Значения мифа и метафоры в тексте




Помимо своего обычного значения конкретного вопроса о конкретных действиях это вопрошание имеет и сакрально-мифологический коннотат. Как вы знаете, с этого вопроса начался современный период русской истории, принесший России невиданные страдания, катастрофы, падение в моральную пропасть. Положенный в начало этого периода вопрос "что делать?" означал потерю традиционных мифологических ориентиров целыми поколениями образованных людей в России.

Необходимо подчеркнуть, что, совершая поступки, мы всегда полагаем что-то как ценностное знание и верим в это полагание, т. е. всегда полагаем что-то в мифе. Я, продолжая лекцию, полагаю, что я ее закончу. Я полагаю, что вы меня понимаете, и т. д.

Куда я это "полагаю"? Я "полагаю" это в миф. Я верю в то, что я знаю, и это представляет для меня ценность. Можно сказать и так: я верю в ценность того, что я знаю. Из-за моей способности верить, знать и ценить происходят эти события, эти полагания, которые становятся действительными в тексте. В тексте традиционной культуры они удерживаются понимающей метафорой как формой традиционного текста.

С этой точки зрения суждение "я — человек" уже, как это ни покажется странным, представляет собой мифометафорический текст. Его смысл с учетом того, что сказано выше, можно развернуть таким образом: я верю в то, что я живу как человек, я знаю то, что я живу как человек, я ценю то, что я живу как человек. "Жить как человек" — это понимающая метафора. Она включает многообразие коннотаций культуры, которые по существу и есть человеческая жизнь. Причем смысл этого мифометафорического текста может меняться существенным образом "внутри" того же текста в зависимости от того, что человек имеет в виду, с какой внутренней интонацией он это говорит.

Можно сказать: "Я — человек" с оптимистической интонацией, т. е. зная, будучи уверенным в том, что я живу как нормальный, преуспевающий, всем довольный человек. Можно сказать то же самое с грустной интонацией, и это будет означать: я не верю в то, что я живу нормально; моя жизнь тяжела, и я не знаю, ради чего стоит жить. Такое высказывание может быть

 

===

===

 

началом трагического сюжета о крахе или, наоборот, о возрождении личности; началом рассказа о жизни человеческой общности, класса, нации или целой страны. И все это в "свернутом" виде может находиться в крохотном мифометафорическом тексте "я — человек".

При этом я вовсе не утверждаю, что интерпретация суждения "я — человек" как мифометафорического текста единственно возможная. Это одна из возможных интерпретаций, которую мы можем включить в полисемию данного высказывания (вспомним Рикера). Она позволяет прояснить понимание мифа для нашего дискурса.

Миф, как и метафора, проявляет себя в самой неожиданной ситуации. Миф может быть и точечным единством веры-знания-ценности для конкретного события конкретного дня человеческой жизни, как в нашем примере с чашкой кофе. И миф может быть единством веры, знания и ценностей целой культуры, как в нашем примере с законом кармы, позволяющем сохранять и передавать дух саттвы.

Как мы уже говорили выше, принося жертву, идеальный деятель мифа, выступающий в текстуальности мифа как его конкретный протагонист, — Кришна, Арджуна, или, например Рама — устанавливает размерность бытия культуры, порядок ее долженствований, иерархию ее космоса. При этом имеются в виду не только трансцендентные или эзотерические события мифа, но и самые обычные и вместе с тем необходимые события, действия, поступки, создающие в мире порядок самого порядка, законы самих законов.

Я хочу подчеркнуть, что любой человек действует в соответствии с тем мифом, в котором он живет как человек. Вот эта совокупность мифов в мире культуры и создает реально действующий порядок и реально действующие законы.

Вы прекрасно знаете, что в реальной жизни действуют не совсем те или совсем не те законы, которые декларированы официально.

"По жизни", как сейчас говорят, действует некая совокупность официально объявленного порядка и порядка, сложившегося стихийно. К тем примерам ложных высказываний, оценок и самооценок, которые приводились выше, я могу добавить, что лжец, мошенник, проститутка, убийца, поступая скверно, отвратительно, развратно, бесчеловечно, достаточно искренне счита-

 

===

===

 

ют себя неплохими людьми, вынужденными поступать плохо в силу ряда обстоятельств.

В чем причина этой моральной слепоты? В социальной действительности? В пороках воспитания? В причинах душевного склада? Безусловно, и в этом тоже, но не только в этом.

Трагедия сообщества людей состоит в том, что любой человек действует в соответствии с тем мифом, в котором он живет. Другими словами, в мифе человек всегда действует по совести. Как это понимать?

И плохие, и хорошие люди действуют в соответствии с вестью, полученной от мифа. Человек как родовое существо является разумно-духовным существом всегда, но его разум и дух определяются мифом, символически оформляющим традиционный веровательный, знанческий и ценностный комплекс познающего субъекта.

Существуя в мифе, человек живет по той духовно-разумной вести, которую он получает от мифа. Совершая свои действия разумно и духовно, человек сообразует их с теми знанием, ценностью и верой, которые дает ему миф. В этом заключен не только трагический, но и оптимистический момент человеческой общежительности, так как из мифа могут быть почерпнуты величайшие достижения духа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: