Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире.




13. Сущность индийской духовности в целом. Как считал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, для того, чтобы постичь самую суть многообразных форм индийской духовности необходимо понять четыре «движущие идеи», лежащие в её основе: «Четырех основополагающих и взаимосвязанных понятия, четыре «движущие идеи» помогут нам постичь самую суть индийской духовности. Вот они – карма, майя, нирвана, йога. Историю развития индийской философии можно было бы написать, отталкиваясь от любого из этих основополагающих понятий, но при этом нельзя обойтись без обсуждения остальных трех. Используя терминологию западной философии, мы можем сказать, что основными направлениями индийской философской мысли, начиная с постведического периода, были:

1. Закон универсальной причинности, связывающий человека с космосом и приговаривающий его к бесконечной череде воплощений, - закон кармы.

2. Загадочный процесс, порождающий и поддерживающий космос и, таким образом, делающий возможным «бесконечное вращение» колеса существования – майи – космической иллюзии, с которой человеку поневоле приходится мириться до тех пор, пока он не освободится от слепоты и невежества (авидья).

3. Абсолютная реальность, чистое бытие, «расположенное» за пределами иллюзорности, сотканной майя, и за пределами человеческого опыта, обусловленного кармой. Абсолют, каким бы именем его не называли, - Сущность (Атман), Брахман, Необусловленное, Трансцендентное, Бессмертное, Нерушимое, Нирвана и т. д.

4. Действенные техниики и методы, суть которых – освобождение, достижение Божественного, - собственно говоря, и есть Йога.

С помощью этих четырех концепций мы можем понять, как фундаментальные проблемы любой философии – поиск истины – представлены в индийской философии. Для индийских мыслителей истина не является ценной сама по себе, она приобретает значимость в силу своей сотериологической функции (сотериология – учение о спасении души – С.П.), потому что знание истины позволяет человеку достичь освобождения. Конечной целью для индийского мудреца является не обладание истиной, а освобождение, достижение абсолютной свободы. Жертвы, которые европейский философ готов принести ради постижения истины: отречение от веры, мирских желаний, богатства, личной свободы и даже жизни – на это индийский мыслитель готов пойти только ради того, чтобы достичь освобождения. «Освободить себя» означает переход к иному плану существования, достижение более высокого «уровня бытия», превосходящего человеческое состояние. Достаточно сказать, что в Индии метафизические знания не только находят свое выражение в таких понятиях как переход и смерть («разрушая» свою обусловленность человек «умирает» для всего человеческого), но обязательно подразумевают и мистические последствия этого: воскресение к свободной от условностей форме бытия. А это и есть освобождение – абсолютная свобода.[346](Курсив - Мирча Элиаде).

 

 

ГЛАВА 14. ЗОРОАСТРИЗМ

Исторические условия формирования зороастризма

Священные книги зороастризма

Зерванизм

Зороастризм – предтеча монотеизма

Манихейство

1. Исторические условия формирования зороастризма. Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии, шумер и аккадцев Вавилона и от египтян. В начале I-ого тысячелетия до н.э., когда в Индии, Вавилонии и Египте уже давным-давно существовали государства, на Иранском плоскогорье лишь только складывались союзы племён. Хотя персы также принадлежали к индоевропейской группе народов, к которой принадлежали и индийские арии, пришедшие в Индию именно с Иранского плоскогорья, однако они в своём культурном развитии заметно отстали от ариев, испытавших, после переселения в Индию, благотворное влияние древней индийской культуры Мохеджо-Даро. Тем не менее, начиная с VII до н.э., мидяне, а затем – персы, играют определяющую роль в западной части полосы древней цивилизации. Сначала мидяне побеждают персов, а затем в союзе с халдеями уничтожают ассирйскую сверхдержаву. В VI веке до н.э. персы во главе с Киром Старшим побеждают мидян и создают державу Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.). Ахемениды во второй половине VI века до н.э. покоряют Вавилонию, Лидию, часть Средней Азии, Египет, древнегреческие малоазийские области Ионию и Эолиду, греческие острова Эгейского моря, вторгаются на Балканский полуостров, где подчиняют себе Македонию и Фракию. В ходе Греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) персы рузрушили Афины. На востоке они захватили северо-западную Индию. Экспансии пермов был положен конец Александром Македонским, полностью разрушевшим державу Ахеменидов. Персидская империя была типичной восточной деспотией, однако Ахемениды терпимо относились ко всем религиям, поэтому вавилоняне называли Кира посланником Мардука, евреи – мессией Яхве и т. д. С целью унификации огромной многоплеменной империи была создана разветвлённая система дорог, введена единая административная система, с делением территории страны на сатрапии, с единым государственным языком (арамейским) и единым налогообложением. Главной религией Персии являлся зороастризм, который пережил крушение державы Ахеменидов и сохранил своё влияние на протяжении многих веков.

