Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы осуществления контрольных действий. Наиболее распространенными методами ГМФК являются ревизии, проверки, обследования, мониторинг, экспертиза.
Применение того или иного метода контроля зависит от цели, которую запланировал достигнуть контрольный орган или пользователь результатов его деятельности. Каждый из методов применяется в соответствии со стандартами, методиками или методическими рекомендациями, разработанными самим органом, вышестоящей организацией или заимствованными у аналогичных контрольных органов.
Ревизия – контрольное мероприятие, совершаемое после завершения операций с бюджетными средствами. Таким образом, она является методом последующего контроля. Ревизия включает комплекс обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде финансовых и хозяйственных операций, правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Ее характеризует комплексный характер. По сравнению с проверками ревизия дает более
Лекция 2. Классификация государственного финансового контроля
полную информацию о состоянии объекта контроля, так как позволяет глубже и шире ознакомиться с его деятельностью.
Полная, комплексная ревизия обычно проводится редко, так как требует значительных материальных, кадровых, временных ресурсов.
Основной задачей ревизии при осуществлении бюджетного контроля является проверка финансово-хозяйственной деятельности получателя бюджетных средств по следующим направлениям:
соответствие деятельности учредительным документам, обоснованности расчетов сметных назначений;
|
исполнение смет доходов и расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность поступления и расходования внебюджетных источников финансирования;
соблюдение финансовой дисциплины, правильности ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
другие направления в соответствии с программой ревизии.
Проверка – это основной метод последующего контроля. Она представляет собой разовые контрольные действия по отношению к объекту контроля, в ходе которых исследуются те вопросы, которые отвечают целям проверки. Это может быть проверка полноты и достоверности бюджетной отчетности, соблюдения законности при осуществлении финансовых операций, исполнения бюджетных показателей по доходам и расходам бюджетов, законности и эффективности использования бюджетных средств их получателями и т.д.
Проверки проводятся согласно плану деятельности контрольного органа, но при необходимости допускаются и внеплановые.
Обычно проводятся выездные проверки, но допускаются и камеральные.
Чаще всего они бывают документальные, но иногда возникает потребность в проведении фактических, инвентаризационных проверок.
При необходимости могут быть проведены повторные и встречные проверки.
|
Обследование – контрольное мероприятие последующего характера, проводимое путем сбора (анкетирование, наблюдение, опрос,
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
изучение документов) и анализа информации с целью определения необходимости проведения проверки или ревизии. Обследование могут проводить как органы внутреннего, так и внешнего контроля. Даже в том случае, если необходимость проведения проверки или ревизии не подтверждается, результаты самого обследования обычно имеют ценность и могут быть использованы в своей деятельности самими контрольными органами или пользователями результатов их деятельности.
Мониторинг – это контрольное мероприятие, осуществляемое в процессе текущего контроля. Оно заключается в непрерывном наблюдении за процессом исполнения бюджета с целью своевременного выявления отклонений от заданных параметров бюджета, корректирования этого процесса и определения необходимости внесения изменений в нормативно-правовой акт о соответствующем бюджете. Наиболее эффективно мониторинг исполнения бюджета осуществляют финансовые органы.
Экспертиза – это метод предварительного контроля. Она может быть проведена в отношении проекта нормативного правового акта законодательного органа государственной власти или органа местного самоуправления, регулирующего бюджетные правоотношения. Цель экспертизы – дать заключение о возможности принятия данного проекта. Внутренняя экспертиза проводится исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления, внешняя – контрольно-счетными органами, независимыми экспертами или экспертными организациями. По итогам экспертизы ее заказчику представляется письменное заключение. Контрольно-счетные органы представляют результаты экспертизы законодательным (представительным) органам.
Лекция 3
Правовые основы