Я сознательно сгущаю краски и создаю такую ауру экзистенциалистской тревоги, чтобы убедить вас в одной из главных мыслей нашего дискурса: все мы как люди, как "человеки" являемся существами не только культуры и текста, но и мифа.
===
===
Для того чтобы жить как люди, как нормальные, здоровые человеческие индивиды, мы должны верить в трансцендентальное знание, которое является для нас ценностью. Например, в знание нашего благополучного существования, истины которого в каждый отдельно взятый момент нашей жизни запредельны по отношению к бытию здесь-и-сейчас. Именно в этом смысле мы и являемся имманентно-мифическими существами, потому что именно миф соединяет в человеческом сознании и в культуре веру, знание и ценность в неразложимые с гносеологической точки зрения единства.
Для того чтобы действовать, я должен что-то выбирать, т. е. чем-то жертвовать, и знать правила своих действий и своего выбора. Все эти три момента — действие, выбор-жертва, правило-закон действия — непосредственно связаны с мифом как с некоторым кодокомпонентом, соединяющим в культурном пространстве и в сознании веру, знание и ценность в неразложимые единства.
Мы делаем что-то только потому, что верим в знания об этом деле и полагаем наше знание и наше дело ценным для нас. Например, я хочу сварить себе кофе. Я абсолютно уверен, что я это сделаю и вот прямо сейчас начну это делать.
Что означает моя уверенность? Она означает мою веру в знание того, как это делается, и веру в ценность этого знания применительно к данной конкретной ситуации, а также веру в то, что мне удастся соединить это ценное знание со своими конкретными действиями.
Как вы прекрасно понимаете, все это может не произойти. У нас под рукой может не оказаться кофе, сахара или спичек, могут неожиданно отключить воду, внезапно может зазвонить телефон и нас куда-нибудь неожиданно вызовут и т. д. Из-за какой-нибудь нелепой случайности — утечки газа, неисправности лифта или автомобиля — вся цепь наших действий может привести к трагическим результатам.
|
Каждый день, выходя из дома, мы должны чувствовать себя Улиссом, отправляющимся в путешествие, или Арджуной на поле Куру, потому что самое казалось бы незначительное действие может вызвать неожиданное и катастрофическое следствие. Мы не задумываемся над этим, потому что существуем в мифе, как я уже говорил выше. Наша проблема заключается в
===
===
том, что мы не отдаем себе в этом отчета, современная культура скрывает свое мифологическое поле, в то время как традиционная культура открыто его представляет.
Традиционная культура, открывая человеку свою эффицирующую причину, — законы выбора и действий — признает, что эту причину устанавливает идеальный деятель, трансцендентный по отношению к феноменальному миру.
Этот идеальный деятель и вся его атрибутика — ритуалы, обрядность, знаки и т. д. — являются мифом в своем классическом смысле, как мы уже говорили, "мютосом", т. е. рассказом о богах. Семантическое поле мифа работает в культуре как его внутренняя эффицирующая причина или система культурных знаков, которая устанавливает порядок долженствований, соотношений между человеческим "быть" и "должен".
Если мы абстрагируемся от принятой в таксономических науках методики рассмотрения культуры в различных аспектах — историческом, политическом, экономическом и т. д. — и представим в нашем сознании культуру как одномоментную целостность, то увидим, что эвентуальный ряд такой культурной целостности, проходящий сквозь ее пространственно-временной и причинно-следственный континуум, состоит из событий веры, знания и ценностей, соединенных в гносеологически неразложимые единства.
|
Современная культура посредством своих метатехнических центров, специальных текстов и некоторых специальных "вещей", например, товарно-стоимостной связи или постава, закрывает мифорелигиозные истоки этого событийного ряда, как бы заслоняет то безусловное — кайрос, как писал Тиллих8, откуда исходят подлинные события человеческого бытия, состоящие из слитной метафорической мозаики веры, ценности и знания. Следует подчеркнуть при этом, что закрывая свои религиозные истоки, современная культура не становится от этого менее мифической. Самый рациональный, самый просвещенный человек живет в мифическом, иначе говоря, в совокупности слитных отношений веры, знания и ценностей.
Правы Хабермас, Хюбнер, Дюркгейм, которых я цитировал выше, а также и другие философы и культурологи, которые отмечали значимость мифа в своих работах. Я считаю необходимым добавить к приведенным выше цитатам, что современ-
===
===
ное значение мифа определяется не его корнями в сознании, а тем, что миф представляет собой неустранимую, всегда присутствующую часть культурной целостности, причем такую ее часть, которая постоянно кодирует культурное пространство, создавая в нем схемы поведенческих маркировок.