К Олимпиаде-80 в Москве, в Останкине был построен Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК),




К середине 70-х годов техника видеомонтажа развилась настолько, что по своим возможностям сравнялась с кинематографической, а кое в чем и превзошла ее. Это обстоятельство, а также появление мобильных телекамер с портативными видеомагнитофонами способствовало возникновению и развитию наряду с телефильмами, снятыми с помощью кинокамеры, лент, снимаемых с помощью телекамеры и видеомагнитофона, то есть видеофильмов.
Развитие видеозаписи привело к тому, что лишь крайне незначительный объем передач Центрального телевидения шел в эфир непосредственно с телекамер, без предварительной фиксации.
В конце исследуемого периода — в середине 80-х годов в стране сложилась мощная единая система телевизионного вещания, потенциальная аудитория которого достигла 240 миллионов зрителей.

Лапинская эпоха на телевидении с 17 апреля 1970 по 20 декабря 1985 года председателем Гостелерадио СССР был Сергей Георгиевич Лапин - член ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда, опытный дипломат, журналист и политик. Работая до этого генеральным директором ТАСС, бывая в командировках в Японии, он серьезно изучал природу и особенности организации телевизионного вещания, внимательно наблюдал за работой советского телевидения. Поэтому уже в первые дни на новом месте председатель принял ряд принципиальных решений и шагов, которые во многом оздоровили телевидение, укрепили его организационно. Было сокращено около полутора тысяч работников, которые оказались беспомощны в огромном, открывшемся после введения в строй Останкина, море программ.

Лапин начал с того, что поменял почти весь состав главных редакторов Центрального телевидения,

Он подготовил и содействовал принятию в июне 1970 года закрытого постановления ЦК КПСС и СМ СССР, в котором определялись новые задачи государственного руководства отраслью. Госкомитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР становился Государственным Комитетом по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР, что поднимало его роль и ответственность по управлению телевидением

Осуществив неотложные организационные меры, новый председатель выступил инициатором проведения Всесоюзной научно-практической конференции «Тема рабочего класса в программах советского телевидения и радиовещания», которая и состоялась в 1970 году в Ленинграде. Он весьма аргументировано призвал аудиторию сделать главным героем всех информационных, публицистических и художественных телепрограмм человека труда — рабочего и крестьянина.

Ни один советский руководитель телевидения не сделал столько для укрепления отечественного вещания, как С.Г. Лапин. Уже появились историки, журналисты, которые судят о нем лишь по личным отдельным встречам, по его отказам принять то или иное творческое предложение писателя, режиссера, сценариста. Эти люди, когда-то обиженные — и зачастую несправедливо — Лапиным, олицетворяют его деятельность только с цензурой, с зажимом всего яркого, талантливого, творческого.

Лапин любовно руководил телевидением и как средством информации, и как видом искусства. Нередко казалось, что Сергею Георгиевичу ближе всего передачи по литературе, поэзии, музыке, театру. Он по-настоящему любил искусство, неплохо знал его, ценил дар литературный, писательский и, возможно, лелеял его в своей груди... Мог часами беседовать с крупнейшими писателями, актерами, режиссерами, читать наизусть малоизвестные стихи А. Белого, С. Есенина и других поэтов. Многие деятели культуры, уходя от «грозного председателя», были поражены его эрудицией, тонким пониманием эстетического в жизни и на телеэкране.

И все-таки Лапин был прежде всего политиком, одним из столпов коммунистического режима.

Через год после прихода на высшую должность Горбачева Сергея Георгиевича отправили на пенсию, а спустя три года он скончался.

В период лапинского правления. наибольшее признание получил жанр монографического очерка, иными словами, творческий портрет одного лица — рабочего, крестьянина, ученого, художника, писателя, музыканта. В подобных передачах авторы стремились, с одной стороны, представить конкретный случай творческой деятельности на фоне широких социальных обобщений, с другой — раскрыть неповторимую индивидуальность личности героя очерка.

К форме монографического очерка можно отнести и некоторые публицистические передачи, построенные с использованием материалов смежных искусств. Такими передачами были «Камера смотрит в мир», «Театральная афиша», «Музыка для всех» и др. Произведение искусства в них рассматривалось как документ времени, объективно отражающий общественные взгляды. Это и определяет публицистическое звучание передачи.

Как один из принципов подхода к решению темы в публицистическом ключе следует отметить интересное использование хроники, которая предстает здесь во всеоружии строгой документальности. Отрывки из художественных фильмов и театральных спектаклей с конкретным анализом частного случая углубляют общее звучание мысли и переводят ее в конкретно-чувственную сферу эмоционального зрительского восприятия. Этот прием получил широкое применение в цикле видеофильмов «Наша биография», подготовленном на ЦТ в конце 70-х гг.

Одновременно с очерком в 70-е гг. получает развитие тематическая передача, которая предполагает наличие сценария с отчетливой концептуальностью, определяющей не только драматургический строй, но и выбор материала. Было бы неправильным сделать вывод, что окончательный экранный вариант тематической передачи есть точное воспроизведение сценарной записи. Это верно только для передач, построенных целиком на изобразительном, иконографическом и киноматериале с заранее написанным дикторским закадровым текстом. Но существует большое количество тематических передач, решенных в форме непринужденной живой беседы. Однако это не исключает необходимости предварительного сценарного решения. Элемент импровизации обнаруживает свои преимущества в том случае, когда подчинен художественной необходимости, логике развития образного строя передачи в целом.

Особенностью тематической передачи и ее отличием, например, от формы журнального обозрения, является то, что в основу такой передачи положен однородный по тематическому, а зачастую и жанровому признаку материал. Журнальное обозрение объединяет несколько различных по тематике сюжетов. Так, завоевавшая популярность среди зрителей ежемесячная передача «Кинопанорама» включает 6—8 сюжетов, разнящихся между собой. Расцвет этой формы передачи приходится на начало 70-х гг.

В практике кинематографа существуют оригинальные произведения, в титрах которых значится: «создано по мотивам…». Аналогичные случаи наблюдались и на телевидении. В 70- гг. это проявилось в создании передач, замысел которых возник в недрах смежных искусств, однако в воплощении его телевидение демонстрировало полную творческую самостоятельность. Это прежде всего относится к передачам-дискуссиям, передачам в форме клуба («Театральная гостиная», «От всей души», «Встречи в Концертной студии Останкино»). Жанровая специфика передач-дискуссий, передач-клубов обнаруживает их родство с такими ранее возникшими исконно телевизионными формами, как прямой репортаж с места действия.

Таким образом, развитие телевидения как средства информации и вида искусства показывает, что наиболее сложные формы телепередач как бы предваряют основные разновидности специфически телевизионных жанров. Очерки стоят на пороге телефильмов. Передачи-дискуссии, клубы примыкают к прямым телевизионным репортажам, форма литературного телетеатра находит свое продолжение в телеспектакле и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: