С 1953 г. действует неправительственная международная организация высших органов аудита – ИНТОСАИ (The Int ernational O rgani-zation of S upreme A udit I nstitutions). Сегодня она объединяет высшие органы государственного аудита 186 стран.
Лекция 11. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля…
В 1977 г. в г. Лима (Перу) на IX Конгрессе ИНТОСАИ была принята Лимская декларация руководящих принципов аудита, в которой нашло свое концентрированное выражение единство принципов деятельности высших органов государственного аудита.
Основные, принципиальные положения Лимской декларации таковы:
организация аудита является обязательным элементом управления общественными финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом;
высший орган государственного аудита является органом внешнего аудита;
в качестве внешней контрольной службы высший орган государственного аудита должен проверять эффективность внутренней контрольной службы;
цели контрольной деятельности высшего органа государственного аудита – законность, правильность, эффективность и экономичность управления денежными и материальными ресурсами – одинаково важны;
высший орган государственного аудита должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
высший орган государственного аудита проверяет деятельность правительства, его административного руководства и любого другого подчиненного ему органа;
учреждение высшего органа государственного аудита и необходимая степень его независимости должны быть заложены в Конституции, детали могут быть установлены законом.
|
В законодательстве РФ одни положения Лимской декларации отражены, другие подлежат использованию при дальнейшем его совершенствовании.
Международным комитетом по аудиторским стандартам приняты аудиторские стандарты ИНТОСАИ, которые имеют рекомендательный характер.
Они включают:
общие стандарты – независимость, компетентность, тщательность и др.;
рабочие стандарты – планирование, надзор и контроль, внутренний контроль, соответствие законам и правилам, доказательства, анализ документов;
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
стандарты отчетности – полнота, достоверность, правовая основа, соответствие стандартам, соблюдение законов и правил и др.
Аудиторские стандарты ИНТОСАИ стали основой для выработки национальных стандартов государственного аудита. Они разрабатываются и принимаются Счетной палатой РФ. Вот некоторые из них:
СФК 4020. Проведение контрольных мероприятий. Общие правила;
СФК 102. Проведение экспертно-аналитического мероприятия;
СФК 104. Проведение аудита эффективности использования государственных средств;
СФК 4310. Проведение и оформление результатов финансового аудита;
СФК 4702. Порядок организации и проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ.
На основе федеральных стандартов КСО субъектов РФ разрабатывают свои, которыми могут пользовать и муниципальные КСО.
Лекция 12
Перспективы развития
Государственного и муниципального
|
Финансового контроля
В Российской Федерации
Государственный и муниципальный финансовый контроль и повышение эффективности бюджетных расходов. Государственный аудит. Перспективы построения системы ГФК в Российской Федерации: проблемы и пути их решения.
Государственный и муниципальный
Финансовый контроль и повышение эффективности
Бюджетных расходов
Распоряжением от 30.06.2010 г. № 1101-р утверждена программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.
В ней сказано, что переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требуют комплексного реформирования системы ГМФК.
Основными задачами ГМФК станет контроль:
за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям бюджетной отчетности;
за экономностью, результативностью и эффективностью использования средств бюджетов бюджетной системы РФ.
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
Для повышения эффективности ГМФК признается необходимым:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
уточнить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
ввести понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты;
|
привести систему государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства РФ;
исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности государственного (муниципального) финансового контроля необходимо усовершенствовать систему правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ, в частности:
установить закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, как совокупность мер бюджетно-правового принуждения и мер административно-правового принуждения;
увязать определенные факты нарушения бюджетного законодательства с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения;
установить административные наказания за нарушения бюджетного законодательства.
Государственный аудит
Для повышения эффективности бюджетных расходов и функционирования финансовой системы государства недостаточно осуществлять контроль, т.е. выявлять нарушения, принимать меры и обеспечивать обратную связь, сообщая о результатах контроля законодатель-96
Лекция 12. Перспективы развития государственного и муниципального финансового…
ным, исполнительным и правоохранительным органам. Необходимо предоставлять заинтересованному пользователю (законодательному органу) квалифицированное независимое заключение о качестве управления общественными финансами, снабжать его объективной информацией о «финансовом здоровье» государства, региона или муниципального образования и предлагать рекомендации по совершенствованию бюджетных отношений.
Эти задачи решает государственный аудит. Для понимания его сущности сравним следующие понятия:
Надзор осуществляет внешний по отношению к объекту надзора орган, целью деятельности которого является выявление нарушений законодательства и привлечение виновных к ответственности.
Контроль – элемент управления, основанный на принципе действия обратной связи. Имеет внутренний характер. В основе контроля лежит иерархичность отношений внутри системы контроля, при которой подчиненный объект контролируется вышестоящим, посредством чего получает информацию о результатах управляющего воздействия и принимает корректирующие меры.
Аудит характеризуется наличием внешнего пользователя (заказчика), который определяет независимого исполнителя для оценки состояния объекта аудита, а также открытостью объекта аудита, его готовностью воспринять выводы аудитора и добровольно оптимизировать свою деятельность.
В бюджетной системе РФ бюджетный надзор осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, финансовый контроль (внутренний) – органами исполнительной власти. Функции аудита в бюджетной системе РФ выполняют КСО. Именно они создаются заказчиком (пользователем) результатов аудита – законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.
Внешний аудит играет важную роль в обеспечении уверенности этих органов и гражданского общества в том, что бюджетная отчетность и другая информация, предоставленная органами исполнительной власти, является честной, полезной, значимой, надежной.
Отличительными особенностями бюджетного аудита являются:
выражение независимого мнения о достоверности финансовой отчетности объекта бюджетного аудита;
оценка эффективности управления бюджетными средствами, особенно в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
независимое обследование результатов деятельности исполнительных органов по достижению поставленных целей;
оценка состояния внутреннего финансового контроля;
предоставление итогов аудита в виде заключений заинтересованному пользователю (законодательному органу);
обеспечение публичности, которая позволит членам гражданского общества давать оценку тому, насколько избранная им власть справляется со своими обязанностями;
предоставление объекту бюджетного аудита рекомендаций по устранению недостатков и совершенствованию отчетности, улучшению качества и эффективности работы.
Бюджетный аудит осуществляется на протяжении всего бюджетного процесса (рис. 7.)