1. При экспертизе проектов долгосрочных целевых программ
уделяется внимание:
соблюдению законодательства, в том числе нормативных правовых актов исполнительных органов о порядке разработки и принятия этих программ;
соблюдению принципов программно-целевого метода планирования, в том числе наличию достижимых целей, решению актуальных задач;
наличию показателей и индикаторов, которыми можно количественно оценить степень достижения запланированного результата;
наличию числовых несоответствий и арифметических ошибок.
Следует учитывать, что долгосрочные целевые программы утверждаются высшими исполнительными органами субъектов РФ, администрациями муниципальных образований, поэтому результаты экспертизы, оформленные в виде заключения, представляются им и законодательным (представительным) органам для сведения.
2. Проекты законов (решений), устанавливающих расходные
обязательства, должны быть внесены, рассмотрены и приняты до под
готовки закона (решения) о бюджете, так как принимаемые бюджетные
обязательства должны быть основаны на расходных обязательствах.
При проведении экспертизы проектов законов (решений), устанавливающих расходные обязательства, оценивается:
соблюдение законодательства, в том числе полномочий органов при принятии законов (решений);
правильность расчета затрат из бюджета на исполнение принимаемого расходного обязательства;
финансовые и социально-экономические последствия принятия расходного обязательства.
Заключение о результатах экспертизы представляется в законодательный (представительный) орган.
3. Экспертиза проекта закона (решения) о бюджете проводится
в соответствии с требованиями закона (решения) о бюджетном про
цессе в субъекте РФ (в муниципальном образовании).
|
Например, при экспертизе проекта закона Свердловской области об областном бюджете Счетная палата рассматривает следующие вопросы:
1) соблюдены ли при составлении проекта закона об областном бюджете установленные Федеральным законом принципы бюджетной системы РФ;
Лекция 8. Контроль за расходами бюджетов
2) согласуются ли показатели, предусмотренные в проекте за
кона об областном бюджете, с показателями, предусмотренными:
в прогнозе социально-экономического развития Свердловской области;
в Бюджетном послании Президента РФ;
в основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ;
в Бюджетном послании Губернатора Свердловской области;
в среднесрочном финансовом плане Свердловской области;
в реестре расходных обязательств Свердловской области;
в документах, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
3) предусмотрены ли в проекте закона об областном бюджете все положения, которые в соответствии с бюджетным законодательством РФ должны содержаться в проекте закона о бюджете субъекта РФ;
4) соблюдено ли в проекте закона об областном бюджете установленное Федеральным законом предельное значение дефицита бюджета субъекта РФ;
5) соблюдены ли в проекте закона об областном бюджете установленные Федеральным законом предельные значения предельного объема государственного долга субъекта РФ и предельного объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;
|
6) соблюдено ли в проекте закона об областном бюджете установленное Федеральным законом предельное значение верхнего предела государственного внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;
7) соблюден ли в проекте закона об областном бюджете установленный Федеральным законом предельный объем государственных заимствований субъекта РФ;
8) соблюдены ли при определении размера резервного фонда Правительства Свердловской области ограничения, установленные Федеральным законом;
9) соответствует ли осуществленное в проекте закона об областном бюджете распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, требованиям бюджетного законодательства РФ;
10) иные вопросы, связанные с экономической и/или правовой
оценкой проекта закона Свердловской области об областном бюджете.
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
Заключение о результатах экспертизы представляется в законодательный (представительный) орган в установленные сроки до обсуждения решения о принятии закона (решения) в первом чтении.
Текущий контроль. В процессе текущего контроля КСО осуществляют мониторинг исполнения расходов бюджета. Он заключается в непрерывном наблюдении за процессом исполнения бюджета с целью своевременного выявления отклонений от запланированных показателей. Ежеквартально анализируется представляемый исполнительным органом отчет об исполнении бюджета за I квартал, I полугодие и 9 мес. Информация о ходе исполнения бюджета направляется в законодательный (представительный) орган.
|
Оперативные данные об исполнении бюджета позволяют КСО в случае внесения исполнительным органом проекта закона (решения) о внесении изменений в бюджет текущего года провести его качественную экспертизу, а законодательному (представительному) органу – квалифицированно решить вопрос о возможности его принятия.
Заключение по результатам экспертизы проекта закона (решения) о внесении изменений в бюджет текущего года оформляется так же, как на проект основного закона (решения).
Последующий контроль.
1. Осуществление контроля в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета рассматривается в лекции 9.
2. Контрольные мероприятия по последующему контролю за расходованием и использованием бюджетных средств проводятся в соответствии с планом работы КСО.
Следует различать понятия «расходование» и «использование» бюджетных средств.
Расходование – это процесс финансирования в соответствии с бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств и кассовым планом.
Использование – понятие более широкое, оно включает не просто расходование, а расходование с целью получения «пользы». Важно, как использованы бюджетные средства, насколько результативно, эффективно.
Глубина контроля определяется методом контрольного мероприятия (лекция 2):
ревизия предполагает осуществление комплекса обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде
Лекция 8. Контроль за расходами бюджетов
финансовых и хозяйственных операций, правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности;
проверка представляет собой разовые контрольные действия по отношению к объекту контроля, в ходе которых исследуются те вопросы, которые отвечают целям проверки;
обследование проводится путем сбора (анкетирование, наблюдение, опрос, изучение документов) и анализа информации с целью определения необходимости проведения проверки или ревизии.
Законодательно определены следующие полномочия КСО при контроле за использованием бюджетных средств:
организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств бюджета субъекта РФ, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством РФ;
контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных БК РФ.
В ходе контрольных мероприятий контролируется проведение операций с бюджетными средствами, осуществляемых участниками бюджетных правоотношений и бюджетного процесса – финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.
Не подлежит контролю деятельность организаций, осуществляющих поставку товаров, проведение работ и оказание услуг по гра-жданско-правовым договорам (контрактам), заключенным с ними получателями бюджетных средств.
При проведении контрольного мероприятия исследуются:
нормативные правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов (законы, решения, постановления, распоряжения и др.);
правоустанавливающие документы, на основании которых осуществляется деятельность объектов контроля (уставы, положения, приказы, инструкции и др.);
документы, определяющие статус и полномочия объектов контроля как участников бюджетного процесса: закон (решение) о бюджете, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств, сметы расходов и др.);
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
документы, определяющие условия предоставления бюджетных средств в рамках бюджетных правоотношений (положения, соглашения и др.);
документы, необходимые для оформления гражданско-право-вых отношений при поставке товаров, проведении работ, оказании услуг (контракты, договоры, акты о приемке и др.);
первичные документы (платежные поручения, накладные, товарные чеки и др.).