Международная организация высших органов аудита




С 1953 г. действует неправительственная международная орга­низация высших органов аудита – ИНТОСАИ (The Int ernational O rgani-zation of S upreme A udit I nstitutions). Сегодня она объединяет высшие органы государственного аудита 186 стран.


Лекция 11. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля…

В 1977 г. в г. Лима (Перу) на IX Конгрессе ИНТОСАИ была приня­та Лимская декларация руководящих принципов аудита, в которой нашло свое концентрированное выражение единство принципов дея­тельности высших органов государственного аудита.

Основные, принципиальные положения Лимской декларации таковы:

организация аудита является обязательным элементом управ­ления общественными финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом;

высший орган государственного аудита является органом внеш­него аудита;

в качестве внешней контрольной службы высший орган госу­дарственного аудита должен проверять эффективность внутренней контрольной службы;

цели контрольной деятельности высшего органа государствен­ного аудита – законность, правильность, эффективность и экономич­ность управления денежными и материальными ресурсами – одина­ково важны;

высший орган государственного аудита должен иметь функцио­нальную и организационную независимость, необходимую для вы­полнения возложенных на него задач;

высший орган государственного аудита проверяет деятельность правительства, его административного руководства и любого другого подчиненного ему органа;

учреждение высшего органа государственного аудита и необ­ходимая степень его независимости должны быть заложены в Консти­туции, детали могут быть установлены законом.

В законодательстве РФ одни положения Лимской декларации отражены, другие подлежат использованию при дальнейшем его со­вершенствовании.

Международным комитетом по аудиторским стандартам при­няты аудиторские стандарты ИНТОСАИ, которые имеют рекоменда­тельный характер.

Они включают:

общие стандарты – независимость, компетентность, тщатель­ность и др.;

рабочие стандарты – планирование, надзор и контроль, внут­ренний контроль, соответствие законам и правилам, доказательства, анализ документов;


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

стандарты отчетности – полнота, достоверность, правовая осно­ва, соответствие стандартам, соблюдение законов и правил и др.

Аудиторские стандарты ИНТОСАИ стали основой для выработки национальных стандартов государственного аудита. Они разрабаты­ваются и принимаются Счетной палатой РФ. Вот некоторые из них:

СФК 4020. Проведение контрольных мероприятий. Общие пра­вила;

СФК 102. Проведение экспертно-аналитического мероприятия;

СФК 104. Проведение аудита эффективности использования го­сударственных средств;

СФК 4310. Проведение и оформление результатов финансового аудита;

СФК 4702. Порядок организации и проведения совместных кон­трольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ.

На основе федеральных стандартов КСО субъектов РФ разраба­тывают свои, которыми могут пользовать и муниципальные КСО.


Лекция 12

Перспективы развития

Государственного и муниципального

Финансового контроля

В Российской Федерации

Государственный и муниципальный финансовый контроль и повышение эффек­тивности бюджетных расходов. Государственный аудит. Перспективы построения сис­темы ГФК в Российской Федерации: проблемы и пути их решения.

Государственный и муниципальный

Финансовый контроль и повышение эффективности

Бюджетных расходов

Распоряжением от 30.06.2010 г. № 1101-р утверждена програм­ма Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расхо­дов на период до 2012 г.

В ней сказано, что переход к программному бюджету и внедре­ние новых форм финансового обеспечения государственных (муници­пальных) услуг требуют комплексного реформирования системы ГМФК.

Основными задачами ГМФК станет контроль:

за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нор­мативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям бюджетной отчетности;

за экономностью, результативностью и эффективностью исполь­зования средств бюджетов бюджетной системы РФ.


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

Для повышения эффективности ГМФК признается необходимым:

организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффек­тивности и результативности их использования;

уточнить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;

ввести понятия внешнего и внутреннего государственного (му­ниципального) финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты;

привести систему государственного (муниципального) финансо­вого контроля в соответствие с принципами и стандартами, установ­ленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);

установить меры ответственности за каждое нарушение бюд­жетного законодательства РФ;

исключить возможность необоснованных проверок хозяйст­вующих субъектов.

В целях обеспечения действенности, эффективности и результа­тивности государственного (муниципального) финансового контроля не­обходимо усовершенствовать систему правового регулирования ответ­ственности за нарушение бюджетного законодательства РФ, в частности:

установить закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, как совокупность мер бюджетно-правового принуждения и мер административно-правового принуждения;

увязать определенные факты нарушения бюджетного законода­тельства с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения;

установить административные наказания за нарушения бюд­жетного законодательства.

Государственный аудит

Для повышения эффективности бюджетных расходов и функ­ционирования финансовой системы государства недостаточно осуще­ствлять контроль, т.е. выявлять нарушения, принимать меры и обеспе­чивать обратную связь, сообщая о результатах контроля законодатель-96


Лекция 12. Перспективы развития государственного и муниципального финансового…

ным, исполнительным и правоохранительным органам. Необходимо предоставлять заинтересованному пользователю (законодательному органу) квалифицированное независимое заключение о качестве управ­ления общественными финансами, снабжать его объективной инфор­мацией о «финансовом здоровье» государства, региона или муници­пального образования и предлагать рекомендации по совершенство­ванию бюджетных отношений.

Эти задачи решает государственный аудит. Для понимания его сущности сравним следующие понятия:

Надзор осуществляет внешний по отношению к объекту надзора орган, целью деятельности которого является выявление нарушений законодательства и привлечение виновных к ответственности.

Контроль – элемент управления, основанный на принципе дей­ствия обратной связи. Имеет внутренний характер. В основе контроля лежит иерархичность отношений внутри системы контроля, при кото­рой подчиненный объект контролируется вышестоящим, посредством чего получает информацию о результатах управляющего воздействия и принимает корректирующие меры.

Аудит характеризуется наличием внешнего пользователя (за­казчика), который определяет независимого исполнителя для оценки состояния объекта аудита, а также открытостью объекта аудита, его го­товностью воспринять выводы аудитора и добровольно оптимизиро­вать свою деятельность.

В бюджетной системе РФ бюджетный надзор осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, финансовый контроль (внутренний) – органами исполнительной власти. Функции аудита в бюджетной системе РФ выполняют КСО. Именно они создаются заказчиком (пользователем) результатов аудита – законодательными (представительными) органами государственной власти и представи­тельными органами местного самоуправления.

Внешний аудит играет важную роль в обеспечении уверенности этих органов и гражданского общества в том, что бюджетная отчетность и другая информация, предоставленная органами исполнительной вла­сти, является честной, полезной, значимой, надежной.

Отличительными особенностями бюджетного аудита являются:

выражение независимого мнения о достоверности финансовой отчетности объекта бюджетного аудита;

оценка эффективности управления бюджетными средствами, особенно в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

независимое обследование результатов деятельности исполни­тельных органов по достижению поставленных целей;

оценка состояния внутреннего финансового контроля;

предоставление итогов аудита в виде заключений заинтересо­ванному пользователю (законодательному органу);

обеспечение публичности, которая позволит членам граждан­ского общества давать оценку тому, насколько избранная им власть справляется со своими обязанностями;

предоставление объекту бюджетного аудита рекомендаций по устранению недостатков и совершенствованию отчетности, улучше­нию качества и эффективности работы.

Бюджетный аудит осуществляется на протяжении всего бюд­жетного процесса (рис. 7.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: