Таким образом, заявляла о себе новая форма, самостоятельный жанр – многосерийный телефильм.




Вершина советского сериала – «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.)Татьяны Лиозновой.

В 1967 году ТВ начало показ историко-революционного документального фильма «Летопись полувека»- это самые разнообразные по форме исторические картины. 50-серийный фильм положил начало созданию творческого объединения «Экран» (68 год) которое создавало сериалы и фильмы.

Художественным руководителем т/о «Экран» стал Марлен Хуциев, режиссер телефильма «Был месяц май». Характерно, что хуциевская лента оказала явное воздействие не только на игровое телекино, сериалы последующих лет, но и на телекино документальное. первым большим «настоящим» сериалом стали «Тени исчезают в полдень» - 1972, 7 серий всего, который перерос в киноэпопею «Вечный зов». (с 1973 – 1983 г.). Таким образом, происходит очевидное размежевание кино и ТВ. Процесс этот завершается к середине 70-х годов.

Картина Фирсовой ̆ подвела телекино к тому рубежу, за которым неизбежным было уже прямое включение, программно открытое соединение документального и актерского игрового начал, что и реализовалось впоследствии — по-разному — в фильмах «Стратегия Победы», где ведущие актеры страны, без грима и исторических костюмов, все же исполняли роли, олицетворяя образы ведущих политиков и полководцев военной поры.

В эти годы в стране была заложена мощная современная техническая база телевизионного вещания, создано многопрограммное ТВ. Правительство видело в художественном вещании мощное средство воздействия на массы.

Анализ влияния экранной культуры 1960-х годов на формирование социальной структуры современного общества. Авторские фильмы А. Тарковского, А. Кончаловского, С. Параджанова как одно из последствий «оттепели» в культуре.

В советской политической системе любое авторство означало выход за рамки системы, причем и политической и идеологической, и социальной. Установкам «социалистического» общества как раз и противоречили Авторские фильмы. Потому их было мало.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967) А.Кончаловского – попытка объединить в единое художественное целое игровой сюжет и неактеров. Тут не чувствуется игры, но только жизнь – жизнь людей, ведущих крепостное существование; фильм выделяется абсолютной правдивостью, не-спектаклевостью.

«Андрей Рублев» (1966) А Тарковского – неполитизированный взгляд на историю России, физическое и духовное странствие Художника-Творца к его творению по тернистому пути испытаний Веры. Драматургически эта тема решена в виде системы эпизодов, относительно самостоятельных и взаимосвязанных лишь главным персонажем и общим идейным заданием. Тарковский разглядел в образе гениального художника-инока близкого себе творца, ведомого высшей целью, мучимого невыносимыми внутренними и внешними драмами, страдающего от бессилия перед ними.

«Зеркало» (1974) – фильм, в котором гражданственность и поэзия осознаются через личность Художника, Тарковского, — его происхождение, корни, характер, отношение к жизни, к людям, к Истории.

«Тени забытых предков» (1964) С.Параджанова – экранная легенда с буйством цвета и народных песен и практически без сюжета. Тут динамическая, чисто экранная поэзия сложена из переменчивого цвета, стремительного монтажного ритма и раскованно подвижной камеры.

«Саят-Нова» («Цвет граната»; 1967/1970) – здесь Параджанов выразил не поэта Арутина Саядяна, известного всему миру как Саят-Нова, а Поэта как такового, мифологического персонажа, своего рода нового Орфея, символа поэзии.

Эти режиссеры – создатели Искусства экрана, Авторы художественных, неполитизированных, произведений, носители особого, экранного мышления, Творцы экранных образов.

16. Драматургия и проза Пушкина, ее отражение в музыке и кинематографе (опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского, фильмы «Борис Годунов» А.В. Эфроса, «Маленькие трагедии» М.А. Швейцера).

Пушкин обратился к драматургии, будучи уже известным автором поэм и стихотворений. Первая его трагедия —«Борис Годунов» (1825). По признанию Пушкина источниками замысла этой трагедии были древнерусские летописи, исторические труды Карамзина и пьесы Шекспира. Изучая летописи и сочинения Карамзина, Пушкин стремился «переселиться в век изображаемый», «воскресить минувший век во всей его истине». Следуя за Шекспиром, построил действие в виде калейдоскопа разножанровых эпизодов, в которых соединяются трагическое и комическое, серьезное и смешное, стихи чередуются с прозой.

Следующее драматургическое произведение Пушкина «Маленькие трагедии» — тетралогия, включающая в себя четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Все они написаны в период «болдинской осени» 1830 года. В «Маленьких трагедиях» поэт обращается к «бродячим сюжетам» мировой литературы и ее «вечным образам». Особенность этих пьес — предельный лаконизм. Пушкин создает короткие камерные сцены с небольшим числом действующих лиц: экспозиция сжата до нескольких стихов, отсутствуют сложная интрига и пространные диалоги, кульминация разрешается как бы незавершенной развязкой.

Параллельно с «Маленькими трагедиями» Пушкин работал над драмой«Русалка». В ней отразился интерес поэта к русскому фольклору. Фольклорные корни имеет сюжет об утопленницах, которые, согласно поверьям, по ночам заманивают прохожих в глубокие омуты.

Драмы Пушкина трудно пробивались на театральную сцену. Сначала им препятствовала цензура. Когда в середине ХIХ века цензурные запреты были сняты, оказалось, что театр не готов к постановке этих пьес.

Совсем иначе складывалась судьба пушкинской драматургии на оперной сцене. Каждый крупный русский композитор XIX века раскрыл свою творческую индивидуальность, создав оперное произведение на пушкинский сюжет. У основателя русской музыкальной классики М.И. Глинки это опера «Руслан и Людмила» (1842 г.) - «лирическая эпопея миросозерцания композитора», разделяющего главную мысль русских сказок «добро побеждает зло», однако только ценой подвига как героического поступка или нравственного деяния (сохранение верности).

У А.С. Даргомыжского незаконченная пьеса Пушкина «Русалка» становится основой первой в русской музыке лирической драмы с яркими, шекспировскими образами страдающих героев (1957 г.).

Главная тема творчества М.П. Мусоргского (1839-1881) – глубокий анализ противоречий:социальных (в жизни общества) и психологических (в душе человека) наиболее мощно раскрыта в опере по трагедии Пушкина “Борис Годунов” (1869, 2-я ред. 1872), в центре которой образ «преступного царя Бориса»

Интерес П.И. Чайковского к “таинственно-глубоким процессам нашей душевной жизни” привели его к созданию опер лирико-психологического характера, лучшими из которых стали «лирические сцены» “Евгений Онегин” (1878) и “Пиковая дама” (1890), подлинная трагедия страстей.

Главная тема творчества Н.А. Римского-Корсакова – тема красоты – наиболее ярко раскрылась в опере на сюжет «Сказки о Царе Салтане» (1899), в одноактной опере «Моцарт и Сальери» (1898). Оригинальное претворение (красота, которая губит царство Додона) нашла эта тема в опере-сатире «Золотой петушок» уже в начале XX века (1907).

Самые удачные экранизации пьес Пушкина были сделаны для телевидения: фильмы «Борис Годунов» А.В. Эфроса (1970) и «Маленькие трагедии» М.А. Швейцера.

Стиль Эфроса в этом его первом телеспектакле я бы определил, как минимализм. Иной раз чрезмерный, так как режиссер зачем-то сократил сцену Пимена с Отрепьевым, еще не ставшим самозванцем. Есть и недостатки - родимые пятна некой литературно-художественной композиции в духе школьно-студенческих самодеятельных вечеров по стихам Пушкина.
В общем, не свободен этот ранний телеспектакль Эфроса от недостатков, но в нем есть главное - жизнь человеческого духа, если угодно. Есть настоящий трагический Борис. В телеспектакле есть неподдельный "саспенс", растет напряжение, хорошо выдержан темпоритм, а минимализм в сочетании с крупными планами дает почти взрывной эффект.

Телевизионный трёхсерийный фильм, снятый режиссёром Михаилом Швейцером, посвящён 180-летнему юбилею поэта Александра Сергеевича Пушкина. Связующим сюжетом фильма служит вольно интерпретированная неоконченная повесть Пушкина «Египетские ночи». Собственно, «Маленькие трагедии» предстают как спонтанное творчество Импровизатора на темы, заданные публикой из «Египетских ночей». В 1979 году на телеэкраны вышел трехсерийный фильм Михаила Швейцера, где сюжеты и тексты трагедий оригинально присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи». Вообще, «Маленькие трагедии» Швейцера — интересный коллаж из многих произведений Пушкина — и поэтических, и прозаических.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: