Предварительный контроль.




1. При экспертизе проектов долгосрочных целевых программ
уделяется внимание:

соблюдению законодательства, в том числе нормативных пра­вовых актов исполнительных органов о порядке разработки и принятия этих программ;

соблюдению принципов программно-целевого метода планиро­вания, в том числе наличию достижимых целей, решению актуальных задач;

наличию показателей и индикаторов, которыми можно количе­ственно оценить степень достижения запланированного результата;

наличию числовых несоответствий и арифметических ошибок.

Следует учитывать, что долгосрочные целевые программы ут­верждаются высшими исполнительными органами субъектов РФ, ад­министрациями муниципальных образований, поэтому результаты экс­пертизы, оформленные в виде заключения, представляются им и зако­нодательным (представительным) органам для сведения.

2. Проекты законов (решений), устанавливающих расходные
обязательства
, должны быть внесены, рассмотрены и приняты до под­
готовки закона (решения) о бюджете, так как принимаемые бюджетные
обязательства должны быть основаны на расходных обязательствах.

При проведении экспертизы проектов законов (решений), уста­навливающих расходные обязательства, оценивается:

соблюдение законодательства, в том числе полномочий органов при принятии законов (решений);

правильность расчета затрат из бюджета на исполнение прини­маемого расходного обязательства;

финансовые и социально-экономические последствия принятия расходного обязательства.

Заключение о результатах экспертизы представляется в законо­дательный (представительный) орган.

3. Экспертиза проекта закона (решения) о бюджете проводится
в соответствии с требованиями закона (решения) о бюджетном про­
цессе в субъекте РФ (в муниципальном образовании).

Например, при экспертизе проекта закона Свердловской области об областном бюджете Счетная палата рассматривает следующие во­просы:

1) соблюдены ли при составлении проекта закона об областном бюджете установленные Федеральным законом принципы бюджет­ной системы РФ;


Лекция 8. Контроль за расходами бюджетов

2) согласуются ли показатели, предусмотренные в проекте за­
кона об областном бюджете, с показателями, предусмотренными:

в прогнозе социально-экономического развития Свердловской области;

в Бюджетном послании Президента РФ;

в основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ;

в Бюджетном послании Губернатора Свердловской области;

в среднесрочном финансовом плане Свердловской области;

в реестре расходных обязательств Свердловской области;

в документах, применяемых для расчета межбюджетных транс­фертов;

3) предусмотрены ли в проекте закона об областном бюджете все положения, которые в соответствии с бюджетным законодательст­вом РФ должны содержаться в проекте закона о бюджете субъекта РФ;

4) соблюдено ли в проекте закона об областном бюджете уста­новленное Федеральным законом предельное значение дефицита бюджета субъекта РФ;

5) соблюдены ли в проекте закона об областном бюджете уста­новленные Федеральным законом предельные значения предельного объема государственного долга субъекта РФ и предельного объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;

6) соблюдено ли в проекте закона об областном бюджете уста­новленное Федеральным законом предельное значение верхнего предела государственного внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;

7) соблюден ли в проекте закона об областном бюджете уста­новленный Федеральным законом предельный объем государствен­ных заимствований субъекта РФ;

8) соблюдены ли при определении размера резервного фонда Правительства Свердловской области ограничения, установленные Федеральным законом;

9) соответствует ли осуществленное в проекте закона об обла­стном бюджете распределение межбюджетных трансфертов, предос­тавляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образо­ваний, расположенных на территории Свердловской области, требо­ваниям бюджетного законодательства РФ;

10) иные вопросы, связанные с экономической и/или правовой
оценкой проекта закона Свердловской области об областном бюджете.


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

Заключение о результатах экспертизы представляется в законо­дательный (представительный) орган в установленные сроки до обсу­ждения решения о принятии закона (решения) в первом чтении.

Текущий контроль. В процессе текущего контроля КСО осуще­ствляют мониторинг исполнения расходов бюджета. Он заключается в непрерывном наблюдении за процессом исполнения бюджета с це­лью своевременного выявления отклонений от запланированных по­казателей. Ежеквартально анализируется представляемый исполни­тельным органом отчет об исполнении бюджета за I квартал, I полуго­дие и 9 мес. Информация о ходе исполнения бюджета направляется в законодательный (представительный) орган.

Оперативные данные об исполнении бюджета позволяют КСО в случае внесения исполнительным органом проекта закона (решения) о внесении изменений в бюджет текущего года провести его качест­венную экспертизу, а законодательному (представительному) органу – квалифицированно решить вопрос о возможности его принятия.

Заключение по результатам экспертизы проекта закона (реше­ния) о внесении изменений в бюджет текущего года оформляется так же, как на проект основного закона (решения).

Последующий контроль.

1. Осуществление контроля в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета рассматривается в лекции 9.

2. Контрольные мероприятия по последующему контролю за расходованием и использованием бюджетных средств проводятся в соответствии с планом работы КСО.

Следует различать понятия «расходование» и «использование» бюджетных средств.

Расходование – это процесс финансирования в соответствии с бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств и кассо­вым планом.

Использование – понятие более широкое, оно включает не про­сто расходование, а расходование с целью получения «пользы». Важ­но, как использованы бюджетные средства, насколько результативно, эффективно.

Глубина контроля определяется методом контрольного меро­приятия (лекция 2):

ревизия предполагает осуществление комплекса обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде


Лекция 8. Контроль за расходами бюджетов

финансовых и хозяйственных операций, правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности;

проверка представляет собой разовые контрольные действия по отношению к объекту контроля, в ходе которых исследуются те во­просы, которые отвечают целям проверки;

обследование проводится путем сбора (анкетирование, наблю­дение, опрос, изучение документов) и анализа информации с целью определения необходимости проведения проверки или ревизии.

Законодательно определены следующие полномочия КСО при контроле за использованием бюджетных средств:

организация и осуществление контроля за законностью, резуль­тативностью (эффективностью и экономностью) использования бюд­жетных средств бюджета субъекта РФ, средств бюджетов территори­альных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством РФ;

контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предос­тавленных из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образо­ваний, расположенных на территории субъекта РФ, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных БК РФ.

В ходе контрольных мероприятий контролируется проведение операций с бюджетными средствами, осуществляемых участниками бюджетных правоотношений и бюджетного процесса – финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями и получате­лями бюджетных средств.

Не подлежит контролю деятельность организаций, осуществ­ляющих поставку товаров, проведение работ и оказание услуг по гра-жданско-правовым договорам (контрактам), заключенным с ними по­лучателями бюджетных средств.

При проведении контрольного мероприятия исследуются:

нормативные правовые акты законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов (законы, решения, постановления, рас­поряжения и др.);

правоустанавливающие документы, на основании которых осу­ществляется деятельность объектов контроля (уставы, положения, при­казы, инструкции и др.);

документы, определяющие статус и полномочия объектов кон­троля как участников бюджетного процесса: закон (решение) о бюдже­те, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств, сметы рас­ходов и др.);


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

документы, определяющие условия предоставления бюджет­ных средств в рамках бюджетных правоотношений (положения, со­глашения и др.);

документы, необходимые для оформления гражданско-право-вых отношений при поставке товаров, проведении работ, оказании ус­луг (контракты, договоры, акты о приемке и др.);

первичные документы (платежные поручения, накладные, то­варные чеки и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: