Техники и лексика в современной хореографии




 

В процессе своего развития современное хореографическое искусство постепенно становилось все более и более техничным. Хореографический шаг становится шире, увеличивается количество вращений, движений, выполняемых артистом и так далее. За время становления хореографического искусства изобретено огромное множество программ, систем и тренингов, способствующих развитию выразительного движения, артистизма танцора, направленных на взаимопроникновение внутреннего и внешнего движения. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

На сегодняшний день существуют следующие основные техники современного танца:

1. Техника Грэм — техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм. Основана на «сжатии и отпускании», использует различные части тела, противостоящие друг другу для создания спиралей для драматического напряжения. Включает формальные преувеличения «естественных» движений. Руки в танце должны быть активными и целеустремленными, а не декоративными[11].

2. Техника Хамфри-Вейдман — техника танца модерн, основанная танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом. Основывается на теории и действия перемещения точки равновесия. Движения основаны на гравитации, идея заключалась в изучении того, как тело может создать движение, если сбалансировать организм против силы тяжести во время исполнения падений.

3. Техника Хосе Лимона — техника танца модерн хореографа Хосе Аркадио Лимона. Эта техника использует движение дыхания через тело, чувство веса и «тяжелой энергии» в теле, перемещение веса между частями тела для создания текучего перехода из одного положения тела в другое. Идеи ощущения веса собственного тела через падение и последующую отдачу, зависание и последовательность импульса движений были восприняты у Хамфри. В основе его танца - постоянная «игра» с гравитацией, «разрыв» между верхом и низом, ощущение неба и земли, рая и ада, движения обязательно в двух направлениях.

4. Техника Хортона — техника танца модерн, созданная танцовщиком, хореографом Лестером Хортоном, направленная на расширение диапазона движений человека, а также на развитие выразительности тела. Она предусматривает комплексную систему упражнений абсолютно для всех частей тела, в том числе языка и глаз. Танец в этой технике мог включать самые разные элементы, в том числе танцы народов мира, японские жесты рук, яванский и балийский движения для верхней части тела, афро-карибские элементы и т.д. Техника Хортона не подразумевает стиля как такового, а подчеркивает анатомию тела. Для выражения мыслей и чувств, отображения неограниченной свободы здесь важна гибкость, сила, координация и пространственное воображение[12].

5. Техника Хоукинс — техника танца модерн от танцовщика и хореографа Эрика Хоукинса. Он создал технику, известную особой лексикой и легкостью, которая противоречила тщательной подготовке, лежащей в основе. Хоукинс называл современный танец "путешествием, полным открытий..." Его хореография основана на соединении музыки, искусства и танца. При этом танцы исполняются под живую музыку вместе с участием нескольких художников и скульпторов. Каждый танец, известный своим легким стилем, гармонично обладает энергией и спокойствием одновременно.

6. Техника Каннингхэм — техника танца постмодерн, разработанная хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом. Он сосредоточил своё внимание на положении тела в пространстве, ритме и артикуляции и использовал в хореографии «случайный метод» (выбирая структуру танца с помощью жребия), считая, что необходимо избавиться от сюжета и стереотипных решений.

7. Техника релиз – техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. Техника помогает освободиться от стереотипных паттернов и привычных способов. Занятия ею побуждают исследовать нашу естественную телесную структуру, совершенствуя силу и гибкость, пробуждая творчество и спонтанность.

Следует упомянуть также такую форму современного свободного танца как контактная импровизация. Она представляет собой парный танец, который строится на импровизации вокруг точки контакта с партнёром. Такой танец выражается через форму перформанса или социального танца[13].

Современный танец, как и классический, требует от танцора не столько исполнительского мастерства, сколько выразительности движений и поз. В этой связи важным моментом обучения технике танца является выработка у танцоров собственного стиля исполнения. Поэтому на первый план выходит тренировка органичности и выразительности, иногда даже в ущерб зрелищности и технической точности исполнении движений. Танцор должен развивать свою чувственность и мышление с тем, чтобы впоследствии создать максимально выразительный, содержательный и наполненный чувствами танцевальный образ, полнее раскрыть лексику танца.

Каждая танцевальная система сформировала свою эстетику и танцевальный язык. Именно через них хореограф создает произведение искусства, а танцор реализует на сцене хореографический замысел. С течением времени вследствие воздействия различных факторов мышление хореографа может меняться. Такое изменение происходит как под влиянием определенной эстетики конкретного хореографического направления, так и под воздействием используемых им в своей работе выразительных средств. Таким образом происходит формирование той или иной танцевальной лексики при раскрытии драматического сюжета танца.

Современный танец — это авторское искусство. Оно по своей сути является индивидуальным и принадлежит к сфере искусства, отвергающей наличие штампов, эталонов, стандартов и образцов. Лексика современного танца характеризуется тем, что он не ставит понятие идеала и признанных канонов телесной красоты во главу угла. Напротив, он точно отражает современное состояние мира и человека в нем. Современный танец – это не связный рассказ. Он не показывает понятных историй, а, напротив, стремится к выражению ощущений, чувств и жизненного опыта хореографа.

Логика развития и драматургия современного танце не подчиняется строгой, понятной логике сюжета. Его структура скорее - череда метафор и образов. Сегодня при воплощении хореографического замысла хореограф использует в своей художественной концепции все доступные средства художественной выразительности. Это могут быть и танцевальные движения, и пение, и речь, и театральные элементы и даже медиа. Современный танец стремится к нарушению художественных границ, декларирует свою непричастность к классическим законам театрального действа. Однако по-прежнему гласными принципами современной хореографии остаются отказ от исполнительства, виртуозности и этических ограничений в танце. Лексика современной хореографии складывается из спонтанности, импровизации, существования в режиме «здесь и сейчас». Модерн – это постоянный эксперимент с движением, работа в несценической среде, растворение художественных форм танца в различного рода действах, перформансах. В основе современного танца лежит человеческое тело и его способности взаимодействия с окружающим миром, возможность реакций на него, а также в создании образов, продуцируемых вовне (феноменология танца).

Рассматривая же отдельные виды танцевальной лексики, стоит упомянуть, что несмотря на общую черту современных направлений, некоторые из них исповедуют прямо противоположные идеи. Так, с точки зрения эстетики, программы и техники движения для экспрессивного танца важна такая категория как «безобразное», уродливое, его проживание и апроприация, в то время как фокусом свободного танца является красота естественного тела. Именно поэтому в свободном танце тело зачастую обнажается, а манера движений носит естественный, простой характер. Для свободного танца были характерны такие черты:

— радикальный разрыв с балетной традицией;

— отвержение старых (типа театр, опера и т.д.) и поиск новых площадок для выступлений;

— отрицание эстетических предпосылок и кодов репрезентации, диктуемых доминирующей формой концертного исполнения – балетом;

— саморефлексия формы искусства как в самих работах, так и в программных текстах и статьях;

— «активация» зрителя, не только путём скандалов, провоцируемых своим видом, но и новыми паттернами движения (примитивизмом движения), а также посредством серьезного участия в общественной жизни на тему культуры тела, в первую очередь, женского.

Исходя из этого, можно сказать, что современный танец многолик и имеет множество различных ответвлений. Он не является чем-то единым, цельным и непреходящим. Современный танец текуч, многолик, разнообразен. Он демонстрирует процесс постоянного поиска. За более чем столетнюю историю современный танец накопила множество самых разных подходов, стилей и техник, сформировал свободную, только ему присущую лексику. Все это свидетельствует о том, что современный танец предлагает хореографам и исполнителям поистине безграничные возможности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: