1. Контрольно-счетный орган субъекта РФ проводит экспертизы проектов законов субъектов РФ, устанавливающих налоги и сборы, установление которых отнесено Налоговым кодексом РФ (НК РФ) к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания.
Полномочия субъекта РФ по федеральным налогам:
налог на прибыль организаций. Согласно ст. 284 НК РФ налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков;
налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 222 НК РФ могут устанавливаться иные размеры социальных и имущественных вычетов.
Полномочия субъекта РФ по региональным налогам:
налог на имущество организаций. Полномочия субъекта РФ предусмотрены с. 372, п. 3 ст. 379, ст. 380, п. 6 ст. 382 НК РФ;
транспортный налог. Полномочия субъекта РФ предусмотрены ст. 356, п. 3 ст. 360, п. 2 и 3 ст. 361, п. 6 ст. 362 НК РФ;
налог на игорный бизнес. В соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъекта РФ.
Полномочия субъекта РФ по специальным налоговым режимам:
упрощенная система налогообложения (УСН). В соответствии с п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на территории субъектов РФ принимается законом субъекта РФ.
Контрольно-счетный орган муниципального образования проводит экспертизу проектов решений представительного органа местного самоуправления, устанавливающих местные налоги, относящиеся к его компетенции.
Полномочия муниципального образования по местным налогам:
земельный налог. Полномочия предусмотрены ст. 387, 391, 393, 394, 396, 397 НК РФ;
налог на имущество физических лиц. Статьи 3, 4 Федерального закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
|
Лекция 7. Контроль за доходами бюджетов
Законы (решения) о налогах должны быть приняты до внесения проекта закона (решения) о бюджете.
В ходе экспертизы проекта закона (решения) оценивается:
реализация полномочий субъекта РФ (муниципального образования) в части установления налога;
законность сроков и порядка внесения проекта закона (решения);
соответствие текста проекта закона (решения) налоговому законодательству РФ;
финансовые и социально-экономические последствия принятия проекта закона (решения).
Результаты экспертизы отражаются в заключении, которое направляется в законодательный (представительный) орган, и учитываются им при принятии закона (решения) об установлении налога или внесении в него изменений.
2. Проведение КСО экспертизы проекта закона (решения)
о бюджете на предстоящий финансовый год – также осуществляется
в рамках предварительного контроля. Обычно экспертиза начинается
в день поступления проекта закона (решения) в законодательный
(представительный) орган и проводится в течение 10–15 дней.
В ходе экспертизы проекта закона (решения) о бюджете оценивается:
соответствие кодов и наименований запланированных доходов бюджетной классификации доходов бюджетов;
полнота отражения налоговых и неналоговых доходов в доходной части бюджета;
реальность запланированных налоговых и неналоговых поступлений.
Результаты экспертизы отражаются в заключении, которое направляется в законодательный (представительный) орган, и учитываются им при принятии закона (решения) в первом чтении.
|
3. Порядок управления и распоряжения собственностью субъ
екта РФ устанавливается законом субъекта РФ, порядок управления
и распоряжения муниципальной собственностью устанавливается ре
шением представительного органа местного самоуправления муници
пального образования. Проекты данных нормативных правовых актов
подлежат экспертизе, проводимой КСО субъектов РФ и муниципаль
ных образований. Следует отметить, что государственное и муници
пальное имущество может находиться в разных правовых режимах:
в государственной (муниципальной) казне;
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
передано государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения;
передано учреждениям на праве оперативного управления.
Следовательно, порядок управления и распоряжения имуществом не обязательно устанавливается одним правовым актом. В зависимости от правового режима могут быть отдельные положения.
В ходе экспертизы нормативного правового акта (актов) о порядке управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом оценивается:
реализация полномочий субъекта РФ (муниципального образования) по управлению государственным (муниципальным) имуществом;
соответствие текста проекта закона (решения) законодательству РФ;
полнота регулирования и возможность осуществления контроля за реализацией порядка;
финансовые и социально-экономические последствия принятия проекта закона (решения).
|
Текущий контроль.
В процессе текущего контроля КСО осуществляют мониторинг исполнения бюджета по доходам. Он заключается в непрерывном наблюдении за процессом исполнения бюджета, сборе и анализе информации с целью своевременного выявления отклонений поступления налоговых и неналоговых доходов от запланированных показателей. Ежеквартально анализируется представляемый исполнительным органом отчет об исполнении бюджета за I квартал, I полугодие и 9 мес. Информация о ходе исполнения бюджета направляется в законодательный (представительный) орган.
Оперативные данные о наполняемости бюджета позволяют КСО в случае внесения исполнительным органом проекта закона (решения) о внесении изменений в бюджет текущего года провести его качественную экспертизу, а законодательному (представительному) органу квалифицированно решить вопрос о возможности его принятия.
Заключение по результатам экспертизы проекта закона (решения) о внесении изменений в бюджет текущего года оформляется так же, как на проект основного закона (решения).
Последующий контроль.
1. В ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета (при проверке годовой бюджетной отчетности главных администрато-
Лекция 7. Контроль за доходами бюджетов
ров доходов) проверяется полнота и достоверность отражения доходов в годовой бюджетной отчетности.
2. При проведении проверок соблюдения порядка управления
и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом
предметом контроля является порядок управления и распоряжения
муниципальным имуществом, утвержденный законом субъекта РФ
(решением представительного органа местного самоуправления),
объектом контроля – уполномоченный орган исполнительной власти
субъекта РФ, муниципального образования. Обычно это министерство,
департамент по управлению муниципальным имуществом – в субъек
те РФ, комитет, отдел – в муниципальном образовании.
В ходе контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом проверяется наличие и содержание такого порядка. При этом КСО вправе давать предложения законодательному (представительному) органу по улучшению качества нормативного правового акта.
Проверяется исполнение действий, предусмотренных этим порядком, например:
состояние реестра государственной (муниципальной) собственности;
состояние реестров арендаторов объектов недвижимости и земельных участков;
наличие программ и планов приватизации государственного (муниципального) имущества;
соответствие законодательству процесса приватизации имущества;
соблюдение порядка сдачи имущества в аренду;
правильность осуществления учета имущества, находящегося в государственной (муниципальной) казне;
правильность проведения инвентаризации имущества;
деятельность соответствующего органа по приему в казну бесхозяйного имущества;
расходы на содержание имущества, выявление нерациональных расходов;
полноту и достоверность бюджетной отчетности;
исполнение других действий, предусмотренных порядком.
3. Проведение проверок за поступлением доходов от управле
ния и распоряжения государственным и муниципальным имуществом
требует отдельного рассмотрения, поэтому ему посвящен следующий
раздел.
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»