Методы государственного и муниципального финансового контроля




Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы осуществления контрольных действий. Наиболее распростра­ненными методами ГМФК являются ревизии, проверки, обследования, мониторинг, экспертиза.

Применение того или иного метода контроля зависит от цели, которую запланировал достигнуть контрольный орган или пользова­тель результатов его деятельности. Каждый из методов применяется в соответствии со стандартами, методиками или методическими реко­мендациями, разработанными самим органом, вышестоящей органи­зацией или заимствованными у аналогичных контрольных органов.

Ревизия – контрольное мероприятие, совершаемое после за­вершения операций с бюджетными средствами. Таким образом, она является методом последующего контроля. Ревизия включает ком­плекс обязательных контрольных действий по документальной и фак­тической проверке законности и обоснованности совершенных в реви­зуемом периоде финансовых и хозяйственных операций, правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Ее характеризует ком­плексный характер. По сравнению с проверками ревизия дает более


Лекция 2. Классификация государственного финансового контроля

полную информацию о состоянии объекта контроля, так как позволяет глубже и шире ознакомиться с его деятельностью.

Полная, комплексная ревизия обычно проводится редко, так как требует значительных материальных, кадровых, временных ресурсов.

Основной задачей ревизии при осуществлении бюджетного кон­троля является проверка финансово-хозяйственной деятельности полу­чателя бюджетных средств по следующим направлениям:

соответствие деятельности учредительным документам, обос­нованности расчетов сметных назначений;

исполнение смет доходов и расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность поступления и расходования внебюджетных источников финансирования;

соблюдение финансовой дисциплины, правильности ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими ли­цами;

другие направления в соответствии с программой ревизии.

Проверка – это основной метод последующего контроля. Она представляет собой разовые контрольные действия по отношению к объекту контроля, в ходе которых исследуются те вопросы, которые отвечают целям проверки. Это может быть проверка полноты и досто­верности бюджетной отчетности, соблюдения законности при осущест­влении финансовых операций, исполнения бюджетных показателей по доходам и расходам бюджетов, законности и эффективности использо­вания бюджетных средств их получателями и т.д.

Проверки проводятся согласно плану деятельности контрольно­го органа, но при необходимости допускаются и внеплановые.

Обычно проводятся выездные проверки, но допускаются и ка­меральные.

Чаще всего они бывают документальные, но иногда возникает по­требность в проведении фактических, инвентаризационных проверок.

При необходимости могут быть проведены повторные и встреч­ные проверки.

Обследование – контрольное мероприятие последующего ха­рактера, проводимое путем сбора (анкетирование, наблюдение, опрос,


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

изучение документов) и анализа информации с целью определения необходимости проведения проверки или ревизии. Обследование мо­гут проводить как органы внутреннего, так и внешнего контроля. Даже в том случае, если необходимость проведения проверки или ревизии не подтверждается, результаты самого обследования обычно имеют ценность и могут быть использованы в своей деятельности самими кон­трольными органами или пользователями результатов их деятельности.

Мониторинг – это контрольное мероприятие, осуществляемое в процессе текущего контроля. Оно заключается в непрерывном на­блюдении за процессом исполнения бюджета с целью своевременно­го выявления отклонений от заданных параметров бюджета, коррек­тирования этого процесса и определения необходимости внесения изменений в нормативно-правовой акт о соответствующем бюджете. Наиболее эффективно мониторинг исполнения бюджета осуществляют финансовые органы.

Экспертиза – это метод предварительного контроля. Она может быть проведена в отношении проекта нормативного правового акта за­конодательного органа государственной власти или органа местного самоуправления, регулирующего бюджетные правоотношения. Цель экспертизы – дать заключение о возможности принятия данного проекта. Внутренняя экспертиза проводится исполнительными органами госу­дарственной власти или местного самоуправления, внешняя – кон­трольно-счетными органами, независимыми экспертами или эксперт­ными организациями. По итогам экспертизы ее заказчику представля­ется письменное заключение. Контрольно-счетные органы представ­ляют результаты экспертизы законодательным (представительным) органам.


Лекция 3

Правовые основы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: