Государственного и муниципального
Финансового контроля
Участники бюджетного процесса и бюджетных правоотношений как объекты ГМФК. Субъекты ГМФК. Контрольные полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Контрольные органы, создаваемые законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления. Контрольные органы исполнительных и финансовых органов. Государственные и муниципальные финансы, государственное и муниципальное имущество как предмет ГМФК.
Участники бюджетного процесса
И бюджетных правоотношений
Как объекты государственного и муниципального
Финансового контроля
Объектами ГМФК являются органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление общественными ресурсами (бюджетными средствами, государственным и муниципальным имуществом), а также организации, получающие и использующие эти общественные ресурсы. Это:
финансовые органы (как органы, организующие исполнение бюджетов и консолидирующие финансовую отчетность);
главные администраторы доходов (в том числе уполномоченные органы по управлению государственным и муниципальным имуществом);
главные администраторы источников финансирования дефицита;
Лекция 5. Объекты, субъекты и предмет государственного и муниципального…
главные распорядители, распорядители бюджетных средств;
органы управления государственными внебюджетными фон-дами;
получатели бюджетных средств (как правило – это государственные и муниципальные учреждения);
организации любой формы собственности, банки и иные кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют бюджетные средства или используют государственную или муниципальную собственность;
|
органы местного самоуправления муниципальных образований, бюджеты которых получают межбюджетные трансферты из бюджета другого уровня.
Субъекты государственного и муниципального финансового контроля
Субъектами ГМФК (т.е. органами, осуществляющими контроль) являются:
законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления;
контрольные органы, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти, представительными органами местного самоуправления муниципальных образований. Они имеют различные наименования (счетные, контрольно-счетные палаты, ревизионные комиссии, контрольные отделы и др.), для единства терминологии их называют контрольно-счетными органами (сокращенно – КСО);
исполнительные органы государственной власти, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления (администрация), их подразделения, являющиеся финансовыми органами и главными распорядителями бюджетных средств;
контрольные органы, созданные исполнительными органами государственной власти федерального и регионального уровней, исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления. Если такие органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях не созданы, их функции исполняют соответствующие финансовые органы.
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
|
Контрольные полномочия законодательных органов
Государственной власти, представительных органов
Местного самоуправления
Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления осуществляют контрольные полномочия, установленные БК РФ:
предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает их право на:
получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета;
создание собственных контрольных органов [Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов];
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.