Социальная мифология. Обязанности каст




Чудесное рождение Кришны, как мы выяснили выше, есть эзотерическое событие мифа, настоящая тайна мифического. Попробуем еще раз разобрать этот вопрос и посмотрим, что такое дело, или карма, Кришны.

Выше мы приводили ведический сюжет о первожертве пуруши. В брахманической, т. е. более поздней, чем ведическая, версии мифа о создании мира бог Брахма, которого именуют также Праджапати, или Владыка порождений, породил из себя людей. В авторитетном тексте "Мокша-дхарма" мы читаем:

 

От уст, рук, стоп (Брахмы) родились (люди),

Когда производил Владыка существ миры, это знатоки закона знают

От уст родились брахманы, кшатрии — от рук (так) считают;

От бедер, сынок, — богачи (вайшьи), от стоп — слуги (шудры)8.

 

В этом же тексте есть другая, более социальная версия этого события:

 

Без различия варн этот мир преходящий весь брахманским

Брахма некогда произвел, но делами (т. е. кармами) окрасились (варны).

 

===

===

 

Резкие и гневливые, любители вожделения, насилия, наслаждений

Нарушив свой долг, обагрив руки кровью до состояния кшатриев дошли такие брахманы.

Желтые, занимающиеся скотоводством, живущие земледелием

Эти дваждырожденные, не устояв в своем законе, пришли к состоянию вайшьев.

Жадные, любители неправедности, врежденья, живущие разной работой,

Черные, утратившие чистоту, пришли к состоянию шудр (такие) брахманы

Так, разделенные этими делами, пришли к окраске (варн) брахманы.

Не смогли постоянно следовать своим уставам, в жертвах, обрядах.

Так эти четыре варны, владеющие речью Брахмы (т. е. Ведами),

Древле произведенные Брахмой, из-за жадности в неведенье впали.

Не дваждырожденные те, что не знают изначально исшедшее святое слово,

Таких много различных родов, то там, то здесь существуют...

Утратив знание и осуществление знания, они живут согласно своим нравам9.

 

Теперь, если мы отвлечемся от экзотической для нас мысли о создании мира из огромного первочеловека или первобога, то мы увидим, что в индийской культуре традиционно существовало несколько идей, связанных с выполнением закона и поддержанием порядка в мире.

Мир как целокупный природный порядок, т. е. как puma появился в результате жертвы. С самого начала рита-рассматривалась как одна из величайших ценностей обитаемого мира, точнее говоря, трех миров — локатрая, т. е. мира земного, мира небесного и мира подземного. (Вспомним "Гиту": "В трех мирах отыскать невозможно ничего, что свершить бы я должен..." Шлока 3.22.)

Рите и дхарме подчинялись природа и социум, поэтому сами эти слова имели коннотации блага и истины. По мере развития

 

===

===

 

духовной культуры происходила неизбежная этизация закона мировой гармонии. Например, слово "анрита" вместо обозначения беспорядка, дисгармонии стало употребляться как "ложь". Главным словом для определения природно-социального закона стало слово "дхарма", приобретшее моральные оттенки долга, истины, справедливости.

Позднее слово "дхарма" стало обозначать установление, правило жизни, как, например, варнашрама-дхарма, т. е. закон или кодекс возрастных и общинно-кастовых обязанностей.

Под этим словом подразумевался моральный долг, а более широко — вечный нравственный закон, сущностно связанный с понятиями мирового блага и мировой истины. В мире изначально действуют не только силы порядка и закона, но и силы беспорядка и хаоса. Эти силы делают из "широкого мира" мир-амхасу, где властвует "матсья-ньяя", или обычай рыб, при котором сильный пожирает слабого и властвует анархия.

Соответственно, лока-вритта, т. е. обычай людей, требует всемерного поддержания сил порядка, прежде всего сил мира — "шанти". "Шанти" означало умиротворение, а также отсутствие зла, долгую жизнь, и древние комментаторы, как пишет об этом К.С. Мурти, трактовали его как "сукта", т. е. комфорт, процветание, счастье10. Само замирение с силами беспорядка происходило в процессе жертвоприношения.

Постепенно человеку традиционной культуры становилось понятно, что на порядок мироустроения влияют не только сакрально-природные силы, но и поступки людей, их дела.

Люди, созданные Брахмой, не смогли сохранять свое первородство потому, что не смогли следовать аксиологической трансценденции закона, данной им в виде священного знания.

Закон для людей, говорится в "Мокша-дхарме", — источник жизни, а для богов он — напиток бессмертия ("Мокша-дхарма". 193.34). Соблюдая закон, люди утешаются и очищаются от скверны ("Мокша-дхарма" 181.18). Соблюдение закона означает счастье народа, и это счастье радует на небесах богов ("Мокша-дхарма" 295.13).

Жертва (яджна), закон (дхарма), мир (лока) и другие понимающие метафоры образовывали семантическое единство индуистского мифа, истолковывавшего общественные обязанности, имеющие вполне реальный и, можно сказать, профаничес-

 

===

===

 

кий характер, как запредельное знание и ценность, т. е. священный закон, который необходимо знать.

В "Ману-смрити" — основном правовом и религиозно-общественном кодексе традиционной Индии — говорится, что в соответствии с этим священным законом долгом брахмана является подношение и получение даров, постижение вед, обучение других; долгом кшатрия — сражения, защита народа, совершение жертвоприношений, чтение вед; вайшье надлежит совершать жертвоприношения, изучать веды и заниматься "делом", т. е. разводить скот, возделывать землю, торговать и т. д.; шудрам же вменяется в обязанность быть слугами высших варн.

В соответствии с этой традицией всякая деятельность на поприще, освященном социально-религиозным законом, поощряется и, наоборот, всякая несанкционированная перемена деятельности осуждается. Законы Ману, "Мокша-дхарма", "Бхагавадгита" определенно утверждают, что лучше своя, даже не очень хорошо выполненная дхарма, чем хорошо выполненная чужая.

Милостыня, полученная брахманом, захваченное в битве кшатрием, честным трудом добытое вайшьей, заработанное в услужении шудрой, даже малое состояние, достохвально, утверждает "Мокша-дхарма" (296.1-2).

 

Варнашрама дхарма

Сословия — варны — и более дробное деление общества на большие семьи — джати, т. е. касты, устанавливались в зависимости от рождения и подтверждались различными возрастными обрядами, основным из которых была инициация.

Эти обряды строго распространялись только на арийские сословия, т. е. на варны брахманов, кшатриев, вайшьев, представители которых именовались "двиджа", т. е. "дваждырожденные". Позднее так назывались брахманы.

Однако члены всех высших каст, прошедшие обряд посвящения, т. е. обряд надевания шнура сословия (вспомним историю, приведенную Гегелем), до сих пор могут быть названы двиджа, так как обряд надевания шнура сословия приравнивался ко второму рождению.

Момент рождения, принадлежность по роду, по праву рождения к определенной общинно-профессиональной группе счи-

 

===

===

 

таются основными в социальной модели индуизма. До сих пор индусом невозможно стать по своему желанию. Что бы ни утверждали современные учителя неоиндуизма, даже если вы организовали индусскую общину и выполняете все индуистские обряды, ваша джати, т. е. община, как бы повисает в воздухе в силу того, что ее происхождение должно быть подкреплено понятиями "готры" и "правары", своеобразными уточнениями генеалогического древа, закрепляющими общий мифологический характер индусского рода, облегчающими индусу общение с запредельными силами и их покровительство.

Грубо говоря, индусская община не может существовать от дельно от индусской почвы.

Первоначально слово "готра" означало коровник или загон для скота. Позднее оно стало употребляться в значении рода как родового клана или родового имени. Происхождение слова указывает на его отношение к индоевропейской племенной об щности, поэтому индусская традиция распространяла готру на высшие арийские касты.

В текстах обычно называют семь-восемь готр, или родовых имен, происходящих от мифологических прародителей — Кашьяпа, Васиштха, Бхригу, Гаутама и др.

"Правара" буквально означает "предок" или обращение с просьбой к предку-божеству. Она уточняет генеалогию клана-готры по отношению к другим родам. Брахман в ежедневных молитвах обращается за покровительством и содействием не только к прародителю готры, но и к предку-праваре, с которым его готра состояла в родстве.

Во всех традиционных текстах непременно встречается уважительное упоминание рода и во всех авторитетных источниках подчеркивается необходимость соблюдения родовых законов. Тексты свидетельствуют о стремлении человека традиционной культуры сохранить род, его неизменные правила и вообще сделать все возможное для упрочения существующего порядка, ибо всякое значительное его изменение всегда приводит к ухудшению, к тому, что в текстах, как я уже говорил, называется матсья-ньяя, т. е. к анархии и беспорядку.

Кроме понятий "варна" (род, община, сословие), "джати" (большая семья, община), "готра" и "правара" в социальном космосе индуизма был еще один закреп (дхарана), удерживающий его целостность, а именно ашрама, или ступень жизни.

 

===

===

 

Ашрама определяла строгое следование правилам поведения на различных этапах жизненного пути индуса. Понятие "ашрама" включало четыре основных состояния: брахмачарья, или ученик, грихастхи, или домохозяин, полноправный общинник, ванапрастха, или лесной отшельник, саньясин, или святой странник.

Таким образом, член традиционного индийского общества был включен в неизменный социальный порядок по признакам родства, профессионально-сословных обязательств, а также ритуально-нормативного поведения посредством различных обрядов и установлений.

Так, вначале он был учеником, потом "очистившимся" (снатака), затем, после женитьбы, — домохозяином, главой семьи, а в конце жизни — лесным отшельником, странствующим аскетом. При этом он должен был неукоснительно следовать законам своей касты, а также с помощью соблюдения приблизительно сорока обрядов (санскара) сохранять ритуальную чистоту и поддерживать свое единство с миром богов и предков.

Соответственно полная норма ритуально-кастовых дефиниций, а сюда необходимо добавить и закон перевоплощения, действию которого подчинялось все живое в мире, полностью охватывала жизненное пространство индивида от теряющегося в глубине времен мифологического предка к императивам сословно-общинной жизни и далее к бесчисленным джанака (земным воплощениям) либо к выходу из сансары, избавлению от последующих рождений. (Вспомним шлоку: кто доподлинно знает мое дело и рождение, не идет к новому рождению.)

Эта грандиозная система нормативного поведения, выраставшая из мощного мифологического основания и охватывавшая причудливую совокупность мифоносных архетипов и табуированных ценностей, была той самой дхармой, для установления которой родился Кришна.

Соответственно делом Кришны являлось установление закона социальных обязанностей, разрешающего в конечном итоге противоречие между бытием и долженствованием.

В мифической модели индуизма это противоречие снималось при помощи установки, позволявшей человеку верить в конечную справедливость общественного порядка, в неизбежное для всего живого воздаяние и отмщение.

 

===

===

 

В основе этой веры лежало учение о карме, принятое всеми религиозно-философскими течениями Индии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: