Контрольно-счетные органы субъектов РФ обычно состоят из председателя, заместителя председателя, 4–8 аудиторов и аппарата КСО. Как правило, аудиторы возглавляют одно из направлений деятельности, обеспечивая контроль за доходами или определенными расходами бюджета. Могут быть, например, следующие направления: контроль за доходами бюджета, контроль за расходами на государственное управление и правоохранительную деятельность, контроль за расходами на национальную экономику, контроль за расходами на социальную сферу, контроль за межбюджетными трансфертами или за порядком управления муниципальным имуществом.
Председатель, его заместитель и аудиторы образуют коллегию КСО, которая рассматривает наиболее важные вопросы деятельности.
В аппарат КСО включаются:
инспекторы, которые на постоянной или временной основе закрепляются за аудиторами, образуя рабочие группы, проводящие контрольные мероприятия и оформляющие их результаты.
юридический отдел, осуществляющий юридическое сопровождение контрольных мероприятий (обычно для этой цели сотрудник отдела закрепляется на время проведения контрольного мероприятия за рабочей группой). Кроме этого сотрудники юридического отдела обеспечивают законность деятельности КСО, представляют ее интересы в суде;
экспертно-аналитический отдел, сотрудники которого проводят экспертизы проектов законов, долгосрочных целевых программ, осуществляют мониторинг исполнения бюджета и социально-экономичес-
Лекция 4. Организация государственного и муниципального финансового контроля…
кой ситуации в регионе, готовят аналитические материалы, разрабатывают методики;
|
отдел представлений и предписаний готовит представления и предписания, направляет их нарушителям, контролирует исполнение, проводит повторные проверки;
отдел учета и отчетности осуществляет бухгалтерский учет;
обеспечивающее подразделение обычно включает специалистов по кадровой работе, оформлению документов, информационному и материальному обеспечению, секретарей и помощников.
Подобная организация характерна для тех КСО, которые обладают правами юридического лица и имеют достаточную численность. Их в России на 01.01.2011 г. насчитывается 60 (рис. 5).
Помощник председателя
Отдел подготовки
предписаний и представлений
Отдел аналитического
и методологического
обследования
Инспекция по контролю
исполнения
бюджетных средств
в строительстве
Коллегия | ||
н | Председатель | |
Заместитель председателя | ||
Аудит | ||
Аудит | ||
Аудит | ||
Аудит | ||
Аудит | ||
Общий отдел
-J Отдел бухгалтерского учета
Юридический отдел
Сектор информационных технологий
Рис. 5. Структура Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа
Однако есть и такие (их осталось 15), которые входят в структуру законодательных органов субъектов РФ. Они имеют меньшую численность за счет того, что организационное и техническое обеспечение их деятельности осуществляется специалистами аппаратов законодательных органов. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» исключил возможность функционирования таких органов. С 01.10.2011 г., когда он вступит в силу, все КСО будут обладать организационной и функциональной
|
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
независимостью, правами юридического лица, будут действовать по единым принципам.
Органы государственного финансового контроля, образованные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют внутренний финансовый контроль. Если такие органы не образованы, их функции осуществляют финансовые органы субъектов РФ. Например, в Свердловской области в Министерстве финансов создано Управление финансового контроля. В его составе:
начальник Управления и три его заместителя;
отдел контрольно-ревизионной работы по Свердловской области;
организационно-методический отдел;
межрайонные отделы контрольно-ревизионной работы в восьми городах: Краснотурьинске, Нижнем Тагиле, Невьянске, Реже, Первоуральске, Каменске-Уральском, Ирбите, Кушве.
Согласно Положению об «Управлении финансового контроля», утвержденному приказом Министерства финансов Свердловской области от 23.07.2010 г. № 186а, оно решает следующие задачи:
осуществление контроля за использованием средств областного бюджета;
осуществление контроля за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства при использовании средств областного бюджета;
|
осуществление контроля за применением мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства;
осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности отделов управления.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), которыми обычно являются министерства и ведомства субъектов РФ, непосредственным организатором и исполнителем ведомственного контроля – отделы бухгалтерского учета, отчетности и контроля. Некоторые ГРБС объединяют функции учета и контроля в одной структуре, другие (и это более правильно) создают отдельные контрольно-ревизионные подразделения.
При проведении проверок и ревизий проверяется соблюдение законности и государственной дисциплины (штатной, сметной, расчетной, кассовой) при использовании бюджетных средств их получателями, сохранность денежных и материальных ценностей, правильность постановки бухгалтерского учета и отчетности.
Лекция 4. Организация государственного и муниципального финансового контроля…