2. Священные книги зороастризма. Название зороастризм связано с именем Заратустры или Заратуштры (в греческой передаче – Зароастра), пророка бога Мазды и основателя религии; эту же религию иногда называют маздаизм – по имени главного бога Ахура Мазды (Владыка Всеведущий); встречается также термин огнепоклонничество, поскольку огонь считался главной очищающей стихией и занимал центральное место в ритуалах зороастрийцев (в том числе и их современных последователей).

Название священной книги зороастризма «Авеста» появилось не во времена Заратустры, но значительно позже, когда велась кодификация текстов учения. На среднеперсидском языке «Авеста»означает «уложение». Несмотря на поразительную разноголосицу мнений о годах жизни Заратустры (диапазон датировок достигает пяти столетий!), большинство исследователей считают его реальным лицом. Между X и VIвв. до н.э. Заратустра десятилетия провел в горах, в уединенных молитвах и размышлениях.

По-видимому, он первым в истории человечества пришел к новому, эсхатологическому, видению мира, т.е. к восприятию бытия человечества как ожидания Конца Света, Последнего Суда и вечной жизни в раю или аду, в зависимости от праведности или греховности жизни каждого.

Зороастрийская мифология сходна с ведической мифологией, с которой она имеет общие арийские корни. Но, если у ариев Древней Индии асуры оны, а дева – боги, то у персов – наоборот: асуры- боги, а дева – демоны. Зороастрим часто характеризуется как дуалистическая религия, оказавшая значительное влияние на формирование ряда мировоззренческих дуалистических систем на Ближнем Востоке, в частности, на манихейство. Однако это не совсем точно. В форме зерванизма зороастризм принимает в качестве первоначала всего сущего Зерван (Вечное Время), от которого произошли два главных бога: возглавляющий Сили Света Ахара Мазда (греч. – Ормузд), и возглавляющий Силы Тьмы Анхра-Майнью (греч. – Ариман). Все Мироздание – арена борьбы этих двух Великих Сущностей. Человек обладает свободой воли и может сам выбырать, на какую сторону ему стать – Добра или Зла. От этого выбора уклониться невозможно, если человек не делает его сознательно, то самой логикой вещей он вовлекается в борьбу этих двух начал и на подсознательном уровне поддерживает одно из них, делая тем самым свой выбор.

Тем не менее, строгим дуализмом зороастрим не является. Хотя Бог Света Ахура Мазда (Ормузд) и Бог Тьмы Анхра-Майнью (Ариман) оба произошли от Зервана (Вечного Времени), но, согласно учению Заратусры, Ахура Мазда выступает не только в качестве главы Сил Света, но и в качестве Творца Мироздания. Бог Тьмы Анхра-Манью является, по своей метафизической сущности - демоном-разрушителем.

Зерванизм.

4. Зороастризм – предтеча монотеизма. В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожия. Он проповедовал нравственную свободу человека и ответственность его выбора в тотальном противостоянии мировых сил Добра и Зла. Это «высокое учение» (слова академика В. В. Бартольда о зороастризме) оказало воздействие на ряд религиозных традиций Ближнего и Среднего Востока (прежде всего в распространении идей монотеизма – верности и служения единому Богу Добра, а также эсхатологических представлений).

Близость зороастрийской религии к монотеизму настолько велика, что известный православный богослов А. В. Мень готов был «признать в Заратустре брата и единомышленника израильских пророков, языческого предтечу Христа на иранской земле». [347]

Зороастрийские тексты хранят одно из, возможно, древнейших письменных свидетельств того, как представляли люди триаду «мысль – слово – дело». Согласно Заратустре, слово занимает центральное, ключевое положение в этой цепочке (или, точнее, в кольце): «оно воплощает мысль (дух) и, обладая магической силой, сливается, отождествляется с делом» (Брагинский). Высшие боги – и Добра, и Зла – это боги, обладающие властью Слова.

В истории зороастризма существовали силы и обстоятельства, которые долго не позволяли закрепить и сохранить учение Заратустры на письме (притом, что у древних персов уже в VI в. до н. э. имелась клинопись). Если в большинстве мифолого-религиозных традиций создание письма осмыслено как благодеяние и ценный дар людям, то древние иранцы считали письмо изобретением злого духа и поэтому негодным для записи священных слов пророка. Проповеди, молитвы и изречения Заратустры почти тысячу лет заучивались наизусть и передавались по памяти на уже мертвом языке, и только в IV - VIвв. н. э. был специально создан новый алфавит (фонетический) для их записи, и учение Заратустры было, наконец, закреплено на письме. Таким образом, между проповедью Заратустры и первыми записями священных текстов лежат по меньшей мере две тысячи лет! При этом, однако, самые ранние из сохранившихся текстов относятся к ещё более позднему времени: Д. И. Эдельман датирует их XIII – XIV вв. Тем не менее, о Заратустре как о великом «маге и философе», а также о «писаниях восточных магов» ещё в III в. до н. э. – I в. н. э. знали греческие и римские авторы. В среднеперсидском источнике IX в. есть указания на то,что первая кодификация «Авесты» происходила в I - III вв. н. э.

Литургические ритмизованные тексты, непосредственно связанные с именем Заратустры, составили «Баты» (буквально песни, песнопения). Это самая древняя часть священной книги зороастризма. Тысячелетие устного существования «Авесты» обусловило то, что сохранилось не более четверти её предполагаемого объема. Вот почему в истории культуры «Авеста» относится к тем сравнительно редким памятникам, которые невероятно трудно понимать и невозможно понять до конца.

5. Манихейство. На основе зороастризма в III веке н.э. возникло манихейство, являвшееся религиозным ученьем, близким гностицизму и враждебным христианству. Его основатель – перс Мани (216-276), много путешествовал по Ирану, Средней Азии и Индии, где изучил все местные религии, но, при выработке своего собственного религиозного ученья он опирался, прежде всего, на идеи зороастризма. Тем не менее, зороастрийское жречество встретило проповеди Мани резко отрицательно, видя в нём крайне опасного соперника в борьбе за влияние на массы. Но иранский шах Шапур I, на коронации которого в 242 году Мани (которому тогда было 26 лет) впервые выступил со своей проповедью, относился к нему достаточно терпимо. Однако, после восшествия на престол нового шаха Бахрама I, Мани, по наущению зороастрийских жрецов, был брошен в тюрьму, где провёл два года, а затем в 277 году - был публично казнён. Его последователи были либо брошены в тюрьмы, либо высланы из страны.

В манихействе, характерный для зороастризма дуализм Света (Добра) и Тьмы (Зла) доведен до крайней, «классической» точки. В манихействе Материя (Тьма) выступает в качестве Начала столь же вечного и неистребимого, как и Дух (Свет). Два этих метафизических Начала – Светлое и Тёмное – находятся в постоянной и непримеримой борьбе между собой. Отсюда делался вывод, о неистребимости Зла в Мироздании и принципиальной невозможности полной и окончательной победы Добра. Несмотря на столь пессимистическую онтологию, манихейство указывало путь преодоления зла каждым отдельным человеком. Этот путь – этический. Хотя душа человека раздвоена, как и всё в мире, и является ареной борьбы Света и Тьмы, человек должен всячески поддерживать в себе светлые устремления и гасить, по возможности – тёмные. Это достигается путём строжайшей аскезы, сочетающейся, однако, с активной жизненной позицией.

Общины манихеев объединялись в рамках единой церковной организации, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая и Индии.

В результате таких мировоззренчески установок манихеев, ведущих активную пропаганду своего ученья среди широких народных масс, в III-IV веках, в Иране, Египте и Сирии возникли серьёзные социально-политические движения, направленные на искоренение социального зла, и прежде всего – имущественного неравенства. Манихейство оказало значительное влияние на маздакизм – религиозно-философское ученье, ставшее идеологией народных масс в Передней Азии в V-VI веках. Это движение возглавил манихейский жрец Маздак (отсюда, название движения - маздакизм), который призывал к уничтожению социального неравенства, рассматриваемого им, как одно из проявлений Мирового Зла. Маздакизм был подавлен иранским шахом Хосровом II.

В Римской Империи, где влияние манихейства также было весьма значительным, христианская церковь объявила его ересью: в духе гностицизма Мани не только отрицал человеческую природу Иисуса Христа, но считал Его лжеучителем. Подлинным же Утешителем (Параклетом), посланником Света он считал только себя самого. В 296 году Римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства, после чего манихеи на территории Римской Империи стали подвергаться массовым гонениям, в которых в качестве главных разоблачителей манихеев активное участие принимали христиане, совсем недавно ещё - сами гонимые.

 

 

ГЛАВА 15. ИУДАИЗМ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: