С точки зрения позднейшего развития в общем различаются три вида даосизма: философский (дао цзя), религиозный (дао цзяо) и даосизм бессмертных (сянь).




Последовательно отвергая все институты современной им цивилизации, даосы отвергали религию в общепринятом смысле этого понятия. Отвергая божественное Небо, даосы источником всего считали Дао, которое в их представлении было изначальной бескачественной субстанцией и порождало все вещи. Вещи же состояли из мельчайших «семян», которые можно отождествить с атомами. Даосы рассматривали смерть, как перегруппировку этих «семян», так что человек или часть его становится растением или животным, или их частью. Даосы разрабатывали теорию происхождения человека из низших животных.

Если конфуцианство – это китайский экзотеризм, то даосизм – это китайский эзотеризм. У даосизма много общего с буддизмом, который в форме чань-буддизма получил широкое распространение в Китае.

В даосском трактате «Чжуан-цзы» говорится, будто Конфуций утверждал, что сам он «странствует в человеческом», в то время как даосы «странствуют за пределами человеческого». Даосский выход за пределы социума в Космос отражал стремление личности вырваться из замкнутости «земного» круга, ощутить себя не винтиком бездушной государственной машины, а Человеком-Микрокосмом, тождественным Макрокосму-Вселенной.

Как и в любом эзотерическом ученье, в даосизме хорошо развито оккультно-мистическое направление, где большое внимание уделяется методикам расширения сознания, посредством занятиями специальными психомедитативными упражнениями, аналогичными упражнениям йоги.[298]

С помощью «даосской йоги» китайские эзотерики стремились пробудить в себе высшее духовное начало и «зачать» внутри своего естестсва «бессмертный зародышь», позволяющий победить смерть. Много внимания уделялось и поиску «элексира бессмертия». Согласно преданию, даосские мудрецы доживали до 300 лет, а некоторые из них – и до тысячи лет. Но секреты своего долголетия они хранили в строжайшей тайне, поскольку считалось, что каждый человек должен достигать долголетия только своими собственными усилиями, если же ему это не удается, значит, долголетия он не заслуживает.

 

 

ГЛАВА 10. ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

1. Ведическая литература

Религия Вед

Ведический культ

Упанишады

Даршаны

 

1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определенными оговорками, так как «религия – если за этим словом хотят сохранить его собственный смысл – есть явление исключительно западное: невозможно прилагать это же понятие к восточным доктринам, не расширив его значение до такой степени, что становится невозможно дать его более или менее точное определение. Что же до философии, то она также есть исключительно западный способ видения и гораздо более внешний, нежели религия, а следовательно, ещё более далекий от того, о чем в данный момент идет речь».[299] Что касается теологии, то здесь вообще можно вести речь об относительной «безрелигиозности» высшего Востока, поскольку связь с Абсолютом осуществляется здесь не на религиозном, а на метафизическом уровне.

Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных, памятников, обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской) культуры (2500-1700 лет до н. э.), которые до сих пор ещё полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества – это так называемая ведическая литература. Речь идет об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н. э.).

Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литературе.

Ведические тексты - это литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни своего времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, социальной структуре общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.

Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и средних областей) и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения). Однако шудры, вопреки широко распространённому мнению, были отнюдь не низшей ступенью социальной иерархии Индии, ниже находились те, кто, вообще находился за пределами социальной структуры и не охватывался системой варн: социальные изгои всех мастей, так называемые - дасью, чандала. При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды (буквально: ведение, знание - отсюда и название всего периода и его письменных памятников - ведический). Собственно Веды – самхиты, то есть – сборники гимнов в четь богов. Самхит существует четыре.

Старейшая и важнейшая из них – Ригведа: сборник из 1028 гимнов в честь разных богов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э.

Вторая – Самаведа (Веда мелодий, песнопений) – в основном повторяет тексты Ригведы, порядок которых имеет ритуальный характер.

Третья – Яджурведа (Веда жертвенных формул, изречений), состоит из Белой и Чёрной Яджурведы.

Эти три Веды считались главными и символизировались священным словом АУМ, каждый звук которого соответствовал одной из Вед. (Священное слово АУМ широко используется в Восточном эзотеризме, в том числе и в практическом плане – во время медитаций).

Четвёртая Веда – Атхарваведа (Атхарван – легендарный жрец) – содержит более 700 заговоров на все случаи жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: