Романтизм и реализм в изобразительном искусстве ХIХ века




Романтизм и реализм — главные художественные стили ХIХ века. Эпоха романтизма приходится на первую половину столетия; вторая его половина протекала под знаком реализма, хотя в этот период существовали и другие стили (импрессионизм, символизм).

Романтизм возник в полемике с идеологией века Просвещения и эстетикой классицизма. В созданных ими произведениях личность достигает невиданной прежде полноты и духовного напряжения.

В отличие от классицистов, романтики утверждают свободу творчества как условие существования художника. Романтики выдвигают принцип «подражания природе». Они считают, что надо показывать мир таким, каков он есть, — в высоких и низких проявлениях. С этой целью часто используют гротеск. Именно романтики ввели термин «гротеск» в эстетический лексикон.

Классицисты искали в человеке типическое и социальное; романтики, напротив, интересуются всем, что типическим не является. Их занимает человек в экстремальных проявлениях и экстраординарных поступках, в состоянии помутненного сознания — сновидения, бреда, кошмара.

Мировоззрению романтиков присущ катастрофизм. Живописцы любят изображать природные катаклизмы, перед которыми человек бессилен. Постоянной темой романтической живописи служат социальные катастрофы — войны и революции.

Главные представители романтизма в живописи: Теодор Жерико, Эжен Делакруа (Франция), Франсиско Гойя (Испания), Уильям Тёрнер (Англия), А.Г.Венецианов, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, К.П.Брюллов (Россия).

История реализма в изобразительном искусстве начинается в 1855 году, когда Густав Курбе устроил в Париже выставку под названием «Павильон реализма». В те же годы обозначился поворот к реализму в русской живописи (картины П.А.Федотова, В.В.Пукирева). Термин «реализм» в русский лексикон ввел Дмитрий Писарев, опубликовавший в 1864-м статью «Реалисты».

Реализм в изобразительном искусстве стремится создать зеркало действительности, в котором отражается социальный мир. Художники-реалисты редко обращаются к сюжетам античной мифологии и библейским темам. Их интересует, прежде всего, социальная среда — современная и историческая. Поэтому наибольшее распространение получают жанровая живопись и картины на исторические темы. Многие произведения реалистов были рассчитаны на публицистический эффект и в свое время произвели сильный общественный резонанс.

Вершиной реализма ХIХ века стало творчество «передвижников» — участников объединения, созданного Н.И. Крамским в 1870-м. В разные годы в него входили В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков, братья Васнецовы — Виктор и Аполлинарий, А.К. Саврасов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, В.А. Серов, И.И. Левитан.

Типы музыкального творчества, их основные характеристики. Художественно-выразительные средства музыки. Принципы общественной оценки явлений музыкального искусства.

Музыка (от греч. musike, букв. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат осмысленные и особым образом организованные (по высоте и во времени) звуковые последования. Выражая мысли и чувства в слышимой форме, музыка, наряду с речью, служит звуковым средством человеческого общения.

В развитой музыкальной культуре творчество представлено многими пересекающимися разновидностями.

Классификация музыкальных явлений по типам музыкального творчества и их характеристики:

1. Фольклор или народное творчество.

1) Устное.

2) Непрофессиональное.

3) Каноническое (канон – образец, закон по которому создаётся то или иное сочинение)

4) Теоретически неосмысленное.

2. Творчество менестрельного типа. Или городская развлекательная музыка от раннего средневековья до современной эстрадной или поп музыки.

1) Устное.

2) Профессиональное.

3) Каноническое.

4) Теоретически неосмысленное.

3. Каноническая импровизация (религиозная музыка).

1) Устное.

2) Профессиональное.

3) Каноническое.

4) Теоретически осмысленное.

4. Опус – музыка (opus – это оригинальное сочинение, зафиксированное в нотном тексте). Opus – музыку ещё называют – композиторской, автономной, серьёзной, классической, академической.

1) Письменное.

2) Профессиональное.

3) Оригинальное (требования – неповторимость, индивидуальность).

4) Теоретически осмысленное.

 

В музыкальном языке отдельные музыкальные звуки осмыслены и организованы так, что они образуют комплекс выразительных средств музыки. Выразительные средства музыки служат для воплощения художественных образов, способных вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций,

Выразительные средства музыки: 1) Мелодия 2) Гармония 3) Фактура 4) Ритм.5) Динамика.6) Тембр

Мелодия в музыке выполняет такую же роль, как речь в нашей повседневной жизни. Общее между мелодией и речью – интонация. В речи интонация несет, в основном, эмоциональную окраску, в музыке – и смысловую, и эмоциональную.

Гармония организует звуки в созвучия. Созвучия делятся на консонансы (приятное звучание) и диссонансы (резкое звучание), могут звучать устойчиво и неустойчиво. Эти качества являются колоссальным выразительным средством. Передают рост напряжения, спад напряжения, создают ощущение развития.

Фактура - это музыкальная ткань, организующая звуки и по горизонтали, и по вертикали. Каждой эпохе, каждому типу музыкального творчества свойственны свои типы фактуры.

Ритм – это организация звуков во времени. Функции ритма:

а) ритм упорядочивает музыкальное время, делит его на соразмерные участки от акцента до акцента. б) ритм передает движение вперед, создает ощущение жизни, неповторимости, т. к. на метрическую сетку накладываются звуки разной длительности.

Ассоциативное поле ритма очень широко. Главная ассоциация – с движением тела: пластикой жеста, ритмом шага. Может ассоциироваться также с биением сердца, ритмом дыхания. Напоминает об отсчете времени. Через ритм музыка связана с другими видами искусства, прежде всего, с поэзией и танцем.

Динамика – организация звуков по громкости. Форте - громко, пиано – тихо. Крещендо – уменьшение динамики, напряжения и диминуэндо - увеличение.

Тембр – окраска звука, отличающая тот или иной инструмент, тот или иной певческий голос. Для характеристики тембра чаще всего используются зрительные, осязательные, вкусовые ассоциации (яркий, блестящий или матовый тембр, теплый или холодный тембр, сочный тембр), что лишний раз говорит об ассоциативной природе восприятия музыки.

Каждый из типов музыкального творчества выполняет свою социальную функцию. Осознание этих различий и понимание особенностей музыкального языка способствует формированию объективной оценки музыкальных сочинений, как точки зрения эстетического содержания, так и с точки зрения совершенства художественной формы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: