Исходя из общих требований БК РФ, субъекты РФ принимают свои законы, КСО субъектов РФ разрабатывают свои методики и стандарты проведения внешней проверки.
Законом Свердловской области от 25.11.1994 г. № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» определено, что:
ГАБС представляют в Счетную палату годовую бюджетную отчетность не позднее 15 марта;
результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС оформляются протоколами не позднее 15 мая;
отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год направляется Правительством Свердловской области в Счетную палату не позднее 15 апреля;
заключение на годовой отчет направляется в Законодательное Собрание Свердловской области не позднее 1 июня.
Счетная палата проводит внешнюю проверку на основании разработанных ее сотрудниками методических рекомендаций. Происходит это следующим образом.
С февраля в Счетную палату уже начинает поступать бюджетная отчетность ГАБС. В начале марта председатель Счетной палаты издает распоряжение о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета, в котором определяет руководителя проверки, состав рабочих групп, объекты и сроки проверки, аудитора, ответственного за обобщение информации и подготовку проекта заключения. Руководителем проверки обычно назначается заместитель председателя или один из аудиторов.
Проверка бюджетной отчетности ГАБС начинается 15 марта. В основном, она осуществляется по месту расположения объектов проверки одновременно шестью рабочими группами. Значительная часть отчетности ГАД проверяется камерально, без выхода на объекты.
В ходе внешней проверки не проводится анализ состояния бюджетного учета, исполнение смет доходов и расходов бюджетополучателей, первичной документации. В рамках данного контрольного мероприятия правильность отражения операций в регистрах бюджетного учета, Главной книге не подвергается сомнению.
|
Проверяется полнота предоставления бюджетной отчетности подведомственными получателями бюджетных средств соответствующему ГРБС. Для этого количество отчетов сверяется с перечнем подве-74
Лекция 9. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджетов
домственных получателей в бюджетных росписях ГРБС. Количество отчетов и получателей должно совпадать. Содержание бюджетной отчетности получателей бюджетных средств не проверяется.
В ходе внешней проверки проверяется соответствие порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности ГАБС соответствующим инструкциям, утвержденным Министерством финансов РФ. Так, в 2010 г. действовали:
приказ Министерства финансов РФ от 13.11.2008 г. № 128н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (инструкция 128н);
приказ Министерства финансов РФ от 30.12.2008 г. № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (инструкция 148н).
Для проверки полноты бюджетной отчетности:
а) сверяется количество представленных отчетов с количеством
объектов проверки;
б) проверяется правильность и комплектность предоставленной
отчетности.
Количество ГАД, ГРБС и ГАИФД, которые являются объектами проверки, определено в законе о бюджете. Законом Свердловской области об областном бюджете на 2010 г. утверждено 49 ГАД, 38 ГРБС, 2 ГАИФД.
|
Отчетность ГАД состоит из Отчета администратора поступлений в бюджет (форма 0503127) раздела «Доходы бюджета».
Отчетность ГАИФД состоит из Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127) раздела «Источники финансирования дефицитов бюджетов»;
Отчетность ГРБС должна содержать следующие формы отчетов:
Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125);
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (форма 0503110);
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184);
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127);
Отчет о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128);
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (форма 0503137);
Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (форма 0503138);
Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
Пояснительная записка (форма 0503160).
В составе годовой отчетности могут быть представлены дополнительные формы бюджетной отчетности.
|
Далее проверяется достоверность годовой бюджетной отчетности ГАБС. Под достоверностью понимается степень точности данных бюджетной отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов бюджетного учета и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Все ГАБС формируют бюджетную отчетность на основании единой формы 0503127.
Итоговые данные должны быть равны итоговым данным Отчета об исполнении бюджета (форма 0503117), представленного финансовым органом.
Данные подтверждаются актами сверок с отделами казначейства.
ГАД, ГРБС и ГАИФД составляют консолидированную бюджетную отчетность и представляют ее финансовому органу – Министерству финансов Свердловской области (Минфин), которое представляет отчет об исполнении бюджета в Счетную палату не позднее 15 апреля. Проверяется полнота предоставления этой отчетности.
Далее проверяется полнота и достоверность бюджетной отчетности, составленной Минфином. Формирование отчетности осуществляется по единой электронной версии, поэтому суммирование данных форм не производится.
Достоверность показателей подтверждается Отчетом о поступлениях и выбытиях, представленным отделениями Федерального казначейства по Свердловской области (форма 0521423).
Анализируется содержание Пояснительной записки, составленной Минфином на основании данных, представленных ГАБС; результаты отражаются в акте проверки.
Пояснительная записка состоит из таблиц и форм документов и содержит следующие разделы:
Лекция 9. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджетов
организационная структура;
результаты деятельности;
анализ отчета об исполнении бюджета;
анализ показателей финансовой отчетности;
прочие вопросы деятельности.
Итоги контрольного мероприятия оформляются в виде заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Оно направляется в Законодательное Собрание Свердловской области не позднее 1 июня и должно содержать следующую информацию:
цель проверки;
объект проверки;
предмет проверки;
основание проверки;
срок проверки;
состав рабочей группы;
описание процесса проверки и полученные результаты;
выводы о полноте и достоверности бюджетной отчетности;
предложения о возможности принятия годового отчета об исполнении бюджета.
Результаты внешней проверки используются при проведении Счетной палатой экспертизы проекта закона об исполнении областного бюджета, которая начинается в день внесения этого законопроекта в Законодательное Собрание Свердловской области и осуществляется в срок 10 рабочих дней.