античности и до наших дней басня служит образцом житейской мудрости, средством обучения и формой сатиры. На ранних ступенях человеческой цивилизации сказки о животных воспринимались буквально; басня как литературный жанр возникла лишь тогда, когда в животных стали видеть символы людских достоинств и пороков.

На протяжении всей истории развития басня выступала литературным источником вдохновения для самых разных направлений и стилей самых разных искусств. На заре своего становления источником вдохновения новых басен являлись сами басни, поскольку сюжеты басен Лафонтена, Крылова и других баснописцев почерпнуты из древних басен Эзопа. Поскольку в басне обобщаются различные социальные явления и отношения, то одна басня, может использоваться в самых разных случаях для объяснения губительных последствий того или иного явления (например, жадности, лени и т.д.).

В разное время басня становилась источником вдохновения для художников, музыкантов, писателей и хореографов. По сюжетам басен написано немало книг, снято множество фильмов, как художественных, так и анимационных. Содержащийся в басне нравоучительный вывод на фоне общей простоты повествования по сей день мотивирует авторов на создание самых разных шедевров на основе басни.

В работе басня рассматривается как литературный источник вдохновения для хореографической постановки, она не часто выступает объектом воплощения в хореографии.

Создание танцевальных номеров - настоящее искусство. Хореограф ставит на сцене целую композицию, которая должна быть гармоничной, красивой, рассказывать историю, показывать образы, передавать настроение и идею. Идеи для хореографических номеров хореографы-постановщики могут черпать где угодно. Источником вдохновения может стать и басня, сумевшая зацепить воображение хореографа и зародить оригинальную креативную мысль.

Приступая к выбору сюжета для танцевального номера, хореограф тщательно и глубоко анализирует литературное произведение, ищет в тексте внутренние ритмы, изучает его стиль. Тщательное прочтение текста басни, всесторонний разбор характеров героев и мотивов их поведения позволяют полнее осознать как общее содержание басни, так и её главную идею. Только при такой вдумчивой работе с литературным произведением при перенесении сюжета басни на сцену образы ее героев будут соответствовать литературным. Работа хореографа с текстом басни предполагает в этом случае как работу с композицией и сюжетом танца, постановкой движений у танцоров, так и со сценическим оформлением. Все движения в танце должны быть продуманы таким образом, чтобы способствовать созданию хореографических мизансцен. При этом танцор не должен теряться среди декораций, а, наоборот, быть виден зрителю в каждый момент композиции. Необходимо учитывать, что невозможно раскрыть перед зрителем подлинное содержание басни, ограничившись простым пересказом ее сюжета. Для наиболее полного воплощения литературного произведения хореографу необходимо отразить и акцентировать ключевые моменты содержания, психологически проработать хореографические образы персонажей. Тогда будет точнее передана мораль басни.

Строго говоря, станцевать басню так, чтобы зритель понял сюжет, — задача не из легких. Поэтому в танце как нигде важны такие танцоры, которые готовы делать любые па и осваивать лексику современной хореографии. Сюжеты басен на сцене пересказываются языком танца или сюжетных метафор. Зрительские впечатления могут усиливаться яркими костюмами, эффектными контрастными подсветками, декоративными элементами.

Сегодня у хореографов есть огромный спектр выразительных средств для воплощения басни в хореографическом номере. Современные хореографические средства открывают для этого самые широкие перспективы, позволяя реализовать любую идею на грани синтеза различных искусств – хореографии, театра, балета, живописи, кино и др. Примеров ярких нестандартных танцевальных номеров, поставленных по сюжетам басен, немало. Одним из примеров современной хореографической постановки, характерной для нашего времени, в основе которой лежит басня, можно назвать танцевальный спектакль «Объективная реальность, данная нам в ощущениях», который был поставлен в Екатеринбургском театре современной хореографии «Провинциальные танцы». В основе данной хореографической постановки лежит знаменитая басня Крылова «Стрекоза и муравей». В этом танце зрителям не представляется прямого цитирования басни, но на сцене создана «некая территория, наполненная взаимодействиями и ощущениями персонажей».

Другим примером современного хореографического номера, поставленного по мотивам басен Лафонтена и Крылова, является танцевальный спектакль «Басня. Теория идеального наблюдателя» Театра на Таганке. Формат спектакля представляет собой синтез хореографии и элементов драматического театра. Аллегоричный текст дополняет, придает глубину хореографическому рисунку спектакля, рассказанного языком танца. «Басня» - это поиск хореографом самоидентификации, открытости современным формам. Хорошо известные истории о вещах и животных рассматриваются здесь через призму повседневности — изменчивая мораль в необычной хореографической интерпретации. Персонажи становятся заложниками жестких правил и не могут вырваться за пределы собственной басни. В спектакле представлены три пласта времени, три возраста персонажей, которые переживаются каждым по-разному, но всегда драматично. Сюжет хореографической постановки отражает многогранность человеческой души, ее положительные и отрицательные стороны, неподвластные единым законам и правилам. Особое место в постановке отводится морали. Она не помогает, не дает совет в нужный момент. Она приходит извне, когда уже все закончилось, и осуждает. Мораль создана самими людьми и, следовательно, по мнению хореографа, не может быть объективной. Людям свойственно принимать неправильные решения, совершать ошибки снова и снова. Чтобы понять другого человека, нужно непременно оказаться на его месте. И только тогда вместо осуждения возникнет потребность проявить сочувствие. В данном контексте басня помогает хореографу-постановщику через аллегорию яснее донести до зрителя свой замысел и через мораль выразить свое отношение к определенному социальному явлению.

Итак, мы рассмотрели басню как источник вдохновения в хореографии и выявили, что несмотря на трудности изображения басни в танце, она по-прежнему выступает неизменным источником вдохновения для современных хореографов. Изучив особенности постановки басни на сцене, необходимо сказать, что при воплощении любого литературного произведения на первый план выходит глубокое изучение его сюжета и анализ поступков персонажей, а лишь затем сценическое решение спектакля. Важную роль при этом будет играть мастерство танцоров и выразительность их движений, поскольку характерную ироничность басни, юмор и меткие выражения невозможно отразить в танце буквально.

Подводя итоги данной главы, можно сказать, что басня как жанр за период своего существования не утратила актуальности и по-прежнему волнует общество, помогая вскрывать человеческие пороки. Несмотря на то, что со времен античности басня претерпела существенные изменения, тем не менее ее суть осталась неизменной – это короткий рассказ, иронично высмеивающий социальные явления общества. Характерная для современности стихотворная форма басен придаёт этому «назидательному» произведению выразительность и лёгкость, добиваясь наиболее отчетливой образности представляемого факта, ясности и меткости выражений. Наличие в структуре басни морализаторского урока делает ее своеобразным образовательным инструментом, наиболее простым для понимания практически любой аудиторией.

Басня и сегодня представляет собой неисчерпаемый источник вдохновения, поскольку она несет в себе высокий смысл, народную мудрость и вечные ценности.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: